Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление нагрузкой в аэробной части занятия




В разделе 2.1.2.описаны способы управления нагрузкой на опорно-двигательный аппарат зани­мающихся при различных режимах сокращения мышц. Однако «чистых» режимов сокращений мышц, так же как изолированных движений в ре­альной тренировке не бывает, поэтому для практи­ческого использования необходимо знать приемы управления нагрузкой.

Инструктор, проводящий занятие, имеет сле­дующие «инструменты», позволяющие управлять нагрузкой.

Изменение мощности наблюдаемой механиче­ской работы, которая определяет интенсив­ность функционирования системы транспорта и утилизации кислорода, а при сверхпороговой интенсивности - и активность САС. Мощность регулируется следующим: изменением числа звеньев тела, одновременно участвующих в работе, что влияет на активную массу мышц. Чем больше мышц задействовано в том или ином упражнении при прочих равных условиях, тем выше энергозатраты;

 

 

 

изменением амплитуды движении, т.е. величиной перемещения центра масс отдельных звеньев;

изменением амплитуды перемещения ОЦМТ в вертикальной плоскости, в этом случае допол­нительная энергия тратится на работу против силы тяжести;

 

- изменением амплитуды перемещения ОЦМТ в го­ризонтальной плоскости, в этом случае дополни­тельная энергия тратится на разгон и торможение ОЦМТ и перемещение звеньев тела относительно ОЦМТ (первое упр. пре­дыдущего абзаца);

изменением момента сил в суставе (изменение «рычага»). Увеличение «рычага» при прочих равных условиях увеличивает степень напряже­ния мыши, обслуживающих этот сустав, что в большинстве случаев приводит к снижению ме­ханической эффективности работы мышц;

 

— изменением темпа (частоты движений в минуту);

— изменением скорости движений.

2. Изменение общего количества механической работы (т.е. времени тренировки), что опреде­ляет степень исчерпания гликогена и энерго­расход на занятии. Снижение углеводных запа­сов организма - одна из основных причин, приводящих к появлению объективных и субъ­ективных признаков утомления к концу обыч­ного аэробного класса.

3. Включение в занятие движений с различной степенью освоенности занимающимися. От ос­военности движений и их координационной сложности зависит степень участия в работе мышц-антагонистов, наличие или отсутствие «лишних движений», психоэмоциональное на­пряжение и т.д., а следовательно, энергозалрос и активность САС.

4. Соотношение упражнений с техникой Superlow-Low-impact и упражнений, включающих эле­менты техники Hi-impact, polymeric, быстрых смен положения звеньев тела (т.е. резкие разго­ны и остановки звеньев). От этих технических элементов зависит степень вовлечения БМВ в работу, т.е. величина сдвигов КЩР мышц и кро­ви, рефлекторная активизация САС, степень повреждающего воздействия занятий на ОДА за счет механических и химических факторов, а также соотношение использования жиров и уг­леводов в качестве субстратов окисления. Дру­гими словами, увеличение в занятии доли уп­ражнений с техникой «Hi...» увеличивает на­грузку на нервно-мышечный аппарат, активи­зирует симпатическую систему и углеводный обмен вне зависимости от среднего метаболиче­ского энергорасхода.

5. Громкость, эмоциональная окраска музыки и «эмоциональное воздействие» самого инструк­тора на занимающихся.

От этих факторов зависят активизация САС и механическая мощность работы.

2.2.2. Стато-динамические упражнения

Силовые упражнения являются неотъемле­мым компонентом практически всех разновидно­стей кондиционной тренировки, и в том числе за­нятий по оздоровительной аэробике. Но надо все­гда помнить, что методика использования сило­вых упражнений в оздоровительной физической культуре существенно отличается от таковой в си­ловых и скоростно-силовых видах спорта, хотя и напоминает силовую тренировку в циклических видах спорта «на выносливость».

Целью силовой тренировки в первой группе ви­дов спорта является, как правило, развитие способ­ности проявлять максимум силы в определенной фазе конкретных соревновательных упражнений.

В тех случаях, когда соревновательное упраж­нение требует преодоления максимальных или око­ломаксимальных внешних сопротивлений (штанга, борьба), в тренировке используется, например, масса отягощения, составляющая 70-100% от мак­симальной силы, а также такие режимы работы мышц, которые кроме тренировки нервно-мышеч­ных факторов проявления силы, способствуют уве­личению массы определенных мышечных групп.

Если же сопротивления не большие, то ис­пользуются упражнения, в которых мышцы рабо­тают в максимальном «взрывном» режиме, разви­вают максимальную скорость укорочения или ис­пытывают предельные нагрузки «на разрыв» в амортизационных фазах движений.

Такие варианты тренировки недопустимы при оздоровительных занятиях в связи с высоким рис­ком перенапряжения и травматизма. Поэтому ос­новными требованиями к кондиционной силовой тренировке со снарядами или без них являются:

 

 

- масса отягощения (или степень напряжения мышц) - не более 60-70% от максимальной;

- скорость и темп движений — непредельные.

При этом эффективность развития силовых спо­собностей снижается, но это не является существен­ным недостатком, так как задача таких занятий не максимальное развитие силовых способностей, а улучшение физического состояния занимающихся.

Эта задача успешно может быть решена при соблюдении определенных принципов организа­ции статодинамической части аэробного класса

2.2.2.1. Техника

Принципы стато динамической тренировки

В партерной части занятия используются так называемые статодинамические (СДУ) упражнения, получившие свои названия по режиму сокращения мышц В «классическом» варианте, статодинамические - это такие упражнения силового характера, в которых предусмотрены кратковременные оста­новки (на 0,5-1с) в различные моменты цикла дви­жения. Например, при сгибании и разгибании рук в упоре лежа остановки делаются в промежуточ­ном и крайнем нижнем положениях туловища. Смысл этого приема:

- рассеять энергию упругой деформации в мышцах;

- включить режим статического удержания в наи­более тяжелый момент, когда плечо действия силы максимально;

- вызвать необходимость проявления дополни­тельного усилия для разгона массы тела после кратковременной паузы;

- удлинить период наряженного состояния мышц, когда кровоток через них нарушен.

Все это способствует увеличению нагрузки на мышцы и ускоряет их утомление, т.е. увеличивает эффект силовой тренировки, но при сохранений принципа травмобезопасности.

В тренировочный комплекс партерной части аэробного класса включаются не только статоди­намические упражнения, но и квазиизотониче­ские, статические, обычные динамические сило­вые упражнения, а также стретчинг в тренировоч­ном и релаксирующем режимах.

Квазиизотонические упражнения. Их название можно перевести как «почти изотонические». Это — медленные, плавные упражнения силового хара­ктера, когда ставится задача поддерживать посто­янную степень напряжения мышц. То есть, усилия не меняются, а мышцы не расслабляются на про­тяжении всего подхода. В таких упражнениях уско­рение утомления достигается за счет нарушения кровотока через мышцы. При этом они наиболее безопасны, так как отсутствуют моменты макси­мального напряжения мышц и перегрузки ОДА в фазе отрицательной (уступающей) работы.

Статические упражнения, как таковые, исполь­зуются редко. Обычно они выполняются в виде удлиненной паузы (удержания) в составе статодинамического упражнения.

Стретчинг подробно описан в разделе 2.3.

Для краткости все перечисленные упражнения партерной части занятия, кроме стретчинга, далее будем обозначать как СДУ (стато-динамические упражнения).

В большинстве случаев упражнения выполня­ются без тренажеров, отягощений или предметов. Для этого есть основания. Во-первых, практиче­ски все группы мышц могут быть проработаны с необходимым тренировочным эффек:ом, доста­точной эмоциональностью и разнообразием заня­тий и без использования снарядов, во-вторых, та­кое построение тренировки наиболее экономиче­ски рентабельно, травмобезопасно и вооружает занимающихся полезными навыками организа­ции самостоятельных занятий в любых условиях. Тем не менее, использование разнообразных предметов и оборудования вполне допустимо, но при соблюдении принципов выполнения СДУ и в це­лом всей стато-динамической тренировки.

Методика применения стато-динамических упражнений

Теоретическая база и принципы использования СДУ и других силовых упражнений в кондиционных и оздоровительных целях наиболее полно разработаны в системе оздоровительной тренировки «ИЗОТОН». БОЛЬШИНСТВО ИЗ НИХ могут быть взяты за основу методики применения этих упраж­нений и в партерной части аэробного класса.

1. Упражнения носят локальный характер, т.е. од­новременно в работу вовлечена относительно небольшая масса мышц. Чем ниже подготов­ленность занимающихся, тем меньшее количе­ство мышц должно быть задействовано в каж­дом упражнении.

2. Напряжение мышц — в пределах 30-60% от макси­мального. Режим сокращения мышц - квазиизо­тонический, стато-динамический или статический (последний — иногда), т.е. без расслабления мышц на протяжении всего подхода. Это достигается медленным темпом движений, их плавностью, но постоянным поддержанием напряжения мышц. Амплитуда движений, по возможности, полная.

3. Упражнения выполняются «до отказа», т.е. до тех пор, когда невозможно станет продолжать их из-за боли в мышцах или неспособности преодолеть со­противление (такое состояние является — основ­ным фактором создания стресса, необходимого для получения тренировочного эффекта)). Этот момент должен наступать в диапазоне 40-70 се­кунд после начала подхода. Если утомление не на­ступило - техника упражнения неверна (вероят­но, присутствуют моменты расслабления мыши). Если «отказ» произошел раньше — степень напря­жения мышц выше 60% от максимума (см п. 2).

4. Воздействию последовательно или сочетанно (агонисты — антагонисты) подвергаются все основные мышечные группы. Может использоваться вари-

1 j i

ант «проработки» мышечных групп, расположен­ных дистально друг относительно друга (напри­мер, мышцы голени -трицепсы плеча).

5. Упражнения на протяжении всей партерной ча­сти выполняются, как правило, методом «нон-стоп», т.е. без интервалов отдыха. В случае по­точно-серийного метода пауза между сериями заполняется стретч и игом.

6. В большинстве случаев рекомендуется исполь­зовать «суперсерию», применяемую в двух вари­антах: 1) чередование двух-трех подходов на две различные мышечные группы (например, мышцы спины, затем — брюшного пресса, затем снова спины и так - 2-3 подхода); 2) меняя ис­ходное положение или сами упражнения, по­вторно нагружать те же самые мышечные груп­пы для их более полной «проработки».

7. Во время выполнения упражнений внимание в максимальной степени должно концентриро­ваться на работающей мышечной группе.

8. Дыхание во время выполнения всего комплекса производится строго через нос, глубоко, без за­держек, с максимальным использованием мышц диафрагмы (дыхание «животом»).

9. Растягивание мышц в форме стретчинга выпол­няется, как правило, до «проработки» мышц (для разогрева и повышения их эластичности, увеличения подвижности в суставах).

Если же ставится задача снижения массы жира и мышц за счет увеличения интенсивности и длитель­ности болевых ощущений, то стрегчинг применяется после проработки данной мышечной группы. Одна­ко следует учитывать, что это — один из способов со­здания «катаболического эффекта» поэтому чрезмер­но увлекаться этим методом во время статодинамической тренировки не рекомендуется для предотвра­щения микротравмирования мышц.

10. У занимающихся следует создать следующий на­строй: «а) Внимание сосредотачиваем на своих

 

 

Основные группы мышц: Глубокие мыш­цы шеи, верх­няя часть трапе­циевидной, ромбовидной

ощущениях и правильном выполнении упражне­ний; б) Жизненные проблемы и «суету» оставляем за дверью зала; в) Если устали - продолжаем рабо­тать «через силу» и терпеть сколько можно - только утомление мышц дает оздоровительный эффект, утомление мышц - это радость; д) После трениров­ки необходимо почувствовать состояние комфорта, умиротворенности, расслабленности и поддерживать это ощущение весь оставшийся день». Примеры СДУ для воздействия на основные

мышечные группы в партерной части аэробного

класса.

Методические рекомендации: Поднимание и опускание головы без касания пола

Основные группы мышц: Большая и малая грудные мыщць!

Методические рекомендации:

Перевод с усилием сомкнутых рук вправо и влево,

можно с поворотом туловища

 

Основные группы мышц: Верхняя часть трапециевид­ной, передние пучки дельто­видной

■1 ШЬ

Методические рекомендации: С усилием сгибать и выпрямлять руки не размыкая ладоней

Основные группы мышц: Большая и ма­лая грудные мышцы, перед­не пучки дель­товидной, трех­главые плеча

;

Методические рекомендации: В верхнем положении локти рук полностью не разгибаются

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление нагрузкой

Не все способы управления нагрузкой, ис­пользуемые в аэробной части занятия, могут ис­пользоваться в партерной части. Точно так же большинство показателей величины нагрузки при аэробной работе неприменимы для ее оценки при СДУ. Например, сдвиги в показателях гемодина­мики и потребления кислорода не будут информа­тивны, потому что работа имеет локальный или региональный характер. На показатели ЧСС, кро­ме энергозапроса, будут влиять ортостатические факторы (изменение положения тела), изменение венозного возврата, связанное, например, с натуживанием при выполнении упражнений «на пресс», гораздо большая активизация симпатиче­ских и гуморальных факторов воздействия на во­дитель ритма сердца и т.п. Поэтому в условиях, ко­гда величина напряжения мышц немаксимальна, а травмирующий эффект уступающей фазы упраж­нений незначителен, величина нагрузки при СДУ определяется главным образом степенью утомле­ния самих мышц.

Управление закислением мышц и крови

В свою очередь, степень утомления мышц в СДУ определяется величиной закисления мышц, т.е. концентрацией в них ионов водорода.

1. Управление скоростью закисления работаю­щих мышц осуществляется:

— изменением напряжения мышц, которое увели­чивается (1) при увеличении момента действия силы или (2) при выводе мышц из зоны их оп­тимальной длины;

— регулированием степени нарушения кровотока при выполнении СДУ. Такая техника, при кото­рой допускаются моменты полного расслабле­ния мышц или снижения их напряжения до 15-20% от МПС, приводит к заметному снижению скорости закисления (утомления) мышц, осо­бенно медленных MB;

— регулированием амплитуды и темпа движений, скорости сокращения мышц, за счет которых можно изменять механическую и метаболиче­скую мощность сокращения мышц. Это вызо­вет большее задействование быстрых MB в ра­боте и, следовательно, ускорит закисление всей мышцы и крови (при повторных подходах). Од­нако надо учитывать, что при высоких темпе и амплитуде циклических движений, в момент смены направления движения на обратное, практически неизбежно расслабление мыши-Это так же, как и в предыдущем случае, снизит эффект тренировки медленных MB и увеличит время утомления мышц. Особый случай пред­ставляет собой использование так называемого

ауксотонического режима сокращения мышц, когда в цикл обычных плавных и медленных ди­намических, стато-динамических или статиче­ских упражнений включаются элементы или да­же серии резких «взрывных» движений с высо­ким темпом. Действительно, предельная мощ­ность работы мышц ускоряет утомление, не­смотря на наличие фаз расслабления, но надо помнить, что этот прием - из арсенала спортив­ной силовой тренировки и поэтому имеет очень ограниченные показания к его применению в партерной части аэробного класса;

— использование или не использование «суперсе­тов», т.е. повторение подхода на ту же мышечную группу через 30-120 с после окончания первого подхода. В этом случае следующий подход вы­полняется на фоне недовосстановления (высо­кой концентрации ионов водорода в мышцах);

— на величину снижения рН крови (закисления) и связанного с ним чувства «обшей усталости» бу­дут влиять степень закисления мышц в каждом подходе и масса мышц, участвующих в работе — чем больше, тем ниже рН.

Таким образом, управление нагрузкой со сто­роны инструктора во многом сводится к управле­нию величиной закисления мышц и крови.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...