Срочные и отставленные эффекты стретчинга
Срочные эффекты стретчинго Интенсивная проприорецепторная импульсация с мышечных веретен, свободных нервных окончаний, телец Гольджи в сухожилиях, окончаний Руффини и телец Паччине в суставных сумках, приводит к повышению тонуса подкорковых образований головного мозга, вызывающих комплекс реакций в организме, сходных с таковыми при выполнении различных динамических упражнений и массаже. Например, активизацию симпато-адреналовой системы, повышение температуры тела и мышц, активизацию сердечной деятельности и дыхания. 1. Локальное раздражение нервных окончаний способствует активизации процессов метаболизма в растягиваемых мышцах и соединительных тканях, повышению местной температуры, улучшению трофических и регуляторных процессов в данном регионе. Этот эффект используется при разминке для разогревания мышц и при лечении травм и заболеваний мышечно-сухожильного аппарата. 2. Тренировки стретчинга, так же как и любые тренировки, воздействуют на процессы транскрипции генов (синтез РНК), процессы синтеза белков и репарационные процессы в ДНК самых различных органов и тканей. 3. В процессе стретчинга воздействие происходит на мышцы и СТО определенных участков тела (например, спины и груди), что активизирует рефлекторные зоны (Захарьина-Гёца). Это вызывает ней-рогенную активизацию метаболических процессов в различных внутренних органах и тем самым стимулирует обновление, регенерацию и восстановление функциональной мощности их тканей. 4. Если стретчинг сопровождается болевыми ощущениями или сочетается с силовыми упражнениями, то интенсивный гормональный ответ и выделение нейромедиаторов будет способствовать мобилизации жировых депо.
5. Чередование напряжения и расслабления мышц при антагонистическом и агонистическом стретче может рассматриваться как своеобразная тренировка способности к произвольному регулированию мышечного напряжения и произвольному расслаблению мышц. Это может быть полезным при освоении приемов релаксации и психорегулирующей тренировки. Отставленные Эффекты стретчинга I. Главный эффект стретчинга - расслабление. Многие люди страдают от излишнего мышечного напряжения. Это может иметь массу отрицательных последствий. Например, снижение остроты чувственного восприятия окружающей действительности, повышение артериального давления, повышенный расход энергии. Напряженные мышцы хуже снабжаются кислородом, в них может наблюдаться повышенное содержание метаболитов со многими негативными последствиями. В то время как расслабленные, эластичные мышцы меньше подвержены травма;, тизму, в них реже возникают боли. 2. Есть много эмпирических данных, указывающих на то, что стретч-тренировки снижают или даже ликвидируют мышечные боли. Однако данные о влиянии стретча на отставленные мышечные боли, вызванные физической тренировкой, очень противоречивы. Если положительный эффект и наблюдается, то только после пассивного статического стретчинга. В то же время можно считать доказанным, что стретчинг снижает интенсивность болевых ощущений, которые наблюдаются сразу же после тренировки мыши. 3. Стретч является обязательной составной частью тренировок, направленных на снижение болезненности менструаций. 4. Улучшается гибкость. Это достигается за счет того, что мышцы и их СТО становятся эластичнее и податливее и потому что мышцы-анатаго-нисты становятся сил§нее. 5. Улучшение гибкости позволяет выполнять некоторые движения с большей амплитудой. Есть основания полагать, что хорошая растяжимость определенных мышц и их соединительных тка-
ней является фактором хорошей осанки, т.е. улучшает внешний вид и условия для работы внутренних органов, а высокая подвижность позвоночного столба снижает вероятность развития болей в спине. Известно также, что хорошая гибкость - фактор, способствующий улучшению координации, освоению техники, грации, плавности и красоты движений, он служит профилактике травматизма. Однако признано, что только оптимальный уровень гибкости способствует профилактике травматизма. Излишняя подвижность в суставах может их дестабилизировать. 6. Профилактика гипокинезии. Увеличенная подвижность в суставах и прирост силы мышц, которые сопровождают тренировки стретчинга у пожилых людей, способствуют повышению их общей двигательной активности, амплитуды и числа движений в суставах, что необходимо для профилактики преждевременного «старения» суставов и декальцинезации костей. 7. Психологический эффект. Занятие стретчингом способствует улучшению самочувствия, внешнего вида, силы мышц, подвижности в суставах, улучшает настроение, повышает оптимистичность человека и уверенность в себе, создает спокойствие и ощущение психологического комфорта. 8. Если использовать «вредный», нерациональный стретчинг, то болевые ощущения, общая «разбитость» и ухудшение самочувствия, в основе которых лежат отечные и воспалительные явления в поврежденных мышцах и соединительных тканях, повышенные энергозатраты на ускоренный восстановительный синтез белков и т.д., приводят к хронически повышенному расходу энергии и тонусу САС в последующие дни, что способствует мобилизации жиров. Кроме того, плохое самочувствие снижает аппетит. Все вместе взятое может обеспечивать снижение массы тела за счет жировой и мышечной ткани.
3.1. Планирование тренировочного процесса Планировать тренировочный процесс можно на основе широко используемого в спорте принципов цикличности с выделением недельных микроциклов, месячных - мезоциклов и полугодичных — макроциклов. В макроцикле (например, полугодичном) целесообразно выделять этапы: - переходный (втягивающий) - 1 мезоцикл; - набора формы - 2 мезоцикла;
- поддержания формы - 2 мезоцикла; - активного отдыха - 1 месяц. В году может быть запланировано 2 макроцик-- ла — осенне-зимний и весенне-летний. Структура мезоцикла - стабильна: 3 недели -нагрузочные микроциклы, 1 неделя - разгрузочный микроцикл (активного отдыха). На первом, переходном этапе оптимальная недельная программа нагрузочного микроцикла, может выглядеть следующим образом: — две смешанных (аэробная и партерная части за- нятий) тренировки длительностью 40-50 мин. После тренировок допускаются дополнительные силовые упражнения на тренажерах или релаксация любого вида; — третья тренировка может быть чисто аэробной (например, на кардио-тренажерах или в бассейне) или силовой в сочетании со стретчингом, корригирующей гимнастикой, упражнением на координацию, вестибулярную устойчивость и т.п. длительностью до 40 минут. Выбор того ил иного вида тренировки обусловлен педагогическими задачами применительно к конкретному занимающемуся или (что хуже) имеющимся возможностям клуба или фитнес-центра. Трех тренировок обычно хватает для обеспечения достаточного тренировочного эффекта Микроцикл активного отдыха — обязательная составляющая тренировочного процесса. В спорте он служит профилактике перетренировки, в ОФК — снижению монотонности путем смены вида оздоровительной деятельности. Например, могут проводится занятия по травмобезопасным спортивным играм, танцам, плавании, использоваться походы «на природу», походы на лыжах, работа в саду и огороде и т.п. На втором этапе, набора формы, структура мезоциклов та же - 3+1. Это основной этап тренировки, обеспечивающий достижение хорошего физического состояния. Применяются те же виды нагрузки, но длительность тренировки увеличивается до 60-80 минут: На третьем этапе — поддержания формы общая величина нагрузки может быть снижена, так как для поддержания формы требуется меньше усилий. Применяются две смешанных тренировки или одна аэробная и одна силовая. Во время зимнего или летнего мезоцикла активного отдыха лучше вообще не использовать аэробики в зале, а переключиться на любой другой вид физической активности, включая отдых в пансионатах, работу на приусадебных участках, путешествия и т.п.
Такое планирование занятий обеспечивает достаточные оздоровительные и тренировочные эффекты аэробики. Приведенная выше программа тренировки — рекомендуемая. Используя рекомендуемую технику упражнений, принципы и методику построения занятий, изложенных в этом пособии, можно раз-
работать какую угодно тренировочную программу. Однако следует учитывать, что эффективность программы, в которой менее двух тренировок в неделю — практически равна нулю и резко повышает риск травматизма. Проведение более четырех тренировок в неделю так же не рекомендуется из-за бессмысленности большего увеличения нагрузки и риска перенапряжения организма. 3.2. Психолого-педагогические основы проведения занятий с группой Для того чтобы лучше понять особенности управления группой, необходимо хотя бы очень кратко ознакомиться с некоторыми компонентами обучения, без учета которых невозможно осуществить эффективное руководство группой людей. Общение Прежде всего надо представлять, что под общением понимается связь между людьми, в процессе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Цель общения - изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средство различные формы самовыражения личности. В последние годы в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений между людьми, включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Коммуникация это более широкое по объему понятие или общение. Она предусматривает передачу информации, сообщений, связей между людьми; может иметь как двусторонний, так и односторонний характер. Коммуникацию следует отличать от общения, которое является взаимным обменом информацией, внутренним психическим содержанием, т.е. всегда двусторонним процессом. Общение возможно только между одушевленными существами, коммуникация возможна и между неодушевленными, например между человеком и компьютером. Коммуникация связана прежде всего с опосредованным общением, с передачей информации при помощи технических устройств (телефона, телетайпа и т.п.), в том числе средств массовой информации (телевидения, радио, прессы и др.). Поэтому нежелательно отождествлять и рассматривать в качестве синонимов понятия «коммуникация» и «общение».
Общение предполагает обмен информацией между людьми. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. В общении могут быть переданы умения и навыки. Содержанием общения может выступать человек: его внешний вид, особенности характера, манера поведения и т.п. Первое впечатление обычно вызывает у человека определенное эмоциональное отношение к воспринимаемому лицу. Если возникает чувство симпатии, то общение, скорее всего, будет развиваться быстро и эффективно. В случае антипатии обычно возникают психологические затруднения. На особенности восприятия внешнего облика партнера по общению оказывают влияние установка на общение, наличие опыта взаимодействия, а также задачи совместной деятельности. Например, если ученик получил в процессе тренировки замечание от инструктора, то для него наибольшее значение при восприятии его облика будут иметь те факторы, которые передают информацию о степени серьезности сделанного замечания и о дальнейших намерениях инструктора. Для тренера же наиболее значимым признаком восприятия этого ученика будет его эмоциональная реакция на замечание (выражение вины, согласия, сожаления, смирения и т.д.), дающая ему информацию о серьезности воспринятою замечания. Это может во многом определить дальнейшее поведение инструктора и развитие ситуации в целом. Формирование образа другого человека продолжается в течение всего процесса общения. Поэтому первое впечатление может изменяться, пополняться новыми деталями, что ведет к более глубокому взаимопониманию и взаимопознанию. На процесс восприятия другого человека прежде всего оказывают влияние личностные особенности: свойства памяти, воображения, общения, потребности и установки. В том случае, когда люди испытывают различные психические состоя ния (гнев радость), вероятность того, что они вое ■ примут друг друга адекватно и сумеют найти общий язык общения, очень мата. Результатом межличностного восприятия является взаимная оценка партнеров по общению, что определяет уровень достигнутого взаимопонимания. Взаимопонимание во многом определяется эмпатией способностью воспринимать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать вместе с ним. Содержанием общения является групповое (коллективное) решение задачи, деятельность, например занятие, направленное на разучивание новых элементов программы по какому-либо классу аэробики или развитие и совершенствование каких-либо физических (выносливость, гибкость и т.д.)- Во всех этих случаях содержанием общения оказываются дело, задача, их выполнение и решение. Средства общения Содержательная сторона общения реализуется посредством ряда средств. Главным средством общения между людьми является язык. Однако параллельно с языком внутри речевого общения широко используются неречевые средства: облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга, изображение (фотография, картинки, фильм, рисунок). Деятельность в области физической культуры имеет собственный язык, с помощью которого организуются и осуществляются общение и взаимодействие в коллективе (группе). Суть языка как средства общения заключается в том, что он должен быть единым для всех участников общения. Только в этом случае он будет понятным каждому партнеру. Большое значение имеет не только смысл слов, но также тон, в каком они сказаны (иногда это даже гораздо важнее), а также громкость, тембр и звонкость голоса. Внешний облик человека сознательно изменяется и в известной степени создается им самим. Облик складывается из физиогномической маски, одежды, манеры держаться. Физиогномическая маска господствующее выражение лица формируется под влиянием часто возникающих у человека мыслей, чувств, отношений. Внешний облик и физиогномическая маска статичны. Динамическая сторона общения проявляется в жестах и мимике. Мимика динамическое выражение лица в данный момент общения. Жест сознательно отработанное движение, передающее психическое состояние. Мимика и жесты развиваются как общественные средства коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, врожденные. Так, результаты физиологических исследований говорят о том, что при восприятии предметов, выбывающих удовольствие, зрачок расширяется. Положительное отношение к предмету проявляется в стремлении к сближению с ним, выражается в широких жестах («Встретить с распростертыми объятиями»). С другой стороны, сознательная зависимость мимики и жестов подтверждается тем, что в условиях разных культур одни и те же выражения лица и жесты могут иметь диаметрально противоположное значение. Например, широко раскрытые глаза для японца признак гнева, для европейца приветливости и удивления. В спортивной деятельности невербальные (неречевые) средства общения получили широкое распространение и имеют очень важное значение. К ним относятся выразительные движения, двигательные действия, поступки. Можно даже сказать, что в процессе занятий физической культурой и спортом происходит обучение невербальному общению. Функции общения Функции общения весьма многообразны. В наиболее общей форме их можно подразделить на социальные, направленные на решение задач коллективного (группового) труда, и психологические, ориентированные на удовлетворение личных потребностей людей в обмене информацией и взаимопонимании. Социальные функции общения подразделяются на функции управления и контроля. С общетеоретической точки зрения управление представляет собой информационный процесс, состоящий в получении (сборе) информации об объекте управления, в ее хранении, переработке и передаче в форме команд для регулирования процесса функционирования или развития управляемой системы (в данном случае группы по аэробике). В спорте (физической культуре) это связано с организацией деятельности групп (коллективов). Например, в процессе занятий аэробикой руководитель отдает определенные словесные команды, направленны^на выполнение какого-либо задания. Обучаемые видят руководителя, воспринимают эти команды, понимают его требования и должны их выполнить. Однако не всякое информационное отношение есть управление. Можно многократно и в различной форме (просьба, совет, распоряжение) обращаться к какому-либо человеку, но так и не получить желаемого результата. Почему же один реагирует на команду и выполняет ее, а другой делает вид, что не воспринимает ее или воспринимает, но отказывается выполнять, хотя информация, указывающая что и как надо делать, передается? Во многом это зависит от того, что между людьми отсутствует так называемое отношение подчинения. Только на основе отношения подчинения междулюдьми возможна передача информационных сигналов, воспринимаемых в качестве команд, которые нельзя не выполнить. В основе отношения подчинения находится зависимость между людьми: материальная, юридическая, моральная, интеллектуальная, когнитивная (обучаемый осознает превосходство руководителя в уровне знаний), психологическая. Если говорить наиболее обще и очень кратко, то можно сказать, что если отсутствует зависимость, отсутствует и подчинение. Отсутствие подчинения приводит к отсутствию управления. Содержание управленческой деятельности руководителя группы (коллектива) включает такие основные составляющие, как уяснение целей, поставленных перед группой; анализ возможности их достижения; формулирование проблем на основе выявления несоответствия между целями и возможностями их достижения; выработка и принятие решений, включающих перечень основных действий и условий, необходимых для достижения целей; составление программ (планов), определяющих порядок (последовательность) действий, промежуточные и конечные сроки решения задач; организация выполнения разработанных программ (планов); информирование группы (коллектива); постановка задач для отдельных обучаемых; их стимулирование и координация действий; контроль за выполнением (сравнение промежуточных результатов с конечными целями); коррекция (исправление) любых моментов деятельности группы для обеспечения выполнения намеченной программы. Необходимо понимать, что отношение управления отношение подчинения это прежде всею отношение между людьми, а не между людьми и средствами деятельности. Поэтому управление в первую очередь представляет собой организацию людей. В связи с этим первостепенное значение имеют вопросы, связанные с обеспечением наилучшей реализации отношений между руководителем и подчиненным (подчиненными). Наиболее распространенными способами влияния людей друг на друга в процессе общения являются убеждение, внушение, личный пример. Способы влияния людей друг но друга Убеждением называется процесс психологического воздействия с помощью логического обоснования речевых сообщений, приведение логически обоснованных доказательств своей правоты. Цель убеждения — изменение мнения слушающего, получение согласия, готовности принять точку зрения убеждающего. Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступить и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие сообщаемой информации и противоположный убеждению. Внушающий эффект во многом зависит от степени внушаемости человека, его готовности принять сообщение на веру. Сила внушающего влияния зависит также от авторитета человека, проводящего внушение. Личный пример это разновидность влияния, t которое достигается путем обращения внимания на себя, демонстрацией эталона поведения. Наряду с вышеперечисленными широко используются и другие приемы и средства взаимовлияний. Например, в деловом общении для организации поведения применяются такие разновидности взаимовлияний, как информирование ориентация людей на ожидаемые события или итоги совместной работы; инструктирование предписание, как нужно действовать или вести себя в различной обстановке; стимулирование поощрение правильных действий (правильное выполнение упражнения, программы): одобрение успехов. Среди психологических феноменов, обусловливающих эффект совместного действия, обязательно надо учитывать уровень подготовленности занимаюшихся к выполнению совместной деятельности, их психологическую совместимость, уровень развития группы и т.п. При групповой работе обычно руководствуются несколькими видами и уровнями совместимости людей. Так, социально-психологическая совместимость предполагает сходство личных и общественных интересов и отношения к деятельности, общности целей и мотивов, ценностных ориентации и потребностей членов группы. Психологическая совместимость представляет собой сходство людей по проявлению психологических процессов и свойств (по характерологическим проявлениям, темпераменту, уровню работоспособности, по параметрам ощущений, восприятий и т.д.). Наличие совместимости людей в группе во многом определяет положительный эффект совместного действия, ее отсутствие неминуемо приводит к возникновению конфликтов и межличностной напряженности во взаимоотношениях. Для управления людьми используются различные стили руководства. Стили Руководства Под руководством принято понимать индивидуальную целенаправленную и сознательную деятельность. Для нее характерны анализ целей, объекта управления (в данном случае группа по аэробике) и условий деятельности, сознательное ее ориентирование и регулирование. Стиль руководства предусматривает типичную для конкретного руководителя систему способов, методов и приемов воздействия на подчиненных с целью эффективного выполнения управленческих функций. В настоящее время стили руководства принято подразделять на три основные группы. 1. Авторитарный (директивный). Этот стиль отличается жесткими способами управления, единоличным принятием решений, строгим контролем над деятельностью, высокой требовательностью, пресечением чьей-либо инициативы, максимальной нацеленностью на достижение результата, отсутствием внимания к взаимоотношениям в группе (коллективе). 2. Демократический (коллегиальный). Основные особенности поощрение инициативы, распределение полномочий между членами группы и руководителем, коллегиальность в принятии решений, требовательность и справедливость, внимательное отношение к людям. 3. Либеральный (попустительский). Характеризуется малой активностью руководителя в управлении группой, ограничением личной ответственности, низкой требовательностью к подчиненным, формализмом. Как правило, в «чистом виде» какой-либо конкретный стиль руководства не встречается. Преобладание того или иного стиля руководства во многом зависит от личности руководителя (уровня его опыта, знаний, типологических свойств личности), среды, в которой проходит деятельность, и конкретной ситуации. Помимо стилей руководства принято также выделять манеру поведения того или иного руководителя. Один руководитель по манере поведения может быть мягким, обходительным, интеллигентным, но, по сути, придерживаться жесткого авторитарного стиля руководства; другой же, наоборот, может быть вспыльчив, несдержан в выражениях, однако, по существу, стиль руководства весьма близок к либеральному. Необходимо также отметить, что стиль руководства и манера поведения любого руководителя обусловлены уровнем группового развития и содержанием совместной деятельности, которая лежит в основе межличностных отношений в группе. В занятиях аэробикой принято использовать различные методы управления группой, одним из которых является жестикуляция. Примеры использования жестикуляции инструктором при проведении классов аэробики приведены ниже.
3.3. Музыкальное сопровождение В оздоровительной аэробике применяются современные, преимущественно эстрадные мелодии с отчётливо звучащими ритмическими акцентами, которые и определяют темп движений. Музыкальная фонограмма является одним из определяющих факторов, стимулирующим движения, повышающим эмоциональность, увеличивающим эффект всего занятия в целом. Однако для того чтобы она оказывала именно такое воздействие, необходимо соблюдение, по меньшей мере, двух условий. Первое: необходим определённый темп музыкального сопровождения, второе: желательно учитывать музыкальные вкусы занимающихся хотя бы в возрастном аспекте. Определённо, что женщины среднего возраста будут с удовольствием заниматься под музык>в стиле «ретро», молодёжь - под зажигательный «фанк», а дети - под «чунгу-чангу». Музыкальная грамота Музыкальная грамота в аэробике имеет свою специфику. Музыкальные произведения для сопровождения занятий особым образом адаптированы для удобства как преподавателя, так и занимающихся, однако они сохраняют тему произведения, которая может быть как темой классического, так и популярного (эстрадного) направления. Музыкальная фонограмма составлена по принципу «нон-стоп», она имеет ясно выраженные музыкальные акценты, которые преподаватели иногда между собой называют «битами», в ней отсутствуют паузы, а вся аранжировка подчинена задаче равномерности звучания отдельных кусков и относительной простоте подсчёта. Наиболее простое строение музыкального произведения, в котором отдельные куски равномерны, называется «квадратным». Однако, его нельзя считать общим законом построения музыкальных произведений. По своей длительности; отдельные части сложных музыкальных произведений (симфонические произведения, опера и т.п.) могут находиться между собой в самых различных ритмических соотношениях. Но для музыкального сопровождения занятий гимнастикой и аэробикой чаще всего выбираются музыкальные произведения именно квадратного строения, то есть такие, в которых музыкальная фраза имеет 4 части (такта), равные по длительности. Более того, если прежде аккомпаниатор, обеспечивающий музыкальное сопровождение занятий гимнастикой, должен был адаптировать музыкальное произведение для применения его в вышеуказанных целях, то в настоящее время производится специальная запись и продажа профессиональных кассет и СД для занятий аэробикой. Соответственно все музыкальные произведения, которые используются для записи, адаптированы и имеют кроме ясно выраженных музыкальных акцентов ещё и «квадратное» строение. Таким образом, наименьшее (практически значимое в аэробике) построение, занимающее 4 такта, является музыкальной фразой. На слух граница фразы воспринимается как кратковременный (действительный или воображаемый) перерыв звучания (пауза), как контрастный скачок музыкальной мысли, смена темы, вопрос или ответ и т.п. Каждый такт музыкальной фразы состоит из 8 долей (счётов), если считать по восьмым долям (на каждый счёт) или из 4 долей, если считать по четвертям (через счёт). Таким образом, музыкальная фраза фонограммы для занятий имеет 4 такта по '6 счётов каждый, то есть длится 32 счёта (при подсчёте «на каждый счёт» или по восьмым долям) или 16 счётов (при подсчёте «через счёт» или по четвертям). Соответственно и простейшие аэробические комбинации элементов (шагов, прыжков) состоят также из четырёх частей (восьмёрок), каждая из которых посвящена выполнению одного элемента один или два раза, в зависимости от того, на сколько счётов рассчитан элемент. То есть, комбинация составляется на 32 счёта и рассчитана на 4 элемента, по 8 счётов на каждый. Как правило (и это ещё один момент адаптации музыкального произведения к сопровождению занятий аэробикой) первая нота (счёт) в каждом такте является ударной. Соответственно, ударными являются также 3, 5 и 7 счёты. Именно на эти счёты приходятся основные команды преподавателя и именно под эти счёты идёт движение (шаг) так называемой «ведущей» ноги. Однако со временем, когда преподаватель набирается опыта, а его клиенты осваивают правильную технику движений и простейшие комбинации, приходит время вносить разнообразие в занятия, развивать координацию, ритмичность, двигательную память. Тогда на помощь приходят так называемые «ритмические вариации движений». Это означает, что внутри такта (восьмёрки) производятся различные вариации движений, и в этом случае движения основные (целевые) могут уже приходиться и на неударные (неудобные) счёты. К примеру, при занятиях степ-аэробикой «акцентированное» движение в этом случае будет приходиться не только на «неударный» счёт, но к тому же и не под «ведущую» ногу (то есть, не на движении вверх). Таким образом, преподавателю аэробики необходимо в первую очередь набраться достаточно опыта в прослушивании музыкального произведения, определения на слух начала музыкальной фразы и её отдельных частей, подсчёте, вариативном подсчёте (через раз, по разному в отдельных тактах, ударные и неударные счёты), а затем уже практиковаться в выполнении упражнений с подсчётом и соответствующими командами. Ещё один важный момент занятий, связанный с музыкальным сопровождением состоит в том, что с музыкой в аэробике связано правильное дыхание при физической нагрузке. В аэробике не обучают механизму дыхания и движения, во всяком случае в аэробной части занятия. Считается, что дыхание должно быть естественным. Однако музыка заставляет дышать в соответствии с фразами и тактами (к тому же, необходимо учесть эмоциональный настрой). Это важно для занимающихся, но ещё более важно для самого преподавателя, так как правильное дыхание - это правильные команды и правильное управление группой при проведении занятия. Команды инструктора и счет Команды инструктора по аэробике делятся на вербальные и визуальные. Все они произносятся в определённое время и под определённый счёт. Ниже приведены некоторые из команд преподавателя, подача которых должна как можно точнее совпадать с определённым счётом, что обеспечивает их эффективность и чёткость проведения занятия. 1. Команда к началу выполнения определённого шага (а также к началу выполнения соединения или комбинации) — подаётся к началу музыкальной фразы, состоит из: - просчёта последнего такта музыкальной фразы — «4-3-2-1» (с одновременной визуальной демонстрацией подсчёта) — названия шага — показа (и/или названия) направления движения. К примеру, раскладка по счёту команды для выполнения комбинации, первым элементом ко-г торой является приставной шаг («степ-тач») с правой ноги, выглядит следующим образом: J J J J J J J
2. Команда к началу выполнения всей комбинации с правой (левой) ноги - подаётся к началу музыкальной фразы, состоит из: - просчёта последнего такта музыкальной фразы — «4-3-2-1 -» (с одновременной визуальной демонстрацией подсчёта) - команды — «С правой (с левой), с начала!» J J J J J J J J
3. Команда к выполнению повторений движений в одном такте - подаётся одновременно с выполнением повторений, состоит из: — команды «Один-один-два!» - визуальной №~ монстрации количества повторений
1 2 3 4 5 6 7 8 «Один» «Один» «Два» Другие команды преподавателя можно подавать в более свободной манере и независимо от счёта. Обратный счёт не является обязательным атрибутом, можно вести счёт и в стандартном виде: «5-6-7-8!» Подача команды-подсчёта «через раз» может со временем (приобретение опыта, обучение группы) меняться на подсчёт на каждый счёт в конце последнего такта, то есть J J J J J J J J 1 2 3 4 5 6 7 8 «4!» «3!» «2!» «1!» Подбор музыкальной фонограммы В настоящее время нет проблем с поиском музыкальной профессиональной фонограммы для занятий оздоровительной аэробикой. Производится и продаётся достаточное количество аудиокассет и СД не только просто для занятий аэробикой, но и конкретно для занятий определённым видом аэробики, а также для разминки, заминки и силовой части занятия. На упаковках и кассетах указаны названия используемых произведений и темп фонограммы и её отдельных частей. Тем не менее, инструктору аэробики следует подбирать фонограммы для занятий или выбирать из имеющихся с учётом конкретных параметров группы занимающихся, а именно: возраста, пола, уровня подготовленности и, желательно, как уже отмечалось, музыкальных вкусов. Так как для создания музыкальных фонограмм для аэробики используются самые различные музыкальные произведения: от классических до эстрадных, то выбор, как правило имеется, то есть можно при желании найти и адаптированный вальс-бостон, и «хард-рок». Можно создавать фонограммы для занятий и самостоятельно, записывая методом «нон-стоп» понравившиеся произведения. Это занимает достаточно времени и сил, но результатом является «авторская» фонограмма, подобранная конкретно для определённой группы или групп определённого возраста и уровня подготовленности, а также с учётом их музыкальных вкусов или музыкальных вкусов самого инструктора. Что касается темпа музыкальных фонограмм, то в оздоровительной аэробике приняты следующие параметры темпа (основная часть занятия после разминки): — классическая (базовая) аэробика: до 160 музыкальных акцентов в минуту, «нижний предел» может составлять 140 музыкальных акцентов в минуту (молодой возраст); что касается клиентов старшего возраста, неподготовленных и имеющих отклонения в состоянии здоровья, то здесь вряд ли можно работать при темпе выше 130-140 муз. акц. в мин, а «нижний предел» определяет сам инструктор, исходя из конкретных параметров, и он может оказаться не более и 110; — степ-аэробика: 120-130 муз. акц. в мин; возможна работа и при темпе до 140, но при условии, что в этом случае не страдает техника движений, последнее возможно только при работе с контингентом молодого возраста; — силовая аэробика, возможен различный темп в пределах указанного выше в зависимости от вида используемого оборудования, уровня подготовленности контингента и других уже указанных параметров; — танцевальная аэробика и другие «профильные» виды: темп также различен в зависимости от танцевального направления или другого направления; В разминке темп музыкальной фонограммы как правило, ниже и составляет 120-130 муз. акц. в мин. В заключительной части занятия темп-свободный. Преподаватель
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|