Социометрический метод в социальной психологии
Широкое распространение в западной социальной психологии получило так называемое социометрическое направление. Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой - диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью СМ изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы. Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы. Он же разработал социометрическую методику. Измерение предполагает опрос каждого ее члена с целью выявления тех членов группы, с которыми он предпочел (выбрал) или, напротив, не захотел бы участвовать в определенном виде деятельности. Процедура измерения включает следующие элементы: а) определение варианта (числа) выборов (отклонений); б) выбор критериев (вопросов) опроса; в) организация и проведение опроса; г) обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа. Социограмма – это графическое изображение эмоциональной структуры группы, состоящей из социальных единиц – атомов. Обычно составляют несколько коллективных социограмм для одной группы: взаимных выборов, взаимных отклонений, первых двух (пяти) выборов. Индивидуальные социограммы позволяют произвести более тонкий анализ положения конкретного члена в группе: отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы. Лидером часто считают того, кому преимущественно отдают предпочтения в своих выборах «популярные» члены малой группы.
Надежность измерения в социометрии зависит от «силы» социометрического критерия, возраста испытуемых, вида индексов (персонального или группового). В социометрическом тесте не исключена возможность искажения ответов испытуемого, сокрытия его истинных чувств. Гарантией откровенности испытуемого могут выступать: личностно значимая мотивация участия в исследовании, выбор значимых для членов группы критериев опроса, доверие к исследователю, добровольный характер тестирования и др. Социометрический тест представляет собой метод исследования, а не просто измерения. Он был разработан благодаря переводу понятий притяжения и отталкивания в понятия выбора, отвержения и субъективизации испытуемых. Эта субъективная вовлеченность испытуемых в ситуацию эксперимента означает, что они принимают участие в тестировании не только в качестве измеряемого объекта, но и в качестве лиц, заинтересованных в познании и изменении глубинной социально-психологической структуры группы, с которой они связаны в своей жизни. Устойчивость социометрического измерения подтверждают, как правило, методом параллельного теста и взаимной корреляцией результатов. Установлено, что стабильность социометрических результатов обусловливается динамичной природой социально-психологических явлений, в частности межличностных отношений, и с течением времени снижается. Для определения валидности социометрического метода применяют сравнение результатов измерения с внешним критерием, обычно - с мнением экспертов. Социометрический метод должен быть дополнен другими приемами, направленными на более глубокий анализ оснований межличностных предпочтений: мотивов межличностных выборов, сделанных членами группы, их ценностных ориентации, содержания и типа осуществляемой совместной деятельности.
Наиболее существенными недостатками метода принято считать трудность выявления мотивов межличностных выборов, возможность искажения результатов измерения из-за неискренности испытуемых или вследствие влияния психологической защиты, и наконец, социометрическое измерение приобретает значение лишь при исследовании малых групп, имеющих опыт группового взаимодействия. Социальный атом. По мнению Дж. Морено, решительно все идет от индивида, от его «теле» (способностей притягивать других людей), социальных атомов (объем эмоциональных связей индивида), социальных молекул (связей атомов в группы), от микроструктуры. Всю макроструктуру, т. е. общественную жизнь, можно изменить эволюционно в соответствии с микроструктурой групп, что представляет подлинную гуманизацию общества. Наименьшим элементом такой микроструктуры является социальный атом, состоящий из всех отношений между индивидом и окружающими его людьми, которые в данный момент тем или иным образом с ним связаны. Социометрия выделяет три типа отношений, приводящих в движение «социоэмоциональные силы» притяжения и отталкивания: вчувствование, перенос и теле. Вчувствование - проникновение человека в личностный эмоциональный мир другого индивида путем представления себя на его месте. Оно проявляется в воображаемом эмоциональном принятии роли другого человека. Перенос - отношения, опосредованные (обусловленные) бессознательными фиксациями желаний или воспоминаний. Теле - многостороннее взаимное понимание и проникновение вглубь переживаний другого человека, которое проявляется в феномене взаимного принятия роли другого, адекватной оценки индивидами друг друга и возникновения реалистичных межличностных отношений.
Вопрос 95
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|