Общая характеристика групповой дискуссии
ГД – процесс коллективного обсуждения какой-либо проблемы с целью выработки общего мнения по ней. На экспериментальном уровне ГД была изучена К. Левиным. Эксперимент был осуществлен в США в годы 2 мировой войны и имел прикладное значение. Вместо мяса населению предлагались многочисленные субпродукты, домохозяйки бойкотировали их покупку. Цель эксперимента состояла в том, чтобы сравнить эффективность воздействия на мнение домохозяек традиционной формы, используемой рекламой (лекции), и новой формы - выработки собственного группового решения на основе групповой дискуссии. Домохозяйкам была прочитана лекция. После они имели два варианта поведения: покупать или не покупать субпродукты. В момент лекции решение не было принято, и поэтому никакой поддержки группой в пользу принятия решения они не имели. В ходе ГД каждый член группы чувствовал себя включенным в принятие решения, и это ослабляло сопротивление нововведению. Такой эффект стал возможным потому, что решение не было навязано, а было именно принято группой. Со времени этого эксперимента Левина было проведено много других исследований по изучению механизма и эффекта группового принятия решения и выяснению роли групповой дискуссии в этом процессе. Были выявлены две важные закономерности: 1) ГД позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации; 2) если решение выдвинуто группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, оно превращается в групповую норму. Этапы ГД: - ориентировка (определение цели и темы, отбор информации, сбор альтернатив)
- оценка (уяснение, анализ и выбор решения из набора имеющихся альтернатив) - завершающий (подведение итогов). Умения, необходимые ведущему: - умения, необходимые для решения проблемы, задачи. - умения, направленные на построение и поддержание отношений с группой. - умения, ориентированные на каждого участника. Типы ГД: - тематическая, - биографическая, - межличностная. Формы проведения: - натуральная. Разновидность: введенный А. Осборном «брейн-сторминг» («мозговая атака»). Для проведения «мозговой атаки» группа разбивается руководителем на две части: «генераторов идей» и «критиков». На первом этапе дискуссии действуют «генераторы идей», задача которых состоит в том, чтобы набросать как можно больше предложений относительно решения обсуждаемой проблемы. На втором этапе в дело вступают «критики», они начинают сортировать поступившие предложения: отсеивают совершенно непригодные, откладывают спорные, безусловно принимают очевидные удачи. При повторном анализе спорные предложения обсуждаются и из них удерживается также максимум возможного. В конечном итоге группа получает довольно богатый набор различных вариантов решения проблемы. - разделение группы на 2 или 3 команды (сначала в командах, потом вместе). - дискуссия с распределением ролей (организатор, инициатор, соглашатель, спорщик, оригинал). Дискуссия позволяет, сопоставляя разные точки зрения или противоположные позиции: - увидеть проблему с разных сторон; - уточнить взаимные позиции; - нивелировать скрытые конфликты; - выработать групповое решение; - использовать механизм возложения и принятия ответственности; - проявить свою компетентность; - удовлетворить потребность в признании.
Что же касается теоретической стороны проблемы, то важнейшим вопросом здесь остается вопрос о сравнительной ценности групповых и индивидуальных решений. т.е. групповое решение должно оказаться своеобразным усреднением решений отдельных членов группы.. В 1961 г. Дж. Стоунер показал, что групповое решение включает в себя в большей мере момент риска, чем индивидуальные решения. Эксперименты Стоунера и других выявили чрезвычайно важный факт: при принятии группового решения не обязательно происходит нормализация, решение не всегда является «средним».
Наоборот, групповое решение приводит вообще «к сдвигу выбора», т.е. к известной поляризации мнений в группе. Этот феномен так и получил двойное название: в американской литературе - «сдвиг выбора», в европейской - «поляризация». Сущность этого явления заключается в том, что в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение их большей частью группы. Таким образом, «сдвиг мнений» в ходе групповой дискуссии есть пропорция аргументов одной и другой сторон (Майерс). Установлено, что преимущество того или другого решения, принимаемого группой, зависит от стадии принятия решения: на фазе нахождения решения индивидуальное решение более продуктивно, на фазе разработки (доказательства правильности) выигрывают групповые решения [Тихомиров]. На качество решения влияет еще один фактор, получивший название «группомыслие». Этим термином, введенным И. Джанисом, обозначается стиль мышления людей, которые полностью включены в единую группу, где стремление к единомыслию важнее, чем реалистическая оценка возможных вариантов принятия правильного решения. Феномен «группомыслия» снижает качество групповых решений, т.е. представляет собой ограничение возможностей участников решения посмотреть на проблему объективно; группа становится жертвой своего единодушия. Вместе с тем этот феномен очень ярко показывает взаимосвязь, которая существует между процессом принятия группового решения, характером взаимоотношений в группе и другими факторами, т.е. помогает понять, почему принятие групповых решений относится к процессам групповой динамики (Бовина).
Вопрос 97
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|