Целое из частей: базис отсчета
Выражаясь официальным языком, идея базиса отсчета звучит так: "Психологическая обработка информации схематизирована в той мере, насколько это обусловлено совместным воздействием внутренних и внешних факторов, независимо от того, сознаете вы это или нет"2. Что это значит? Начнем с поведения, а конкретно с той разновидности поведения,которую можно наблюдать, другими словами, с внешнего поведения (ВП). Люди все время что-то делают: моргают, поднимают руки, разговаривают, ходят, читают, рассматривают рекламные объявления, покупают товары. Запомните, что все это — поведение, имеющее место в данныймоментвремени. Другими словами, речь идет не о характере поведения или очем-либо в этом роде. Чем же вызывается это внешнее поведение? Поведение, по мнению Шерифов, возникает из психологического настроя (ПН), имеющегося у индивида в данный момент времени. Они утверждают, что этот настрой схематизирован, т. е. представляет собой приказ конкретному индивиду на обработку конкретного комплекса раздражителей в конкретный момент времени. "Ага, — скажете вы, — теперь понятно, почему мне иногда бывает трудно объяснить другим какой-то свой конкретный поступок. Ведь в конце концов это был приказ мне в тот самый конкретный момент времени". Совершенно верно! Ну, а что представляют собой некоторые из тех переменных, которые определяют психологический настрой в любой момент времени? Внешние факторы, как явствует из названия, — это то, что происходит вокруг вас в любой данный момент времени. Например, есть ли кто-нибудь рядом и если есть, то кто эти люди, где вы находитесь, может быть, даже погодные условия, общее состояние вашего окружения — шумное оно или тихое, — что в нем требует вашего внимания (например, рекламные объявления) и т. п.
Внутренние факторы — это все то, что происходит внутри вас в тот же самый момент. Например, ваши прошлые познания, ваше отношение к различным вещам, сиюминутное состояние здоровья (четко ли вы все воспринимаете или вас отвлекает головная боль), весь тот "психологический багаж", который именуется верованиями, мнениями и т. п. Эти внутренние и внешние факторы обрабатываются вами время от времени и вызывают различные поведенческие проявления в зависимости от психологического настроя — приказа, который вы отдали всем этим элементам (независимо от того, сознаете вы это или нет) прямо сейчас. Мы еще не раз будем возвращаться к этой основополагающей мысли, а пока приведем несколько простых примеров, которые помогут вам лучше усвоить сказанное. 1. Вы присутствуете на баскетбольном матче. В какой-то момент вы молчите, скажем, когда читают молитву перед началом игры или совершают какой-либо ритуал. А в следующую минуту вы, не жалея ни легких, ни горла, подбадриваете свою команду. Обстановка одна и та же. Однако ваше поведение будет различным в зависимости от возникающих (внешних) условных раздражителей — священник или игроки. 2. Вы на занятии и намереваетесь принять участие в дискуссии. Почему вы подняли руку (внешнее поведение) в данный момент? Возможно, это действие обусловлено сочетанием того, что и кем было перед этим сказано (внешние факторы), с вашими, собственными знаниями или мнением о предмете и с уверенностью в силе своей позиции (внутренние факторы). 3. Вы находитесь в группе людей, на которых хотите произвести впечатление. Кто-то упоминает имя знакомого вам человека, и оно вызывает у присутствующих негативную реакцию. Вы чувствуете себя обязанным тоже сказать что-то язвительное. Позднее, один на один с собой, вы испытываете раскаяние за свое недавнее поведение. Сейчас, не скованное социальным окружением, ваше поведение было бы совсем иным. Присутствие значащих для вас людей (внешний фактор) было определяющим фактором, поборовшим ваши подлинные чувства и мысли (внутренние факторы) в отношении того, о ком шла речь.
4. Вы сидите в комнате и пытаетесь заниматься. Радио включено. Вдруг вы слышите, что передают рекламное объявление, посвященное Дню матери. Внешний раздражитель (объявление) активизирует ваши знания (внутренний фактор) и чувство вины (внутренний фактор), что в канун праздника вы еще ничего не сделали. А ведь радио было включено все время, но вы совершенно не воспринимали объявлений, которые передавались до этого. 5. Всей группой вы смотрите в аудитории телевизионный рекламный ролик. Вместе с товарищами вы смеетесь, скажем, над усердным старанием авторов придать жевательной резинке какой-то "образ". А ведь вы видели этот фильм уже десятки раз и прежде никогда не смеялись. Возможно, вы даже покупали эту резинку. Чем же объяснить разницу в поведении? Доминирующим фактором в "психологическом настрое" явилось присутствие однокашников (внешний фактор), необычная обстановка просмотра телерекламы в учебной аудитории (внешний фактор), а также желание быть "как все" (внутренний фактор). 6. Интервьюер спрашивает женщину, какие телевизионные ролики ей не нравятся. Она упоминает знакомую (даже слишком знакомую) рекламу средства от головной боли. Придя в следующий раз в магазин, она покупает именно это средство. В первом случае ее ответ был обусловлен действием доминирующего внешнего фактора (интервьюер) и ее собственной оценкой ситуации в целом ("спрашивают мое мнение"). Во втором случае она покупает товар в предчувствии будущей головной боли (внутренний фактор), вспомнив содержащиеся в его рекламе утверждения о быстром действии препарата. Теперь окружающая обстановка (универсам) оценивается ею в свете реального, прагматического, связанного с денежными затратами выбора, а не с высказыванием, в общем, приемлемого (и почти не связанного с риском) мнения постороннему лицу. Усвоив это общее представление о базисе отсчета, перейдем теперь к рассмотрению других важных суждений. Каждое из них позволяет глубже заглянуть в суть эффекта, производимого внутренними и внешними силами, которые действуют на индивида в любой данный момент времени. Каждое из них позволяет яснее прочувствовать всю сложность ответной реакции на рекламу.
Селективный характер непрерывной психологической деятельности Вам наверняка приходилось спрашивать себя: "Почему же они не смотрят на вещи так, как смотрю я?" Ответ прост: "Потому что они — не вы!" Время от времени мы оказываемся в водовороте практически бесконечного числа раздражителей — как внутренних, так и внешних. Чтобы остаться в здравом уме, мы просто не можем уделять всем им равного внимания. Поэтому как сознательно, так и бессознательно каждый из нас постоянно выбирает некоторые из этих внутренних и внешних факторов и игнорирует другие. Так что же помогает нам определить, что именно выбирать, а что отсеивать? Как предполагает идея базиса отсчета, наша способность к отсеиванию может время от времени меняться под действием внутренних и/или внешних факторов. Мы обращаем внимание на знак остановки. Мы обращаем внимание на боль в руке. Мы рассматриваем одно объявление, потому что оно интересное, а другое — потому что оно кричащее, но игнорируем третье, потому что отвлеклись разговором. С течением времени наша селективность начинает превращаться в схему. Это значит, что мы становимся склонными отдавать предпочтение при отборе одним вещам в противовес другим, хотя всегда существует возможность, что в любой данный момент времени наша обычная процедура отбора может быть нарушена. (Обычно я отсеиваю объявления о водонагревателях, просто не воспринимаю их. Но когда сломался мой нагреватель, я вдруг стал воспринимать их совершенно четко.) Само собой разумеется, что присущая нам селективность определяется имеющимся психологическим багажом отношений, верований, мнений и прошлого опыта. Из приводимого ниже примера ясно, каким образом наш прошлый опыт может сформировать восприятие "естественного" (даже обыденного, повседневного) действия.
"Проходя по улицам любого большого индийского города, мы наверняка встретим крестьянина-индуса. Увидев, как он сморкается прямо на тротуар, большинство из нас, несомненно, посчитают этот акт непристойным и отвратительным. Для индуса, прошедшего более взыскательную, чем у нас — хотя и отличную от нашей, —тренировку в поддержании чистоплотности, наша привычка заворачивать выделения из носа в куски ткани, которые мы после этого носим с собой и которыми впоследствии вытираем лицо, кажется мерзкой и отвратительной с равнозначно феноменальным абсолютизмом". Значит, совершенно очевидно, что селективность нашей непрерывной психологической деятельности имеет решающее значение для понимания реакции индивида на рекламу. Задумайтесь, к примеру, над тем, что контакты со средствами коммуникации имеют тенденцию быть добровольными и селективными. Они добровольны в том смысле, что люди намеренно наталкивают себя на контакт с конкретным средством. Они включают телевизор и настраивают его на определенную программу или целенаправленно читают журналы и газеты. Контакты селективны в том смысле, что люди выбирают лишь незначительную часть из всех имеющихся средств коммуникации, причем разные люди выбирают разные вещи. Среди программ, журналов, статей, документальных передач они отбирают, как правило, те, что оправдываютих ожидания и соответствуют их нынешним отношениям и мнениям. Хотя контакт со средствами коммуникации скорее всего добровольный, контакт с большей частью рекламы является непроизвольным, т. е. человек далеко не всегда ищет рекламные объявления. Они приходят сами вместе с программой или редакционным материалом, и читатель или зритель непроизвольно сталкивается с ними в результате добровольного общения со средством коммуникации. Исключение составляют контакты с рубричной рекламой, телефонными справочниками, каталогами предприятий посылочной торговли и постоянными источниками торговой информации (такими, как объявления бакалейных и универсальных магазинов). Даже при условии частых непроизвольных контактов (мы переворачиваем страницу и наталкиваемся на рекламное объявление) имеется великое множество свидетельств, что наша психологическая селективность отсеивает большую часть рекламы, которую мы могли бы увидеть. Так, например, в результате исследований достоверно установлено, что лица, уже пользующиеся рекламируемым товаром, более склонны к восприятию объявлений о конкретной марке, чем те, кто им не пользуется. Это может быть одним из способов отыскания подтверждений правильности решения о покупке (особенно в случаях с такими товарами повышенного риска, как автомобили). А может быть, это — стремление чувствовать себя более комфортно с товаром вообще, включая и его рекламу. Эта подкрепляющая селективность сказывается и на нашем отношении к целым классам товаров. Следовательно, курящие в гораздо большей мере склонны читать объявления о сигаретах, чем некурящие, а наиболее вероятной аудиторией рекламы о вреде курения окажутся (к великому огорчению борцов с курением), как вы правильно догадались, те, кто и так не курит.
Непрерывная психологическая деятельность может сказаться и на нашем собственном восприятии товаров и услуг как таковых. Хотя вы, возможно, никогда не бывали в каком-то определенном студенческом кафе, вы "знаете", что оно вам не понравится из-за того, что вы слышали о нем. Если вы посетите концерт новой рок-группы, от которой "все без ума", вполне вероятно, что и вы сочтете все предлагаемое исполнителями неотразимым. Феномен этот, вне всякого сомнения, представляет значительный интерес для рекламодателей. В исследовании, проведенном пивоваренной фирмой "Анхойзер-Бущ", испытуемых прежде всего классифицировали по их аргументации в пользу выпивки: например, пьющий за компанию, пьющий для восстановления тонуса и т. п. Затем их познакомили с четырьмя якобы новыми сортами пива с вымышленными названиями и показали кадропланы телевизионных рекламных роликов. В каждом из этих роликов пиво пил человек, личность которого соответствовала одному из стереотипов, основанных на аргументации в пользу выпивки. Результаты, как мы надеемся, не покажутся вам удивительными. Испытуемые не подозревали, что все сорта пива были идентичны. "Процент выбравших марку, соответствующую типу своей личности, оказало гораздо выше, чем можно было ожидать... Более того, все испытуемые поверили, что сорта разные и что они могут определить разницу между ними. У большинства сложилось чувство, что по крайней мере одна из четырех марок не годится для потребления". Таким образом, в любой данный момент времени базис отсчета частично определяется селективностью природы нашей непрерывной психологической деятельности. Восприятия (и действия) каждого из нас немного отличаются от восприятий и действий любого другого человека, и эта система отсеивания явно сказывается на потенциальных возможностях ответной реакции на рекламу, хотя, несомненно, существуют и восприятия, и действия, присущие всем. Следующее рассуждение поможет нам начать разбираться, почему это происходит.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|