Правоохранительная, судебная системы и другие органы власти КНР
Структуры власти, которые включают суды, прокуратуру, органы судебной администрации, органы общественной и государственной безопасности, пенитенциарные заведения, в Китайской Народной Республике именуются политико-юридическими учреждениями. Конституция КНР определяет, что Народные суды являются органами правосудия государства. Правосудие в КНР в едином порядке осуществляется Народными судами. Народные суды создавались постепенно. В 1931 г. в опорных базах Китайской Советской республики образовался Центральный Верховный суд, а также судебные отделы провинций, уездов, районов. В 1948 г. судебные органы революционной власти получили единое название – народные суды. После образования КНР они начали создаваться по всей стране. В 1951 г. был принят первый нормативный акт об организации судов – Положение Китайской Народной Республики об организации народных судов. В 1954 г. приняли Закон КНР об организации судов, в который далее вносились поправки и дополнения. Система Народных судов включает: - Верховный народный суд. - Местные народные суды. - Специальные народные суды. Верховный народный суд (ВСН) является верховным органом правосудия. Он возглавляется Председателем Верховного суда. Ныне – это Сяо Ян. Местные народные суды различных ступеней включают: - Народные суды высшей ступени. - Народные суды средней ступени. - Народные суды нижней ступени. Народные суды высшей ступени включают народные суды высшей ступени провинций, автономных районов, городов центрального подчинения. Народные суды средней ступени действуют в районах провинций, автономных областях и городах. Низовые народные суды – это суды уездов, автономных уездов и городских районов.
Специальные народные суды создаются в специальных сферах: военный трибунал в армии, железнодорожные и морские суды – на транспорте. Верховный народный суд состоит из Председателя, 4-х его заместителей, 4-х представителей палат, 8-ми заместителей председате-лей палат и 79 судей. Местные народные суды состоят из председателя, заместителя председателя, председателей судебных палат, заместителей председателей палат и нескольких судей. В Народных судах различных ступеней создаются следующие органы правосудия: - Судебная палата по уголовным делам. - Судебная палата по гражданским делам. - Судебная палата по экономическим делам. Функции Судебной палаты по уголовным делам заключаются в ведении борьбы со всеми уголовно-наказуемыми действиями посредством правосудия по уголовным делам, путем применения уголовного наказания в целях защиты общественного строя, охраны государственной, кооперативной и частной собственности, охраны личных и других прав граждан, охраны общественного, учебного, научно-исследовательского порядка. В Верховном народном суде, народных судах создаются судебные присутствия для уголовного судопроизводства по кассациям. Их основная функция – рассмотрение и проверка жалоб. Судебная палата по гражданским деламвыполняет следующие функции: 1) регулирует имущественные и личностные отношения между гражданами и юридическими лицами; 2) пресекает гражданские правонарушения; 3) обеспечивает охрану законных прав и интересов государства, коллективов и граждан; 4) охраняет социальный и экономический порядок; 5) утверждает социалистическую нравственность; 6) обеспечивает успешное проведение модернизации. Палата по экономическим делам разбирает хозяйственные споры, регулирует экономические отношения в сфере производства и обмена, охраняет экономические интересы государства.
Основные соответствующие документы КНР определяют следующие принципы организации и деятельности народных судов: 1) правосудие в государстве осуществляется только народными судами; 2) народные суды различных ступеней осуществляют правосудие независимо; 3) все граждане КНР равны перед законом; 4) все национальности равны перед законом; 5) рассматривая дело, суды, опираясь на факты, должны исходить из положения закона. Кроме того, судопроизводство в КНР осуществляется гласно, за исключением дел, связанных с государственными секретами, интимными сторонами личной жизни граждан, и дел несовер-шеннолетних. Предусмотрена система защиты и отводов. Обвиняемый имеет право на защиту, может выступать в суде в свою защиту сам или поручать защиту адвокату, либо кому-нибудь из близких родственников. Суды действуют и принимают решения коллегиально. В случае вынесения смертного приговора возможно повторное рассмотрение дела. В Национально-освободительной Армии Китая (НОАК) создают-ся специальные суды, которые являются составной частью всей судебной системы КНР. Вместе с военной прокуратурой, охранными отделами вооруженных сил они образуют военную судебную систему. Задачи ее те же – наказание преступников, защита народа и демократической диктатуры, обеспечение успешного проведения социалистического строительства. Но в возложенных на военную судебную систему обязанностях есть и специфические задачи – охрана безопасности страны, правопорядка и военного порядка государства, укрепление обороны Китая, охрана прав и интересов военнослужащих, борьба с врагами, наказание преступников. Военные суды также организованы трехступенчато: 1) военный суд НОАК; 2) военные суды больших военных округов и видов вооруженных сил; 3) военные суды единиц уровня корпусов и дивизий. Прокуратура КНР является органом надзора за соблюдением законов. Структура органов Народной прокуратуры соответствует системе Народных судов. Органы Народной прокуратуры выполняют свои задачи путем осуществления прокурорского надзора. Они: - надзирают за судопроизводством по делам, касающимся измены Родине, попыток раскола государства и другим делам особой важности;
- проверяют ход расследования дел органами общественной безопасности; - решают вопросы о взятии (не взятии) под стражу, возбуждении (не возбуждении) иска; - выступают в роли общественного обвинителя по уголовным делам, поддерживают обвинение; - контролируют соблюдение законности органами общественной безопасности, Народными судами, а также администрацией тюрем, мест предварительного заключения и трудового перевоспитания. Конституцией КНР предусмотрена независимость органов Народной прокуратуры при осуществлении своих полномочий со стороны административных органов, общественных организаций и отдельных лиц. Генеральным прокурором Верховной народной прокуратуры КНР является (2007 г.) Хань Чжубинь. Центральный военный совет (ЦВС) – орган, осуществляющий формальное руководство вооруженными силами страны. Как административная структура ЦВС возник лишь в 1982 г., хотя его партийный аналог был создан задолго до этого и продолжает действовать сейчас. При этом должности в обеих структурах, как правило, занимает одно и то же лицо. Сейчас это Ху Цзиньтао. Эти военные советы существуют только на высшем уровне партийного и государственного руководства. Вооруженные силы страны включают Народно-освободительную армию Китая (НОАК), Народную вооруженную полицию и народное ополчение. Основная задача НОАК заключается в укреплении национальной обороны, отражении агрессии, защите Отечества, участие в строительстве страны и добросовестном служении народу. Вооруженная полиция призвана охранять государственные границы, нести внутреннюю охрану и обеспечивать общественный порядок. Народное ополчение является массовой вооруженной силой, которое формируется без отрыва ее членов от производства. Местные органы государственной власти. В соответствии с территориально-административным делением страны государственную власть на местах представляют: 1) провинциальные (автономных районов, городов центрального подчинения) Собрания народных представителей (СНП);
2) уездные (городские) Собрания народных представителей; 3) волостные (поселковые) Собрания народных представителей; 4) соответствующие народные правительства. Перечисленные СНП являются органами государственной власти на местном уровне. Они имеют право принимать решения по важным вопросам данных административных территорий. СНП провинций, автономных районов и городов центрального подчинения имеют право принимать законоположения местного значения. Местные народные правительства являются государственными административными органами на местах. Они ответственны перед СНП равной ступени, их постоянными комитетами и государственными административными органами, стоящими на ступени выше, а также подотчетны им. Все местные народные правительства страны, находясь под единым руководством Госсовета, управляют административными делами своих административных территорий.
Вопросы и задания: 1. Назовите основные институты государственной власти КНР и определите их соподчиненность. 2. Существует ли в КНР практика разделения властей, соответствует ли она мировой практике? 3. Каковы основные функции ВСНП, Госсовета, Председателя КНР?
Использованная и рекомендуемая литература: Егоров К.А. Представительная система Китая: история и современность. – М., 1998. Как управляется Китай: эволюция властных структур Китая в 80-90-е гг. ХХ века. – М.: ИДВ РАН, 2001. Как управляется Китай: эволюция властных структур Китая в конце ХХ – начале ХХI вв. – М.: Памятники исторической мысли, 2004. Китайский информационный Интернет-центр // http: //www. Chinainfo.org. Сайт Китайского посольства в России // http: // www. Chinaembassy.ru.cn Сайт информационного центра агенства Синьхуа // http: //www.russian.hinhuanet.com Юридическая жизнь в Китае. – М.: Юридическая литература, 1990.
Тема 7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|