Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Iv разновидности видов аэробики




4.1. Слайд-аэробика

Слайд-аэробика — оздоровительная аэробика атлетического направления с использованием спе­циальной слайд-доски и особой обуви. Доска имеет полимерное покрытие, дающее возможность легко скользить по ней. Подавляющее число упражнений напоминает движения конькобежца и направлено на развитие мышц нижней части тела. Однако это не мешает в слайд-аэробике развивать и выносли­вость, а небольшой полет фантазии позволит также использовать это устройство для развития мышц верхней части тела в партерной части занятия.

Использование доски для скольжения началось около 100 лет назад спортсменами-конькобежцами для тренировок в летнее время. Доска была закреп­лена и натерта воском. В 80-х годах появилась идея использования подобного приспособления не только в целях тренировки, но и как средства реа­билитации после травм суставов ног. После прове­дения необходимых исследований была разработа­на слайд-доска, или просто слайд, для использова­ния в оздоровительной физической культуре.

Слайд

Слайд представляет собой доску со специаль­ным полимерным покрытием, способствующим плавному скольжению и обладающим необходи­мым сопротивлением для эффективной трениров­ки. Длина слайда — чуть более 180 см, ширина — 60 см. Нижняя поверхность слайда покрыта противо­скользящим материштом, имеются боковые огра­ничители с выпуклым рисунком для облегчения отталкивания, а также бортики слайда, которые предотвращают соскальзывание и падение.

 

На слайде следует заниматься в кроссовках имеющих широкую плоскую подошву, к слайду прилагаются специальные носки, которые надева­ются поверх кроссовок.

Занятия на слайде являются высокоинтенсив­ным видом аэробных тренировок. Они развивают сердечно-сосудистую систему, тренируют вынос­ливость, чувство равновесия и координацию. Но более всего этот вид оздоровительной аэробики развивает силовые возможности ног.

Специфика слайд-аэробики состоит еще и в том, что используемые упражнения достаточно редко совершаются в обычной жизни. Так уж по­велось, что человек подавляющее большинство движений совершает вверх-вниз или вперед-на­зад, а не из стороны в сторону. Этот пробел и вос­полняет слайд-аэробика.

Правила слайд-тренировки

Для того чтобы тренировки приносили результа­ты и отсутствовали отрицательные последствия, не­обходимо соблюдать определенные правила слайд-тренировки. Они касаются положения туловища и ног, скорости скольжения, последовательности ос­воения упражнений. К примеру, плечи, грудь и бед­ра должны находиться на одной линии, а колени располагаться точно над стопами, вес тела должен быть равномерно распределен между обеими нога­ми, а отталкивание должно производиться всей по­верхностью стопы. Во время скольжения следует держать слайд в поле зрения, а к сложным упражне­ниям переходить только после освоения простых.

Содержание занятий

С учетом атлетического стиля занятий трени­ровки могут идти в двух направлениях: атлетиче­ская тренировка, ориентированная на спорт, заня­тия этого направления могут проходить даже о музыки с темпом скольжения 30 в минуту; ритми­ческая тренировка — здесь внимание уделяет комбинациям и танцевальной стилизации занятия проходят под ритмичную музыку с частот акцентов в среднем от 130 до 145 в минуту.

Базовые шаги, используемые в слайд-аэроби­ке, повторяют структуру основных шагов. Так, ба­зовое скольжение сходно с приставным шагом, а подъем колена и захлест голени назад аналогичны используемым в аэробике.

 

 

При выполнении выпада, прыжка ноги врозь-вместе для перемещения используется скольжение.

 

 

 

Таким образом, основным типом движения данного вида аэробики является перемещение те­ла за счет скольжения боком, лицом вперед, спи­ной вперед.

Скольжение лицом вперед

 

Некоторые упражнения на силу можно приме­нять в динамике, что позволяет тренировать мыш­цы в разных режимах. Например, отжимание со све­дением-разведением рук, сведение-разведение ног в полуприседе для тренировки мышц бедра и т.п.

4.2. Степ-аэробика

Степ-аэробика - оздоровительная аэробика использованием специальной степ-платформ регулируемой высотой. Платформа изготовлена особого материала и позволяет выполнять подскоки на и через нее в различных направлениях. В партерной части занятия платформу удобно использовать для развития силы. В основе движе­ний лежат базовые шаги аэробики, что не исклю­чает и танцевальной стилизации упражнений.

В 1952 году американскими физиологами спорта был разработан специальный тест для оп­ределения физической работоспособности чело­века. Тестирование заключалось в том, что испы­туемый выполнял так называемые «восхождения» на ступеньку определенной высоты в течение не­скольких минут. При этом у него периодически измерялся пульс, а в конце тестирования по спе­циальным формулам вычислялся показатель фи­зической работоспособности. Восхождение за­ключалось в выполнении шага на ступеньку, при­ставлении ноги и выполнении следующего шага вниз и так далее. Частота восхождений регулиро­валась по метроному. В зависимости от высоты ступеньки по разным формулам и вычислялась физическая работоспособность.

Этот тест для определения физической рабо­тоспособности получил название гарвардского степ-теста, по названию университета, где он был разработан. Изобретение было взято на вооруже­ние физиологами спорта во всем мире. Тест и по сей день используется для определения физиче­ской работоспособности с той лишь разницей, что в настоящее время вместо ступеньки используют велоэргометр (велосипед-тренажер) или тредбан (бегущая дорожка).

Гарвардский степ-тест, вне всякого сомнения, имеет прямое отношение к степ-аэробике, кото­рая, появившись в конце 80-х годов, мгновенно завоевала огромную популярность во всем мире.

Аэробика на степ-платформе доступна прак­тически всем. Работа, выполняемая ногами, не сложна, а движения естественны, как при ходьбе по лестнице. Для изменения интенсивности тре­нировки достаточно лишь изменить высоту платформы. Таким образом, в одной группе могут од­новременно заниматься люди с разным уровнем подготовки и физическая нагрузка для каждого будет индивидуальна.

 

Степ-платформа выполнена из плотного по­лиэтиленового каркаса, который выдерживает на­грузку около 600 кг. Конструкция изделия такова, что работать на ней совершенно безопасно: она не может сдвинуться, перевернуться, ее поверхность исключает скольжение ноги. Платформа — это сборная конструкция, которая легко регулируется по высоте, которая может составлять 15, 20 и 25 см. Можно также изменять угол ее наклона с це­лью максимально эффективного приспособления к занятиям силовой тренировкой.

Заниматься степ-аэробикой, как впрочем и любой оздоровительной аэробикой, следует в кроссовках, желательно в рекомендуемых моделях кроссовок, которые достаточно легки и хорошо амортизируют. Необходимо соблюдать правила работы на степ-платформе, которые обеспечивают травмобезопасность занятий. Правила касаются: 1) высоты платформы; 2) осанки; 3) техники вы­полнения шага вверх и шага вниз; 4) движений рук; 5) музыки и некоторых других моментов. К примеру, нельзя работать спиной к платформе, но­гу на платформу следует ставить точно в центр на всю подошву и следить, чтобы пятка не свисала, высота платформы должна быть такова, чтобы угол сгибания в колене был не меньше 90°. Также не следует спрыгивать с платформы и спускаться нее спиной.

При работе необходимо следить за сохранен ем правильной осанки, при опускании с платформы ногу следует ставить на всю подошву. Так же следует спрыгивать с платформы и спускать ней спиной. Темп музыкального сопровожу при занятиях степ-аэробикой составляет музыкальных акцентов в минуту.

Содержание занятий

Основное содержание занятий степ-аэроби­кой — это те же базовые шаги, бег и прыжки, кото­рые составляют основу классической аэробики.

Вначале разучиваются движения ногами, а за­тем добавляются движения руками. При этом не­обходимо обращать внимание занимающихся на то, что нельзя терять степ-платформу из поля зре­ния. Многие «базовые» шаги имеют схожую стру­ктуру и название. Выполняются шаги вверх-вниз (1), через платформу, в различных направлениях, с поворотами и без, с прыжками на платформу и на ней, а также добавляются шаги на полу. Шаги на платформу можно выполнять спереди, сбоку, с конца, из угла в угол и из конца в конец (2). Мож­но также выполнять движения на самой платфор­ме. Наиболее физически сложные упражнения -это прыжки на платформу и через нее (3).

Шаги соединяются в комбинации, которые выполняют­ся сначала в одну сторону, а затем, после выпол­нения движения для смены ведущей ноги, вся комбинация повторяется в другую сторону. Можно выполнять движения на самой платфор­ме, переступать через нее или же часть движений выполнять на полу. Наиболее физически слож­ные упражнения - это прыжки на платформу и через нее. К примеру, можно использовать в тре­нировках две и более степ-платформы, располо­женные рядом. Переходя с одной платформы на другую в различных направлениях, можно соз­дать дополнительное количество комбинаций перемещений.

Очень эффективно и разнообразно использо­вание степ-платформы в силовой тренировке.

 

 

 

Структура урока

Все силовые упражнения можно усложнить (облег­чить) или просто разнообразить, используя высоту платформы. Таким образом, каждый занимаю­щийся может выбрать себе наиболее подходящую степень нагрузки. Аналогично возможно исполь­зование платформы для усиления эффекта упраж­нений стретчинга.

Организационная структура занятий степ-аэ­робикой мало чем отличается от обычного класса аэробики. Инструктор располагается перед груп­пой, каждый занимающийся работает на своей платформе. В подготовительную часть урока включаются уже известные базовые шаги и упраж­нения стретчинга. В основной (собственно аэроб­ной) части занятия разучивается комбинация бо­лее сложных шагов и перемещений с использова­нием перечисленных методов. В силовой части за­нятия выполняются упражнения на силу всех мы­шечных групп с использованием степ-платформы. Упражнения стретчинга выполняются в заключи­тельной части урока.

4.3. Фитбол-аэробика

Фитбол-аэробика - аэробика преимущест­венно партерного характера с использованием специальных резиновых мячей большого разме­ра. Сидя на мяче или опираясь на него различ­ными частями тела, а также опираясь мячом о стенку, можно бесконечно менять исходные по­ложения и выполнять большое количество уп­ражнений, оказывающих изолированное воздей­ствие на различные rpynnfe мышц. Эта аэробика забавна, вносит разнообразие в занятия и благо­творно воздействует (что доказано медицински­ми исследованиями) на состояние спины и по­звоночника.

Когда-то, еще в 1909 году, в Швейцарии врачи стали использовать мяч для лечения людей с забо­леваниями позвоночника. Была проведена боль­шая исследовательская работа, и с тех пор лечеб­ная гимнастика с использованием мяча имеет ме­сто во многих клиниках мира.

В США в 1992 году Майк и Стефания Моррис предприняли попытку использования мяча в сис­теме оздоровительных занятий. Проведенные уче­ными исследования позволили разработать про­грамму и методику занятий.

 

В различных странах оздоровительные про­граммы с использованием гимнастических мячей большого диаметра отличаются друг от друга не только названиями (Swiss-Ball, Resist-a-Ball, Bodyball и, наконец, Fitball), но и собственно ме­тодиками. FIT-BALL является наиболее полной программой для оздоровительных тренировок, ох­ватывающей все возможные аспекты использова­ния мячей, находящейся в полном соответствии с принятой во всем мире системой оздоровитель­ных тренировок.

Первый международный семинар по фитбол-тренировкам состоялся в Италии в январе 1996 го­да. На нем были представлены 9 стран в том числе и Россия. Летом 1996 года в Италии проводилась 1 -я Международная Конвенция по фитбол-трени-ровкам, в которой участвовали 13 государств Ев­ропы и Азии, на которой была утверждена между- -, народная программа FITBALL-INTERNATION-AL, согласно этой программе страны-участницы организуют совместные международные семина­ры, кэмпы, а также регулярно встречаются и обме­ниваются опытом и материалами.

Содержание занятий

В целом схема построения фитбол-трениров-ки не отличается от классической схемы построе­ния урока оздоровительной аэробикой.

Продолжительность и интенсивность варьиру­ются в зависимости от контингента занимающих­ся и задач, поставленных преподавателем.

Уникальная возможность проведения аэроб­ной части урока в положении сидя, позволяет су­щественно расширить контингент занимающихся. Проведенные в США, Европе и России исследова­ния подтверждают несомненное положительное воздействие таких трецировок на позвоночник, сердечно-сосудистую систему, вестибулярный ап­парат. Отрицание же пользы аэробных занятий на мяче для общего контингента занимающихся сви­детельствует лишь о недостаточной осведомлен-

ности в методике построения урока и технике вы­полнения упражнений.

Одной из отличительных черт фитбол-урока являются упражнения на развитие вестибулярного аппарата, что широко применяется на Западе не только в оздоровительных занятиях, но и при под­готовке профессиональных спортсменов, таких, как велосипедистов, парашютистов, воднолыжни­ков и др.

Для занятий фитболом требуется особое музы­кальное сопровождение, в котором темп музыки зависит от степени упругости мяча и варьируется для разных уровней подготовленности занимаю­щихся.

4.4.-Тераробика

Тераробика - новое направление оздорови­тельной аэробики - завоевала популярность в клубах Европы и США не более трех лет назад. Те­раробика представляет собой низкоударную высо­коинтенсивную кардиотренировку. Существенное увеличение нагрузки достигается посредством ис­пользования специального комплекта амортиза­торов, фиксирующихся одновременно на руках и ногах занимающихся и образующих единую взаи­мосвязанную систему.

Программа тераробики обещает быть успеш­ной в силу следующих обстоятельств. 1. Занятия с терасетами (так называют комплекты для занятий тераробикой) оказывают комплекс­ное воздействие на организм занимающихся, и в связи с этим решается сразу несколько задач:

— увеличивается интенсивность урока при сохра­нении его низкоударности;

— улучшаются условия для развития силы без зна­чительного прироста мышечной массы;

— оптимизируется режим для развития аэробных возможностей мышц и тренировки кардиорес-пираторных функций;

— создаются более благоприятные для снижения количества жира в организме.

2. Такая тренировка доступна широкому контин­генту занимающихся из-за отсутствия коорди­национно сложных движений и высокоударной нагрузки. Тем не менее движения под музыку всегда создают благоприятный эмоциональный фон, а возможность разнообразить хореогра­фию делает занятия тераробикой белее привле­кательными.

3. Оборудование для занятий тераробикой облада­ет следующими достоинствами: оно недорого, компактно, просто, надежно, и вместе с тем труда можно менять вышедшие из строя части.

4. Существенным достоинством тераробики мож­но считать индивидуальный подход, учитываю­щий физические кондиции занимающегося (жесткость амортизатора) или его ростовые осо­бенности (длина ленты).

Танцевальная аэробика

Аэробика танцевальной направленности - оз­доровительная аэробика, аэробная часть занятий которой представляет собой танцевальные движе­ния на основе базовых шагов. В зависимости от используемого стиля танца различают следующие виды аэробики танцевальной направленности: фанк-аэробика, также именуемая кардиофанк (со­временный танец в стиле «фанк»), сити-джем-аэ­робика (негритянский стиль «сити-джем»), хип-хоп-аэробика (современный танец в стиле «хип-хоп»), латин-аэробика, также именуемая салса-аэ-робика (на основе латиноамериканских танцев),

афро-джаз-аэробика (аэробика с элементами аф­риканских танцев), джаз-аэробика (аэробика на основе джазового танца).

Непременным условием и ярко выраженной чертой аэробики танцевального направления яв­ляется использование соответствующей музыки. Танцевальная аэробика очень привлекательна и эмоциональна, но необходимо отметить, что при освоении комплексов имеются трудности коорди­национного характера. Развитие этого направле­ния в аэробике очень перспективно.

4.6. Памп-аэробика

Памп-аэробика — оздоровительная аэробика ярко выраженной атлетической направленности с использованием штанги, что не мешает, однако, развивать и выносливость. Применяются специаль­ные штанги различного веса в виде гимнастических палок, а также обычные штанги для тяжелой атлети­ки. Такие занятия рекомендуются для подготовлен­ных занимающихся, не имеющих отклонений в со­стоянии здоровья. Большой популярностью пользу­ются занятия такой аэробикой среди мужчин.

Занятия памп-аэробикой часто проводятся с использованием другого оборудования, к примеру, степ-платформы или слайда. Поскольку занятия имеют силовую направленность, то большое зна­чение имеет правильная методика применения уп­ражнений стретчинга в заключительной части, что позволяет избежать сильных мышечных болей.

4.7. Аква-аэробика

Аква-аэробика — аэробика в воде, часто с пользованием- специально для этого разрэоо

ных различных предметов. Упражнения имеют свою специфику. Водная среда в большей степени облегчает, но иногда и усложняет выполнение уп­ражнений, занятия несут явно выраженный оздо­ровительный и лечебный эффект.

Занятия аква-аэробикой проводятся как в мелком, так и в глубоком бассейне, в зависимости от этого используется различное оборудование: пояса, жилеты, гантели, манжеты, планки, пер­чатки, ласты, весла. Форма проведения урока обычная: инструктор (на суше), занимающиеся располагаются фронтальным способом перед ним в воде. Занятия проводятся под музыкальное со­провождение. Методика проведения занятия и способы выполнения упражнений специфичны и обусловлены внешними условиями (вода).

4.8. Боевые искусства в оздоровительной тренировке

В настоящее время используются различные названия занятий, в которых используются эле­менты боевых искусств: А-бокс, тайбо, каратробика, кикбокс, силовой бокс, аэробоксинг и т.д.

По нашим сведениям наиболее раннее появле­ние этой разновидности оздоровительной аэроби­ки связано с А-боксом, предложенным Ивонне Лин (Швеция) в 1983 году и включало в себя эле­менты боевых искусств и бокса.

Данная форма тренировки в первую очередь предлагается мужчинам, которые чувствуют себя неуютно в группе танцевальной аэробики или сре­ди тренажеров и гантель в зале силовой трениров­ки. Тем не менее все больше представительниц «слабого пола» выбирают этот вид активности.

Занятия с использованием боевых искусств строятся по принципам построения используе­мым в аэробике. Тренировки проводятся под музыкальное сопровождение с целью повышения аэ­робных и силовых возможностей, а также техниче­ского мастерства занимающихся.

В технический арсенал занятий этого направ­ления входят удары (как руками, так и ногами), прыжки, падения, броски, а также обычные обще-развивающие физические упражнения. Техника выполнения некоторых упражнений позаимство­вана из различных видов боевых искусств. Удары руками взяты из бокса, удары ногами (кики) - из тхэквондо, подсечки из ушу, а броски из дзюдо. Остальные упражнения относятся к аэробике или традиционной силовой тренировке.

Общей целью данного вида тренировки явля­ется создание функционального тела, в противо­вес критериям «красивого» тела, которые изменя­ются с течением моды и порой принимают неко­торые уродливые формы. Основное воздействие в тренировочных занятиях оказывается на развитие силовых возможностей, гибкости, координации, выносливости.

Функциональная тренировка, в которой телу предъявляются требования по решению реальных задач, где партнер является внешней нагрузкой, обеспечивает высокий интерес и хороший результат.

Учитывая, что занятия с использованием бое­вых искусств предназначается для людей, занима­ющихся оздоровительной двигательной активно­стью, все технически и физически сложные уп­ражнения были исключены. В тренировке не ис­пользуются упражнения с применением больших отягощений, а предпочтение отдается большему количеству повторений с более высокой скоро­стью и большим усилием. Такое сочетание предъявляют требования к технике выполнения упражнений для избежания травмирования.

В занятиях часто применяется дополнительное оборудование: боксерские мешки, макиварь, «лапы», маты, скакалки и т. д.

Структура

Организационная структура занятий с элементами боевых искусств несколько отличается от обычного класса аэробики формами построения занимающихся, что вызвано большим количест­вом упражнений в парах, а также некоторыми со­ревновательными моментами, присущими этому виду тренировки. Наиболее часто занимающиеся располагаются по кругу, в колонны, в две шеренги и т.д. Занятие состоит из подготовительной части, куда входит общая и специальная разминка; ос­новной части, где используют методы аэробной и интервальной тренировки, а также развивают си­ловые показатели; заключительной части направ­ленной на устранение психомоторной и общей на­пряженности средствами релаксации и «растяги­вания».

В подготовительной части особое внимание уделяется движениям с поворотами туловища, круговым движениям таза, растягиванию мышц — сгибателей бедра, специальной разминке лучеза-пястного сустава.

В основной части четко продумывается орга­низация занимающихся на площадке в соответст­вии с реализацией поставленной цели и учетом со­става занимающихся.

В заключительной части подводится итог про­веденной тренировки и объясняется сопряженное воздействие упражнений и техники боевых ис­кусств.

Для подготовки тренировочного занятия не­обходимо провести анализ группы и поставить це­ли и задачи, что послужит основой планирования тренировки. Планирование может осуществляться до уровня подбора упражнений и тем не менее не­которую свободу действий следует предусматри­вать. В процессе планирования следует предусмо­треть количество занимающихся, какую площадь будет занимать один человек (при недостаточной площади следует исключить некоторые упражнения), количество требуемого инвентаря, пол и воз­раст занимающихся, уровень подготовленности, время проведения тренировки и т.д.

Как уже говорилось выше, в основном составе движений этой разновидности оздоровительной аэробики преобладают движения (упражнения), заимствованные из различных видов единоборств. В процессе занятий изучается базовая техника пе­редвижений, ударов руками и ногами, уклоны. Ниже представлены основные движения, исполь­зуемые в занятиях.

 

4.9. Сайкл-аэробика (спиннинг-аэробика)

Сайкл-аэробика — оздоровительная аэробика на велотренажере. Львиная доля урока проходит в положении сидя на велотренажере, кроме упраж­нений разминки и частично заминки. Ничего об­щего, кроме музыкального сопровождения и дли­тельности урока (около 60 минут), эти занятия с обычной оздоровительной аэробикой не имеют. Занимающиеся вращают педали велотренажера с различной скоростью в зависимости от темпа му­зыкального сопровождения и команд инструкто­ра. В движениях мало разнообразия, но эмоцио­нальный настрой все равно очень велик: ведь все едут «на рекорд», пытаясь «обогнать» друг друга. В таких занятиях велика роль инструктора, его эмо­циональность, голос, команды — ведь именно он настраивает занимающихся на выполнение этой весьма тяжелой физической работы. Все разнооб­разие упражнений заключается в том, что враще­ние педалей может выполняться без рук, с опорой на руки, с опорой на согнутые руки, без опоры ягодицами на сиденье.

Такая оздоровительная аэробика несет в себе значительную физическую нагрузку на сердечно­сосудистую и дыхательную системы, а также на мышцы ног. Направленность занятия в целом не всегда «аэробна», если темп музыки велик (150 ударов и выше), то такую аэробику можно смело отнести в разряд «анаэробики».

 

ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ С РАЗЛИЧНЫМ КОНТИНГЕНТОМ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

5.1. Особенности методики проведения занятий с детьми

Ребенок с первых дней жизни постоянно нахо­дится в движении и через движения познает окру­жающий мир. Поэтому при планировании детских оздоровительных занятий необходимо создавать безопасные, максимально комфортные и интерес­ные условия для двигательных действий, и следо­вательно, для развития и познания мира. Это уело-" вие необходимо учитывать не только при работе с детьми раннего и дошкольного возраста, но и при проведении занятий с младшими школьниками и

подростками.

Технология построения детской оздоровитель­ной тренировки учитывает три основные позиции:

— морфофункциональные и психологические осо­бенности развития детского организма;

— особенности мотивации к занятиям физически­ми упражнениями;

— подбор адекватных методов и средств тренировки.

Оздоровительные занятия с детьми строятся в форме урока. Продолжительность урока зависит от возраста занимающихся:

— 2-3 года 20 минут;

— 3-4 года 25 минут;

— 5-6 лет 30 минут;

— 6-7 лет 35 минут;

— 7-10 лет 45 минут;

— 11-14 лет 45-60 минут.

Каждый урок состоит из трех основных чаете разминки - 5-7 минут, основной части, заключительной части — 4-8 минут. При этом необходимо учитывать, что разминка и заключительная часть не могут быть меньше по времени, указанного вы­ше, вне зависимости от общей продолжительно­сти урока.

Разминка начинается с простых, не сложных по координации и хорошо разученных упражне­ний. За время разминки частота сердечных сокра­щений у детей поднимается до 140-150 ударов в минуту и в этом режиме проводится основная часть урока, которая содержит несколько ударных серий упражнений, необходимых для тренировки выносливости и работоспособности у детей.

Первая ударная серия начинается сразу после разминки и состоит из двух частей по 10 секунд с интервалом 3 минуты. В данном случае мы воздей­ствуем на креатин-фосфатный механизм образо­вания энергии. В течение 10 секунд выполняются упражнения высокой интенсивности (бег или прыжки). Частота сердечных сокращений может подниматься до 180-190 ударов в минуту, однако такое увеличение пульса весьма оправдано, так как показатели ЧСС у детей в покое выше, чем по­казатели взрослых. Интервал в 3 минуты необхо­дим для снижения ЧСС до 150-160 ударов в мину­ту. В это время выполняются упражнения средней интенсивности, направленные на развитие коор­динации движений.

За последующие 5-15 минут урока разучивают­ся новые упражнения и движения, частота сердеч­ных сокращений снижается до 140-150 ударов в минуту.

Затем выполняются две серии упражнений, которые по времени строятся следующим образов: 30 секунд интенсивной нагрузки - 1 минута ак­тивного отдыха - 30 секунд интенсивной нагруз­ки. Во время выполнения интенсивной нагрузки (30 секунд) частота сердечных сокращений может подниматься до 160-170 ударов в минуту. Выполнение подобных серий упражнений направлено на тренировку гликолитического механизма образо­вания энергии. Между сериями в течение 5-7 ми­нут выполняются упражнения средней или невы­сокой интенсивности, при которых частота сер­дечных сокращений снижается до 140-150 ударов в минуту. В это время могут выполняться упражне­ния на развитие силы и гибкости.

Восстановление после выполнения второй се­рии: 30 секунд — 1 минута - 30 секунд у детей до­школьного возраста происходит в релаксационной части урока. Это связано с тем, что в этом возрасте урок составляет по времени всего 20-35 минут.

При построении детской оздоровительной тренировки необходимо учитывать тот факт, что развитие физического и психоэмоционального утомления у детей идет значительно быстрее, чем у взрослых. Поэтому при выборе упражнений не­обходимо учитывать то обстоятельство, что при достаточно большом наборе движений, количест­во повторений ограничивается до 4-8 раз.

Большинство уроков имеют комплексную на­правленность и содержат упражнения на развитие всех двигательных качеств (силы, быстроты, вы­носливости, ловкости и гибкости), а также освое­ние новых двигательных действий.

Большое значение в детском оздоровительном уроке имеет игровая направленность. Игры можно проводить в несколько приемов в основной части урока, и они могут быть направлены как на освое­ние новых движений, так и на закрепление уже ра­зученных. С детьми дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется проводи уроки по единому игровому сюжету. В этом слу необходимо продумывать использование некоторых атрибутов, которые способствуют развитию сюжетной линии урока (например: «путешествие в подводный мир», «Полет в космос» и т.п.) содержащие игровые элементы, способствуют формированию и поддержанию интереса к оздо­ровительным занятиям.

5.2. Особенности методики проведения занятий с пожилыми людьми

Возраст человека определяется тремя парамет­рами:

— паспортным возрастом, характеризуемым сро­ками фактически прожитой жизни, от момента рождения до какого-либо дня;

— биологическим возрастом, который отличается от паспортного и определяется биологическим состоянием, уровнем здоровья, физическими кондициями, внешним видом индивида и т.д.;

— социальным возрастом, который является наибо­лее сложной категорией и связан с ощущением себя в постоянно изменяющихся общественных ситуациях, социально молодым является тот, кто живо реагирует на процессы, происходящие в обществе, и постоянно стремится к самоутвер­ждению и созданию социальных ценностей.

Поэтому проблема сохранения своего соци­ального статуса в старшем возрасте появляется у людей, которые на протяжении всей своей жизни имели ту или иную категорию ценностей (духов­ных, интеллектуальных, материальных), опреде­лявших их образ жизни и ту систему ценностных ориентации, которую они пытаются сохранить до­статочно длительное время.

Для того чтобы правильно разобраться и оце­нить состояние человека старшего возраста, необ­ходимо проанализировать особенности его биоло­гического и психического развития.

Старение — это длительный биологический процесс снижения функциональных возможно­стей организма. Старость - это одна из стадий он­тогенеза.

 

Физиологиче­ские особенно­сти старения

С возрастом замедляются приспособительные возможности функциональных систем организма к изменяющимся условиям жизнедеятельности, что приводит к возникновению ряда заболеваний, причинами которых являются наследственные фа­кторы, гиподинамия, адиномия, социально-быто­вые условия, травмы, вредные привычки и др.

Изменения в состоянии нервной системы свя­заны с изменением баланса процессов возбужде­ния и торможения, силой их протекания, затруд­нением образования новых двигательных стерео­типов, уменьшением вариативности двигательных

навыков.

С возрастом ослабевает сократительная функ­ция миокарда, снижается эластичность кровенос­ных сосудов, утолщается их оболочка, уменьшает­ся просвет, следовательно, ухудшается снабжение кровью сердца и других органов и систем, появля­ются признаки возрастной гипертонии. В связи с этим противопоказаны чрезмерные физические нагрузки, резкое охлаждение, сильное эмоцио­нальное возбуждение. Восстановительные процес­сы после физической нагрузки протекают значи­тельно медленнее. Частота сердечных сокращений в покое снижается до 50-55 ударов в минуту. Пока­затели артериального давления в норме в 50-60 лет равны - 140/90, в 60-70 лет - 150/90 мм рт.ст.

В старшем возрасте ухудшается эластичность легочной ткани, ослабевают дыхательные мышцы, снижается подвижность грудной клетки, умень­шается легочная вентиляция.

Что касается опорно-двигательного аппарата, то можно говорить о снижении эластичность свя­зок, сужении суставныяшолостей. Появления раз­личных образований вокруг суставов, разрыхления костной ткани, деформации позвоночного столба (кифосколиозы).

Обменные процессы в организме с возрастом протекают менее интенсивно, замедляется протекание окислительных реакций, ухудшается пище­варение, что объясняется ослаблением перисталь­тики желудочно-кишечного тракта, возникают проблемы с «лишним весом», изменяется теплорегуляция организма, увеличивается продолжитель­ность процессов восстановления.

Что касается физических и двигательных кон­диций лиц старшего возраста, то отмечается сни­жение общей работоспособности, быстроты и точ­ности двигательных действий, отмечается диско-ординация движений, снижение амплитуды дви­жений, вызванное изменениями, происходящими в суставах. Двигательные навыки формируются достаточно медленно.

Каким образом человек может противостоять процессам увядания? Значение использования средств физической культуры и спорта, оздорови­тельных сил природы в укреплении здоровья, под­держании работоспособности известно и доказано давно. Необходимо лишь выбрать адекватный для человека режим двигательной активности.

При составлении индивидуальных программ оздоровительной тренировки для поддержания творческого и физического долголетия следует придерживаться следующих социокультурных и психолого-педагогических условий:

- подбор упражнений и режимы их выполнения должны обеспечить замедление процессов воз­растной инволюции, сохранять здоровье и фи­зические кондиции;

- подбор упражнении и техника их выполнения должны удовлетворять разнообразию жизнен­ных ситуаций и потребностей людей старшего поколения с учетом направленности использо­вания средств физической культуры;

- специальные двигательные режимы и участие в них людей пожилого возраста должны сопрово­ждаться формированием образованности в сфе­ре физической культуры, повышением социальной компетентности, развитием творчества и самоорганизацией деятельности, способству­ющей развитию взаимопонимания и контактов между людьми;

— специальные двигательные режимы во всех без исключения случаях должны удовлетворять нравственно-этическим и эмоциональным по­требностям пожилого человека, а оценка их эф­фективности должна носить личностно-ориентированный гуманистический характер;

— занятия по индивидуальным оздоровительным программам должны сопровождаться самопоз­нанием своих психических, нейродинамических, энергетических и двигательных способно­стей и усвоения их значимости для адаптации к процессам социальной, профессиональной дея­тельности и среды окружения.

Особенности Для людей старше

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...