X. Нейтрализованные государства
95. Понятие нейтрализованного государства. Нейтрализованное государство это государство, независимость и неприкосновенность которого на все будущее время гарантирована международным соглашением держав при условии, что такое государство само обязуется никогда не поднимать оружие против какого-либо другого государства, за исключением случаев обороны от нападения, и никогда не вступать в такие международные обязательства, которые косвенно могли бы вовлечь его в войну. Причина, по которой государство ходатайствует или соглашается стать нейтрализованным, та, что оно является государством слабым и не хочет принимать активного участия в международной политике, посвящая себя исключительно мирному развитию своего благосостояния. Причины, по которым державы нейтрализуют слабое государство, могут быть различны в отдельных случаях. Главными причинами до сих пор были политика равновесия сил в Европе и заинтересованность в поддержке слабого государства в качестве так называемого буферного государства между территориями великих держав. Не следует смешивать [См. т. I, полутом 2, 207 и т. II, 72] с нейтрализацией государств, во-первых, нейтрализацию отдельных частей государства, рек, каналов и т. п., имеющую своим последствием то, что война здесь не может ни вестись, ни подготовляться; во-вторых, специальную, по особым соглашениям, защиту определенных учреждений на время войны и, в-третьих, одностороннее заявление государства, что оно навсегда остается нейтральным [См. Robertson в А. J., 1917, pp. 607616; Graham, op, cit., pp. 87, 88 и, Strupp, Neutralisation, Befriedung, Entmilitarisierung, 1933, S. 179186]. 96. Акт о нейтрализации и ее условия. Каждое государство может, не становясь тем самым нейтрализованным, заключить договор с другим государством, по которому оно примет на себя обязательство оставаться нейтральным, если это другое государство вступит в войну. Актом, посредством которого государство становится навсегда нейтральным, является международный договор держав между собой и данным государством; по этому международному договору державы коллективно гарантируют независимость и целостность этого государства. Если не все великие державы участвуют в этом договоре, то державы, не участвующие в нем, должны, по крайней мере, дать свое молчаливое согласие, заняв такую позицию, которая показывала бы, чтоони согласны на нейтрализацию, хотя ее и не гарантируют [См. Roxburgh, International Conventions and Third States, 1917, 39]. Договаривающиеся державы, гарантируя постоянный нейтралитет государства, вступают в обязательство не нарушать со своей стороны независимости нейтрального государства и не допускать нарушения ее другим государством. Но нейтральное государство, если не считать отношений по гарантии, ни в коей мере не становится зависимым от гарантов, а последние не приобретают какого бы то ни было влияния на нейтральное государство в вопросах, не имеющих отношения к гарантии.
Условием нейтрализации является обязанность нейтрализованного государства воздерживаться от каких бы то ни было враждебных действийи, далее, от принятия на себя какого бы то ни было международного обязательства, которое могло бы косвенно вовлечь его в военные действия против какого-либо другого государства. Из нейтрализации вытекает также, что, кроме случаев урегулирования пограничных вопросов, нейтрализованное государство не может ни уступить части своей территории, ни приобрести новую территорию без согласия держав [См. Piccioni, op. cit., р. 82; Descamps, La neutralite de la Belgique, 1902, pp. 508527]. 97. Международное положение нейтрализованных государств. Поскольку нейтрализованное государство несет обязательство не вести войны против какого бы то ни было другого государства, за исключением случаев, когда на него будет произведено нападение, и не заключать договоров о союзе, гарантии [Поэтому для Бельгии, которая в одно и то же время была нейтрализованным государством и стороной в договоре, нейтрализовавшем в 1867 г. Люксембург, невозможно было участвовать в гарантии этой последней нейтрализации. См. ст. 2 Лондонского договора от 11 мая 1867 г] и т. п., то часто утверждают, что нейтрализованные государства являются лишь частично суверенными и не являются международными лицами, занимающими то же положение что и другие государства. Однако, если принять во внимание факты и условия нейтрализации государств, следует признать что мнение это лишено всякого основания. Если суверенитет есть не что иное, как верховная власть, то нейтрализованное государство так же вполне суверенно, как и любое не нейтрализованное государство. Оно совершенно независимо как в пределах своих границ, так и вне их, так как независимость вовсе не означает неограниченной свободы действий [См. 126]. Условия нейтрализации воздерживаться от войны, от заключения договоров о союзе и т. п. составляют такие ограничения, которые никоим образом не уничтожают полного суверенитета нейтрализованного государства. Эти условия имеют своим последствием лишь то, что нейтрализованное государство, в случае если оно совершает враждебные действия против другого государства, заключает договор о союзе и т. п., подвергает себя интервенции по праву и теряет гарантированную защиту. Нейтрализованное государство не только может заключать всякого рода международные договоры, за исключением договоров о союзе, гарантии и т. п., но может также иметь армию и военно-морской флот [Положение Люксембурга, который стал нейтрализованным под условием не держать вооруженных сил, кроме полиции, являлось аномалией], строить крепости, поскольку это делается только для подготовки обороны. Нейтрализация не оказывает даже влияния на ранг государства; Швейцария государство, пользующееся королевскими почестями и занимающее место не ниже Великобритании или любого другого из гарантов ее нейтрализации.
98. Швейцария. Швейцарская конфедерация [См. Schweizer, Die Geschichtf der schweizerischen Neutralitдt, 2Bдnde, 1895 и Sherman в A.J., 12, 1918, pp. 241250, 462, 474, 780795], признанная по Вестфальскому миру 1648 г., преследовала с этого времени традиционную политику нейтралитета. Однако во время французской революции и наполеоновских войн ей не удалось сохранить свой нейтралитет. Французская интервенция принесла с собой в 1798 г. новую конституцию, согласно которой отдельные кантоны перестали быть независимыми государствами и Швейцария из конфедерации государств превратилась в единое государство Гельветическую республику, которая, кроме того, была соединена с Францией договором о союзе. Лишь в 1814 г. Швейцария вновь стала конфедерацией государств, и только в 1815 г. ей удалось стать постоянно нейтрализованной. 20 марта 1815 г. на Венском конгрессе Великобритания, Австрия, Франция, Португалия, Пруссия, Испания, Швеция и Россия подписали декларацию, в которой был признан и коллективно гарантирован постоянный нейтралитет Швейцарии; 27 мая 1815 г. Швейцария присоединилась к этой декларации. Ст. 84 акта Венского конгресса подтвердила эту декларацию, а датированный 20 ноября 1815 г. акт держав, собравшихся в Париже после окончательного поражения Наполеона, снова ее признал [См. Martens, N. R., II, pp. 157, 173, 419, 740]. С этого времени Швейцарии неизменно удавалось сохранять свой нейтралитет. В этих целях она построила крепости и организовала сильную армию, а в январе 1871 г., во время франко-прусской войны, разоружила французскую армию численностью более чем в восемьдесят тысяч человек, которая искала убежища на ее территории, и держала эту армию под наблюдением до окончания войны [См. Mowat в В. Y., 19231924, pp. 9094; Rappard, L'Entree de la Suisse dans la Societe des Nations, 1924, и Guggenheim в Z. ц. R., 7, 1928, S. 266273. См. также Bonjour, Geschichte der schweizerischen Neutralitдt, 1946]. Уникальное положение Швейцарии было признано Советом Лиги наций, когда после длительных переговоров и проведенного в стране референдума она была принята в Лигу наций на правах первоначального члена, с условием, что она не будет обязана принимать участие в военных действиях или разрешать проход через ее территорию иностранных войск либо подготовку в ее пределах военных мероприятий [См. т. II, 292ж. Schindler в R. I ., 3-me ser., 19, 1938, S.433472].
99. Бельгия. Бельгия [См. Descamps, La Neutrality de la Belgique, 1902, и L'Etat neutre a titre permanent, 1912] стала нейтрализованной с момента признания ее в 1831 г. независимым государством. Лондонский договор, подписанный 15 ноября 1831 г. Великобританией, Австрией, Бельгией, Францией, Пруссией и Россией, установил в ст. 7 одновременно и независимость Бельгии и ее постоянный нейтралитет, а в ст. 25 содержал гарантию пяти великих держав, подписавших договор [См. Martens, N. R., XI, pp. 394404]. Гарантия эта была возобновлена ст. 2 Лондонского договора от 19 апреля 1839 г. [См. Martens. N. R., XVI, р. 770], в котором сторонами являлись Великобритания, Австрия, Франция, Пруссия, Россия и Голландия и который представлял собой окончательный договор об отделении Бельгии от Нидерландов [К нему приложен договор от того же числа между Бельгией и Голландией]. Нейтралитет Бельгии был нарушен в 1914 г., когда Германия напала на нее с целью вторжения во Францию через бельгийскую территорию [Сhar1еs de Visscher, Belgium's Case, 1916; Strupp, Die Neutralisation und die Neutralitдt Belgiens, 1917, и op. cit., S. 5989]. По этой причине на конференции по окончании мировой войны Бельгия возбудила вопрос о прекращении ее нейтрализации, и державы согласились с ее ходатайством. Считается, что единственными мерами, которые в форме договоров были предприняты для осуществления этой политики, являются следующие: 1. По ст. 31 Версальского договора, ст. 83 Сен-Жерменского договора и ст. 67 Трианонского договора, Германия (как преемница Пруссии), Австрия и Венгрия соглашаются на отмену договоров от 19 апреля 1839 г. и обязуются отныне признавать и соблюдать все соглашения, которые могут заключить главные Союзные и Объединившиеся державы или некоторые из них с правительствами Бельгии или Нидерландов с целью замены названных договоров 1839 г. 2. В силу Локарнского договора от 1 декабря 1925 г. [См. т. I, полутом 2, 577а и т. 2, 112(г)], Великобритания, Франция, Германия, Италия и Бельгия приняли к сведению отмену договоров о нейтрализации Бельгии. 3. 22 мая 1926 г. по договору, подписанному в Париже Великобританией, Францией, Голландией и Бельгией, соответствующие части лондонских договоров 1839 г. были отменены и было условлено, что Германия, Австрия, Венгрия и СССР будут при-глашены присоединиться к этому договору. Договор этот, однако, ещене ратифицирован, и ввиду этого упомянутые державы еще не были приглашены присоединиться к нему [Текст договора см. у Hudson, Legislation, III, p. 1896]. Таким образом Бельгия к концу первой мировой войны de facto перестала быть нейтрализованным государством [Так, например, не было сочтено необходимым заключить с Бельгией особое соглашение по образцу заключенного с Швейцарией (см. 98, прим.), когда Бельгия стала первоначальным членом Лиги], хотя известные юридические формальности, требующиеся для официального освобождения ее от прежнего статуса, еще полностью не выполнены. В марте 1936 г., ввиду изменений политического положения в Европе после 1919 г. и денонсирования Германией Локарнского договора [См. т. I, полутом 2, 547, прим.], Бельгия, преследуя политику неучастия в войне, потребовала освобождения ее от обязательств по Локарнскому договору и предъявила свое несколько ограниченное толкование обязательств, предусмотренных в ст. 16 устава Лиги [14 октября 1936 г. король бельгийцев в речи, обращенной к своему совету министров, сделал заявление о будущей политике Бельгии, которое было широко истолковано как возврат к статусу нейтралитета]. Это требование было удовлетворено Великобританией и Францией под условием соблюдения обязательств устава Лиги [Первый шаг в этом направлении, имеющий международное значение, был сделан 24 апреля 1937 г., когда Великобритания и Франция в совместном заявлении, адресованном Бельгии, освободили ее от гарантии по отношению к обеим этим державам, вытекающей из Локарнского договора и из Лондонского соглашения от 19 марта 1936 г.]. Однако, когда Бельгия стала членом Организации Объединенных Наций, она не выдвинула требования о признании ее специального статуса как нейтрализованного государства. Ее статус постоянно нейтрального государства должен считаться ныне поглощенным теми преимуществами и обязанностями системы коллективной безопасности, которая установлена уставом Объединенных Наций.
100. Люксембург. Великое герцогство Люксембургское [См. Servais, Le Grand-Duche de Luxembourg et le traite de Londres, 1879] с 1815 по 1890 г. состояло в личной унии с Нидерландами, но в то же время являлось членом германской конфедерации, и Пруссия после 1856 г. имела право держать войска в крепости Люксембург. В 1866 г. германская конфедерация прекратила свое существование, а Наполеон III прилагал усилия к приобретению Люксембурга путем покупки его у голландского короля, который был одновременно и великим герцогом Люксембургским. Ввиду возражений против этого Пруссии державы нашли целесообразным нейтрализовать Люксембург. В Лондоне была созвана конференция, на которой были представлены Великобритания, Австрия, Бельгия, Франция, Голландия с Люксембургом, Италия, Пруссия и Россия, и 11 мая 1867 г. был подписан договор о нейтрализации Люксембурга; эта нейтрализация установлена и коллективно гарантирована всеми подписавшими договор державами, за исключением Бельгии как государства, которое само является нейтрализованным (ст. 2 договора) [См. Martens, N. R. G., XVIII, p. 448]. Однако эта нейтрализация была проведена под тем ненормальным условием, что Люксембургу не разрешено было держать никаких вооруженных сил, за исключением полиции для поддержания порядка и безопасности, или владеть какими бы то ни было крепостями. В 1914 г. Германия нарушила нейтралитет Люксембурга [ Neutralite du Grand-Duche de Luxembourg pendant la guerre 19141918 (официальное издание), Luxemburg, 1919; Garner, 453459] в целях вторжения во Францию, и нейтрализация его, подобно нейтрализации Бельгии, очевидно, прекратилась в результате первой мировой войны. Согласно ст. 40 Версальского договора и ст. 84 Сен-Жерменского договора, соответственно Германия и Австрия в 1919 г. присоединились к отмене режима нейтрализации и договорились признать соглашение, которое может быть заключено в отношении Люксембурга Союзными и Объединившимися державами. До сих пор, однако, не достигнуто никакой договоренности об отмене договорным путем нейтрализации Люксембурга [Нотой от 28 апреля 1923 г., адресованной Лиге наций, правительство Люксембурга заявило, что договор от 11 мая 1867 г. остается в силе и что Люксембург является вечно нейтральным государством: Off. J., 1923, р. 722]. Как и в отношении Бельгии, постоянная нейтрализация Люксембурга должна быть в сильной степени затронута его безоговорочным вхождением в Организацию Объединенных Наций. По договору от 25 июля 1921 г. [ L. N. Т. S., 9, 1922, p. 224] Люксембург образовал экономический союз с Бельгией [Crockaert в R. I., 3-me ser., 3, 1922, pp. 203221 и 89, прим]. Этот союз в свою очередь вошел 5 сентября 1944 г. в состав таможенного союза с Голландией. 101. Бывшее Свободное государство Конго [О бывшем Свободном государстве Конго см. Moynier, La fondation de l'Etat independant du Congo, 1887].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|