Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Органы и конституция организации объединенных Наций




168з. Общий характер органов. Каковы бы ни были в будущем возможности развития Организации Объединенных Наций и превращения ее в более тесный союз государств федеративного характера, существующая структура ее главных органов все же носит, с этой точки зрения, несколько рудиментарный характер. Организация не обладает подлинной центральной властью, несущей общую ответственность за ее деятельность в целом. Компетенция Генеральной Ассамблеи не ограничивается каким-либо специальным кругом задач, преследуемых Организацией Объединенных Наций; она представляет собой компетенцию органа, по существу являющегося органом совещательного характера. Совет Безопасности, будучи подчинен требованиям установленной для него процедуры голосования, наделен решающей исполнительной властью; но эта власть Совета Безопасности ограничивается в основном вопросами сохранения мира. Однако в некоторых вопросах Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея разделяют ответственность за выполнение функций, связанных с деятельностью Организации Объединенных Наций в целом, и в этих пределах они совместно образуют центральный орган Объединенных Наций [См. 168м]. Кроме этих двух главных органов и Секретариата, уставом Объединенных Наций предусмотрены три следующих органа: 1) Экономический и Социальный Совет (168 н); 2) Совет по опеке (94н) и 3) Международный суд (168 п).

168 и. Генеральная Ассамблея. Функции Генеральной Ассамблеи в изложении ст. 917 Устава состоят в основном в инициативе, обсуждении, изучении и рекомендациях. Ассамблея, которая состоит из членов Организации Объединенных Наций [Cм. 9(2) устанавливает, что каждое государствочлен Организации может иметь в Генеральной Ассамблее не более пяти представителей], имеет право не только обсуждать вопросы, предусматриваемые Уставом или относящиеся к полномочиям и функциям любых органов, им предусмотренных. Она может также делать рекомендации по этим вопросам как членам Объединенных Наций [Вообще говоря, и, в частности, по вопросам, относящимся по существу к внутренней компетенции государств, для Ассамблеи не подобало давать рекомендации отдельным государствам], так и Совету Безопасности [Но в ст. 12 говорится, что когда какой-либо спор или какая-либо ситуация представлены на рассмотрение Совета Безопасности, то Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безопасности не запросит ее об этом]. С другой стороны, несомненно, что Ассамблея не облечена законодательной властью. Однако хотя рекомендации Ассамблеи формально не являются обязательными, тем не менее они представляют собой важное средство воздействия в глазах мирового общественного мнения на членов Объединенных Наций. В частности, право обсуждения и вынесения рекомендаций распространяется на вопросы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, включая споры, вносимые на рассмотрение Ассамблеи [Предложение, сделанное на конференции в Сан-Франциско, о том, чтобы Ассамблее было предоставлено право представлять общие конвенции на одобрение членов Организации Объединенных Наций, не получило требуемого большинства], равно как и на принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений. Ассамблея может также обращать внимание Совета Безопасности на ситуации, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности [Ст.11 (3)].

В Уставе точно установлено, что Ассамблея уполномочена предпринимать изучение и делать рекомендации в целях: а) содействия международному сотрудничеству в политической области и для поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации и б) содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры и образования, здравоохранения, равно как и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии [Ст. 13]. Прочие функции, возложенные на Генеральную Ассамблею, включают функции, предоставленные ей в отношении международной системы опеки, в частности сюда относится утверждение соглашений по опеке для территорий, не отнесенных к числу стратегических (ст. 16) [См. 94к]; рассмотрение и утверждение бюджета Организации Объединенных Наций (ст. 17) [Та же статья предусматривает, что расходы Организации должны покрываться ее членами и распределяться Генеральной Ассамблеей между ними пропорционально. Первой Генеральной Ассамблеей на первой сессии были приняты подробные резолюции относительно бюджетных в финансовых соглашений, включая назначение Консультативного комитета по административным и бюджетным вопросам, а также Комитета по взносам, занимающегося пропорциональным распределением расходов]; участие в избрании членов Международного суда (ст. 4 Статута); избрание шести непостоянных членов Совета Безопасности (ст. 23); членов Экономического и Социального Совета (ст. 61), а также некоторых членов Совета по опеке (ст. 86 (с)); назначение генерального секретаря по рекомендации Совета Безопасности (ст. 97); утверждение правил, определяющих порядок работы Секретариата (ст. 101) [См. 168р]; принятие членов в Организацию Объединенных Наций и их исключение из нее (ст. 4 и 6); участие в разработке поправок к Уставу (ст. 108 и 109). Кроме того, Генеральная Ассамблея вправе учреждать такие вспомогательные органы, которые она сочтет необходимыми для осуществления своих функций (ст. 22). В этом отношении, как и в некоторых других, положение Генеральной Ассамблеи приближается к положению центрального координирующего органа Объединенных Наций. Так, Экономический и Социальный Совет, равно как и Совет по опеке подчиняются Генеральной Ассамблее и действуют под ее руководством; однако, в отличие от Совета Безопасности, Генеральная Ассамблея не обладает эффективной властью принимать решения при выполнении ею общих функций, возложенных на нее Уставом.

Ассамблея собирается, как правило, на очередные ежегодные сессии; но генеральным секретарем, по требованию Совета Безопасности или большинства членов Организации, могут cозываться также и специальные сессии Ассамблеи (ст. 20) [Первая Генеральная Ассамблея, на первой своей сессии, имевшей место в феврале 1946 г., постановила, что постоянная главная квартира Объединенных Наций должна находиться в Соединенных Штатах Америки, в Вестчестере (штат Нью-Йорк) и (или) в Фэрфильде (штат Коннектикут), близ города Нью-Йорка: Records of the First Assembly, p. 709. (На второй части первой сессии в декабре 1946 г. Генеральная Ассамблея приняла решение перенести главную квартиру Организации в г. Нью-Йорк. Прим. ред.) ].

168 к. Совет Безопасности. Значение Совета Безопасности, как об этом можно судить по его составу, компетенции и процедуре голосования, отражает в большей степени, чем что-либо иное в Уставе, современный характер Объединенных Наций как организации, задачей которой является сохранение мира, а не выполнение функций всемирного правительства. Основной политической предпосылкой удовлетворительной работы Совета Безопасности, при той структуре, какая ему придана Уставом, является постоянное единство действий и целей великих держав, являющихся постоянными членами Совета.

1. Состав Совета Безопасности. Совет Безопасности состоит из пяти постоянных и шести непостоянных членов. Постоянными членами Совета Безопасности являются: Союз Советских Социалистических Республик, Китай, Франция, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Непостоянные члены избираются Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок; они не могут быть немедленно переизбраны. Каждый член Совета Безопасности имеет в Совете одного представителя. Устав требует, чтобы при избрании членов Совета Безопасности надлежащее внимание уделялось, в первую очередь [В английском тексте запятая после слов в первую очередь отсутствует. Целью этого намеренного пропуска запятой, чего, однако, нет в текстах на других языках, являлось подчеркнуть первостепенное значение содействия поддержания международного мира и безопасности, а не фактора географического распределения], степени участия членов Организации в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению(ст. 23). Уставом предусматривается также, что любой член Организации Объединенных Наций, не являющийся членом Совета Безопасности, может принимать участие, без права голоса [Предложение о том, чтобы, как это было предусмотрено уставомЛиги, приглашенное на этих основаниях государство имело право голоса, не было принято], в обсуждении любого вопроса, внесенного в Совет Безопасности, во всех тех случаях, когда последний находит, что интересы того члена Организации специально затронуты (ст.31). Устав определяет, что любой член Организации Объединенных Наций, который не состоит членом Совета Безопасности, или любое государство, не состоящее членом Организации, если они являются сторонами в споре, рассматриваемом Советом Безопасности, приглашаются участвовать, без права голоса, в обсуждении, относящемся к этому спору.

2. Полномочия и функции Совета. В отличие от совещательного по преимуществу характера функций Ассамблеи, функции Совета Безопасности являются прежде всего исполнительными. Эти исполнительные функции Совета ограничиваются почти исключительно его полномочиями в области поддержания международного мира и безопасности. Но в пределах этого более узкого круга вопросов полномочия Совета Безопасности не подвергаются каким-либо ограничениям, за исключением тех, которые подразумеваются в общем обязательстве, в силу которого при исполнении своих обязанностей Совет Безопасности действует в соответствии с целями и принципами Объединенных Наций. Будучи подчинены этому общему ограничению и для обеспечения быстрых и эффективных действий Организации Объединенных Наций, ее члены возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются с тем, что при исполнении своих обязанностей, вытекающихиз этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени (ст. 24) [Функции Совета Безопасности и Организации Объединенных Наций в целом, как учреждения, назначением которого является урегулирование споров и поддержание международного мира и безопасности, а также относящиеся сюда положения Устава будут рассмотрены подробно в части 1 т. II (7-е издание)]. Они также соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять решения, принятые в соответствии с требованиями Устава (ст. 25).

При решении вопросов, связанных с организацией Совета Безопасности и с процедурной стороной его работы, учитывались как важность, так и срочность разрешения возложенной на него задачи. Уставом предусматривается, что Совет Безопасности должен быть организован так, чтобы он мог функционировать непрерывно, для чего каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания Организации Объединенных Наций (ст. 28). Совет собирается на периодические заседания (не обязательно в месте пребывания Организации Объединенных Наций), на которых каждый из членов Совета может по своему желанию быть представлен или членом правительства, или каким-либо другим особо назначенным представителем.

Полномочия Совета Безопасности не исчерпываются его исполнительными функциями в области сохранения международного мира. Так, Совет Безопасности несет, совместно с Генеральной Ассамблеей, обязанности, связанные с выполнением Организацией Объединенных Наций поставленных перед ней задач в целом. Совет Безопасности принимает участие в решении вопросов о принятии в число членов Организации, исключении из последней, а также и временном отстранении от участия в ней [См. 168в и 168г.], в избрании членов Международного суда [Ст. 4 Статута] и в назначении генерального секретаря [См. 168р].

168 л. Порядок голосования в Ассамблее и в Совете Безопасности. Устав Объединенных Наций представляет собой существенное отступление от принципа единогласия. Значение этого нововведения ослаблено, и не без основания, тем, что по чисто практическим причинам оно не затрагивает положение великих держав, единодушное согласие которых, когда они выступают в роли постоянных членов Совета Безопасности, как правило, требуется для всех более важных решений Совета Безопасности, а также для многих решений Генеральной Ассамблеи. Но даже учитывая такое особое положение великих держав, необходимо признать, что отказ от принципа единогласия составляет важное нововведение в правовой организации международного общества.

1. Генеральная Ассамблея. Как правило, для законности решений Генеральной Ассамблеи требуется простое большинство голосов присутствующих и голосующих ее членов. Устав в этом отношении, повидимому, не делает разницы между решениями и рекомендациями. Однако для законности более важных решений Ассамблеи требуется большинство двух третей голосов. К числу вопросов, подлежащих разрешению в этом порядке, ст. 18 Устава относит: рекомендации относительно поддержания международного мира и безопасности, выбор непостоянных членов Совета Безопасности, выбор членов Экономического и Социального Совета и членов Совета по опеке, прием в Организацию Объединенных Наций новых членов, приостановление прав членства и исключение членов из Организации, вопросы, относящиеся к функционированию системы опеки, а также вопросы бюджета; кроме того, Ассамблее предоставлено право простым большинством голосов расширять круг вопросов, требующих для своего разрешения большинства двух третей голосов [Ст. 18(3)].

При оценке того значения, которое имеет для суверенитета членов Организации Объединенных Наций отступление от традиционного принципа единогласия, следует иметь в виду, что Ассамблее не предоставлено право выносить решения, обязательные для Организации Объединенных Наций.

2. Совет Безопасности. Для действительности решений Совета Безопасности требуется, чтобы за них были поданы голоса семи членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных его членов. Из общего правила сделано исключение по отношению к решениям, принимаемым по вопросам, предусмотренным главой VI Устава, а именно: по вопросам о разрешении споров мирными средствами; в этих случаях члены Совета, являющиеся стороной в споре, должны воздерживаться от голосования. Это исключение имеет хотя и важное, но все же не решающее значение, так как по отношению к принудительным мерам, в том числе к мерам, направленным к предупреждению дальнейшего отягчения опасной ситуации, принимаемым в случаях, указанных в главе VII Устава по поводу угрозы миру, его нарушения и актов агрессии, для действительности решений Совета Безопасности требуется совпадение голосов всех постоянных членов Совета [Изложенные выше положения по вопросам голосования представляют собой результат специального соглашения, достигнутого между Советским Союзом, Великобританией и Соединенными Штатами Америки в Ялте на Крымской конференции, происходившей в феврале 1945 г. В проекте Думбартон-Окс эти вопросы были оставлены открытыми]. По вопросам процедуры для действительности решения Совета Безопасности требуется чтобы за них были поданы голоса семи его членов.

168м. Отношения между Ассамблеей и Советом Безопасности. По вопросу об оценке характера отношений между Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности преобладает мнение, что в принципе Уставом им отведены различные сферы деятельности. Назначением Совета Безопасности является прежде всего сохранение и поддержание международного мира и безопасности; что же касается Генеральной Ассамблеи, то последняя представляет собой орган скорее совещательного характера, в компетенцию которого входит общая сумма вопросов, подлежащих ведению Организации Объединенных Наций.

В узком смысле, Совет является более важным политическим органом Организации Объединенных Наций, поскольку его решения по вопросу, имеющему жизненное значение для сохранения мира, обязательны для всех членов Организации и поскольку Совет, если он признает это желательным, осуществляет исключительную юрисдикцию в отношении любого спора или ситуации, представленных на его разрешение в соответствии с Уставом. Но, теоретически говоря, Совет Безопасности осуществляет эти функции в силу того, что члены Организации Объединенных Наций делегировали ему свои правомочия. Согласно ст. 15 Устава, Генеральная Ассамблея получает и рассматривает годовые и специальные доклады Совета Безопасности. Эти доклады должны включать отчет о мерах, принятых Советом для поддержания международного мира и безопасности. Устав, однако, не предусматривает, чтобы, получая такие отчеты и обсуждая их, Генеральная Ассамблея имела право выносить решения о деятельности Совета Безопасности будь то в порядке, равносильном осуществлению Генеральной Ассамблеей юрисдикции, параллельной с юрисдикцией Совета, по вопросам, относящимся к разрешению споров [См. в частности ст. 12 Устава, согласно которой, когда Совет Безопасности выполняет возложенные на него Уставом функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может делать каких-либо рекомендаций, касающихся этого спора или ситуации, если Совет Безопасности не запросит об этом. Однако в целом Устав оставляет широкий простор для деятельности Ассамблеи в области поддержания международного мира и безопасности.См. т. II, ч. I, гл. I, VIII (7-е изд.)], либо в порядке подчинения Совета Безопасности высшей власти Ассамблеи. В противоположность Экономическому и Социальному Совету и Совету по опеке [См. 94м], по отношению к Совету Безопасности Генеральной Ассамблее не предоставлено такой власти.

Хотя основные области деятельности, отведенные двум главным органам Объединенных Наций, оказываются таким образом различными и вместе с тем до известной степени исключительными, но остается еще обширная область вопросов, касающихся существенных сторон деятельности Объединенных Наций, в отношении которых (вопросов) Устав предписывает сотрудничество между этими двумя органами. Сказанное относится к таким вопросам, как принятие и исключение членов Организации Объединенных Наций, назначение генерального секретаря, избрание членов Международного суда. Кроме того, Устав оставляет свободное поле для сотрудничества между Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности в области разрешения споров, а также поддержания международного мира и безопасности [Так, Совету Безопасности предоставляется право обращаться к Генеральной Ассамблее с просьбой о сотрудничестве в мероприятиях, предпринимаемых им в целях сохранения мира или его восстановленияст. ст. 11 (2) в 12(1)].

168н. Экономический и Социальный Совет. Признание того положения, что сохранение всеобщего мира в конечном счете зависит не только от принятия соответствующих: обязательств или создания соответствующих институтов для предупреждения и подавления незаконного обращения к силе, но также и от наличия средств для устранения экономических и других причин, вызывающих войны, нашло свое выражение в учреждении Экономического и Социального Совета в качестве одного из шести главных органов Организации Объединенных Наций. Подобно Генеральной Ассамблее, Экономический и Социальный Совет лишен как исполнительной, так и законодательной власти.

Однако, поскольку основные объекты цели его деятельности могут быть достигнуты с помощью развития международного сотрудничества и координации, а не одного только международного управления, уставом Организации Совету вверяется выполнение задач, открывающих весьма широкое поле деятельности.

Экономический и Социальный Совет является главным инструментом Организации Объединенных Наций в области экономического и социального сотрудничества, которое, поскольку оно может быть выражено в договоре а устав Объединенных Наций есть договор, возлагается на членов Организации в качестве юридической обязанности. Так, согласно ст. 56 Устава, все члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия, в сотрудничестве с Организацией, для достижения экономических и социальных целей.

Сюда относится содействие: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса, б) разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения, международному сотрудничеству в области культуры и образования; в) всеобщему уважению к правам человека и к основным свободам [Ст. 55]и их соблюдению.

Функции Экономического и Социального Совета определены в следующих положениях ст. 62 Устава:

1. Экономический и Социальный Совет уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобным вопросам или побуждать к этому других, а также делать по любому из этих вопросов рекомендации Генеральной Ассамблее, членам Организации и заинтересованным специализированным учреждениям.

2. Совет уполномочивается делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех.

3. Совет уполномочивается подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию.

4. Совет уполномочивается созывать, в соответствии с правилами, предписанными Организацией, международные конференции по вопросам, входящим в его компетенцию.

Кроме того, на Совет возложено согласование деятельности различных международных объединений, учрежденных на основании соглашений между правительствами, и в тех случаях, когда это представится желательным, установлениеих связи с Объединенными Нациями. С этой целью Совет уполномочивается заключать соглашения со специализированными учреждениями, с утверждением этих соглашений Ассамблеей [Ст. 63; см. также 168е]. Экономический и Социальный Совет имеет право принимать меры к обеспечению поступления регулярных докладов от этих учреждений. В круг функций Совета входит также оказание содействия Совету Безопасности, вынесение рекомендаций, а также выполнение специальных функций по указанию Ассамблеи, а с одобрения последней выполнение поручений по просьбе членов Организации Объединенных Наций, а также специализированных учреждений (ст. ст. 6366). Уставом предусматривается, что Совет создает комиссии по экономическим и социальным вопросам и по содействию развитию прав человека [На первой своей сессии, состоявшейся в феврале 1946 г., Совет образовал Комиссию по вопросам о правах человека (с подкомиссией по вопросу о положении женщин), Комиссию по вопросам экономики и занятости населения, Комиссию по борьбе с торговлей наркотиками и Особый комитет по делам беженцев и перемещенных лиц].

Экономический и Социальный Совет состоит из 18 членов Организации Объединенных Наций, избираемых Генеральной Ассамблеей. Устав обеспечивает как преемство, так и изменение состава Совета. Шесть членов Совета избираются ежегодно сроком на три года. Выбывающий член Совета может быть переизбран немедленно (ст. 61). Уставом предоставлено Совету право приглашать любого члена Объединенных Наций к участию, без права голоса, в обсуждении любого вопроса, если таковой представляет для данного члена Организации особый интерес (ст. 69), а также проводить мероприятия для обеспечения участия, без права голоса, представителей международных специализированных учреждений в обсуждении вопросов в Совете (ст. 70). Кроме того, Уставом предусматривается проведение надлежащих мероприятий для консультации Совета с международными организациями неправительственного характера, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию (ст. 71). Наконец, что существенно важно, Устав допускает такие мероприятия также и в отношении чисто национальных организаций, после консультации с заинтересованным государством (там же).

168 о. Совет по опеке. Функции и состав Совета по опеке рассмотрены в другом месте настоящего курса (см. 94 н).

168 п. Международный суд. Организация и компетенция Международного суда, являющегося преемником Постоянной палаты международного правосудия и принявшего ее Статут без существенных изменений, будут рассмотрены в г. II (7-е изд.). Но следует заметить, что, в отличие от своего предшественника, Международный суд составляет неотъемлемую часть Организации Объединенных Наций, как ее главный судебный орган (ст. 92). В частности, Уставом предусматривается, что органы Объединенных Наций, а также специализированные международные учреждения, состоящие в отношениях с Организацией, могут, с общего разрешения Ассамблеи, обращаться в Суд за получением консультативных заключений.

168р. Секретариат. Положения Устава, относящиеся к генеральному секретарю и персоналу Секретариата, отражают то важное значение, которое придается Уставом как должности генерального секретаря, так и наличию работоспособного и надежного международного персонала. Генеральный секретарь наделен не только обычными административными функциями по отношению к главным органам Объединенных Наций, кроме Международного суда, но на обязанности его лежит также составление годовых отчетов Генеральной Ассамблее о работе Организации Объединенных Наций (ст. 98). Ему присвоено также право доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасностизадача, весьма ответственная (ст. 99). Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности (ст. 97). Устав содержит подробные определения, имеющие своей целью обеспечить эффективность работы и независимость Секретариата.Так, в Уставе подчеркивается, что генеральный секретарь и персонал Секретариата не должны запрашивать и не должны получать какие-либо указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Члены Организации Объединенных Наций обязуются уважать строго международный характер обязанностей генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияния при исполнении ими своих обязанностей (ст. 100). Первая Генеральная Ассамблея утвердила подробные правила, предусматривающие срок, на который назначается генеральный секретарь, а также определяющие структуру Секретариата [ Records of the First Assembly, (1st Session), pp. 655672; см. также ibid., pp. 674677 о временном регламенте для персонала Секретариата. См. также ibid., р. 172, об учреждении Комиссии международной гражданской службы].

168 с. Централизация и координация в области международной администрации. Устав рассматривает Организацию Объединенных Наций как учреждение, созданное для централизации и координации в области международной администрации. Он устанавливает, что различные международные специализированные учреждения в области экономики, культуры, образования, здравоохранения и другие им подобные должны быть поставлены в связь с Организацией Объединенных Наций посредством заключения соглашений между ними и Экономическим и Социальным Советом (ст. ст. 57 и 63). Под специализированными учреждениями в настоящем случае имеются в виду не только те, которые были учреждены после второй мировой войны, как: Организация по продовольствию и сельскому хозяйству; Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Организация международной гражданской авиации, но также и учреждения, созданные еще до войны, в частности, Международная организация труда [Но Устав предусматривает такое координирование лишь в отношении учреждений, облеченных широкой международной ответственностью (ст. 57), т. е. учреждений, основанных значительным числом государств].Уставом предусматривается также участие специализированных учреждений (без права голоса) в обсуждении вопросов в Экономическом и Социальном Совете и его комиссиях, а также участие представителей последнего в обсуждении тех или иных вопросов в специализированных учреждениях (ст. 70). Организации Объединенных Наций предоставлено право делать рекомендации по согласованию политики и деятельности специализированных учреждений и проявлять инициативу в деле создания новых специализированных учреждений на основании соглашений между заинтересованными государствами [Ст. ст. 58 и 59]. Вообще говоря, специализированным учреждениям должна быть предоставлена полная внутренняя автономия, при условии подчинения их общему надзору Объединенных Наций и при содействии и координации их деятельности со стороны Организации Объединенных Наций. Так, Устав предоставляет Генеральной Ассамблее право проверять административные бюджеты специализированных учреждений с целью делать им рекомендации (ст. 17 (3)).

168т. Пересмотр Устава и внесение в него поправок. Вопрос о порядке пересмотра Устава и внесения в него поправок явился одной из наиболее трудно разрешимых проблем, с которыми встретились государства, участвовавшие в конференции в Сан-Франциско. Широко распространено было убеждение: а) что должна быть предусмотрена возможность внесения поправок в свете имеющегося опыта и расширяющихся потребностей организованного международного общества и б) что такого рода поправки не могут отвергаться из-за несогласия с ними одной из великих держав. Последнее мнение (на конференции) не одержало верх. Согласно ст. 108 Устава, поправки к Уставу вступают в силу после того, как они приняты двумя третями голосов членов Генеральной Ассамблеи и ратифицированы двумя третями членов Организации Объединенных Наций, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Вместе с тем Устав постановляет, что для его пересмотра может быть созвана конференция членов. Организации в любой срок после того, как состоится положительное решение по этому вопросу, вынесенное двумя третями голосов Генеральной Ассамблеи и голосами любых семи членов Совета Безопасности, и даже что если такая конференция не состоится до десятой ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи, то предложение о созыве такой конференции включается в повестку дня этой сессии Генеральной Ассамблеи и конференция созывается, если это будет решено большинством голосов Ассамблеи и голосами любых семи членов Совета Безопасности [Ст. 109]. Однако всякая поправка к Уставу, принятая требуемым большинством двух третей голосов, для того чтобы вступить в силу, должна быть ратифицирована двумя третями членов Организации Объединенных Наций, включая всех постоянных членов Совета Безопасности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...