Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результативность и эффективность профессиональной деятельности государственных служащих




 

Разрабатывая систему ключевых показателей результативности профессиональной деятельности государственных служащих и определяя показатели эффективности их работы представляется важным в методологическом плане определиться в понимании сущности и содержательной основы следующих понятий: «эффект», «результат», «эффективность», «результативность».

В российской системе государственного и муниципального управления «результат» нередко представляют, как итоговый показатель целенаправленных реализованных управленческих решений или действий должностных лиц, государственных органов. При этом не всегда достигаемый результат может содержать элемент полезности. Поэтому важно при осуществлении профессиональной деятельности достигать определенного эффекта от действия данного результата.

Понятие «эффект»(от лат. еffectus – исполнение, действие) можно рассматривать как объективную полезность результата. Таким образом, результат является источником эффекта.

«Результативность» обычно определяется как соотношение полученных результатов с запланированными или с исходными. «Эффективность» - это всегда оптимальное соотношение результативности, конкурентоспособности, гибкости, удовлетворенности, производства, адаптивности к меняющейся среде, развития. В научных публикациях часто используются понятия «экономической эффективности»(достижение результатов за счет экономичного использования организационных ресурсов) и «социальной эффективности» (общественно значимый результат работы государственных служащих). Социальная эффективность проявляется в степени достижения индивидуальных целей гражданского служащего и, как правило, имеет два измерения: ориентация на работу и ориентация на конструктивные служебные отношения с коллегами. В любом случае, повысить эффективность можно двумя способами: увеличивая полезные результаты опережающими темпами по сравнению с ростом затрат и экономя ресурсы (снижая издержки).

Конкретные формулы оценки экономической эффективности профессиональной деятельности аппарата государственного органа можно представить следующим образом:

Э1 = ВВП / С+ЕнФ,

Э2 = Пр / С + ЕнФ,

Э3 = ЧД / С + ЕнФ,

Э4 = полезный результат / затраты (данной формуле уже 80 лет),

где Э1, Э2, Э3, Э4 - экономическая эффективность,

ВВП – внутренний валовой продукт страны, т.е. сумма добавленной стоимости,

Пр – прибыль,

ЧД – чистый доход,

С – себестоимость продукции за год,

Ен - норматив эффективности основных фондов (капитала), увязанный со ставкой банковского кредита в твердой валюте,

Ф – основные фонды.

Социальная эффективность отличается от экономической прежде всего спецификой числителя, т.к. используются показатели, связанные с уровнем качества жизни людей, рационализацией cоциальных взаимосвязей, обеспечением целостности, суверенитета, национальной безопасности и развития общества и государства. Формулу социальной эффективности профессиональной деятельности аппарата государственного органа возможно представить следующим образом:

Эффективность = Результат / Цель

Следует отметить, что в англоязычной литературе по экономике и менеджменту понятия «эффективность» и «результативность», а также различия между ними обсуждаются достаточно подробно. Понятие «performance» (результативность) означает деловое поведение сотрудника на рабочем месте, выполнение поставленных задач и достижение запланированного результата (в первую очередь, социально значимого результата). Понятие «efficiency» (эффективность) определяется как реализация оцениваемой служебной деятельности. При этом показатели эффективности обычно показывают то, насколько производительно используются затрачиваемые ресурсы.

Преодолевая терминологические трудности, отметим, что эффективность всегда связана с оценкой полученных результатов профессиональной деятельности гражданских служащих. И поэтому часто можно встретить среди специалистов в области государственного управления следующую точку зрения: профессионализм равнозначен эффективности.

Представляется целесообразным рассматривать эффективность профессиональной деятельности государственных служащих в контексте достижения стратегических целей и задач государственного органа.

Эффективность можно определить как целенаправленное получение с помощью имеющихся ресурсов максимально полезного и значимого для организации результата. Управленческая прибыль измеряется тем эффектом, который организация получает не через обновление оборудования, технологий, ассортимента, а через согласованность стратегических корпоративных целей и задач структурных подразделений, оптимизацию организационной структуры, управление персоналом, освоение новых методов планирования.

Таким образом, определяя показатели результативности и показатели эффективности профессиональной служебной деятельности государственных служащих целесообразно представить ее алгоритм:

ЦЕЛЬ

как идеальная модель будущего результата деятельности

РЕСУРСЫ

(организационные, финансовые, производственно – технические, кадровые и др.)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖАЩИХ

РЕЗУЛЬТАТ

как система показателей, характеризующих управленческие изменения

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

как стоимость результата

 

Представляется важным при анализе профессиональной служебной деятельности государственных служащих разделить показатели результативности и показатели эффективности их работы. Это возможно сделать, разработав трехуровневую систему показателей профессиональной деятельности аппарата государственного органа.

Разработка трехуровневой системы показателей профессиональной деятельности предполагает следующий алгоритм действий: каждому показателю эффективности соответствует набор показателей результативности, а каждому показателю результативности – набор показателей использования ресурсов организации. Примером разработки трехуровневой системы показателей может служить реализация проекта «Внедрение механизмов управления по результатам в системе взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований» в министерстве здравоохранения Самарской области, территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и органов местного самоуправления городского округа Новокуйбышевск (сроки реализации проекта: 01.01 2006 – 31.12.2008).

Первоначально специалистами министерства здравоохранения Самарской области были определены основные показатели эффективности деятельности органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их целевые значения:

Показатель Целевое значение показателя на 01.01. 2009 г.
Среднее время ожидания прибытия скорой медицинской помощи 20 минут
Доля работающих граждан, прошедших диспансеризацию по дополнительным медицинским программам 100 %
Частота обострений хронических заболеваний на 1000 больных Снижение на 20% от уровня 2005 г.
Число пациентов, удовлетворенных качеством медицинской помощи Увеличение на 15% от уровня 2005 г.
Дни временной нетрудоспособности на 100 работающих граждан Снижение на 20% от уровня 2005 г.

 

Специалистами министерства здравоохранения Самарской области была разработана трехуровневая система показателей профессиональной деятельности аппарата органов исполнительной власти:

Показатели использования ресурсов организации Показатели результативности служебной деятельности сотрудников Плановое целевое значение показателя на 01.01. 2009 г. Показатели эффективности работы служащих Показатели эффективности деятельности органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья
Оказание скорой медицинской помощи Среднее время ожидания прибытия скорой медицинской помощи 20 минут Степень удовлетворенности населения качеством медицинской помощи Уровень обеспечения получения медицинской помощи граждан

 

Реализация проекта осуществляется по модели управления по целям, в основе которой - мониторинг более 230 показателей результативности и эффективности служебной деятельности сотрудников государственных учреждений и ведомств Самарской области. Ожидаемые результаты проекта: получение населением качественных и доступных медицинских услуг, повышение эффективности труда медицинских работников благодаря их заинтересованности в результатах своей работы (определение размера материального вознаграждения в зависимости от уровня достижения целевых показателей), обеспечение высокой информированности граждан о социальных услугах, оказываемых в системе здравоохранения и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...