Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Групповая работа с детьми и подростками





курения, о которых они только что говорили. Отведите на это примерно 10 минут.

3. Переключите внимание с упражнения на тему. Предложите де­тям собраться вместе и обсудить высказанные идеи и сообра­жения.

4. Поддерживайте внимание на теме в течение 5 минут либо доль­ше, пока не будут обсуждены все идеи.

5. Переключите внимание с темы на обсуждение итогов занятия. Задайте следующие вопросы:

Что вы узнали о преимуществах и недостатках курения во время обсуждения?

Что вы собираетесь предпринять после сегодняшнего за­нятия?

Что нового вы узнали об остальных детях? Понравилось ли вам делиться своими оценками и сооб­ражениями по этой теме?

6. Поблагодарите детей за участие и завершите занятие.

Литература

Jacobs, Е. Е., Harvill, R. L, & Masson, R. L (1994). Group counseling strategies and skills (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.


ПРИЕМЫ

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Часть 3


12*


Групповая работа с детьми и подростками


Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 181


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ С УЧАСТНИКАМИ ГРУППЫ

Обзор

Техника заключения договоров с клиентами как психологический прием вначале разрабатывалась в бихевиоральной терапии. Эта техника была описана в работах Goodyear и Bradley (1980), Lazarus (1981), Wysocki, Hall, Iwata и Riordan (1979). По сути, договор пред­ставляет собой некоторое соглашение между ведущим и членом группы по поводу поведения в группе. В зависимости от целей группы договор может быть общим для всех членов группы либо заключаться с каждым ребенком индивидуально.

Договор об изменении поведения включает в себя:

(а) описание стратегий поведения;

(б) ожидаемые результаты;

(в) указание периода времени, в течение которого действует
договор (например, количество занятий, дней или недель);

(г) вариант согласия клиента на основе его полной информи­
рованности (Seidner & Kirschenbauln, 1980).

Обоснование

Договор помогает ребенку следовать четким правилам, в нем опи­сываются последствия того или иного поведения и определяется ответственность за те или иные поступки. Такой подход очень эффективен при работе с подростками, так как договор включает описание ожидаемого и возможного поведения ребенка, что уменьшает вероятность игры между ним и ведущим группы. Это помогает сэкономить время и усилия. Заключение договоров от­дельно с каждым ребенком — хороший способ уточнить индиви­дуальные планы по изменению его поведения. Если вы сочтете нужным, вы можете использовать сведения из этих договоров, чтобы продемонстрировать детям на группе их успехи по изме­нению поведения — это может послужить хорошим примером и стимулом к продолжению работы.


 

ш

Основные цели заключения договоров в группе те же, что и в индивидуальном консультировании: прояснить каждый этап плана по изменению поведения и добиться согласия на такую работу. Кроме того, договоры служат цели создания в группе атмосферы взаимной поддерж­ки, внутри которой только и возможно учиться работать с обратной связью, получать помощь и одобрение со стороны сверстников.

Практические рекомендации

Договор с членом группы должен включать следующие пункты:

1. Четкое описание того, что должно быть улучшено, исправле­
но или исключено. Например:

Я буду выполнять домашнюю работу четыре раза в неделю.

Я буду наводить порядок на письменном столе каждый день.

Я буду приносить учебники и тетради на каждый урок.

Каждую неделю я буду прочитывать определенное коли­чество книг.

Никаких драк во дворе в течение одной недели.

Я буду говорить другим что-нибудь приятное определен­ное количество раз в неделю.

2. Дату начала действия договора и дату его пересмотра. На-

пример:

Действие договора может начаться со второго занятия. Договор будет пересматриваться и ход его выполнения будет оцениваться еженедельно каждый вторник.

3. Описание способов изменения поведения. Например, если ре-

бенок должен научиться контролировать свою агрессивность, чтобы избегать драк, в договоре могут быть перечислены сле­дующие варианты действий ребенка:

Игнорировать ситуацию.

Сосчитать до 10, прежде чем сказать что-либо.

Подумать о последствиях.


 
 

 

Групповая работа с детьми и подростками

Сказать взрослому, что я разозлен, и попросить остано­вить меня.

4. Имена людей, имеющих отношение к договору.

5. Способ вознаграждения за достойное поведение.

6. Санкции за недостойное поведение. Вне зависимости от возраста детей рекомендуется составлять договор просто и ясно. На иллюстрации 9 приведен пример до­говора, который вы можете адаптировать с учетом специфики вашей ситуации. При составлении договора следует избегать сложных ситуаций, предполагающих участие других лиц или ре­шение сразу нескольких проблем. При индивидуальном консуль­тировании договор с ребенком может включать еще двух-трех взрослых — родителей, учителей и т. д. Однако в группе договор следует заключать строго между вами и ребенком, в противном случае вы не сможете контролировать его выполнение. На мой взгляд, сплоченность группы достигается быстрее, если вы заключаете договоры со всеми членами группы. Поскольку дети оказываются в курсе заключенных соглашений, они быстро солидаризируются друг с другом и вместе работают над собствен­ным поведением и его изменением.

Некоторые дополнительные рекомендации для заключе­ния договоров в группе:

Сделайте несколько копий бланков договора, чтобы вы и дети смогли заполнить их на занятии. Убедитесь, насколько вы можете доверить поддержку ре­бенка другим лицам. Возможно, вам потребуется помощь родителей для оказания дополнительной поддержки ре­бенку. Для этого вы должны попросить разрешения у ре­бенка сообщить часть сведений о его успехах родителям. Обычно дети рады, когда родители узнают об их успехах и хвалят их за это. • Не забывайте, что даже если в договоре фигурирует учи­тель, вам все равно необходимо спрашивать у ребенка разрешения на предоставление педагогу сведений о его работе. Этого требуют правила конфиденциальности.


Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 183

• Если проблемы с поведением ребенка настолько сложны, что требуют ежедневного контроля, то лучше заключить с ним отдельный договор. Возможно, вам придется прово­дить с ним индивидуальную работу до тех пор, пока его поведение не изменится. Групповые договоры хорошо ра­ботают только в тех случаях, когда ребенок может сам сле­дить за своим поведением и не нуждается в постоянной опеке.

• Согласие ребенка выполнять договор зависит от того, на­сколько ясно сформулированы условия соглашения. Убе­дитесь, что ребенок понимает суть договора и может сво­ими словами рассказать, что он должен делать. В противном случае договор выполняться не будет.

• Обязательно проверяйте и пересматривайте договоры и ста­
райтесь высказывать, насколько это возможно, ваше одоб­
рение как по поводу реальных достижений ребенка в его
работе, так и по поводу прилагаемых им усилий.

Большинство детей с готовностью заключает договор, посколь­ку такая работа предполагает внимание к их проблемам и об­ратную связь не только с вашей стороны, но и со стороны дру­гих членов группы. Пусть дети аплодируют и хвалят друг друга. Награждайте их за работу. Я обычно для этих целей использую угощения (изюм, печенье, конфеты и т.п.). Вы можете дать каж­дому ребенку по одной порции за приложенные усилия и по две— за достижение цели. Например, если ребенок обещал выполнять домашнюю работу четыре раза в неделю, но в дей­ствительности делал ее всего два раза, — это, тем не менее, шаг в правильном направлении. Отмечая даже небольшие ре­зультаты в продвижении к цели, вы стимулируете детей к про­должению работы над собой.

Пример ______________________________________

Разработайте собственную форму индивидуального или группового договора. Ниже приведен пример договора, предназначенного для рабо­ты по теме «Управление агрессивностью» с детьми 3-го класса и старше.


184 Групповая работа с детьми и подростками

Иллюстрация 9

ДОГОВОР О ПОВЕДЕНИИ

Имя

Срок действия договора: с______________ по

Поведение, которое я хочу изменить:

Способы изменения поведения:

Сосчитать до 10, прежде чем сказать что-нибудь.

Определить, насколько сильно я разозлен ситуацией (не очень, средне, очень).

Подумать о последствиях моего поведения.

Игнорироватьситуацию.

Сказать, что я очень разозлился.

Попросить взрослого выслушать и остановить меня.

Другое

Люди, с которыми я собираюсь отрабатывать новые спо­
собы поведения:

Вознаграждение, которое я хочу получить за уме- ние справляться со своей агрессией:

Санкции за недостойное агрессивное поведение:

Согласны: (подпись)________________

и (подпись)_______________________

Дата подписи_________ Дата проверки


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...