Структура занятий оздоровительной аэробикой
В соответствии со сложившейся традицией, подкрепленной научными исследованиями и многолетним практическим опытом, оптимальной структурой занятия по оздоровительной аэробике («аэробного класса*), так же как любой другой организованной формы занятий физическими упражнениями является структура, в которой выделяют три части: подготовительную, основную и заключительную. Разминка Подготовительная часть занятия по аэробике - разминка должна состоять из общей и специальной частей. В обшей части выполняются упражнения на большие группы мышц и суставы.
Специфическая часть разминки посвящается тем группам мышц и связок, на которые приходится основная нагрузка во время предстоящей тренировки или соревнований. Упражнения, включаемые в разминку должны быть адекватны контингенту занимающихся и предстоящей деятельности в основной части занятия. Разминка строится из не сложных в координационном плане, выполняемых с невысокой амплитудой. Разминку следует начинать, используя «бытовые» движения, встречающиеся в повседневной практике, в которых задействованы большие мышечные группы — обычный шаг, приставные шаги с различными движениями рук, модификации различных шагов, упражнения в стойке ноги врозь со сгибанием и разгибанием ног в коленных суставах и движениями рук (круговые, вытягивания и т.д.). Нет необходимости говорить о дозировке выполнения тех или иных движений, важнее использовать понятие целесообразности длительного применения однотипных движений понижающих интерес занимающихся к занятию. Используя эти упражнения с применением различных средств повышения интенсивности движений, необходимо добиться постепенного повышения температуры мышц, которое визуально проявляется в появлении на лбу легкой испарины через 3-5 минут. При проведении разминки следует применять упражнения низкой ударной нагрузки (Slow-impact). Ощущение теплоты и появление легкой испарины служит сигналом к возможности использования упражнений динамического стретчинга, который более предпочтителен статическому и позволяет сохранять эмоциональный настрой занимающихся двигаясь в темпе музыкального сопровождения.
СТРЕТЧИНГ В РАЗМИНКЕ В период выполнения упражнений стретчинга интенсивность разминки несколько снижается, тем не менее, важность использования упражнений растягивающих основные мышечные группы,
которым предстоит во время основной части занятия принимать на себя основную нагрузку, объясняется необходимостью предотвращения от возможных травм. Вовремя проведения стретчинговои части разминки следует основное внимание уделять технически правильному выполнению позиций и «прочувствованию» растягивания мышечной группы для которой используется данное положение. В подготовительной части занятия используются основные движения стретчинга выполняющиеся в динамическом режиме и позволяющие предупредить травмы:
Не следует использовать резкие, рывковые движения, необходимо плавное, с небольшой амплитудой «натягивание» мышечных волокон растягиваемой мышцы. В стретчинг-позициях следует минимизировать силовую нагрузку на части тела, принимающие непосредственное участие в удержании позы, используя перемещение общего центра масс (ОЦМ). Основная часть занятия Основная часть занятия содержит, как правило, два основных раздела — аэробную тренировку и силовую. Последний вид тренировки выполняется обычно в партере (на ковре), поэтому для его обозначения еще используют такое название как партерная часть занятия (аэробного класса). Однако силовые упражнения могут выполняться и у гимнастической стенки, на тренажерах и т.д. я часть Аэробная часть занятия входит составной частью в основную часть занятия. Длительность аэробной части, как правило, составляет от 20 мин. до полутора и более часов, в зависимости от цели занятия. Основными целями аэробной части занятия могут быть: воспитание или поддержание выносливости; воспитание координационных способностей. Аэробную часть можно подразделить
на 3 составляющих периода: период постепенного повышения интенсивности до целевых показателей (от 3 до 10 мин.); период удержания целевых показателей интенсивности (от 15 мин. до 1,5 и более часов) и период снижения целевых показателей интенсивности (от 3 до 10 мин.). Взаимосвязь параметров интенсивности и особенностей техники: - Низкая интенсивность характеризуется выполнением мало амплитудных движений с небольшим сопротивлением при использовании сверх низкой ударной нагрузки. ЧСС рабочая = 60-74% ЧСС максимальной (120-148 уд./мин.); - Средняя интенсивность характеризуется выполнением движений с небольшой амплитудой при использовании высоко ударной нагрузки или" сверх низкой ударной нагрузки с большой амплитудой. ЧСС рабочая = 68-84% ЧСС максимальной (136-168 уд./мин.); - Высокая интенсивность характеризуется выполнением движений с большой амплитудой или большим сопротивлением, или скоростью при использовании высоко ударной нагрузки. ЧСС = 77-100% ЧСС максимальной (154-200 уд/мин). Период постепенного повышения интенсивности до целевых показателей состоит из набора движений, выполняемых с определенной интенсивностью постепенно возрастающей до необходимых параметров. В данном периоде часто применяются упражнения сложно-координационного характера, т.к. организм подготовлен к восприятию движений воздействующих на координацию и не утомлен предстоящей «выносливостной» нагрузкой. В период удержания целевых показателей интенсивности, в зависимости от целей используются движения и средства управления, позволяющие удерживать интенсивность на заданной величине без значительных колебаний в одну или другую сторону. Одновременно необходимо поддерживать интерес занимающихся не смотря на длительность и часто высокую нагрузочность этой части. Как правило, в практике преподаватели - инструкторы, используя поточный метод проведения упражнений, применяют различные формы построения занятий: создают программу конкретных движений под различные музыкальные произведения (хореография класса); формируют движения в «блоки» (блоковая хореография); используют короткие связки движений («бэйс» хореография) постоянно их трансформируя; применяют свободное модифицирование упражнений в соответствие с музыкатьным сопровождением и объединяют (смешивают) различные формы хореографии для реализации задач («фристайл» хореофафия). Весь данный период аэробной нагрузки подчинен только одной цели - удержанию заданной интенсивности, что достигается при помощи средств регулирования интенсивности и координации при использовании различных хорео-фафических форм построения занятия.
Период постепенного понижения интенсивности до «после разминочных» показателей состоит из набора движений, позволяющих постепенно понизить интенсивность для перехода к партерной (силовой) части занятия. Силовая часть Силовая часть занятия или как её именуют партерная подкачка, выполняется в положениях сидя и лёжа, отсюда и её название, которое было позаимствовано из занятий борьбой или балетом. Партерная подкачка входит составной частью в основную часть занятия. Длительность партерной части, как правило, составляет от 10 мин. до полутора и более часов, в зависимости от цели занятия. Основной целью партерной части занятия является развитие или поддержание силы. Партерная часть состоит из набора силовых упражнений с четко регламентированной техникой выполнения, позволяющей избирательно воздействовать на определенные мышечные группы.
Амплитуда и темп выполнения упражнений взаимосвязан с избранной методикой развития или поддержания силы. Как правило, используются упражнения стато-динамического характера, выполняемые в режиме легкой, средней или тяжело:! нагрузки. Дозирование нагрузки осуществляется также длинной рычага (управление моментом силы). В этой части для увеличения нагрузки может использоваться дополнительное оборудование; резиновые амортизаторы, гантели, степы, мячи и т.п. Наиболее часто применяются упражнения, воздействующие на мышцы брюшного пресса, груди, спины, плеча, таза, верхней части ног.
Исходные положения при выполнении упражнений подобраны таким образом, чтобы обеспечить, по возможности, изолированное воздействие на те или другие мышцы.
При занятиях аэробикой силовая тренировка мышц проходит в положениях сидя и лёжа на полу или коврике. При занятиях другими видами оздоровительной аэробики для тренировки силы возможно использование специального оборудования, применяемого в аэробной части занятия (степ-платформа, слайд-доска, мяч и т.д.). Во-первых, это вносит разнообразие в такой достаточно монотонный и физически сложный процесс, как силовая тренировка. Во-вторых, использование оборудования позволяет найти весьма интересные и эффективные решения при поисках упражнений для тех или иных групп мышц, что не всегда возможно при занятиях на полу. В некоторых случаях предметы и оборудование можно просто использовать как эффективное отягощение.
Заключительная часть Заключительная часть занятия носит восстановительную направленность. Для устранения психомоторной и общей напряженности используют упражнения «на расслабление» или «растягивание». Продолжительность заключительной части не является стандартной величиной, она варьирует в зависимости от динамики утомления занимающихся. Ограничителями заключительной части являются пределы времени, выделяемого на занятие в целом. В часовом занятии аэробикой длительность заключительной части составляет 5-10 минут. Как правило, применяются упражнения «на гибкость» — стретчинг (см. ниже), выполняемые в положении лежа, сидя и в стойке с целью восстановления и поддержания уровня гибкости. Упражнения стретчинга выполняются в статическом режиме под медленную, спокойную музыку, и направлены своим воздействием на мышцы наиболее утомившиеся в процессе занятия. При применении упражнений «на расслабление» используют элементы китайской гимнастики тайцзи-цуань, плавные, медленные хореографические движения, элементы йоги, специальные упражнения для дыхания, элементы аутотренинга. В следующих разделах с «внутренней» и «внешней» стороны раскрывается содержание всех трех частей занятия по аэробике, а также техники основных видов используемых в аэробике упражнений.
Содержание занятий оздоровительной аэробикой Суть деятельности инструктора при проведении аэробного класса (урока) - управление деятельностью занимающихся с целью решения рекреационных задач (активных отдых, эмоциональная «зарядка») и получения тренировочных эффектов, лежащих в основе улучшения физического состояния занимающихся и их здоровья в целом, предотвращая возможность травматизма и перенапряжения организма. Инструктор управляет деятельностью занимающихся по следующим параметрам: 1. Состав двигательных действий и их комбинаций. 2. Правильность техники выполнения двигательных действий. 3. Интенсивность выполнения двигательных действий. 4. Величина нагрузки (определяется интенсивностью и объемом). 5. Психоэмоциональный фон занятия. Управление по каждому из этих параметров имеет свои особенности и описывается в следующих разделах настоящей главы. 2.2.1. Аэробные упражнения 2.2.1.1. Базовые движения Состав движений классического занятия аэробикой можно подразделить на движения аэробной части, партерной части и стретчинга. Движения, используемые в этих частях занятия имеют специфическую целевую направленность и технику исполнения. Базовыми движениями аэробной части занятия принято считать: 1. Шаг'(march); 2. Бег (jog); З.Скип (skip); 4. Сгибание ноги вперед — поднимание колена (knee lift); 5. Max (kick); 6. Прыжок ноги врозь-вместе (Gumping jack); 7. Выпад (lunge). Описание и критерии правильности техники выполнения базовых движений представлены в табл. 1.
ТАБЛИЦА 1. Описание и критерии правильности техники выполнения базовых движений аэробной части класса Базовые движения Шаг (march) Традиционный шаг на месте с «оттягиванием» стопы при подъеме ноги. При выполнении шага следует соблюдать корректную, прямую осанку и не наклонять туловища вперед-назад. Бег Gog) Традиционный бег на месте с захлестыванием голени назад почти до касания ягодиц пяткой согнутой ноги. Тело слегка наклонено вперед. Желательно отсутствие угла в тазобедренных суставах (угла между туловищем и бедром. Скип (skip) Подскок на опорной ноге, другая нога сгибается в коленном суставе почти до касания ягодицы, далее, выполняя второй подскок на опорной ноге, выпрямить ногу вперед под углом 30-40 градусов. К. особенностям техники данною движения относится контролируемое выпрямление ноги вперед с четкой фиксацией выпрямленной ноги (не должно присутствовать бесконтрольное выпрямление ноги - «футбол»). При выполнении следует сохранять корректную прямую осанку." Выпрямляющаяся вперед нога не должна разворачиваться наружу- Базовые движения 4. Сгибание ноги вперед - поднимание колена (knee lift) Сгибание ноги вперед на уровне горизонтали или выше. Носок поднятой ноги «оттянут». Угол между голенью и бедром прямой или острый. Отсутствует движение туловища вперед-назад. Колено согнутой ноги наружу не разворачивать. 5. Max (kick) Мах прямой ногой вперед. Нога должна подниматься на уровень горизонтали или выше и не разворачиваться наружу или внутрь. Таз во время выполнения маха фиксирован. Движение выполняется только в тазобедренном суставе и не следует наклонять туловище вперед или назад. 6. Прыжок ногийрозь-вместе (jumping jack) В положении ноги врозь, ноги слегка разворачиваются наружу, колени немного сгибаются амортизируя. Ширина разведения ног — чуть шире плеч. Ноги сгибаются так, чтобы колени не «выходили» за стопу. В положении ноги вместе стопы параллельно или слегка разведены наружу. При выполнении упражнения сохранять правильную осанку. 7. Выпад (lunge) При выполнении данного движения ОЦМ перемешается по вертикали. Одна нога перемешается вперед, другая назад. Тяжесть тела распределяется одинаково на обе ноги. Ширина между ногами во фронтальной плоскости соответствует ширине плеч. Туловище вертикально.
Все базовые движения могут выполняться в различных плоскостях:
Существуют различные вариации и сочетания базовых движений:
При составлении двигательных композиций не следует ограничиваться только базовыми движениями. Предполагается, что преподаватель «украшает» аэробную часть занятия элементами стилизации из других видов аэробики (салса, фанк и т.д.), использованием танцевальных элементов, стилизацией базовых движений.
Базовые движении могут выполниться с различной техникой взаимодействия с опорой — стоя на полу или используя прыжковые элементы. Техника взаимодействия с опорой определяет величину механической нагрузки на опорно-двигательный аппарат, степень напряжения мышц (проявляемую ими силу) и является одним из ос новных факторов управления физиологической нагрузкой на организм занимающихся в целом. Для краткости разновидности этой техники назы -вают «ударной» техникой (дословный перевод английского термина impact). 2.2.1.2 Хореографические методы построения аэробной части занятия В аэробной части занятия преподаватели-инструкторы, используя поточный метод проведения упражнений, применяют различные хореографические методы для создания двигательных композиций под музыку. Ниже мы кратко остановимся на анализе различных хореографических метод Метод блоковой хореографии При использовании блоковой хореографии инструктор заранее намечает и структурирует все части занятия. Обычно используются серии движений на восемь счетов (на одну восьмерку). Четыре восьмерки, объединенные вместе, называются блоком. Выучив один блок, занимающиеся приступают к освоению следующего. Преимуществом блоковой хореографии является очень четкая структура занятия, так как его ход планируется заранее. Кроме того, многим занимающимся нравится блоковая хореография, так как она заставляет их думать и запоминатиблоки. и все занятие проходит легче, быстрее и интереснее для них. Отрицательным моментом является то, чт0 концентрация на запоминании блоков приводит к ослаблению внимания на технику и качество ис- полнения движений. Чем длиннее связки, тем хуже техника. Кроме того, инструктору очень сложно исправлять ошибки, если движения выполняются быстро, в связках и не могут быть повторены сразу, а будут повторены, как минимум, через один блок. Метод хореографии класса Этот тип хореографии традиционно использовался в течение многих лет в фитнесе, но при этом довольно редко используется в аэробике. Сутью этого метода хореографии является предварительное планирование занятия так, чтобы оно максимально подходило к музыке. Все движения строятся в соответствии с темами музыкального сопровождения. Темы соответствуют определенным частям занятия, имеют четко определенный характер, и инструктор не должен ни в коем случае путать, для чего предназначена та или иная тема. Этот тип хореографии обычно используется в интервальной тренировке. Преимуществом хореографии класса является то, что занимающиеся ясно видят весь класс, все его части. Недостатки те же, что и в предыдущем случае.
Метод хореографии фристайл Этот тип хореографии можно определить как импровизацию, где музыка служит основным источником вдохновения и фантазии. Для различных ритмов, мелодий, тем по ходу придумываются различные шаги. Этот метод не получил столь широкой популярности в мире по той лишь причине, что его использование требует от инструктора серьезной педагогической и методической подготовки и навыков. Инструктор должен контролировать интенсивность, безопасность, сложность упражнений, следить за атмосферой в зале и одновременно импровизировать под музыку. Преимуществом этого метода заключается в том, что все классы эмоционально окрашены и интересны, так как каждый раз новы для занимающихся.
Недостатком является то, что от инструктора требуется очень глубокое знание музыки. Без этого будет очень сложно найти новые ритмы и придумать движения, соответственно очевиден риск повторений. Метод бэйс хореография Бэйс хореография нацелена преимущественно на развитие координации. Она строится обычно на одну восьмерку (на две восьмерки). Основная восьмерка составляется из простых базовых движений. Затем сложность постепенно увеличивается при использовании методов изменения координационной сложности движения. Время выполнения восьмерки остается неизменным, т.е. возрастает только сложность. Преимущество этого метода заключается в отсутствии отстающих в классе. Каждый может оставаться на подходящем для него уровне сложности, не мешая другим. Кроме того, так как связки движений короткие, инструктор имеет возможность ■ исправлять ошибки. Недостаток этого метода только один — он не подходит тем, в чьи цели не входит развитие координации или преодоление координационных сложностей. 2.2.1.3. Физиология и биомеханика опорно-двигательного аппарата при выполнении базовых движений Общая схема строения и функционирования ОДА Инструктор, проводящий занятие, регулирует интенсивность мышечной работы посредством управления деятельностью опорно-двигательного аппарата (ОДА). Как это происходит? Для ответа на этот вопрос необходимо представлять себе общую схему строения и функционирования ОДА. ОДА человека включает: скелет, нервно-мышечный аппарат, связки, фасции и сухожилия. Скелет создает внешний остов тела и выполняет опорную функцию для других органов, в частности для нервно-мышечного аппарата (НМА). НМА включает: сенсомоторную зону коры головного мозга (ГМ); нижележащие нервные центры головного мозга, а также нервные связи их между собой, корой ГМ и спинным мозгом; нервные пути от коры ГМ к сх-мотонейронам спинного мозга; проводники от а-мотонейронов спинного мозга к скелетным мышцам, сами скелетные мышцы, а также «биологическую обратную связь» — рецепторы и нервы, посылающие в мозг сигналы о состоянии и положении ОДА. Связки, фасции и сухожилия выполняют соединительную функцию в опорно-двигательном аппарате. Занимающийся сам своими волевыми усилиями «включает» ту или иную моторную программу (см. раздел «Управление и обучение движениям»), «записанную» в сенсомоторной зоне коры ГМ (например, на выполнение «шага», «скипа» и т.п.). В соответствии с программой включается очень сложная цепочка физиологических и биохимических реакций, позволяющих выполнить данное движение. В частности, импульсы от ГМ поступают к мотонейронному пулу спинного мозга, состоящего из а-мотонейронов, которые, возбуждаясь, передают нервные импульсы по двигательным нервам к мышечным волокнам задействованных в данном движении мышечных групп и вызывают их сокращение.
Физиологические механизмы изменения интенсивности мышечной нагрузки Как в этом аппарате реализуется изменение интенсивности? Например, как обеспечиваются большая скорость и сила сокращения мышц-разгибателей ног при переходе от Lo impact к Hi impact? Первоначально' в сенсомоторной зоне коры ГМ в ответ на соответствующие команды инструктора формируется программа на увеличение интенсивности. Для реализации этой команды НМА имеет три механизма.
Первый механизм - это частота следования импульсов от а-мотонейронов. При маленькой частоте (3-10 имп/с) MB работают в режиме одиночных сокращений (т.е. MB успевают полностью расслабиться до прихода нового импульса) и передают на сухожилие слабое усилие. Чем больше частота импульсации, тем больше актино-миозиновых мостиков в миофиламенте мышечного волокна непрерывно генерируют усилие и передают на сухожилие и дальше - на кости. Это проявляется в большей скорости или силе сокращения мышцы. Второй механизм - количество вовлеченных в работу (рекрутированных) двигательных единиц (ДЕ - это а-мотонейрон с иннервируемыми им мышечными волокнами). ЦНС способна вовлекать в работу ДЕ мышцы не одновременно. Предположим, что в состав мышцы входит 20 а-мотонейронов. Если в возбужденном состоянии одновременно находятся только 5 а-мотонейронов с их волокнами (5 ДЕ), то сила или скорость сокрашения мышцы будет не максимальной. При 10 работающих ДЕ сила соответственно возрастет и т.д. Существенным моментом является то, что вначале, при небольших усилиях, в работу первыми вовлекаются самые малые MB, которые, как правило, являются медленными. Они возбуждаются первыми и первыми достигают максимальной частоты своей импульсации. То есть, когда необходимо выполнить медленные движения с малым усилием (как при Lo impact), в наших мышцах работают в основном медленные мышечные волокна. Для организма это очень целесообразно, так как медленные MB намного более экономно, чем быстрые MB, расходуют энергетические субстраты и не вызывают утомления мыши. По мере увеличения силы или мощности работы мышцы (например, при переходе к Hi impact), в работу вовлекаются все более крупные ДЕ, имеющие в своем составе быстрые MB. Но первоначально их мотонейроны посылают импульсы с низкой частотой, поэтому эти мышечные волокна работают в режиме одиночных сокращений или близком к нему- В таком режиме эти MB так же, как и медленные MB, не утомляются. И только когда требуется очень быстрое или сильное сокращение (напряжение) мышцы, достигается максимальная частота импульсации уже работающих (быстрых) ДЕ и в работу вовлекаются все остальные - самые крупные и самые быстрые ДЕ этой мышцы. В таком режиме мышца может развить максимальную для себя мощность (силу или скорость сокращения, например как при высоком прыжке), потакая работа быстро приведет к утомлению. Третий механизм — синхронизация импульсов от мотонейронов к мышечным волокнам. Обычно а-мотонейроны одной мышцы (одного мотонейронного пула), при немаксимальных усилиях работают асинхронно — т.е. их импульсы не совпадают по времени. Это позволяет выполнять движения плавно. Однако, когда требуется очень быстро проявить, например, «взрывное» усилие, мотонейроны посылают пачку синхронизированных импульсов. Это позволяет быстрее развить максимум силы сокрашения мышцы и, например, сильнее оттолкнуться. Таким образом, интенсивность мышечной нагрузки определяется силой и/или скоростью сокращения мышц. При целостном (например, одном из «базовых») движении мышцы передают свои усилия на кости скелета, вызывая перемещения конечностей в пространстве или их взаимодействие с внешними предметами, (например, опорой, отягощениями). Костно-мышечный аппарат - это, по сути, система рычагов, вращающихся относительно суставов. К меньшему рычагу прикладывается сила тяги мышц. Больший рычаг служит для передачи усилия на другие кости или внешние предметы.
Рис.2 Моменты сил В таком аппарате мерой проявления силы мышцы является не сила ее тяги, а момент силы -произведение действующей силы на плечо ее действия относительно точки вращения (рис. 2). Точно так же и мерой действия внешних сил на мышцы (например, при приземлении после прыжка) является не сама сила, а ее момент относительно суставов. Это правило полностью справедливо как для односуставных (проходящих через один сустав), так и двусуставных мышц (проходящих через два сустава). Движения человека выполняются в поле силы тяжести, которая и является первым и основным «нагружателем» мышц в упражнениях аэробной части класса. Для рассмотрения основных биомеханических механизмов регулирования интенсивности нагрузки используем простейшее упражнение - прыжок вверх после предварительного подседа. Рис.3 Кривые «длина-напряжение» (Коц, 1982): 1 - кривая, полученная при регистрации максимального произвольного (общего) напряжения мышцы при разной ее длине; 2 - кривая пассивного напряжения мышцы в состоянии ее расслабления; 3 - кривая «чистого» (активного) произвольного напряжения мышцы, полученная путем вычитания Кривой 2 из 1. В И.П., в основной стойке, моменты сил относительно основных суставов минимальны (рис. а). Мышцы немного напряжены, но только для того, чтобы поддерживать равновесие и фиксировать суставы в углах около 180°. Начиная подсед, мы выводим оси суставов за линию действия силы тяжести (рис. б). При этом плечо действия силы тяжести становится больше и соответственно возрастают моменты силы тяжести относительно суставов. Таким образом, в положении полуприседа (а тем более в приседе) мышцы вынуждены работать более интенсивно — напрягаться с большей силой, несмотря на то что величина внешней нагрузки (веса тела) не изменилась. Этим примером демонстрируется важный механизм работы двигательного аппарата - увеличение плеча действия силы (путем, например, сгибания в суставах нижних конечностей и туловища в вертикальном положении) практически всегда приводит к увеличению нагрузки, которую должны преодолевать мышцы. Второе, что следует учитывать, управляя техникой занимающихся, — это возможность изменения нагрузки на отдельные мышцы даже при неизменных углах в суставах. Например, переместив центр тяжести тела вперед, мы увеличим плечо действия силы тяжести, а значит, и нагрузку, например на мышцы-разгибатели тазобедренных и голеностопных суставов, но уменьшим нагрузку на мышцы-разгибатели коленных суставов. Этот прием широко используется, например, в силовых упражнениях, когда надо увеличить или уменьшить нагрузку на ту или иную мышечную группу. И наоборот, выполняя упражнение, занимающиеся часто интуитивно выбирают такой технический вариант, при котором они могут в большей мере использовать сильную мышечную группу, но разгрузить слабую. Выпрыгнуть вверх из положения полуприседа легче, чем из полного приседа. Первый механизм, объясняющий это, описан выше, это — увеличение плеча силы тяжести. Есть еще и вторая причина — в положение полного приседа основные мышцы оказываются сильно растянуты. На рис. 3 показана зависимость максимальной силы, которую могут развить мышцы от длины этой мышцы. Видно, что максимум силы проявляется только при вполне определенной длине. Укороченная или удлиненная мышца не может проявить максимума своих силовых возможностей. Это объясняется тем, что наибольшее число поперечных мостиков между актином и миозином в сократительном аппарате мышцы может быть замкнуто одновременно только при достаточном перекрытии актиновых и миозиновых нитей. При растянутой мышце это не может быть достигнуто и мышца не проявляет максимума силы. Таким образом, при той же преодолеваемой внешней силе мышцы будут испытывать большУ10 нагрузку (работать более интенсивно), если их длина больше или меньше оптимальной. Например, хорошо известно, что поднять выпрямленные руки из положения руки вниз в поло- жение руки в стороны гораздо легче, чем из положения руки в стороны в положение руки вверх. Выполнять базовые движения в обычной стойке легче, чем в положении полуприседа, как, например, в слайд-аэробике. В этих случаях работают описанные механизмы - увеличение плеча силы или вывод длины мышц за оптимальную длину. Ударные нагрузки Прыгая вверх, т.е., отталкиваясь от опоры, мы воздействуем на нее. Известно, что сила действия равна силе противодействия. Другими словами, с какой силой мы «давим» на опору, с такой силой она «давит» на наши ноги. Эта сила называется «реакцией опоры» и, вместе с силой тяжести, создает дополнительную нагрузку на ОДА человека при выпрыгивании и при приземлении (рис. 4). Существует общее правило: чем сильнее отталкивание (произвольное сокращение мышц), тем больше сила реакции опоры, тем выше прыжок и тем большую нагрузку испытывает костная и мышечная системы при приземлении. Эти силы можно оценить по величине реакции опоры. При приземлении их еще называют ударными нагрузками. На рис. 5-8 показаны силы реакции опоры при выполнении базового движения Скип в варианте Lo, Middle и Hi impact. При переходе от Low к Middle и Hi impact увеличивается реакция опоры при отталкивании и приземлении (амортизации). Кроме того, Hi impact характеризуется наличием безопорной фазы (период полета).
Техника движений Варианты «ударной» техники (impact) при выполнении базовых движений рассмотрены ниже.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|