Обучение и управление движениями
Овладение современной техникой выполнения упражнений — одно из главных направлений правильно организованного процесса занятий. Техника выполнения двигательного действия — это определенный способ выполнения движений для достижения поставленной двигательной задачи, посредством управления, сформированной для данного случая и в данных условиях необходимой и достаточной биомеханической конструкции. Следует также говорить о процессе овладения определенной техникой выполнения двигательных действий в ходе проведения занятий аэробикой. Определим этот, процесс, как процесс обучения двигательным действиям, направленный на сознательное изменение поведения занимающегося в соответствии с задачами его деятельности. Так как решение стоящих перед занимающимся задач происходит в процессе выполнения определенных движений, то в нашем случае мы говорим о процессе обучения произвольным двигательным действиям и способах их использования. Моторные программы. С физиологической точки зрения процесс овладения определенным способом выполнения движения (техникой движения) связан с изменениями или стабильностью выполнения моторных программ в результате многократного повторения упражнений. Моторные программы представляют собой гипотетические функциональные образования, но их существование может быть гарантировано с той же степенью уверенности, что и существование воспоминаний, убеждений и т.п. Можно предположить, что при выполнении занимающимся определенных движений или перемещений, работают некие программы действий, каждая из которых базируется на моторной программе, хранящиеся в памяти человека. Программа действия - это модель того, что произойдет с организмом в будущем, ее можно рассматривать как формирование логики, алгоритма, функциональной структуры в предстоящем двигательном действии.
Возможность осуществлять осознанные движения предполагает, что человек имеет возможность управлять, с большей или меньшей точностью, целенаправленными движениями всего тела или его отдельными частями. Высказано предположение, что цель движения, которая решается при действии отдельных частей тела (сформированной биомеханической конструкции для решения двигательной задачи, называемой также биомеханизмом, Шалмановы, 1990), воспринимается сознанием, следовательно, возможно сознательное управление и изменение этих явлений. Обучение Проблема обучения сложным двигательным действиям решается в целом на основе умелой организации занимающихся и реализации принципов доступности и индивидуализации, систематичности и последовательности. Однако, кроме общепедагогических принципов, следует обратить внимание на современную физиологическую основу управления и обучения движениями. По общепринятому определению, обучением называют такие изменения поведения, которые нельзя объяснить ни процессом созревания развивающегося организма, ни утомлением, ни изменениями сенсорной информации (Хайнд, 1975). При обучении, в нейробиологическом плане, речь идет о таком поведении, которое представля собой активность организма в целом и находите под контролем центральных систем (Шеперд, 1987). Сюда не относится активность отдельных структур периферической нервной системы или отдельных участков двигательных или сенсорных путей. С обучением тесно связана память, которую можно определить как хранение и извлечение информации о прошлом опыте, которую можно извлечь сознательно. Обучение и память - это функции центральных систем, управляющих поведением в целом.
Память необходима для обучения, так как она представляет собой механизм, с помощью которого прошлый опыт накапливается и может становиться источником адаптивных изменений поведения. Процессы, связанные с хранением, извлечением и изменением моторных программ, управляющих произвольными целенаправленными движениями, осуществляются только сознательно. Они подчиняются тем законам, которые имеют место в нейронных сетях головного мозга. Процесс обучения, который, по-видимому, связан с временной памятью, отличается от состояния обученности, связанного с долговременной памятью. В процессе обучения должно существовать измеримое различие между поведением до какого-то вполне определенного события и после него. Это различие должно касаться отделов нервной системы, ответственных за специфическое поведение, а не просто общего состояния организма. Сюда не относятся такие изменения, как, например, повышение метаболизма или рост; изменение не должно также быть связано с процессами развития или созревания, с утомлением, повреждением или нормальной адаптацией рецепторов и нервных волокон. В настоящее время принято считать, что все сознательные двигательные действия выполняются на основе моторных программ, хранящихся в долговременной памяти человека.
Программа действия по реализации определенной моторной программы должна строиться, по крайней мере, на трех основных детерминантах: 1 — доминирующей на текущий момент мотивации, 2 — прошлом жизненном опыте (долговременная память) и 3 - оценке текущей ситуации и удержании ее в кратковременной памяти. Схема тела Как полагают многие исследователи, для реализации моторных программ мозг должен уметь формировать внутреннее представление об актуальном окружении (модель мира), а также иметь представление о собственном теле, его структурной организации, его сенсорных и моторных возможностях и т.п. (модель самого себя). В пользу предположения о том, что в процессах регуляции позы и движений участвует внутренняя модель тела свидетельствуют накопленные в клинической и психологической литературе данные о так называемой «схеме» тела.
Как всем известно, о положении и движениях головы, конечностях и всего тела мы обычно узнаем без помощи зрения. Даже при закрытых глазах мы знаем, вытянута или согнута у нас рука или нога, повернута голова вперед или вбок, стоим ли мы прямо. Эту информацию о положении и движениях тела и его различных частей доставляет в мозг сенсорная система. Рецепторы этой сенсорной системы находятся в мышцах и суставных сумках, а также в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Эти рецепторы получили название проприоцепторов; это значит, что они информируют нас о состоянии нашего собственного тела. Не все элементы статической и кинетической информации (т.е. информации о положении и движениях тела) достигают большого мозга. Генерируемые в проприоцепторах«импульсы могут активировать врожденные автоматизмы, приводящие к рефлекторной деятельности, которая регулируется не корой, а продолговатым или средним мозгом; иногда эти импульсы даже прямо проводятся к передним рогам спинного мозга. Некоторые движения, связанные с прямостоянием, совершаются автоматически. Реакции, связанные с тонким регулированием положения тела и головы, доходят до сознания с задержкой или же не доходят вовсе. Таким образом, некоторые процессы, происходящие в проприоцептивном анализаторе, остаются неосознанными. Та часть информации, которая осознается человеком, проходит посредством проприоцептивных импульсов по сложному пути, самовозбуждающемуся кольцевому пути, который включает сенсорные и моторные зоны коры, определенные группы нейронов в стволе мозга (анатомы назвали их базальными ганглиями), нейроны таламуса и мозжечковые структуры. Эту реверберационную систему, которая связана с управлением схемой тела, неврологи называют экстрапирамидной системой. Влияние мышечного утомления, какие-либо изменения в опорно-двигательном аппарате (например, изменение весо-ростовых показателей) будут оказывать прямое влияние на работу данной системы. Внешняя ориентация Кроме схемы тела при управлении движениями необходима ориентация во внешнем мире, привязка к месту и времени. Для выполнения даже такого простого двигательного акта, как захватывание предмета, необходима координация между зрительным и тактильным восприятием пространства. Для этого нужно, чтобы существовал участок (или участки), где интегрировались бы эти две модальности. По-видимому, важным участком, где интегрируются зрительные и тактильные восприятия, служит задняя область теменной коры.
Высказано предположение, что в гиппокампе содержится «когнитивная карта», в которой как бы отмечены места различных прошлых событий. Можно добавить, что в гиппокампе хранится комбинированная информация о месте и времени
прошлых активных действий и о сопутствующих им эмоциях. Как ориентация, так и пространственная память, связаны с деятельностью распределенных систем, включающих множество корковых (а также подкорковых) областей. Изменение обстановки, реагирование на возникающие помехи оказывает соответствующее влияние на выполнение моторной программы. Текущая ситуация При наличии возможности принятия решения при неоднозначной ситуации происходит выбор из набора имеющихся двигательных программ, либо изменение имеющейся. Системная организация оказывается связанной с выбором предпочитаемых исполнительных механизмов, обеспечивающих возможность разных стратегий поведения при наличии одной и той же цели или в различных ситуациях. Из этого следует, что при наличии какой-либо уже встречающейся ранее цели или постоянной цели возможна активация не единственной программы, а выбор одной из нескольких имеющихся, но неактивированных программ. Нейронная организация нервной системы Процесс изменения моторных программ, а затем хранения этих изменений в памяти связан со структурными изменениями на клеточном уровне. Нейрон является структурной единицей нервной системы. Он является клеткой подобно всем другим клеткам тела; однако определенные существенные отличия позволяют ему выполнять функции переработки информации и функции связи внутри мозга. Как известно, нейрон состоит из трех частей: тела клетки, дендритов и аксона, каждая часть со своими, но взаимосвязаны функциями. Функционально дендриты получают сигналы от других клеток через контакты, называемые синапсами. Отсюда сигналы проходят в тело клетки, где они суммируются с другими такими же сигналами. Если суммарный сигнал в течение короткого промежутка времени является достаточно большим, клетка возбуждается, вырабатывая в аксоне импульс, который передается на следующие клетки. Несмотря на очевидное упрощение, эта схема функционирования объясняет большинство известных процессов мозга.
Большинство этих процессов происходит в теле клетки, где изменение химических факторов приводит к большим изменениям сложных молекул. Кроме того, тело клетки управляет расходом энергии нейрона и регулирует множество других клеточных процессов. Дендриты. Большинство входных сигналов от других нейронов попадают в клетку через дендриты, представляющие собой густо ветвящуюся структуру, исходящую от тела клетки. На дендри-тах располагаются синаптические соединения, которые получают сигналы от других аксонов. Синаптические контакты представляют собой узкое пространство, называемое синаптической щелью, отделяющее дендрит от передающего аксона. Специальные химические вещества, называемые нейротрансмиттерами, улавливаются специальными рецепторами на дендрите и внедряются в тело клетки. Тело клетки суммирует сигналы, полученные от дендритов и, если их результирующий сигнал выше порогового значения, вырабатывается импульс, проходящий по аксону к другим нейронам. Синаптическая связь, завершающая ветвь аксона, представляет собой маленькие утолщения, со- ~ держащие сферические структуры, называемые синаптическими пузырьками, каждый из которых содержит большое количество нейротрансмиттерных молекул. Когда нервный импульс приходит в аксон, некоторые из этих пузырьков высвобождают свое содержимое в синаптическую щель, тем самым инициализируя процесс взаимодействия нейронов. Аксон. Аксон может быть как коротким (0,1 мм), так и превышать длину 1 м, распространяясь в другую часть тела человека. На конце аксон имеет множество ветвей, каждая из которых завершается синапсом, откуда сигнал передается в другие нейроны через дендриты, а в некоторых случаях -прямо в тело клетки. Таким образом, всего один нейрон может генерировать импульс, который возбуждает или затормаживает сотни или тысячи других нейронов, каждый из которых, в свою очередь, через свои дендриты может воздействовать на сотни или тысячи других нейронов. Такая высокая степень связанности, а не функциональная сложность Что нужно измерить, чтобы отличить нейрон, изменившийся после обучения? Поверхность всех дендритов, отходящих от тела клетки, покрыта синапсами. Одни синапсы размещаются прямо на самих дендритах, другие — на крошечных шипиках, отходящих от их поверхности. Перестройка синаптических связей между нейронами в соответствии с гипотезой Хебба может быть связана с изменением длины дендритов, характера их ветвления или количества шипиков. Расчеты биофизиков показали, что от синапсов, расположенных на шипиках, электрическая реакция распространяется эффективнее, чем от синапсов на самих дендритах, а также в отдельных шипиках, зависит от их формы. Характер межнейронных связей может изменяться не только при увеличении или уменьшении каждого отдельного синапса, есть веские основания полагать, что форма и характер ветвления дендритов имеют важное значение и могут изменяться под воздействием, обучения или других форм приобретения опыта.
Процесс изменения моторных программ, а затем хранения этих изменений в памяти связан со структурными изменениями на клеточном уровне. При начале работы любой моторной программы запускается каскад биохимических реакций. Предположения, высказанные Хеббом, ставшие теперь классическими, говорят о том, что: любые психические функции, будь то память, эмоции или мышление, должны быть обусловлены деятельностью нейронных ансамблей. Нервные клетки в таких ансамблях объединены в специфические сети. По мнению Хебба, при возбуждении нейрона его синаптические связи становятся более эффективными. Это может быть связано с кратковременным повышением возбудимости (кратковременная память) или же стойкими структурными изменениями в синапсах (долговременная память). Следствия теории нейронной организации нервной системы Из вышеприведенной теоретической информации следует ряд следствий. - Изменение моторных программ всегда должно учитывать наличие и особенности ранее приобретенных, имеющихся у конкретного человека, моторных программ. В процессе тренировки движения усложняются, видоизменяются. В ходе процесса обучения более сложным движениям происходит формирование новой моторно программы на основ*старой. В ходе этого пр0' цесса в новую программу включаются нелико или частично уже имеющиеся у человека од или несколько моторных программ. Поэт необходимо с самых первых занятий знать с V ктуру и функциональные связи движений и двигательных действий. — Для каждого уровня занимающегося критерии оценки технического мастерства являются строго определенными и строятся на особенностях взаимосвязи уровня физической подготовленности и степенью освоения используемых движения, присущих данному временному отрезку. То есть для адекватной работы моторной программы при выполнении двигательного действия должна иметься определенная соразмерность между соответствующими показателями, определяющим успешность выполнения моторной программы. Отрицательное влияние на качество выполнения двигательного действия оказывает не только отсутствие должного уровня физической подготовленности, но и его несоразмерное увеличение. Принцип соответствия определяет необходимый и достаточный уровень развития физических данных занимающегося для качественного совершенствования предлагаемых ему инструктором к освоению движений. — Выполнение моторных программ требует условий, которые заключаются в соответствии и достаточности уровня физической подготовленности тем требованиям, которые необходимы 1чоторной программе для полноценной ее реализации. Следовательно, необходимым условием в процессе усложнения моторной программы, приводящим к спланированным изменениям, является опережающее изменение уровня физической подготовленности занимающегося. — Перестройка моторных программ происходит за счет структурных изменений в нейронных сетях коры головного мозга. Соответственно требуется время на осуществление этих процессов. Это в свою очередь определяет объем повторений того или иного тренировочного упражнения, а также порядок их использования на протяжение определенного временного отрезка. - В каждом двигательном действии можно определить базовые (основные) движения или их составляющие. Они составляют тот минимальный набор, который собственно и определяет данное двигательное действие. Количество повторений — Тренирующее (обучающее) воздействие любого упражнения (комплекса упражнений), направленного на изменение моторной программы должно изменяться в соответствии с кривой обучения (рис. 12), что может служить тестирующим моментом определения уровня сложности предлагаемого упражнения или степени его усвоения. Совершенствование техники движений безгранично. В нем можно выделить два этапа: а) повышение эффективности технических действий; б) стабилизация нового уровня выполнения движения. Затем весь этот процесс повторяется на качественно новой ступени. Можно выделить основные дидактические алгоритмы, которые Moniir использоваться при °бУ" чении различным двигательным действиям. На рис. 13 представлены типичные кривЫе обучения, полученные с использованием различных дидактических алгоритмов.
1. В первом дидактическом алгоритме возможно воздействовать на разучиваемое движение спортсмена целостно; контроль за выполнением двигательного действия осуществляется также по нескольким параметрам или целостно. 2. Возможным вариантом обучения техники является использование только одного параметра техники. После момента, когда дальнейшее обучение невозможно, проводится обучение с использованием второго параметра; контроль за выполнением двигательного действия осуществляется по нескольким параметрам или целостно, т.е. осуществляется последовательное приближение к задуманному через параллельное освоение многочисленных упрощенных упражнений. 3. Очевидно предположить, что существует возможность воздействия на моторную программу человека, имея только один управляющий и контролируемый показатель техники. Также как и в предыдущем примере, после невозможности проводить обучение дальнейший процесс осуществляется посредством другого показателя. В определенных ситуациях этот алгоритм можно рассматривать как частный случай второго.
4. Встречается в практике и такой вариант, когда обучение проводится при введении поправок по ходу обучения, ориентируясь на промежуточные оценки параметров техники. Другими ело вами это соответствует принципу «сделай как можешь — будем исправлять наиболее крупную, грубую ошибку», т.е. это есть метод проб, ошибок и случайного успеха. Очевидно, что в чистом виде приведенные алгоритмы обучения в практике почти не встречаются, их сочетание дает могучий спектр для выбора наиболее подходящего в конкретной ситуации. Другим очевидным моментом является то, что выбор применяемого алгоритма будет определяться сложностью движения; требованиями, которые предъявляются к выполнению движения, т.е. ситуация применения и т.п. Расчет количественной оценки времени обучения каждого движения для различных видов алгоритмов и их сочетаний будет различным, но поддающимся относительно точному расчету, а, следовательно, и выбора наиболее оптимального. Рекомендации при обучении движениям В ходе проведения занятий инструктору следует учитывать следующее: — поставив цель, разучить новое движение или совершенствовать технику старого, необходимо соотнести уровень физической подготовленности занимающихся и способствовать исключению риска получения ими травмы; — до начала обучения следует определить, как лучше обучать данному движению - как единому целому или по частям; — демонстрация и устные рекомендации должны максимально соответствовать тому, чего инс руктор хочет добитьоТот учеников: — при освоении нового движения, продемонстрировав его выполнение, можно предложить за мающимся представить его мысленно, в голо ^ > а потом приступить к реальному выполнен ию — варьировать темп и скорость. Выполнив упражнение несколько раз в два раза медленнее, лишь затем приступать его выполнению с нормальной скоростью; — давать устные и/или визуальные подсказки для выполнения тех элементов движения, от которых в большей степени зависит его успех; — не давать более 5-7 подсказок для каждого осваиваемого движения — любая лишняя информация будет забыта или не будет воспринята; — указывать занимающимся на схожесть разучиваемых движений (или их частей) с теми, которыми они уже владеют, но, возможно, сами этой связи не замечают. 2.2.1.5. Энергетическое и пластическое обеспечение аэробных упражнений Основная суть аэробной части занятия заключается в достаточно длительном повторении базовых и других видов движений, их блоков и комбинаций, которое и вызывает основные тренировочные эффекты аэробной тренировки. Для осмысленного планирования тренировочного процесса и управления деятельностью занимающихся на занятии, целью которых является получение тренировочных эффектов, лежащих в основе улучшения физического состояния занимающихся и их здоровья в целом, необходимо понимать суть происходящих в организме процессов при выполнении аэробных физических упражнений. Все тренировочные эффекты, получаемые под воздействием нагрузки аэробной части класса, связаны с необходимостью компенсировать расход энергии, которая тратится при каждом взаимодействии актино-миозиновых мостиков в мио-филаментах мышечных волокон для генерации напряжения и сокращения мышц. Поэтому понимание механизмов энергообеспечения при выполнении аэробных упражнений с различной интенсивностью совершенно необходимо специалисту по оздоровительной аэробике. Как известно из курса биохимии и физиологии, непосредственным источником энергии в любой клетке организма являются молекулы АТФ, которые распадаются с выделением энергии. Следовательно, жизнедеятельность клетки предполагает непрерывное пополнение запасов АТФ в ходе биохимических реакций. В этих реакциях распадаются вещества, в химических связях которых суммарно имеются большие, чем в АТФ, запасы энергии. Внутри мышечного волокна основными источниками пополнения (ресинтеза) АТФ являются четыре биохимические реакции. Эти реакции различаются по мощности (скорости) выработки энергии и емкости (количеству энергии, которое можно получить за их счет): Креатинфосфатная 1) реакция распада креатинфосфата (КрФ) с образованием АТФ. Эта реакция происходит во внутриклеточном пространстве непосредственно около мест использования АТФ - у миофиламентов,. около мембран саркоплазматического ретикулума и т.д. КрФ, в свою очередь, немедленно ресинтезируется (восстанавливается), получая энергию из других источников внутри клетки. Эта реакция самая мощная, но она обладает ограниченной емкостью. При максимальной интенсивности работы ее энергии хватило бы на 4-6 секунд. 2) реакция безкислородного распада гликогена (углевода) — анаэробный гликолиз. Эта реакция так же проходит во внутриклеточном пространстве и не привязана к какой-либо органелле клетки-Мощность выработки энергии в анаэробно гликолизе ниже, чем в предыдущей реакии однако емкость существенно выше. Первые две реакции не требуют для свое осуществления кислорода. Поэтому их называют анаэробными (безкислородными). Их главная особенность - они способны вырабатывать энергию с большой скоростью. Следовательно, они являются основными поставщиками АТФ в быстрых и мощных упражнениях. Скорость выработки энергии в этих реакциях прямо зависит от наличия КрФ и гликогена. Если их количество истощается, то скорость ресинтеза АТФ и, следовательно, мощность работы падают. Анаэробный гликолиз имеет три особенности: 1) эта реакция относительно быстро истощает «стратегические» углеводные запасы организма; 2) вызывает накопление в мышце ионов водорода (Н+) (в соединении с лактатом они называются молочной кислотой), что приводит к потере мышцей способности к интенсивному сокращению. Человек ощущает это явление как локальное утомление мышц. Выход молочной кислоты в кровь и ее накопление является основной причиной чувства усталости при интенсивной мышечной работе и вынуждает человека снизить интенсивность или совсем прекратить работу; 3) в ходе анаэробного гликолиза выделяется много тепла, разогревающего мышцы. Кроме быстрых, мощных движений, наиболее типичный для человека вид физической активности - это длительные, но относительно не интенсивные движения в быту, на работе и при занятиях оздоровительной тренировкой. В этих случаях основными источниками АТФ являются две другие реакции: 1) аэробный гликолиз — расщепление гликогена, лактата и глюкозы с участием кислорода; 2) бетта-окисление липидов - расщепление внутриклеточных и поступаемых из крови жиров с участием' кислорода. Эти две реакции частично протекают во внутриклеточном пространстве, а их основная завершающая стадия, когда происходит синтез АТФ, - в специальных органеллах клетки - митохондриях. Первой основной особенностью этих реакций является то, что в них энергетические субстраты (углеводы и жиры) используются с высокой эффективностью - в ходе этих реакций удается получить й виде АТФ 40-50% химической энергии, заключенной в их молекулах. Остальная энергия рассеивается в виде тепла, которое приводит сначала к повышению температуры мыши, а затем и всего тела. Вторая особенность - конечными продуктами аэробных реакций являются вода (НЮ) и углекислый газ (СОг) — вещества, сильно не изменяющие состояние внутренней среды клетки и легко выводимые из нее. Третья особенность — эти реакции требуют для своего течения постоянной поставки кислорода-в мышечное волокно с током крови. Основной недостаток этих реакций — скорость выработки энергии в митохондриях в несколько раз ниже, чем, например, при анаэробном гликолизе. Аэробный гликолиз — более мощная (примерно в 2 раза) реакция, чем бетта-окисление жиров, но ее мощность ограничена запасами углеводов в организме. Количество энергии, которое можно выработать за счет внутренних запасов углеводов без серьезных отклонений в срочном физическом и психическом состоянии занимающихся оздоровительной аэробикой — 400-600 ккал. Окисление жиров - самая медленная реакция, но ее емкость очень велика и теоретически зависит только от запасов жиров в оритнизмс. Локальные (местные) механизмы снабжения мышц кислородом и энергетическим и субстратами Как происходит снабжение мышечных волокон необходимыми для работы кислородом энергетическими субстратами? Для начального периода любой мышечной деятельности в любом мышечном волокне есть все необходимое. Причем в строгом соответствии его функциональной специализацией. Например в быстром MB больше запасов КрФ и больше гликогена. В медленных MB меньше гликогена, но больше жиров и миоглобина (в соединении с которым хранятся внутриклеточные запасы кислорода). Поэтому в начальный период мышечной работы, когда внешние источники обеспечения еще не способны работать на полную мощность. MB функционирует автономно. Сразу же после начала работы мышц, рефлекторно, а затем и под воздействием метаболитов (продуктов реакций), гормонов, нейромедиаторов, а также по мере снижения внутриклеточных запасов энергетических субстратов и кислорода, включаются механизмы, доставляющие необходимые вещества в мышечное волокно из окружающих тканей. Одновременно из волокна выводятся неиспользуемые и вредные продукты метаболизма. И те, и другие вещества проходят через мембрану (внешнюю оболочку) клетки в соответствии с градиентом (разницей) концентрации веществ внутри и снаружи клеток. В направлении — от большей концентрации в сторону меньшей. Например, через несколько секунд после начала работы миозиновых мостиков в мышечном волокне на полную мощность включается механизм ресинтеза АТФ в митохондриях. Соответственно начинает понижаться концентрация (в данном случае говорят - парциальное напряжение) молекул кислорода во внутриклеточном пространстве. Сразу же начинается использование кислорода, запасенною в миоглобине. Этого резерва хватает еще на несколько секунд. То есть, в течение определенного времени, предположим 10 секунд, MB не требует дополнительного кислорода извне, так как внутри волокна поддерживается необходимая для нормальной работы митохондрий концентрация молекул кислорода за счет его освобождения из миоглобина. Тем не менее сразу же после начала работы митохондрий в клетке повышается концентрация углекислого газа (СО2), который тут же начинает выходить через мембрану наружу и попадать в кровь, текущую по кровеносным капиллярам, окружающим волокно со всех сторон. В эритроцитах крови находится специальный белок — гемоглобин, в соединении с которым от легких, к работающим тканям транспортируется кислород, СОз обладает способностью присоединяться к гемоглобину, вытесняя из него кислород. Вышедший из клетки СО2 уносится с гемоглобином к легким, где выходит в атмосферу, а освобожденные молекулы кислорода повышают концентрацию этого газа в окружающем клетку пространстве, увеличивая разницу (градиент) парциальных напряжений внутри волокна и снаружи. Это увеличивает скорость переноса кислорода внутрь волокна параллельно снижению там напряжения кислорода, таким образом, чтобы не поставить митохондрии в условия «кислородного голодания» и излишне не стимулировать, невыгодные для мышцы анаэробные реакции. Возможности для адекватного (соответствующего потребностям) обеспечения тканей кислородом в начале работы всегда есть, так как с кровью приносится в несколько раз больше О2, чем это требуется мышцам. Неиспользованный кислород уносится кровью дальше - обратно к сердцу и легким. Таким образом, реально никакого «кислородного долга» в начале мышечной работы, когда системы доставки кислорода еще не активизировались на полную мощность, не возникает. «Кислородный долг» -это условное понятие, характеризующее количество кислорода, которое необходимо затратить после завершения работы для ресинтеза АТФ, КРФ и окисления образовавшейся в ходе анаэробного гликолиза молочной кислоты. С энергетическими субстратами ситуация очень похожа. В начале мышечной работы в волокнах используются внутренние запасы углеводов и жиров. Если бы не было доставки субстратов с кровью, то внутримышечных запасов углеводов хватило бы на 10-30 минут работы, а жиров - на 1-2 часа. Однако по мере снижения содержания субстратов мощность работы каждого мышечного волокна падает. Чтобы не допустить этого, сразу после начала работы включаются нервные и гуморальные механизмы, которые мобилизуют (задействуют) депо энергетических субстратов. Депо углеводов находятся в печени, депо жиров — по всему телу в виде брыжеечного и подкожного жира. Центральные(системные) механизмы снабжения мышц кислородом. Мобилизация депо сопровождается выбросом в кровь дополнительного количества глюкозы и жиров. Таким образом, концентрация этих веществ в крови по сравнению с концентрацией в тканях растет, а это, как говорилось выше, ускоряет ввод субстратов внутрь мышечного волокна. Таким образом, автоматически регулируются доставка и необходимое содержание кислорода и субстратов около мест их использования. Кислород поступает в организм из окружающего воздуха. Захват кислорода из воздуха осуществляет аппарат внешнего дыхания. Он состоит из воздухоносных путей, легких, основных и вспомогательных дыхательных мышц. Во время вдоха, когда полость грудной клетки расширяется за счет сокращения инспираторных мышц, воздух входит из окружающей среды через гортань, трахею, бронхи в легкие. Легкие состоят из системы более мелких ветвящихся трубок с мельчайшими мешочками на концах - альвеолами, которые оплетены очень густой сетью капилляров. Процесс легочного газообмена — это проход кислорода из вдыхаемого воздуха через мембраны альвеол и капилляров в кровь, а углекислого газа в обратном направлении - из крови в альвеолярный воздух. Газообмен осуществляется при помощи простой диффузии по градиенту парциального напряжения газа.
Сердечнососудистая система Количество воздуха, поступаемого в легкие за время вдоха, называется глубиной дыхания или дыхательным объемом, и выражается в литрах (л). После вдоха следует выдох. Вдох и выдох представляют собой дыхательный цикл. Количество дыхательных циклов в минуту называется частотой дыхания и выражается числом циклов в минуту (цикл/мин) А произведение дыхательного объема на частоту дыхания позволяет определить, сколько воздуха прокачивают легкие за единицу времени. Этот объем называется легочной вентиляцией и выражается в литрах в минуту (л/мин). Во время пассивного выдоха (в покое), который происходит при расслаблении инспиратор-ных мышц, альвеолярный воздух, богатый углекислотой, но бедный кислородом выталкивается в атмосферу. Во время физической нагрузки выдох может быть активным (ускоренным). В этом случае включаются инспираторные мышцы. Процесс внешнего дыхания управляется ЦНС в зависимости от содержания кислорода и углекислого газа в крови. Под воздействием тренировки увеличивается сила дыхательных мышц и повышается диффузионная способность легких за счет большей поверхности легочных альвеол (объемом легких) и главным образом увеличения плотности капилляров около каждой альвеолы. Есть данные, что это положительно сказывается на физической работоспособности. Попав в кровь, кислород проходит через мембрану эритроцитов - красных кровяных телец, соединяется с гемоглобином вместо вышедшего в атмосферный воздух углекислого газа. Транспорт кислорода с кровью от легких* местам его использования (например, мышцам) осуществляется системе сосудов разного диаметра – сосудистой системе. Обмен газов по градиенту (см. выше) между кровью и тканями происходит при прохождении крови через систему самых тонких сосудов — обменных капилляров. Оттекающую от тканей кровь собирают собирательные сосуды — вены, по системе которых кровь возвращается к сердцу. Продвижение крови по сосудам обеспечивает биологический насос - сердце, имеющее 4 камеры с мышечными стенками: правое и левое предсердия, правый и левый желудочки. Предсердия соединяются с желудочками через отверстия с клапанами, пропускающими кровь только в о
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|