Относительную весовую значимость
В разговоре о местных футбольных командах мы называем хорошей ту,что выиграла многие игры в сезоне. Применительно к гигантам высшей лиги примитивной арифметикой "победа — поражение" мы пользуемся только в том случае, когда речь идет об играх "межсезонья" или о "годе становления" команды. Чем объяснить такую разницу в оценках? В основном разницей используемых точек отсчета. В некоторых "примитивных" обществах смену времен года отмечают по так называемому якорю — постоянно действующей точке отсчета (например, по времени цветения различных растений). В рамках нашей культуры точкой отсчета чаще всего служит или календарь, или деятельность учебных заведений, или мероприятия, проводимые розничными торговцами. Другими словами, на наши точки отсчета оказывают влияние факторы с относительно большей весомостью. Одним из результатов использования системы "якорей" является эффект ассимиляции и противопоставления. Говоря проще, если по какому-то спорному вопросу у индивида есть стабильная точка отсчета (или "якорь"), то любая последующая коммуникация на данную тему оценивается им на основе этой точки отсчета. Факты и суждения, представляющиеся относительно близкими, ассимилируются, т. е. воспринимаются как стоящие даже ближе к точке зрения индивида, чем это может оказаться в действительности. А все, что воспринимается отрицательно, противопоставляется, т. е. рассматривается как отстоящее от позиции индивида дальше, чем это может быть на самом деле. Так, выступающий против обязательной доставки детей в школу автобусами может считать, что человек, занимающий нейтральную позицию, тоже выступает против такой системы.
Эффект ассимиляции и противопоставления может, без сомнения, быть очень важным с точки зрения производителей, правительственных органов и групп, высказывающих свои взгляды по таким спорным вопросам, как охрана окружающей среды и энергетическая политика. Такая реклама часто нацелена на сочувствующие аудитории (т. е. на лиц, склонных разделять излагаемую позицию, ассимилироваться с ней). Но она же во многих случаях должна пытаться увещевать и тех, кто, как минимум, стоит на нейтральных позициях, а возможно, и выступает против пропагандируемых взглядов. Таким образом, "якоря" могут работать и на рекламодателей, и против них. Иногда "якоря" могут оказывать поистине огромное влияние на оценку актуальных для индивида сообщений, а иногда—почти не сказываться, если речь идет о проблемах, не затрагивающих интересы данного человека. "Якоря" могут существовать на разных уровнях жизненного опыта. Например, у некоторых потребителей есть собственные "якоря " покупательских обоснований, которыми они часто пользуются, выступая в роли покупателей. За что платишь, то и получаешь. Всегда покупай магазинные марки. Всегда покупай именные марки. Покупай самое детское, что есть. Эти (и другие) рассуждения могут показаться знакомыми. Вполне очевидно, что если они служат для потребителя серьезными точками отсчета, то могут оказать существенное влияние на вероятность принятия одних видов рекламы и отклонения других. "Якоря " культурного уровня также могут сказаться на вероятности благоприятного отношения к рекламе. Например, объявление с приглашением посетить футбольный матч (без участия Пеле), вероятно, пройдет мимо многих американцев просто потому, что футбол (по крайней мере на сегодняшний день) еще не считается обязательной частью американских представлений о видах спорта, собирающих много зрителей (несмотря на то, что в остальном мире это, без сомнения, самая популярная игра). Американские фирмы, рекламирующие в других странах пищевые полуфабрикаты быстрого приготовления (например, смеси для кексов и пудингов), столкнулись там с противодействием "якорей" культурного порядка, в соответствии с которыми пища должна в основном готовиться своими руками "с нуля". Значение подобных "якорей" повышается по мере роста числа американских фирм, рекламирующих свои товары и услуги за рубежом.
"Якоря " предпочтительного отношения к маркам — это как раз то, к чему стремятся большинство рекламодателей. Идея о возможности внедрения в сознание потребителей собственной марки фирм в качестве основной точки отсчета при оценке всех прочих марок представляется чрезвычайно заманчивой. Критики утверждают, что крупные фирмы с большими рекламными бюджетами в состоянии добиться этого благодаря максимальному насыщению рынка своей рекламой. По их мнению, как только марка закрепится в сознании потребителей, более мелким конкурентам будет гораздо труднее пробиться сквозь завесу устойчивой схемы. "Совсем наоборот", — утверждают рекламодатели. Закрепился подобный "якорь" голько потому,чторекламе удалось правильно интерпретировать и донести до индивида информацию о качествах товара или услуги, способных удовлетворитьего,потребителя, запросы. Без сомнения, такие названия, как "Кока-кола" и "Катерпиллер" (в области товаров промышленного назначения), служат "якорями" для многих. Интересно, как обыгрывают в свою пользу относительно солидное положение лидеров "вторые номера" по конкурентной борьбе. Они начинают с того, что соотносят свой товар с основной оперативной точкой отсчета, т. е. с признанной лидирующей маркой. Поэтому фирма "Авис", например, прямо заявляет: "Мы всего лишь номер два". Подобная тактика, по мнению специалистов, может принести успех, когда: — положение конкурента значительно выше вашего собственного; — имеется большая группа "нерешившихся" потребителей, а приверженность к марке недостаточно крепка; — ваш товар обладает заложенным в него преимуществом.
Пожалуй, самым сильным "якорем", определяющим восприятие рекламного обращения, является опыт реального использования товара или услуги. Говоря проще, если вы испробовали конкретный дезодорант и оказалось, что он раздражает кожу, все последующие объявления с расхваливанием его мягкости скорее всего будут заслуженно рассматриваться вами скептически. Возможно, свое первое разочарование в рекламе дети получают, когда прекрасная вещь, представленная по телевизору в экзотической обстановке, дома оказывается совсем обычной. Благоприятный опыт контакта с товаром или услугой, конечно, может быть одной из самых сильных причин притягательности объявлений для тех, кто уже пользовался объектом рекламы. Довольные приобретенным стереопроигрывателем, мы согласно киваем словам рекламы. Да, мы готовы подтвердить, что в этом магазине действительно встречают клиентов как родных и т. п. В надежде закрепить "якорь" благоприятствования некоторые фирмы часто прибегают к распространению образцов товара. Передавая товар или услугу на опробование потребителя, они надеются укоренить свою марку в качестве благоприятной точки отсчета. Интересным аспектом опыта контакта с товарами является идея самоудовлетворяющего пророчества. Применительно к рекламе эту идею можно истолковать примерно так. Поскольку с точки зрения своих физических свойств марки внутри многих товарных классов (например, сигареты, пиво, моющие средства, бензин) практически идентичны, различия, ощущаемые людьми при их использовании, в значительной мере определяются упаковкой, рекламным образом и другими сопутствующими признаками. Так, если кто-то верит, что определенные сигареты более "мужественны" в сравнении с другими, он может, пожалуй, ощутить соответствующие качества мужественности при реальном использовании товара. Огромное количество тестов (подобных описанному выше исследованию с пивом) было проведено с целью обосновать утверждение, что на результатах опыта конкретного использования товара влияние со стороны рекламы сказывается в большей мере, нежели результаты опыта — на будущей оценке рекламы. (Это справедливо для других сфер деятельности. После того как кинокритика в соответствующей мере уверила нас в достоинствах конкретного фильма, мы "видим" в нем шедевр в основном потому, что уже ожидали этого.)
Резюме
В этой главе был поставлен вопрос: какие факторы сказываются на ответной реакции на рекламные объявления? Сейчас на него можно ответить так: многие факторы, как внешние, так и действующие внутри индивида. Введя понятие базиса отсчета, мы рассмотрели взаимодействие внутренних и внешних раздражителей, среди которых находится и реклама. Было отмечено, что любые раздражители могут как благоприятствовать, так и препятствовать формированию ответной реакции на рекламу столь существенным образом,что к огульным заявлениям о предсказуемости конечных результатов следует относиться (по меньшей мере) с осторожностью. В основном рекламодателей интересуют две разновидности внешнего поведения. Во-первых, отношение к самому рекламному обращению. И во-вторых, действие, стимулировать которое призвано объявление: написать своему представителю в конгрессе, выдать заказ на вагон химикатов, купить пачку жевательной резинки в расчетном узле универсама. Конкретные поступки определяются влиянием соответствующего сочетания внешних и внутренних факторов. В первом случае задача состоит в том, чтобы заставить индивида выбрать из множества возможных строго определенный раздражитель (наше объявление). Проницательный рекламодатель должен не только отвлечь внимание от рекламы конкурентов, но и заставить адресата ознакомиться с собственным обращением. Обычно для выполнения обеих этих задач необходимо, чтобы обращение гармонировало с такими присущими индивиду внутренними факторами, как степень знакомства с товарным классом (а возможно, и с маркой) и степень предрасположенности верить даваемым в рекламе обещаниям. Когда совершается действие, на стимулирование которого было рассчитано обращение, само рекламное объявление, как правило, перестает существовать в зоне внешних факторов, а становится, по всей видимости, важной составной частью внутренних движущих сил, поскольку его суть запомнили и сочли достаточно актуальной, для того чтобы предпринять на ее основе действия, на которые и рассчитывал рекламодатель. Сложность проблемы заключается в том, что мы имеем дело с людьми. А люди есть люди. Они общаются и с помощью словесных, и с помощью огромного количества бессловесных символов. Из-за различий в жизненном опыте отправителей и получателей эти символы могут иметь различное значение для разных людей в разное время при разных базисах отсчета.
Идея базиса отсчета дает нам отправную точку для понимания ответной реакции на рекламу. И если она предполагает исключительную сложность проблемы, то так оно и есть. Ответная реакция на рекламу не является точной, и это один из факторов, делающих рекламу такой интересной. Вопросы для обсуждения
1. Почему идеи базиса отсчета помогают объяснить, как люди реагируют на рекламу? Дайте несколько примеров возможных реакций и объясните их с позиции базиса отсчета. 2. Приведите, основываясь на вашем личном опыте, пример того, как психологическая селективность повлияла на восприятие рекламы. Каким образом следует рекламодателю учитывать этот фактор при подготовке объявлений? 3. Приведите примеры объявлений, отличающихся и не отличающихся,по вашему мнению, четкой структурой. Объясните различия в объявлениях и возможные различия в ответных реакциях. При каких условиях и почему одна разновидность объявлений может оказаться действеннее другой? 4. Поясните на примерах, является ли феномен схематизации помощником или противником рекламодателя. 5. Используя свой повседневный опыт, приведите примеры благоприятных и отрицательных последствий умозрительного общения. Каким образом все это отражается на рекламодателе? Какой тип коммуникации — словесная или бессловесная — является потенциально более эффективным? Объясните почему. 6. Каким образом приверженность к марке или прошлый опыт контакта с товаром или услугой может повлиять на ответную реакцию индивида на рекламные объявления? Приведите примеры тех или иных "якорей", воздействующих на вашу ответную реакцию на объявления. 7. С учетом факторов, описанных в этой главе, считаете ли вы теперь ответную реакцию на рекламу более предопределенной или менее предопределенной, чем думали раньше? Какие шаги должен предпринять рекламодатель для снижения вероятности неудачи в процессе коммуникации?
Глава 2
Творческий подход: Побудительные мотивы Человека невозможно разделить на основные составляющие. Невозможно расчленить человеческую натуру на компоненты, выделив, с одной стороны, биологическую структуру, а с другой — знания, которые эта структура содержит.
Из книги "Механика человеческой натуры"
Одним из очевидных выводов из идеи базиса отсчета, о которой шла речь в предыдущей главе, является вывод о сложном характере ответной реакции человека в любой данный момент. Любое действие или любое проявление внешнего поведения есть результат психической переработки индивидом огромного количества действующих в этот момент внутренних и внешних переменных. Совершенно очевидно, что для рекламодателя чрезвычайно важно установить, каким образом эти факторы взаимодействуют друг с другом, обеспечивая продуктивную коммуникацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|