Групповая работа с детьми и подростками
Часть 2: Ведение группы
Заключительное обсуждение групповой работы охватывает все рассмотренные на группе проблемы и дает возможность каждому подвести итог своей работы и понять, над чем следует работать дальше уже самостоятельно. В этом разделе мы рассмотрим, как организовывать шеринг в конце каждого занятия. Заключительное обсуждение описано в третьей части книги в разделе «Ритуалы завершения групповой работы». Обоснование Предположим, что вы прослушали курс в университете и должны сдавать экзамен в понедельник вечером. В субботу утром вы садитесь готовиться, открываете учебник и вдруг обнаруживаете, что кто-то вырвал все страницы с вопросами к экзамену! Вы приходите в ярость, начинаете паниковать и волноваться. Почему? А потому, что обзорные вопросы в конце каждой главы помогают разобраться с проблемами, терминами и концепциями, которые необходимы для подготовки к экзамену. Они помогают структурировать полученные знания. Экзаменационные вопросы обычно берутся из этих обзорных страниц, а у вас уже нет времени перечитывать весь учебник, чтобы самостоятельно выделить эти опорные точки. Щеринг в конце каждого занятия напоминает такие обзорные страницы в конце каждой главы учебника. Обсуждение помогает детям сделать следующее: Подвести итог и обсудить, над чем их заставило задуматься это занятие. Проанализировать те чувства, которые они испытали, осознали или обсудили в процессе занятия. Проанализировать приемы и навыки, над которыми они работали на занятии, и понять, какие изменения произошли в их поведении. Сформулировать, чему они научились в результате своей работы и благодаря другим членам группы. Сформулировать, в каком направлении они собираются работать дома до следующего занятия.
• Определить, как они могут в дальнейшем применить полученные знания и навыки. Кроме того, такое обсуждение может мотивировать детей к продолжению работы над своими проблемами, повысить уверенность детей в том, что они способны что-то изменить в себе, и поддержать тех, кто реально достиг успехов. Практические рекомендации Как отмечалось в первой части, групповое занятие состоит из трех этапов: вводная часть, работа и обсуждение. Основное время на занятии отводится рабочему этапу. Для того, чтобы вовремя и плавно перейти от рабочего этапа к шерингу, вы можете использовать приемы прерывания и приемы управления вниманием. Постарайтесь сохранить силы и энергию для этого важнейшего этапа занятия. (Приемы прерывания и управления вниманием обсуждаются ниже). Обсуждение должно затрагивать вопросы, которые помогут вам и детям проанализировать не только содержательную часть занятия, но и эмоции, мысли и поведение. Эти вопросы должны затрагивать внутриличностные процессы, межличностные взаимодействия, новые чувства, мысли или поведение и возможности применения новых знаний. Вам следует подготовить вопросы по всем этим темам и проследить, чтобы они соответствовали возрасту и умственному развитию детей. Если времени недостаточно, отберите по одному вопросу на каждую тему. Внутриличностные процессы Внутриличностные процессы включают в себя все, что происходило с ребенком на занятии, в том числе его мысли, чувства, физические реакции и т.д. Этому уровню отвечают следующие вопросы: Что ты чувствовал, когда рассказывал об этом всей группе? Какие чувства ты испытывал, когда ты или кто-то еще делился своими проблемами с группой? Какие мысли возникали у тебя, когда другие рассказывали о своих проблемах?
l0g Групповая работа с детьми и подростками Часть 2: Ведение группы
Межличностные взаимодействия Межличностные взаимодействия включают в себя все, что происходило между членами группы, т. е. взаимоотношения внутри группы. Этому уровню соответствуют следующие вопросы: Как ты считаешь, что происходило сегодня в группе? Что нового ты узнал о других членах группы? Какие чувства ты заметил? На какое поведение обратил внимание?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|