Стратегия рекламной кампании
"Каждое объявление должно рассматриваться как вклад в сложный символ, который и является образом марки... Каждое объявление—это не одиночный выстрел, а долгосрочный вклад в закрепление индивидуальности марки". Этими словами Дэвид Огилви, один из самых уважаемых (и часто цитируемых) творческих работников рекламы напоминает текстовику, что, хотя его конкретное задание состоит в подготовке одного конкретного объявления, рассматривать это объявление необходимо как одно из целой серии обращений, адресованных одним и тем же лицам. Его следует рассматривать как частичку постоянно ведущейся, логически последовательной кампании. Если задание состоит в разработке новой кампании (ее девиза), текстовик должен отыскать какую-то объединяющую тему, тему, которую можно было бы с успехом развивать в течение года, а то и дольше. Иногда одно итоже объявление, например реклама "Курсов английского.языка Шервина Коди" ("А вы делаете эти ошибки в английском языке?") или духов "Табу" ("Запретный аромат"), дается без всяких изменений на протяжении многих лет и само становится, по сути дела, кампанией. Но обычно основная тема кампании — ее зрительное, словесное, а часто и музыкальное выражение — задает границы и тональность всех последующих объявлений. Понятие стратегии кампании было впервые применено в последней четверти XIX в. рекламным агентством "Н. У. Эйер". Его подход к рекламе заключался "в непрестанных усилиях". Когда Эйера спрашивали: "Непрестанных усилиях в чем?" — следовал ответ: "В постоянном напоминании публике своего имени". Прием постоянного напоминания публике имени рекламодателя до сих пор срабатывает, но для выхода на рынок с новым товаром или для обеспечения себе конкурентного отличия среди аналогичных товаров в наши дни явно требуется кое-что еще. Это "кое-что" еще было сформулировано в свое время Альбертом Ласкером, которого часто называют основоположником всей современной рекламы. Он выступил с заявлением, что реклама есть "искусство продажи посредством печатного слова". Подход с точки зрения искусства продажи характерен для "аргументированной" рекламы, излагающей читателю логически обоснованные доводы необходимости совершения покупки.
Важность выделить одну сильную тему кампании и в последующем придерживаться ее подчеркивает и Россер Ривс, бывший глава рекламного агентства "Тед Бейтс". Ривс утверждает, что любое рекламное объявление должно, прежде всего, сделать потребителю определенное предложение: "Купи именно этот товар — и получишь именно эту специфическую выгоду". Во-вторых, предложение должно быть таким, какого конкурент либо не может дать, либо еще не выдвигал. В-третьих, предложение должно быть настолько сильным, чтобы привлечь к марке новых покупателей. И наконец, настаивает Р. Ривс, если вы создали такое "уникальное торговое предложение " (УТП), повторяйте, повторяйте и повторяйте его — вдалбливайте его в головы. По его словам, ошибка, стоящая миллионы долларов, заключается в слишком частой смене кампаний. Ривс утверждает, что в погоне за оригинальностью слишком многие кампании меняют слишком часто. В качестве одного из примеров удачных УТП он приводит кампанию по зубной пасте "Кол-гейт", которая шла под девизом "Она не только чистит зубы, но и очищает дыхание". Со стратегией повторяемости рекламы согласен и Д. Огилви. Он отмечает, что "десятки добротных объявлений изымают из обращения до того,какони теряют силу, и главным образом потому, что они намозолили рекламодателю глаза". Признавая вклад повторов рекламы в создание более четкого образа, Огилви одновременно не упускает из виду и динамику рынка.
"Вы рекламируете не стоящей на месте армии. Вы рекламируете проходящим парадом войскам. Каждый год три миллиона потребителей женятся и выходят замуж. Объявление, сумевшее продать холодильник вступившим в брак в прошлом году, наверняка с таким же успехом подействует и на тех, кто будет вступать в брак в будущем году. Каждый год умирают 1 млн. 700 тыс. потребителей и рождаются 4 млн. новых. Подобно антенне радара, объявление постоянно выискивает новых потенциальных покупателей, померетого как они появляются на рынке". Но среди специалистов рекламы нет полного согласия. Многие современные практики рекламы утверждают, что так называемый подход с точки зрения искусства продажи, основанный на изложении торговых аргументов пункт за пунктом и дающий в результате обращения с относительно жесткой структурой, неэффективен применительно к сегодняшнему молодому поколению потребителей, воспитанных телевидением. Найти отклик в их душах, по мнению специалистов, можно не только с помощью ясного и четкого изложения фактов, но и с помощью атмосферы, создаваемой коммерческим обращением. Ведь в конечном счете большинство марок большинства товаров очень похожи друг на друга. Следовательно, выбор, какойименнотовар купить, часто определяется чувством, которое индивид испытывает по отношению к марке или идее. А это чувство в свою очередь редко является результатом одних лишь рациональных рассуждений. Что касается повторяемости, вряд ли стоит сомневаться, что она в огромной мере содействует успеху ряда товаров и идей (особенно часто покупаемых и мало отличающихся друг от друга изделий). Двойной вызов, бросаемый творческой личности в рекламе, заключается не только в создании объявлений, запоминающихся сами по себе или в рамках ведущейся кампании, но и в создании новых кампаний. Для борьбы с неблагоприятным образом стратегия кампании может быть построена так, чтобы существующие потребительские отношения менялись постепенно. Например, буквально с самого начала массового выпуска "модели Т" фордовские автомобили стали повсеместно восприниматься как "жестянки". Исследования, проведенные с целью выяснения причин этого устойчивого мнения, показали, что общее впечатление водителя об автомобиле во многом зависит от того, как он "звучит". Если машина дребезжит и кажется шумной, водитель считает, что корпус жидковат, да и сам автомобиль — продукт массового производства, сделанный по принципу "тяп-ляп". Если звук тугой, спокойный, значит, машина сделана добротно. Вооружившись результатами этих исследований, фирма "Форд" потратила миллионы долларов, чтобы превратить "форд" в самый спокойный, самый солидный на ходу автомобиль. В рекламной кампании сравнивали спокойствие "форда" и "роллс-ройса" и заостряли внимание на том факте, что "форд" спокойнее. Эту же тему продолжили, сравнивая "форд" с другими знаменитыми автомобилями ("Спокойно, парень, "форд" даже спокойнее моего "ягуара"). Затем акцент кампании постепенно сместили со спокойствия на прочность и добротность производства (спокойнее, потомучто прочнее, а прочнее, потому что добротно сделан).
Аналогичным образом с помощью тщательно спланированной и хорошо исполненной долговременной кампании можно усилить репутацию корпорации, розничного магазина, отрасли производства или учреждения типа банка или страховой компании, ибо подобная кампания облегчает индивиду процесс схематизации и селективного восприятия. Огилви также пишет: "Результаты вашей кампании в меньшей степени зависят от того, как написана реклама, чем от того, как позиционирован товар". Мы уже говорили о том, что потребители обязательно позиционируют новинку в своем сознании, т. е. находят ей место среди других уже известных им товаров. Поэтому суть стратегии рекламной кампании для рекламодателя сводится к тому, чтобы принять решение, какое именно место в ' сознании потребителя должен занять его товар, а затем создать рекламу, которая обеспечит и закрепит это позиционирование. Отличие, т. е. словесно-зрительная идея, ставящая товар особняком, будет скорее всего обыгрываться мягко, а не как нечто сотрясающее основы мироздания.
Определение аудитории
В самом центре внимания текстовика должны находиться люди, для которых он пишет. Его успех, как и успех переводчика, зависит в основном от его способности говорить на языке потенциальных покупателей. И не просто на языке слов, а на языке их потребностей, запросов, верований, ценностей и целей. В сущности, все изучение потребителей сводится к описанию со всеми актуальными подробностями группы людей, которым должна быть адресована реклама. Однако, даже если текстовик имеет под рукой все необходимые сведения, ему предстоит попытка идентифицироватьсебя с потребителем, воочию представить себе этих незнакомых людей, проникнуться их чувствами, поставить себя на их место, чтобы установить, какими именно будут их базисы отсчета в решающие моменты. В предыдущих главах говорилось о том, что текстовик может описать потребителей с точки зрения демографических, психологических, социологических и географических факторов. Предприимчивый текстовик должен до конца использовать всю надежную информацию, имеющую отношение ко всем этим факторам. Однако, как это часто бывает, наиболее актуальная психологическая информация попросту отсутствует, и тогда текстовику приходится мысленно заполнять пробелы и строить предположения. Готовность творческой личности строить предположения, теоретизировать и подвергать идеи логическому тестированию является, вероятно, самым большим вкладом этой личности в рекламу. Конечно, текстовику весьма полезно встретиться и побеседовать с несколькими представителями искомой аудитории до начала работы над объявлением. Текст обычно получается лучше, если при его создании текстовик как бы выделяет из общей аудитории одного человека и пишет в расчете именно на него. Такой текст приобретает теплоту, индивидуальную направленность и значимость личного письма или личной беседы. При этом, естественно, предполагается, что оперативные базисы отсчета прочих членов данной аудитории схожи с базисом отсчета избранной "цели". Возможно, для каких-то четко выделяющихся сегментов общей аудитории потребуются отдельные кампании. Интересным примером сегментирования аудитории может служить стратегия, примененная сталелитейной корпорацией "Бетле-хем стал" для выбора нужного обращения к нужной аудитории в рамках кампании по организации общественного мнения, в которой затрагивались сложные проблемы общественной политики (например, призыв повысить тарифы на импорт стали). Подписчиков 13 журналов попросили ответить на шесть широко сформулированных вопросов, например выразить свое мнение по поводу правительственного регулирования деловой практики. После этого специалисты "Бетлехем" отобрали шесть журналов с высоким процентом читателей "срединной установки " в затронутых вопросах, т. е. не закоренелых консерваторов и не либералов, которые были, по всей вероятности, более склонны принять точку зрения корпорации. Подобная информация о потенциальной аудитории обращения, без сомнения, представит для текстовика огромную ценность.
Неумение точно сегментировать аудиторию часто приводит к появлению странных и, скорее всего, неэффективных текстов. Заголовок объявления о водонагревателе, появившегося в фермерском журнале Форм джор-нэл, гласил: "Это единственный дом с горячей водой во всем квартале". Реклама мыла была дана в том же журнале под заголовком "У нее получается самое чистое белье в городе". Поскольку аудитория журнала состоит в первую очередь из живущих на фермах, вряд ли уместно втискивать фермерский дом в квартал или считать, что обитателей фермы интересует чистота белья в городе, а не у себя дома. Значит, ни в одном из этих случаев текст не писался специально в расчете на фермерскую аудиторию. Точка зрения потребителя
Много уже сказано о важности оценки ситуации с точки зрения потребителя. Это столь влиятельный фактор в процессе написания рекламных текстов, что на нем следует задержаться особо. Сравните два утверждения: "Выиграйте 100 тысяч долларов" и "Вы можете выиграть 100 тысяч долларов". Сравните также следующие пары предложений: 1-А. Мы так гордимся этим товаром и его отличным качеством, что гарантируем его безупречную службу в течение 20 лет. Б. На этот товар отличного качества вы получите твердую гарантию на 20 лет. 2-А. Знания этого человека помогут сэкономить деньги и обеспечат вам лучшую защиту. Б. Благодаря знаниям этого человека вы сможете сэкономить деньги и получить лучшую защиту.. 3-А. Качество товаров "Крейн" — надежный союзник в борьбе с высокими издержками. Б. В качестве товаров "Крейн" вы обретете надежного союзника в борьбе с высокими издержками. 4-А. Товары "Секо" способствуют улучшению жизни. Б. Благодаря товарам "Секо" вы живете лучше. "Вы" уже предполагает использование языка потребителя. Нетрудно догадаться, что технические термины в описании товара необходимо перевести в слова, фразы и изображения, понятные потенциальным покупателям. Гораздо труднее уяснить себе, что даже самые простые слова часто имеют для разных людей совершенно разное значение. Значения складываются на основе прошлого опыта. Следующие обычные слова, предложенные любой группе людей, будут иметь для каждого из них несколько отличные значения: конфета, молоко, виски, кофе, мясо гремучей змеи. Например, у больного диабетом слово конфета вызывает цепь ассоциаций, резко отличных от ассоциаций тучного студента. Так что, даже имея дело с самыми обычными словами, текстовику следует тонко чувствовать, какое именно значение может придать словесному символу искомая аудитория. Некоторые ваши разногласия с родителями могут возникать именно по этой самой причине — из-за разного толкования обычных слов, скажем, понятия "хорошие отметки".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|