Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правоохранительная, судебная системы и другие органы власти КНР




Структуры власти, которые включают суды, прокуратуру, органы судебной администрации, органы общественной и государственной безопасности, пенитенциарные заведения, в Китайской Народной Республике именуются политико-юридическими учреждениями.

Конституция КНР определяет, что Народные суды являются органами правосудия государства. Правосудие в КНР в едином порядке осуществляется Народными судами.

Народные суды создавались постепенно. В 1931 г. в опорных базах Китайской Советской республики образовался Центральный Верховный суд, а также судебные отделы провинций, уездов, районов. В 1948 г. судебные органы революционной власти получили единое название – народные суды. После образования КНР они начали создаваться по всей стране. В 1951 г. был принят первый нормативный акт об организации судов – Положение Китайской Народной Республики об организации народных судов. В 1954 г. приняли Закон КНР об организации судов, в который далее вносились поправки и дополнения.

Система Народных судов включает:

- Верховный народный суд.

- Местные народные суды.

- Специальные народные суды.

Верховный народный суд (ВСН) является верховным органом правосудия. Он возглавляется Председателем Верховного суда. Ныне – это Сяо Ян.

Местные народные суды различных ступеней включают:

- Народные суды высшей ступени.

- Народные суды средней ступени.

- Народные суды нижней ступени.

Народные суды высшей ступени включают народные суды высшей ступени провинций, автономных районов, городов центрального подчинения.

Народные суды средней ступени действуют в районах провинций, автономных областях и городах. Низовые народные суды – это суды уездов, автономных уездов и городских районов.

Специальные народные суды создаются в специальных сферах: военный трибунал в армии, железнодорожные и морские суды – на транспорте.

Верховный народный суд состоит из Председателя, 4-х его заместителей, 4-х представителей палат, 8-ми заместителей председате-лей палат и 79 судей.

Местные народные суды состоят из председателя, заместителя председателя, председателей судебных палат, заместителей председателей палат и нескольких судей.

В Народных судах различных ступеней создаются следующие органы правосудия:

- Судебная палата по уголовным делам.

- Судебная палата по гражданским делам.

- Судебная палата по экономическим делам.

Функции Судебной палаты по уголовным делам заключаются в ведении борьбы со всеми уголовно-наказуемыми действиями посредством правосудия по уголовным делам, путем применения уголовного наказания в целях защиты общественного строя, охраны государственной, кооперативной и частной собственности, охраны личных и других прав граждан, охраны общественного, учебного, научно-исследовательского порядка.

В Верховном народном суде, народных судах создаются судебные присутствия для уголовного судопроизводства по кассациям. Их основная функция – рассмотрение и проверка жалоб.

Судебная палата по гражданским деламвыполняет следующие функции:

1) регулирует имущественные и личностные отношения между гражданами и юридическими лицами;

2) пресекает гражданские правонарушения;

3) обеспечивает охрану законных прав и интересов государства, коллективов и граждан;

4) охраняет социальный и экономический порядок;

5) утверждает социалистическую нравственность;

6) обеспечивает успешное проведение модернизации.

Палата по экономическим делам разбирает хозяйственные споры, регулирует экономические отношения в сфере производства и обмена, охраняет экономические интересы государства.

Основные соответствующие документы КНР определяют следующие принципы организации и деятельности народных судов:

1) правосудие в государстве осуществляется только народными судами;

2) народные суды различных ступеней осуществляют правосудие независимо;

3) все граждане КНР равны перед законом;

4) все национальности равны перед законом;

5) рассматривая дело, суды, опираясь на факты, должны исходить из положения закона.

Кроме того, судопроизводство в КНР осуществляется гласно, за исключением дел, связанных с государственными секретами, интимными сторонами личной жизни граждан, и дел несовер-шеннолетних. Предусмотрена система защиты и отводов. Обвиняемый имеет право на защиту, может выступать в суде в свою защиту сам или поручать защиту адвокату, либо кому-нибудь из близких родственников.

Суды действуют и принимают решения коллегиально. В случае вынесения смертного приговора возможно повторное рассмотрение дела.

В Национально-освободительной Армии Китая (НОАК) создают-ся специальные суды, которые являются составной частью всей судебной системы КНР. Вместе с военной прокуратурой, охранными отделами вооруженных сил они образуют военную судебную систему. Задачи ее те же – наказание преступников, защита народа и демократической диктатуры, обеспечение успешного проведения социалистического строительства. Но в возложенных на военную судебную систему обязанностях есть и специфические задачи – охрана безопасности страны, правопорядка и военного порядка государства, укрепление обороны Китая, охрана прав и интересов военнослужащих, борьба с врагами, наказание преступников.

Военные суды также организованы трехступенчато:

1) военный суд НОАК;

2) военные суды больших военных округов и видов вооруженных сил;

3) военные суды единиц уровня корпусов и дивизий.

Прокуратура КНР является органом надзора за соблюдением законов. Структура органов Народной прокуратуры соответствует системе Народных судов.

Органы Народной прокуратуры выполняют свои задачи путем осуществления прокурорского надзора. Они:

- надзирают за судопроизводством по делам, касающимся измены Родине, попыток раскола государства и другим делам особой важности;

- проверяют ход расследования дел органами общественной безопасности;

- решают вопросы о взятии (не взятии) под стражу, возбуждении (не возбуждении) иска;

- выступают в роли общественного обвинителя по уголовным делам, поддерживают обвинение;

- контролируют соблюдение законности органами общественной безопасности, Народными судами, а также администрацией тюрем, мест предварительного заключения и трудового перевоспитания.

Конституцией КНР предусмотрена независимость органов Народной прокуратуры при осуществлении своих полномочий со стороны административных органов, общественных организаций и отдельных лиц.

Генеральным прокурором Верховной народной прокуратуры КНР является (2007 г.) Хань Чжубинь.

Центральный военный совет (ЦВС) – орган, осуществляющий формальное руководство вооруженными силами страны. Как административная структура ЦВС возник лишь в 1982 г., хотя его партийный аналог был создан задолго до этого и продолжает действовать сейчас. При этом должности в обеих структурах, как правило, занимает одно и то же лицо. Сейчас это Ху Цзиньтао. Эти военные советы существуют только на высшем уровне партийного и государственного руководства.

Вооруженные силы страны включают Народно-освободительную армию Китая (НОАК), Народную вооруженную полицию и народное ополчение.

Основная задача НОАК заключается в укреплении национальной обороны, отражении агрессии, защите Отечества, участие в строительстве страны и добросовестном служении народу. Вооруженная полиция призвана охранять государственные границы, нести внутреннюю охрану и обеспечивать общественный порядок. Народное ополчение является массовой вооруженной силой, которое формируется без отрыва ее членов от производства.

Местные органы государственной власти. В соответствии с территориально-административным делением страны государственную власть на местах представляют:

1) провинциальные (автономных районов, городов центрального подчинения) Собрания народных представителей (СНП);

2) уездные (городские) Собрания народных представителей;

3) волостные (поселковые) Собрания народных представителей;

4) соответствующие народные правительства.

Перечисленные СНП являются органами государственной власти на местном уровне. Они имеют право принимать решения по важным вопросам данных административных территорий. СНП провинций, автономных районов и городов центрального подчинения имеют право принимать законоположения местного значения.

Местные народные правительства являются государственными административными органами на местах. Они ответственны перед СНП равной ступени, их постоянными комитетами и государственными административными органами, стоящими на ступени выше, а также подотчетны им. Все местные народные правительства страны, находясь под единым руководством Госсовета, управляют административными делами своих административных территорий.

 

Вопросы и задания:

1. Назовите основные институты государственной власти КНР и определите их соподчиненность.

2. Существует ли в КНР практика разделения властей, соответствует ли она мировой практике?

3. Каковы основные функции ВСНП, Госсовета, Председателя КНР?

 

 

Использованная и рекомендуемая литература:

Егоров К.А. Представительная система Китая: история и современность. – М., 1998.

Как управляется Китай: эволюция властных структур Китая в 80-90-е гг. ХХ века. – М.: ИДВ РАН, 2001.

Как управляется Китай: эволюция властных структур Китая в конце ХХ – начале ХХI вв. – М.: Памятники исторической мысли, 2004.

Китайский информационный Интернет-центр // http: //www. Chinainfo.org.

Сайт Китайского посольства в России // http: // www. Chinaembassy.ru.cn

Сайт информационного центра агенства Синьхуа // http: //www.russian.hinhuanet.com

Юридическая жизнь в Китае. – М.: Юридическая литература, 1990.

 

Тема 7

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...