Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Устав об управлении сибирских инородцев как механизм административно-правовой и этнонациональной интеграции




(как имперский управленческий проект)

Пётр З.

Устав "Об управлении инородцев" (1822) — законодательный акт Российской империи, наряду с «Уставом о сибирских киргизах» определивший систему управления неславянскими народами Сибири (инородцы). Большинство его положений действовало вплоть до Февральской революции. Знакомство с ним дает возможность понять правительственный взгляд на коренное население, определить ту роль, которую отводило самодержавие народам края в социально-экономическом развитии восточных окраин империи. Документ явился самым полным законодательным актом правительства по отношению к народам Сибири.

Коренное население играло заметную роль в экономике края, а налоговые поступления с него, особенно пушнина, представляли важную статью государственных доходов. Все это вынуждало правительство с особой тщательностью подойти к реформе управления коренным населением Сибири.

Устав был составлен М. М. Сперанским после его экспедиции для изучения состояния Сибири с помощью Г. С. Батенькова. Устав разделял инородцев в рамках права Российской империи на «оседлых», «кочевых» и «бродячих» и согласно этому разделению определял их административный и правовой статус.

Оседлые инородцы (главным образом сибирские татары) в правовом отношении (во всех правах и обязанностях, кроме рекрутской) приравнивались к русским тяглым сословиям — мещанам и государственным крестьянам. Оседлыми считались инородцы, «имеющие постоянную оседлость, хлебопашество и живущие деревнями или в городах, занимаясь торговлей и промыслом городских обывателей».

Бродячие инородцы (ненцы, коряки, юкагиры и другие охотничьи народы Северной Сибири) получали самоуправление, которое реализовывали представители традиционной родоплеменной верхушки — «князцы» и старосты. К бродячим причислялись те инородцы, которые «не имея никакой оседлости, переходят с одного места на другое по лесам и рекам, или урочищам, для звероловного или рыболовного промысла, отдельными родами или семействами».

Кочевыми признавались инородцы, имевшие оседлость, которая являлась постоянной, но в зависимости от времени года изменялась, и не жившие деревнями. Организацию управления народов Сибири авторы "Устава" стремились построить на "основе учета некоторых национальных особенностей" нерусского населения края. Кочевые инородцы (буряты, якуты, эвенки, хакасы и др.) делились на улусы и стойбища, каждый из которых получал родовое правление, состоявшее из старосты (улусного головы) и 1–2 помощника, выбиравшихся на 3 года от населения и утверждаемых губернатором. Несколько улусов и стойбищ подчинялись инородной (или инородческой) управе — административному и финансово-хозяйственному учреждению. Управа выполняла распоряжения окружного начальника, судебные приговоры, проводила распределение ясака и других налогов и сборов. Несколько управ объединялись в думы.

Распоряжения управы контролировались русским чиновником-начальником округа. «Устав» закреплял за коренными народами Сибири находившиеся в их пользовании земли, определял порядок и размеры взимания ясака, регулировал торговлю с русскими, распространял на аборигенов уголовное законодательство страны, позволял открывать свои школы и училища, отдавать детей в русские школы. «Устав» декларировал полную веротерпимость.

Созданные в соответствии с «Уставом» родовые управления и инородческие управы просуществовали до начала XX века.

Этот документ закрепил разницу между «кочевыми» и «бродячими» этническими группами, что отсутствует, например, в английском языке, где в данном случае одно слово для «кочевой» и «бродячий» — англ. nomadic, с явной негативной коннотацией.

Конечной целью поразрядной системы был переход "бродячих и кочевых жителей" в категорию оседлых. Это отражало финансовые интересы самодержавия, так как подобный перевод сопровождался введением более высокого податного оклада государственных крестьян. Наряду с этим поразрядная система преследовала и ассимиляторские цели. Однако, нельзя не отметить, что "приравнивание" народов Сибири к русскому населению имело и прогрессивное значение. Задача постепенного перехода бродячих и кочевых племен в оседлые была основана на успехах в хлебопашестве, а распространение земледелия в хозяйстве коренного населения уже само по себе было положительным явлением. Мысль об уравнении в правах русского и коренного населения была внесена в "Устав" по инициативе Г. С. Батенькова. Будущий декабрист неоднократно говорил о необходимости "вторичного" присоединения Сибири к России, имея в виду "те усилия и мероприятия, которые должны были быть направлены к приобщению коренных народов Сибири к более высокой русской культуре".

Царизм в своей политике по отношению к народам Сибири по-прежнему опирался на феодальную верхушку "инородческого" общества. Предоставляя "почетным инородцам" различные льготы и привилегии, он стремился заручиться их поддержкой. Указом Сибирского Комитета от 1 ноября 1832 г. "инородцы", пользующиеся правами личного дворянства, и их дети освобождались от уплаты ясака.

В вопросах религии "Устав" стоял на позициях веротерпимости. Реформаторы отрицали насильственное крещение как меру распространения христианства. "Земское начальство обязано не допускать стеснения инородцев под предлогом обращения в христианскую веру", –говорилось в "Уставе". Некрещеные "инородцы" получали "свободу отправлять богослужение по их закону и обрядам". Вместе с тем, "Устав" подчинил "иноверческое духовенство... местной полиции наравне с прочими инородцами". Принятие христианства расценивалось как положительное явление, но "Устав" не наделял никакими привилегиями крестившихся "инородцев". Уже позднее, в 1832 г., последо­вало предписание Сибирского Комитета "О сложении ясака на три года с инородцев, вступающих в христианскую веру". "Устав" предоставлял ясачным право отдавать детей в правительственные учебные заведения и открывать свои училища. Для своего времени эта мера была прогрессивной. Таковы основные положения "Устава об управлении инородцев" 1822 г, в хозяйственной, административной, судебной и культурно-бытовой областях.

Началом введения "Устава об управлении инородцев" в жизнь в Иркутской губернии явилось распоряжение генерал-губернатора Восточной Сибири А. С. Лавинского о переводе этого документа на бурятский язык. Затем, с целью разделения бурятского населения на разряды и обложения новыми податями администрация приступила к сбору сведений об аборигенах. Информаторами являлись главные тайши родовых управлений, помощники, шуленги, старосты и другие "почетные инородцы". В итоге разделения бурятского населения на разряды абсолютное большинство его было отнесено к разряду кочевых "инородцев". У западных бурят учреждались следующие степные думы: Аларская, Идинская, Кудинская, Верхоленская, Ольхонская, Тункинская, –которые просуществовали до 80-х гг. XIXв., когда и были упразднены.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...