Iv разновидности видов аэробики
4.1. Слайд-аэробика Слайд-аэробика — оздоровительная аэробика атлетического направления с использованием специальной слайд-доски и особой обуви. Доска имеет полимерное покрытие, дающее возможность легко скользить по ней. Подавляющее число упражнений напоминает движения конькобежца и направлено на развитие мышц нижней части тела. Однако это не мешает в слайд-аэробике развивать и выносливость, а небольшой полет фантазии позволит также использовать это устройство для развития мышц верхней части тела в партерной части занятия. Использование доски для скольжения началось около 100 лет назад спортсменами-конькобежцами для тренировок в летнее время. Доска была закреплена и натерта воском. В 80-х годах появилась идея использования подобного приспособления не только в целях тренировки, но и как средства реабилитации после травм суставов ног. После проведения необходимых исследований была разработана слайд-доска, или просто слайд, для использования в оздоровительной физической культуре. Слайд Слайд представляет собой доску со специальным полимерным покрытием, способствующим плавному скольжению и обладающим необходимым сопротивлением для эффективной тренировки. Длина слайда — чуть более 180 см, ширина — 60 см. Нижняя поверхность слайда покрыта противоскользящим материштом, имеются боковые ограничители с выпуклым рисунком для облегчения отталкивания, а также бортики слайда, которые предотвращают соскальзывание и падение.
На слайде следует заниматься в кроссовках имеющих широкую плоскую подошву, к слайду прилагаются специальные носки, которые надеваются поверх кроссовок. Занятия на слайде являются высокоинтенсивным видом аэробных тренировок. Они развивают сердечно-сосудистую систему, тренируют выносливость, чувство равновесия и координацию. Но более всего этот вид оздоровительной аэробики развивает силовые возможности ног.
Специфика слайд-аэробики состоит еще и в том, что используемые упражнения достаточно редко совершаются в обычной жизни. Так уж повелось, что человек подавляющее большинство движений совершает вверх-вниз или вперед-назад, а не из стороны в сторону. Этот пробел и восполняет слайд-аэробика. Правила слайд-тренировки Для того чтобы тренировки приносили результаты и отсутствовали отрицательные последствия, необходимо соблюдать определенные правила слайд-тренировки. Они касаются положения туловища и ног, скорости скольжения, последовательности освоения упражнений. К примеру, плечи, грудь и бедра должны находиться на одной линии, а колени располагаться точно над стопами, вес тела должен быть равномерно распределен между обеими ногами, а отталкивание должно производиться всей поверхностью стопы. Во время скольжения следует держать слайд в поле зрения, а к сложным упражнениям переходить только после освоения простых. Содержание занятий С учетом атлетического стиля занятий тренировки могут идти в двух направлениях: атлетическая тренировка, ориентированная на спорт, занятия этого направления могут проходить даже о музыки с темпом скольжения 30 в минуту; ритмическая тренировка — здесь внимание уделяет комбинациям и танцевальной стилизации занятия проходят под ритмичную музыку с частот акцентов в среднем от 130 до 145 в минуту. Базовые шаги, используемые в слайд-аэробике, повторяют структуру основных шагов. Так, базовое скольжение сходно с приставным шагом, а подъем колена и захлест голени назад аналогичны используемым в аэробике.
При выполнении выпада, прыжка ноги врозь-вместе для перемещения используется скольжение.
Таким образом, основным типом движения данного вида аэробики является перемещение тела за счет скольжения боком, лицом вперед, спиной вперед. Скольжение лицом вперед
Некоторые упражнения на силу можно применять в динамике, что позволяет тренировать мышцы в разных режимах. Например, отжимание со сведением-разведением рук, сведение-разведение ног в полуприседе для тренировки мышц бедра и т.п. 4.2. Степ-аэробика Степ-аэробика - оздоровительная аэробика использованием специальной степ-платформ регулируемой высотой. Платформа изготовлена особого материала и позволяет выполнять подскоки на и через нее в различных направлениях. В партерной части занятия платформу удобно использовать для развития силы. В основе движений лежат базовые шаги аэробики, что не исключает и танцевальной стилизации упражнений. В 1952 году американскими физиологами спорта был разработан специальный тест для определения физической работоспособности человека. Тестирование заключалось в том, что испытуемый выполнял так называемые «восхождения» на ступеньку определенной высоты в течение нескольких минут. При этом у него периодически измерялся пульс, а в конце тестирования по специальным формулам вычислялся показатель физической работоспособности. Восхождение заключалось в выполнении шага на ступеньку, приставлении ноги и выполнении следующего шага вниз и так далее. Частота восхождений регулировалась по метроному. В зависимости от высоты ступеньки по разным формулам и вычислялась физическая работоспособность. Этот тест для определения физической работоспособности получил название гарвардского степ-теста, по названию университета, где он был разработан. Изобретение было взято на вооружение физиологами спорта во всем мире. Тест и по сей день используется для определения физической работоспособности с той лишь разницей, что в настоящее время вместо ступеньки используют велоэргометр (велосипед-тренажер) или тредбан (бегущая дорожка). Гарвардский степ-тест, вне всякого сомнения, имеет прямое отношение к степ-аэробике, которая, появившись в конце 80-х годов, мгновенно завоевала огромную популярность во всем мире.
Аэробика на степ-платформе доступна практически всем. Работа, выполняемая ногами, не сложна, а движения естественны, как при ходьбе по лестнице. Для изменения интенсивности тренировки достаточно лишь изменить высоту платформы. Таким образом, в одной группе могут одновременно заниматься люди с разным уровнем подготовки и физическая нагрузка для каждого будет индивидуальна.
Степ-платформа выполнена из плотного полиэтиленового каркаса, который выдерживает нагрузку около 600 кг. Конструкция изделия такова, что работать на ней совершенно безопасно: она не может сдвинуться, перевернуться, ее поверхность исключает скольжение ноги. Платформа — это сборная конструкция, которая легко регулируется по высоте, которая может составлять 15, 20 и 25 см. Можно также изменять угол ее наклона с целью максимально эффективного приспособления к занятиям силовой тренировкой. Заниматься степ-аэробикой, как впрочем и любой оздоровительной аэробикой, следует в кроссовках, желательно в рекомендуемых моделях кроссовок, которые достаточно легки и хорошо амортизируют. Необходимо соблюдать правила работы на степ-платформе, которые обеспечивают травмобезопасность занятий. Правила касаются: 1) высоты платформы; 2) осанки; 3) техники выполнения шага вверх и шага вниз; 4) движений рук; 5) музыки и некоторых других моментов. К примеру, нельзя работать спиной к платформе, ногу на платформу следует ставить точно в центр на всю подошву и следить, чтобы пятка не свисала, высота платформы должна быть такова, чтобы угол сгибания в колене был не меньше 90°. Также не следует спрыгивать с платформы и спускаться нее спиной. При работе необходимо следить за сохранен ем правильной осанки, при опускании с платформы ногу следует ставить на всю подошву. Так же следует спрыгивать с платформы и спускать ней спиной. Темп музыкального сопровожу при занятиях степ-аэробикой составляет музыкальных акцентов в минуту.
Содержание занятий Основное содержание занятий степ-аэробикой — это те же базовые шаги, бег и прыжки, которые составляют основу классической аэробики. Вначале разучиваются движения ногами, а затем добавляются движения руками. При этом необходимо обращать внимание занимающихся на то, что нельзя терять степ-платформу из поля зрения. Многие «базовые» шаги имеют схожую структуру и название. Выполняются шаги вверх-вниз (1), через платформу, в различных направлениях, с поворотами и без, с прыжками на платформу и на ней, а также добавляются шаги на полу. Шаги на платформу можно выполнять спереди, сбоку, с конца, из угла в угол и из конца в конец (2). Можно также выполнять движения на самой платформе. Наиболее физически сложные упражнения -это прыжки на платформу и через нее (3). Шаги соединяются в комбинации, которые выполняются сначала в одну сторону, а затем, после выполнения движения для смены ведущей ноги, вся комбинация повторяется в другую сторону. Можно выполнять движения на самой платформе, переступать через нее или же часть движений выполнять на полу. Наиболее физически сложные упражнения - это прыжки на платформу и через нее. К примеру, можно использовать в тренировках две и более степ-платформы, расположенные рядом. Переходя с одной платформы на другую в различных направлениях, можно создать дополнительное количество комбинаций перемещений. Очень эффективно и разнообразно использование степ-платформы в силовой тренировке.
Структура урока Все силовые упражнения можно усложнить (облегчить) или просто разнообразить, используя высоту платформы. Таким образом, каждый занимающийся может выбрать себе наиболее подходящую степень нагрузки. Аналогично возможно использование платформы для усиления эффекта упражнений стретчинга. Организационная структура занятий степ-аэробикой мало чем отличается от обычного класса аэробики. Инструктор располагается перед группой, каждый занимающийся работает на своей платформе. В подготовительную часть урока включаются уже известные базовые шаги и упражнения стретчинга. В основной (собственно аэробной) части занятия разучивается комбинация более сложных шагов и перемещений с использованием перечисленных методов. В силовой части занятия выполняются упражнения на силу всех мышечных групп с использованием степ-платформы. Упражнения стретчинга выполняются в заключительной части урока. 4.3. Фитбол-аэробика Фитбол-аэробика - аэробика преимущественно партерного характера с использованием специальных резиновых мячей большого размера. Сидя на мяче или опираясь на него различными частями тела, а также опираясь мячом о стенку, можно бесконечно менять исходные положения и выполнять большое количество упражнений, оказывающих изолированное воздействие на различные rpynnfe мышц. Эта аэробика забавна, вносит разнообразие в занятия и благотворно воздействует (что доказано медицинскими исследованиями) на состояние спины и позвоночника.
Когда-то, еще в 1909 году, в Швейцарии врачи стали использовать мяч для лечения людей с заболеваниями позвоночника. Была проведена большая исследовательская работа, и с тех пор лечебная гимнастика с использованием мяча имеет место во многих клиниках мира. В США в 1992 году Майк и Стефания Моррис предприняли попытку использования мяча в системе оздоровительных занятий. Проведенные учеными исследования позволили разработать программу и методику занятий.
В различных странах оздоровительные программы с использованием гимнастических мячей большого диаметра отличаются друг от друга не только названиями (Swiss-Ball, Resist-a-Ball, Bodyball и, наконец, Fitball), но и собственно методиками. FIT-BALL является наиболее полной программой для оздоровительных тренировок, охватывающей все возможные аспекты использования мячей, находящейся в полном соответствии с принятой во всем мире системой оздоровительных тренировок. Первый международный семинар по фитбол-тренировкам состоялся в Италии в январе 1996 года. На нем были представлены 9 стран в том числе и Россия. Летом 1996 года в Италии проводилась 1 -я Международная Конвенция по фитбол-трени-ровкам, в которой участвовали 13 государств Европы и Азии, на которой была утверждена между- -, народная программа FITBALL-INTERNATION-AL, согласно этой программе страны-участницы организуют совместные международные семинары, кэмпы, а также регулярно встречаются и обмениваются опытом и материалами. Содержание занятий В целом схема построения фитбол-трениров-ки не отличается от классической схемы построения урока оздоровительной аэробикой. Продолжительность и интенсивность варьируются в зависимости от контингента занимающихся и задач, поставленных преподавателем. Уникальная возможность проведения аэробной части урока в положении сидя, позволяет существенно расширить контингент занимающихся. Проведенные в США, Европе и России исследования подтверждают несомненное положительное воздействие таких трецировок на позвоночник, сердечно-сосудистую систему, вестибулярный аппарат. Отрицание же пользы аэробных занятий на мяче для общего контингента занимающихся свидетельствует лишь о недостаточной осведомлен- ности в методике построения урока и технике выполнения упражнений. Одной из отличительных черт фитбол-урока являются упражнения на развитие вестибулярного аппарата, что широко применяется на Западе не только в оздоровительных занятиях, но и при подготовке профессиональных спортсменов, таких, как велосипедистов, парашютистов, воднолыжников и др. Для занятий фитболом требуется особое музыкальное сопровождение, в котором темп музыки зависит от степени упругости мяча и варьируется для разных уровней подготовленности занимающихся. 4.4.-Тераробика Тераробика - новое направление оздоровительной аэробики - завоевала популярность в клубах Европы и США не более трех лет назад. Тераробика представляет собой низкоударную высокоинтенсивную кардиотренировку. Существенное увеличение нагрузки достигается посредством использования специального комплекта амортизаторов, фиксирующихся одновременно на руках и ногах занимающихся и образующих единую взаимосвязанную систему. Программа тераробики обещает быть успешной в силу следующих обстоятельств. 1. Занятия с терасетами (так называют комплекты для занятий тераробикой) оказывают комплексное воздействие на организм занимающихся, и в связи с этим решается сразу несколько задач: — увеличивается интенсивность урока при сохранении его низкоударности; — улучшаются условия для развития силы без значительного прироста мышечной массы;
— оптимизируется режим для развития аэробных возможностей мышц и тренировки кардиорес-пираторных функций; — создаются более благоприятные для снижения количества жира в организме. 2. Такая тренировка доступна широкому контингенту занимающихся из-за отсутствия координационно сложных движений и высокоударной нагрузки. Тем не менее движения под музыку всегда создают благоприятный эмоциональный фон, а возможность разнообразить хореографию делает занятия тераробикой белее привлекательными. 3. Оборудование для занятий тераробикой обладает следующими достоинствами: оно недорого, компактно, просто, надежно, и вместе с тем труда можно менять вышедшие из строя части. 4. Существенным достоинством тераробики можно считать индивидуальный подход, учитывающий физические кондиции занимающегося (жесткость амортизатора) или его ростовые особенности (длина ленты). Танцевальная аэробика Аэробика танцевальной направленности - оздоровительная аэробика, аэробная часть занятий которой представляет собой танцевальные движения на основе базовых шагов. В зависимости от используемого стиля танца различают следующие виды аэробики танцевальной направленности: фанк-аэробика, также именуемая кардиофанк (современный танец в стиле «фанк»), сити-джем-аэробика (негритянский стиль «сити-джем»), хип-хоп-аэробика (современный танец в стиле «хип-хоп»), латин-аэробика, также именуемая салса-аэ-робика (на основе латиноамериканских танцев), афро-джаз-аэробика (аэробика с элементами африканских танцев), джаз-аэробика (аэробика на основе джазового танца). Непременным условием и ярко выраженной чертой аэробики танцевального направления является использование соответствующей музыки. Танцевальная аэробика очень привлекательна и эмоциональна, но необходимо отметить, что при освоении комплексов имеются трудности координационного характера. Развитие этого направления в аэробике очень перспективно. 4.6. Памп-аэробика Памп-аэробика — оздоровительная аэробика ярко выраженной атлетической направленности с использованием штанги, что не мешает, однако, развивать и выносливость. Применяются специальные штанги различного веса в виде гимнастических палок, а также обычные штанги для тяжелой атлетики. Такие занятия рекомендуются для подготовленных занимающихся, не имеющих отклонений в состоянии здоровья. Большой популярностью пользуются занятия такой аэробикой среди мужчин. Занятия памп-аэробикой часто проводятся с использованием другого оборудования, к примеру, степ-платформы или слайда. Поскольку занятия имеют силовую направленность, то большое значение имеет правильная методика применения упражнений стретчинга в заключительной части, что позволяет избежать сильных мышечных болей. 4.7. Аква-аэробика Аква-аэробика — аэробика в воде, часто с пользованием- специально для этого разрэоо ных различных предметов. Упражнения имеют свою специфику. Водная среда в большей степени облегчает, но иногда и усложняет выполнение упражнений, занятия несут явно выраженный оздоровительный и лечебный эффект. Занятия аква-аэробикой проводятся как в мелком, так и в глубоком бассейне, в зависимости от этого используется различное оборудование: пояса, жилеты, гантели, манжеты, планки, перчатки, ласты, весла. Форма проведения урока обычная: инструктор (на суше), занимающиеся располагаются фронтальным способом перед ним в воде. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение. Методика проведения занятия и способы выполнения упражнений специфичны и обусловлены внешними условиями (вода). 4.8. Боевые искусства в оздоровительной тренировке В настоящее время используются различные названия занятий, в которых используются элементы боевых искусств: А-бокс, тайбо, каратробика, кикбокс, силовой бокс, аэробоксинг и т.д. По нашим сведениям наиболее раннее появление этой разновидности оздоровительной аэробики связано с А-боксом, предложенным Ивонне Лин (Швеция) в 1983 году и включало в себя элементы боевых искусств и бокса. Данная форма тренировки в первую очередь предлагается мужчинам, которые чувствуют себя неуютно в группе танцевальной аэробики или среди тренажеров и гантель в зале силовой тренировки. Тем не менее все больше представительниц «слабого пола» выбирают этот вид активности. Занятия с использованием боевых искусств строятся по принципам построения используемым в аэробике. Тренировки проводятся под музыкальное сопровождение с целью повышения аэробных и силовых возможностей, а также технического мастерства занимающихся. В технический арсенал занятий этого направления входят удары (как руками, так и ногами), прыжки, падения, броски, а также обычные обще-развивающие физические упражнения. Техника выполнения некоторых упражнений позаимствована из различных видов боевых искусств. Удары руками взяты из бокса, удары ногами (кики) - из тхэквондо, подсечки из ушу, а броски из дзюдо. Остальные упражнения относятся к аэробике или традиционной силовой тренировке. Общей целью данного вида тренировки является создание функционального тела, в противовес критериям «красивого» тела, которые изменяются с течением моды и порой принимают некоторые уродливые формы. Основное воздействие в тренировочных занятиях оказывается на развитие силовых возможностей, гибкости, координации, выносливости. Функциональная тренировка, в которой телу предъявляются требования по решению реальных задач, где партнер является внешней нагрузкой, обеспечивает высокий интерес и хороший результат. Учитывая, что занятия с использованием боевых искусств предназначается для людей, занимающихся оздоровительной двигательной активностью, все технически и физически сложные упражнения были исключены. В тренировке не используются упражнения с применением больших отягощений, а предпочтение отдается большему количеству повторений с более высокой скоростью и большим усилием. Такое сочетание предъявляют требования к технике выполнения упражнений для избежания травмирования. В занятиях часто применяется дополнительное оборудование: боксерские мешки, макиварь, «лапы», маты, скакалки и т. д. Структура Организационная структура занятий с элементами боевых искусств несколько отличается от обычного класса аэробики формами построения занимающихся, что вызвано большим количеством упражнений в парах, а также некоторыми соревновательными моментами, присущими этому виду тренировки. Наиболее часто занимающиеся располагаются по кругу, в колонны, в две шеренги и т.д. Занятие состоит из подготовительной части, куда входит общая и специальная разминка; основной части, где используют методы аэробной и интервальной тренировки, а также развивают силовые показатели; заключительной части направленной на устранение психомоторной и общей напряженности средствами релаксации и «растягивания». В подготовительной части особое внимание уделяется движениям с поворотами туловища, круговым движениям таза, растягиванию мышц — сгибателей бедра, специальной разминке лучеза-пястного сустава. В основной части четко продумывается организация занимающихся на площадке в соответствии с реализацией поставленной цели и учетом состава занимающихся. В заключительной части подводится итог проведенной тренировки и объясняется сопряженное воздействие упражнений и техники боевых искусств. Для подготовки тренировочного занятия необходимо провести анализ группы и поставить цели и задачи, что послужит основой планирования тренировки. Планирование может осуществляться до уровня подбора упражнений и тем не менее некоторую свободу действий следует предусматривать. В процессе планирования следует предусмотреть количество занимающихся, какую площадь будет занимать один человек (при недостаточной площади следует исключить некоторые упражнения), количество требуемого инвентаря, пол и возраст занимающихся, уровень подготовленности, время проведения тренировки и т.д. Как уже говорилось выше, в основном составе движений этой разновидности оздоровительной аэробики преобладают движения (упражнения), заимствованные из различных видов единоборств. В процессе занятий изучается базовая техника передвижений, ударов руками и ногами, уклоны. Ниже представлены основные движения, используемые в занятиях.
4.9. Сайкл-аэробика (спиннинг-аэробика) Сайкл-аэробика — оздоровительная аэробика на велотренажере. Львиная доля урока проходит в положении сидя на велотренажере, кроме упражнений разминки и частично заминки. Ничего общего, кроме музыкального сопровождения и длительности урока (около 60 минут), эти занятия с обычной оздоровительной аэробикой не имеют. Занимающиеся вращают педали велотренажера с различной скоростью в зависимости от темпа музыкального сопровождения и команд инструктора. В движениях мало разнообразия, но эмоциональный настрой все равно очень велик: ведь все едут «на рекорд», пытаясь «обогнать» друг друга. В таких занятиях велика роль инструктора, его эмоциональность, голос, команды — ведь именно он настраивает занимающихся на выполнение этой весьма тяжелой физической работы. Все разнообразие упражнений заключается в том, что вращение педалей может выполняться без рук, с опорой на руки, с опорой на согнутые руки, без опоры ягодицами на сиденье. Такая оздоровительная аэробика несет в себе значительную физическую нагрузку на сердечнососудистую и дыхательную системы, а также на мышцы ног. Направленность занятия в целом не всегда «аэробна», если темп музыки велик (150 ударов и выше), то такую аэробику можно смело отнести в разряд «анаэробики».
ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ С РАЗЛИЧНЫМ КОНТИНГЕНТОМ ЗАНИМАЮЩИХСЯ 5.1. Особенности методики проведения занятий с детьми Ребенок с первых дней жизни постоянно находится в движении и через движения познает окружающий мир. Поэтому при планировании детских оздоровительных занятий необходимо создавать безопасные, максимально комфортные и интересные условия для двигательных действий, и следовательно, для развития и познания мира. Это уело-" вие необходимо учитывать не только при работе с детьми раннего и дошкольного возраста, но и при проведении занятий с младшими школьниками и подростками. Технология построения детской оздоровительной тренировки учитывает три основные позиции: — морфофункциональные и психологические особенности развития детского организма; — особенности мотивации к занятиям физическими упражнениями; — подбор адекватных методов и средств тренировки. Оздоровительные занятия с детьми строятся в форме урока. Продолжительность урока зависит от возраста занимающихся: — 2-3 года 20 минут; — 3-4 года 25 минут; — 5-6 лет 30 минут; — 6-7 лет 35 минут; — 7-10 лет 45 минут; — 11-14 лет 45-60 минут. Каждый урок состоит из трех основных чаете разминки - 5-7 минут, основной части, заключительной части — 4-8 минут. При этом необходимо учитывать, что разминка и заключительная часть не могут быть меньше по времени, указанного выше, вне зависимости от общей продолжительности урока. Разминка начинается с простых, не сложных по координации и хорошо разученных упражнений. За время разминки частота сердечных сокращений у детей поднимается до 140-150 ударов в минуту и в этом режиме проводится основная часть урока, которая содержит несколько ударных серий упражнений, необходимых для тренировки выносливости и работоспособности у детей. Первая ударная серия начинается сразу после разминки и состоит из двух частей по 10 секунд с интервалом 3 минуты. В данном случае мы воздействуем на креатин-фосфатный механизм образования энергии. В течение 10 секунд выполняются упражнения высокой интенсивности (бег или прыжки). Частота сердечных сокращений может подниматься до 180-190 ударов в минуту, однако такое увеличение пульса весьма оправдано, так как показатели ЧСС у детей в покое выше, чем показатели взрослых. Интервал в 3 минуты необходим для снижения ЧСС до 150-160 ударов в минуту. В это время выполняются упражнения средней интенсивности, направленные на развитие координации движений. За последующие 5-15 минут урока разучиваются новые упражнения и движения, частота сердечных сокращений снижается до 140-150 ударов в минуту. Затем выполняются две серии упражнений, которые по времени строятся следующим образов: 30 секунд интенсивной нагрузки - 1 минута активного отдыха - 30 секунд интенсивной нагрузки. Во время выполнения интенсивной нагрузки (30 секунд) частота сердечных сокращений может подниматься до 160-170 ударов в минуту. Выполнение подобных серий упражнений направлено на тренировку гликолитического механизма образования энергии. Между сериями в течение 5-7 минут выполняются упражнения средней или невысокой интенсивности, при которых частота сердечных сокращений снижается до 140-150 ударов в минуту. В это время могут выполняться упражнения на развитие силы и гибкости. Восстановление после выполнения второй серии: 30 секунд — 1 минута - 30 секунд у детей дошкольного возраста происходит в релаксационной части урока. Это связано с тем, что в этом возрасте урок составляет по времени всего 20-35 минут. При построении детской оздоровительной тренировки необходимо учитывать тот факт, что развитие физического и психоэмоционального утомления у детей идет значительно быстрее, чем у взрослых. Поэтому при выборе упражнений необходимо учитывать то обстоятельство, что при достаточно большом наборе движений, количество повторений ограничивается до 4-8 раз. Большинство уроков имеют комплексную направленность и содержат упражнения на развитие всех двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости), а также освоение новых двигательных действий. Большое значение в детском оздоровительном уроке имеет игровая направленность. Игры можно проводить в несколько приемов в основной части урока, и они могут быть направлены как на освоение новых движений, так и на закрепление уже разученных. С детьми дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется проводи уроки по единому игровому сюжету. В этом слу необходимо продумывать использование некоторых атрибутов, которые способствуют развитию сюжетной линии урока (например: «путешествие в подводный мир», «Полет в космос» и т.п.) содержащие игровые элементы, способствуют формированию и поддержанию интереса к оздоровительным занятиям. 5.2. Особенности методики проведения занятий с пожилыми людьми Возраст человека определяется тремя параметрами: — паспортным возрастом, характеризуемым сроками фактически прожитой жизни, от момента рождения до какого-либо дня; — биологическим возрастом, который отличается от паспортного и определяется биологическим состоянием, уровнем здоровья, физическими кондициями, внешним видом индивида и т.д.; — социальным возрастом, который является наиболее сложной категорией и связан с ощущением себя в постоянно изменяющихся общественных ситуациях, социально молодым является тот, кто живо реагирует на процессы, происходящие в обществе, и постоянно стремится к самоутверждению и созданию социальных ценностей. Поэтому проблема сохранения своего социального статуса в старшем возрасте появляется у людей, которые на протяжении всей своей жизни имели ту или иную категорию ценностей (духовных, интеллектуальных, материальных), определявших их образ жизни и ту систему ценностных ориентации, которую они пытаются сохранить достаточно длительное время. Для того чтобы правильно разобраться и оценить состояние человека старшего возраста, необходимо проанализировать особенности его биологического и психического развития. Старение — это длительный биологический процесс снижения функциональных возможностей организма. Старость - это одна из стадий онтогенеза.
Физиологические особенности старения С возрастом замедляются приспособительные возможности функциональных систем организма к изменяющимся условиям жизнедеятельности, что приводит к возникновению ряда заболеваний, причинами которых являются наследственные факторы, гиподинамия, адиномия, социально-бытовые условия, травмы, вредные привычки и др. Изменения в состоянии нервной системы связаны с изменением баланса процессов возбуждения и торможения, силой их протекания, затруднением образования новых двигательных стереотипов, уменьшением вариативности двигательных навыков. С возрастом ослабевает сократительная функция миокарда, снижается эластичность кровеносных сосудов, утолщается их оболочка, уменьшается просвет, следовательно, ухудшается снабжение кровью сердца и других органов и систем, появляются признаки возрастной гипертонии. В связи с этим противопоказаны чрезмерные физические нагрузки, резкое охлаждение, сильное эмоциональное возбуждение. Восстановительные процессы после физической нагрузки протекают значительно медленнее. Частота сердечных сокращений в покое снижается до 50-55 ударов в минуту. Показатели артериального давления в норме в 50-60 лет равны - 140/90, в 60-70 лет - 150/90 мм рт.ст. В старшем возрасте ухудшается эластичность легочной ткани, ослабевают дыхательные мышцы, снижается подвижность грудной клетки, уменьшается легочная вентиляция. Что касается опорно-двигательного аппарата, то можно говорить о снижении эластичность связок, сужении суставныяшолостей. Появления различных образований вокруг суставов, разрыхления костной ткани, деформации позвоночного столба (кифосколиозы). Обменные процессы в организме с возрастом протекают менее интенсивно, замедляется протекание окислительных реакций, ухудшается пищеварение, что объясняется ослаблением перистальтики желудочно-кишечного тракта, возникают проблемы с «лишним весом», изменяется теплорегуляция организма, увеличивается продолжительность процессов восстановления. Что касается физических и двигательных кондиций лиц старшего возраста, то отмечается снижение общей работоспособности, быстроты и точности двигательных действий, отмечается диско-ординация движений, снижение амплитуды движений, вызванное изменениями, происходящими в суставах. Двигательные навыки формируются достаточно медленно. Каким образом человек может противостоять процессам увядания? Значение использования средств физической культуры и спорта, оздоровительных сил природы в укреплении здоровья, поддержании работоспособности известно и доказано давно. Необходимо лишь выбрать адекватный для человека режим двигательной активности. При составлении индивидуальных программ оздоровительной тренировки для поддержания творческого и физического долголетия следует придерживаться следующих социокультурных и психолого-педагогических условий: - подбор упражнений и режимы их выполнения должны обеспечить замедление процессов возрастной инволюции, сохранять здоровье и физические кондиции; - подбор упражнении и техника их выполнения должны удовлетворять разнообразию жизненных ситуаций и потребностей людей старшего поколения с учетом направленности использования средств физической культуры; - специальные двигательные режимы и участие в них людей пожилого возраста должны сопровождаться формированием образованности в сфере физической культуры, повышением социальной компетентности, развитием творчества и самоорганизацией деятельности, способствующей развитию взаимопонимания и контактов между людьми; — специальные двигательные режимы во всех без исключения случаях должны удовлетворять нравственно-этическим и эмоциональным потребностям пожилого человека, а оценка их эффективности должна носить личностно-ориентированный гуманистический характер; — занятия по индивидуальным оздоровительным программам должны сопровождаться самопознанием своих психических, нейродинамических, энергетических и двигательных способностей и усвоения их значимости для адаптации к процессам социальной, профессиональной деятельности и среды окружения. Особенности Для людей старше
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|