Общая структура власти в КНР. Всекитайское Собрание народных представителей (ВСНП)
Китайская Народная Республика – государство с республиканской формой правления, унитарное по своему устройству. Основная административно-территориальная единица – провинция. Учитывая Тайвань, который материковый Китай считает своей территорией и одной из провинций, КНР состоит из 23 провинций. Провинции делятся на округа, далее – уездное и волостное деление. В составе КНР есть два Специальных Административных района (САР) – это Сянган (Гонконг) – САРС и Аомэнь (Макао) – САРА и 5 автономных районов: Внутренняя Монголия, Синцзян-Уйгурский, Нинся-Хуэйский, Тибетский, Гуанси-Чжуанский. Кроме того, в КНР – 4 города центрального подчинения – Пекин (столица государства), Шанхай, Тяньцзинь, Чунцин. Административно-территориальное деление КНР включает пять единиц: 1) провинции; 2) префектуры в крупных городах (в конце 1990-х гг. их было 332); 3) округа (их насчитывалось 2862); 4) районы (44891); 5) деревни (906000). Согласно Конституции, Китай – социалистическое государство демократической диктатуры народа. В соответствии с Конституцией, вся власть в Китайской Народной Республике принадлежит народу. Органами, через которые народ осуществляет государственную власть, являются Всекитайское Собрание народных представителей и местные Собрания народных представителей. Высшим органом государствен-ной власти в КНР является Всекитайское Собрание народных представителей (ВСНП). ВСНП – высший законодательный орган КНР, а высшим органом исполнительной власти является Государственный Совет (правительство КНР). Региональные и местные органы власти имеются в провинциях, округах, районах, крупных городах. Статусом провинций обладают четыре самых крупных города – Пекин, Шанхай, Тяньцзинь и Чунцин, находящиеся в непосредственной юрисдикции центрального правительства. Префектуры координируют деятельность правительств провинций и округов.
Всекитайское Собрание народных представителей – высший орган государства, а также орган, осуществляющий право принятия законов. ВСНП образовано в 1954 г. на первой сессии 1-го созыва. Оно приняло тогда Конституцию КНР и несколько важных законов и постановлений. В соответствии с Конституцией, ВСНП образуется из депутатов, избранных Собраниями народных представителей провинций, автономных районов, городов центрального подчинения на срок до 5 лет (до 1975 г. депутаты избирались на 4 года). Таким образом, депутаты Всекитайского Собрания народных представителей избираются не всеобщим голосованием, а на съездах и конференциях, проходящих в провинциях и Вооруженных силах. Срок полномочий Всекитайского Собрания народных представителей каждого созыва – пять лет. Сессии ВСНП созываются Постоянным комитетом Всекитайского Собрания народных представителей (ПК ВСНП) один раз в год и проводятся под руководством Президиума сессии ВСНП. Могут быть и досрочные созывы, как по решению Постоянного комитета ВСНП, так и по требованию 1/5 части депутатского корпуса. Время созыва каждой сессии определяет ПК в соответствии с конкретными условиями, чаще всего в первом квартале года. Заседания сессии проводятся открыто, хотя могут проходить и закрытые слушания. Сессия продолжается в течение двух недель. Численность и представительская норма ВСНП определяется законом, и этот орган по количеству депутатов довольно громоздкий: в ВСНП 1-го и 2-го созывов было по 1226 депутатов, 3-го созыва – 3040, 5-го созыва – 3500 человек. В 1986 г. был установлен верхний предел численности – 3000 представителей. По закону представительство депутатов от городов было непропорционально высоким. Постановлением 1995 г. было установлено допустимое соотношение городских депутатов к сельским, как 4:1.
Депутаты в период сессии могут: 1) вносить предложения на сессии; 2) выступать с предложениями, критическими замечаниями и мнениями; 3) вносить предложения о кадровом смещении; 4) выступать с запросами и обращаться с вопросами; 5) проводить расследования по предложениям. Они также имеют право голоса при избрании и назначении на должность, право рассмотрения предложений, право безнаказанности. В новых общественно-экономических реалиях состав депутатского корпуса меняется. Снижается представительство рабочих и крестьян в ВСНП. С начала 1980-х по конец 1990-х гг. удельный вес рабочих делегатов уменьшился с 27 % до 11 %, а доля крестьянских делегатов с 21 % до 8 %. Эти цифры наглядно отражают общее снижение статуса этих двух самых многочисленных социальных групп китайского общества, власть в котором, по декларированному определению, принадлежит трудящимся. Всекитайское Собрание народных представителей: - Вносит изменения в Конституцию; контролирует ее исполнение. - Разрабатывает уголовные и гражданские законы. - Избирает Председателя и заместителя Председателя КНР; Председателя Центрального военного совета (ЦВС). - Рассматривает и утверждает планы народнохозяйственного и социального развития. - Рассматривает и утверждает бюджет и отчет об его исполнении. - Осуществляет контроль за работой Государственного Совета, Центрального военного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры. Постоянный комитет Всекитайского Собрания народных представителей (ПК ВСНП) является постоянно действующим рабочим органом ВСНП, высшим органом государственной власти в период между сессиями. ПК избирается ВСНП в составе председателя, нескольких заместителей, ответственных секретарей и членов. Численность ПК ВСНП примерно 150 членов. Срок полномочий ПК каждого созыва соответствует сроку полномочий ВСНП каждого созыва. Лица, входящие в ПК не могут занимать должности в административных и государственных органах, суде и прокуратуре. Заседания ПК проводятся 1 раз в 2 месяца и созываются Председателем ПК. На них приглашаются председатели, заместители председателей провинциаль-ных Собраний народных представителей.
С 1955 г. ВСНП предоставил ПК право разрабатывать законы частичного характера, т.е. отдельно действующие нормативные акты. Конституция 1982 г. также наделила ПК ВСНП широкими полномочиями: он выполняет практически все функции ВСНП, за исключением представительских, а также готовит повестку для ежегодных пленарных заседаний ВСНП, на которых ВСНР обычно ратифицирует законы, принятые Постоянным комитетом. Всекитайское Собрание народных представителей, кроме ПК, имеет в своем составе специальные комиссии по: 1) делам национальностей; 2) законодательству; 3) финансово-экономическим вопросам; 4) образованию, науке, культуре и здравоохранению; 5) делам внешних сношений; 6) делам китайцев, проживающих за рубежом (хуацяо). Все комиссии избираются сессией ВСНП и находятся под руководством ВСНП и ПК. В составе комиссии – председатель, заместитель председателя и члены в составе от 15 до 30 человек. Деятельность постоянных комиссий заключается в: 1) рассмотрении проектов решений, передаваемых Президиумом сессии, либо ПК; 2) выдвижении перед Президиумом сессии, либо перед ПК проектов решений по вопросам, входящих в компетенцию ВСНП или ПК; 3) рассмотрении нормативных актов, постановлений, распоряже-ний Госсовета, его различных подразделений, местных управлений; решений Собраний народных представлений провинций; 4) рассмотрение запросов, направленных в Президиум и ПК; 5) проведении расследований, выдвижении предложений по воп-росам, входящим в компетенцию ВСНП. При оценке законодательной власти КНР закономерно возникает вопрос: можно ли ВСНП и ПК ВСНП воспринимать как самостоятельные, а не декоративные органы, которые «механически» узаконивают решения, принятые партией? Применительно ко временам правления Мао Цзедуна ответ на этот вопрос был однозначным: да, не самостоятельным. Теперь же столь категоричное утверждение было бы не верным, точнее, не вполне верным. За последние десятилетия ВСНП приобрело значительно большую независимость, а его Постоянный комитет играет важнейшую роль в законотворческом процессе. Это можно рассматривать как элементы политической реформы, осуществляемой в КНР в ответ на крайности институционального и правового нигилизма времен «культурной революции».
Очевидными проявлениями самостоятельности ВСНП является возросшее количество депутатских запросов и предложений, а также то, что депутаты давно перестали голосовать единогласно за вносимые постановления. Поразительным примером стал следующий факт: в 1998 г. 45 % депутатов ВСНП проголосовали против того, чтобы признать удовлетворительной работу Генеральной прокура-туры. Это был протест против неспособности (нежелания) власти обуздать коррупцию. В последние годы стало привычным, что по некоторым законопроектам число несогласных с ними депутатов ВСНП может составлять 20–30 %. Кроме того, надо помнить, что Собрания народных представителей – это действительно массовый коллективный орган власти. Так, только в состав уездных и волостных Собраний, избранных в 2006–2007 гг., входит 2 миллиона депутатов от 2800 уездов и 35400 волостей страны. Тем не менее, с точки зрения классического представления о разделении властей, законодательная власть в КНР очень слаба. Само по себе ВСНП очень громоздкий и неповоротливый орган, который в полном составе собирается редко. Кроме того, КПК категорически не допускает реального разделения властей и постоянно подчеркивает, что этот пример западной демократии (как, впрочем, и все другие) для Китая неприемлем. Так, традиционный способ комплектования важнейших комитетов ВСНП оставляет желать лучшего и не прибавляет ему авторитета. Туда в основном направляются чиновники высокого ранга, освобожденные от своих должностей в правительстве, а рядовые члены ВСНП, не входящие в комитеты, по сути, лишены возможности существенно влиять на политическую жизнь страны. В самом Китае имеет место понимание необходимости совершенствования системы народного представительства и эффектизации работы ВСНП. Как пишет Я.М. Бергер, усложнение социальной структуры общества, создающего рыночную экономику, требует создания подлинной представительной власти, которая бы отражала этот процесс и балансировала интересы разных социальных групп с несовпадающими в ряде важных аспектов устремлениями и собственными представлениями о конкретных путях реализации некоторых общезначимых целей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|