Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъекты правового процесса в КНР




Интересной особенностью КНР является многосубъектность правового процесса, иначе говоря, наличие ряда институтов, которые занимаются правотворчеством.

Помимо ВСНП и ПК ВСНП законотворческими возможностями обладают и некоторые другие органы власти Китая. Так, Госсовет может разрабатывать административные правовые акты.

Административно-правовые акты – это общее название актов, разрабатываемых в порядке руководства и управления Госсоветом различными видами административных работ. Содержание административных актов широкое – это и хозяйственная работа, строительство, просвещение, наука, планирование рождаемости, гражданское администрирование, государственная безопасность, общественная безопасность, юстиция, внешние сношения, оборона, национальные отношения, административно-территориальное деление, дела с хуацяо и др.

Административно-правовые акты включают в себя:

1) положения;

2) постановления;

3) положения о порядке применения.

По своей силе административно-правовые акты следуют за Конституцией и законами и стоят выше местных установлений и инструкций.

Административно-правовые акты связаны с конкретизацией, приданием юридической формы политике партии и государства. Они имеют обязательную силу по всей стране. За их невыполнение и нарушение следует принудительное наказание и взыскание. Административно-правовые акты подвергаются изменениям и обновлениям.

Каждый административно-правовой акт должен отвечать следующим требованиям:

1) соответствовать линии, курсу и политическим установкам партии и государства;

2) соответствовать реальности, быть действенным и осу-ществляемым;

3) соответствовать Конституции и законам страны;

4) соответствовать требованиям стандарта.

СНП провинций, автономных районов и городов центрального подчинения и их Постоянные комитеты, в соответствии с конкретными условиями данного административного района и потребностями при условии не противоречия Конституции, законам, административным актам страны, могут вырабатывать установления местного характера и сообщать о них в ПК ВСНП и Госсовет.

Собрания народных представителей районов национальных автономий правомочны, в соответствии с экономическими, политическими и культурными особенностями национальности данной местности, разрабатывать положения об автономии и отдельно действующие положения, которые потом утверждаются ПК ВСНП.

По закону об организации деятельности ВСНП проекты решений, включая законопроекты, в ВСНП могут вноситься:

1) Постоянным комитетом ВСНП;

2) Госсоветом;

3) Центральным военным советом;

4) Верховным народным судом;

5) Верховной народной прокуратурой;

6) специальными комиссиями ВСНП;

7) депутатскими группами ВСНП в составе не менее 30 человек.

Внесенные законопроекты передаются по решению Президиума либо на рассмотрение депутатских групп, либо специальным комиссиям. Далее те передают представленные доклады, которые, после рассмотрения Президиумом сессии и по его решению, направляются в ВСНП для принятия решения. Проект закона может быть передан на рассмотрение ВСНП только после рассмотрения его ПК. При рассмотрении пленарные заседания перемежаются с заседаниями делегаций. На пленарных заседаниях выступающие с законодательными инициативами дают разъяснения по проектам законов. Затем эти законопроекты рассматриваются на заседаниях депутатских групп. Информация о ходе таких обсуждений доводится до всех депутатов. Все предварительные мнения, замечания рассматриваются комиссией ВСНП по законодательству. Она вносит в них изменения и представляет в Президиум сессии доклады об итогах обсуждения и проекты изменений. Президиум принимает решения – передавать ли их на пленарные заседания сессии.

Решения о внесении изменения в Конституцию принимаются более 2/3 голосов. Законы и решения принимаются более половиной всех голосов. Голосование может быть либо открытым, либо тайным, что заранее определяет Президиум.

Конституция (решение об ее принятии или внесении изменений) провозглашается Всекитайским Собранием народных представителей. Другие законы провозглашаются Председателем Китайской Народной республики на основании решения ВСНП в виде приказа Председателя КНР.

 

Проблема прав человека

Вопрос о правах человека в КНР неизменно возникает в ходе любого обсуждения современного развития страны.

Формально Конституция КНР гарантирует каждому гражданину все основные права и свободы:

1) избирать и быть избранным;

2) свободы слова, печати, собраний, создания обществ, шествий;

3) уважения человеческого достоинства;

4) неприкосновенность жилища;

5) свободу переписки и сохранение ее тайны;

6) критиковать и вносить предложения в адрес любого государст-венного учреждения и государственного служащего;

7) право контроля над их деятельностью;

8) право на труд, отдых и материальную помощь государства и общества по старости, болезни, потере трудоспособности;

9) право на образование и занятие научной, литературной и друго-го рода культурной деятельностью.

С началом 1990-х гг. китайские власти во избежание критики Запада в определенной мере поддерживали исследования в области прав человека, в том числе в некоторых престижных научно-исследовательских институтах и университетах (Академия общественных наук КНР, народный университет). Были даже созданы специальные центры по изучению прав человека. В 1993 г. появились Неправительственная организация по правам человека и Китайское общество по изучению прав человека. Китайские делегации стали участвовать в международных конференциях на эту тему. Обращение к теме, до этого запретной в КНР, привело даже к активизации в стране диссидентского движения, пытавшегося создать действительно независимые организации по правам человека.

В Китае в дискуссиях о правах человека различаются три основных позиции ее участников: правительственная, проправи-тельственная, диссидентская. По мнению М. Свенсона, различия между ними заключаются в оценке причин противоположного отношения к правам человека в азиатских и западных странах. Для одних – это культурно-историческая проблема, для других – стадиальный, социально-экономический и политический феномен.

Хотя китайские власти и признают идею прав общечеловеческой, они ставят ее в зависимость от экономического развития, исторических и культурных условий. С их точки зрения, разные стадии исторического развития требуют разных прав человека.

Не отрицая естественных прав человека, официальная пропаганда в КНР настаивает, что большая часть прав человека зависит от специфики каждой страны, ее исторического, культурного и социального своеобразия. Эта точка зрения разделяется проправительственной научной и творческой интеллигенцией Китая. Сторонники этой позиции вместе с руководством страны не приемлют тезиса «права человека не имеют границ» и считают, что он является прикрытием для вмешательства Запада в дела КНР.

Немногочисленные на сегодня диссиденты отстаивают принцип всеобщности прав человека. По их мнению, говорить о национальных стандартах этих прав также нелепо, как утверждать, что «у Китая есть своя астрономия».

Китай – одна из 60 стран мира, где смертная казнь по-прежнему является одной из мер наказания. Масштабы, которые приобрела высшая мера наказания в этом государстве, по оценкам зарубежных аналитиков, чрезмерны. Сам Пекин не дает точных данных о смертных приговорах, но, по сведениям Amnesty International («Международная амнистия»), в 1997 г. было зафиксировано 1876 случаев смертной казни; в 1999 г. было казнено 3200 человек; в 2003 г. казнили, по меньшей мере, 5000 человек, а в 2004 г. в Китае были казнены 3400 осужденных.

По количеству смертных казней страна занимает первое место в мире. Число приведения в исполнение смертных приговоров выросло после того, как власти развернули широкую кампанию борьбы с преступностью. Правительство Китая использует смертную казнь для того, чтобы заверить общественность страны в том, что оно принимает решительные меры против коррупции и роста уголовных преступлений.

В настоящее время в Китае выносятся смертные приговоры почти по 70 статьям Уголовного Кодекса. Исключительная мера наказания предусмотрена за:

- убийство,

- насилие,

- транспортировку, хранение и торговлю свыше 50 грамм наркотиков,

- предательство, антиконституционную политику и значительный урон государственной системе,

- взяточничество, растрату и воровство,

- фальшивомонетничество,

- сутенерство и содержание публичных домов,

- печатание или показ порнографии,

- контрабанду,

- осквернение могил,

- и даже за сводничество и похищение коровы,

С 2004 г. к смертной казни стали приговаривать за сознательное распространение SARS (атипичной пневмонии) и производство токсичного сырья. Наиболее распространены случаи, связанные с наркотиками, коррупцией и насилием.

В рамках подготовки к Международному дню борьбы с наркотиками (26 июня) в Китае приводятся в исполнение десятки, а может, и сотни смертных приговоров. В 2003 г. в течение лишь одной недели перед Днем борьбы с наркотиками только в восьми из 23 китайских провинций за преступления, связанные с наркотиками, было казнено свыше 50 человек. На протяжении недели перед Международным днем борьбы с наркотиками предпринимаемые правительством шаги по борьбе с наркопреступностью широко освещаются в китайских СМИ.

В последние годы самым высоким должностным лицом, поплатившимся жизнью за взятки, был вице-губернатор провинции Цзянси, которого расстреляли в марте 2000 г. за получение 658 тыс. долларов. В 2004 г. был один случай смертного приговора в отношении высокопоставленного чиновника: это вице-губернатор провинции Аньхой. Чиновники составляют лишь малую часть казненных. Западные специалисты ставят под сомнение сдержи-вающий эффект смертной казни, когда речь идет о коррупции. Известны случаи, когда после казни одного чиновника его преемник вскоре был уличен в том же преступлении.

До недавнего времени в Китае существовал только один вид смертной казни – расстрел. С сентября 2000 г. Верховный народный суд Китая объявил о введении во всей стране смертной казни путем смертельной инъекции, объясняя это гуманными соображениями. Существовавшая ранее смертная казнь путем выстрела в затылок пока не отменяется.

Также в Китае допускается публичное исполнение приговора к смертной казни. Отдельные казни демонстрируются по телевидению. Публичные казни учащаются в дни национальных праздников. Несмотря на недовольство просвещенных кругов, в стране получают распространение необычные экскурсии.

В Китае, согласно закону, нельзя казнить за преступление, совершённое в возрасте до 18 лет. Тем не менее, казни детей там продолжаются – очевидно, по той причине, что суды не утруждают себя установлением точного возраста подсудимого

Как считает эксперты «Международной амнистии», судебная система Китая дает слишком мало гарантий от ошибок, в результате которых могут быть казнены невинные люди. Например, мало реальных возможностей обратиться к адвокату, многие из обвиняемых из низших слоев неграмотны и не знают своих прав. В Китае до сих пор не существует презумпции невиновности; как и в старину, здесь имеют силу показания, полученные под пытками, на полицию никто не оказывает давления, чтобы она прекратила пытки с целью вырвать признание и обвинить человека; адвокаты не обязаны присутствовать на допросах, а политическая власть вмешивается в судебную систему.

Китай не планирует отменять смертную казнь. Об этом в марте 2005 г. заявил премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао. «Учитывая национальные особенности, Китай не сможет отказаться от смертной казни», – сказал премьер Госсовета. Вэнь Цзябао подтвердил, что в стране принимаются меры по реформе судебной системы, предполагающие, в том числе, возможную передачу права на утверждение смертных приговоров исключительно в Верховный народный суд. В настоящее время правом утверждения смертных приговоров за ряд преступлений (убийство, изнасилование, ограбление) обладают народные суды провинциального уровня. Премьер Госсовета КНР сказал, что реформа судебной системы должна обеспечить «более осторожное и справедливое вынесение смертных приговоров».

Подводя итог, следует отметить, что, несмотря на реформирование уголовного, судебного права, в реальности изменений достигнуто пока мало. Смертная казнь сохраняется. Судебный процесс не всегда объективен и эффективен. Адвокаты почти бездейственны. С 1997 по 2002 гг. около 500 адвокатов было арестовано только за то, что принимали активное участие в судебных разбирательствах по уголовным делам. При этом лишь 30 % из числа обвиняемых за криминальные преступления, получили право на представителей в суде. Причиной этого являются, по оценкам зарубежных специалистов, два фактора:

1) в Китае не существует независимой законодательной системы;

2) в Китае до сих пор не сложилась полноценная судебная система.

Как показывает практика, применение смертных приговоров оказывает лишь временное воздействие на преступность. Но правительство Китая не перестает апеллировать к тому, что таким образом оно смягчает криминогенную обстановку в стране.

Иными словами, Китаю еще предстоит много работы в деле совершенствования правовой системы.

 

Вопросы и задания:

1. Определите специфические черты правовой истории КНР.

2. Дайте характеристику правосубъектной деятельности в КНР.

3. Каково состояние дел с правами человека в современном Китае?

 

Использованная и рекомендуемая литература:

Ахметшин Н.Х. Борьба с экономической преступностью в КНР: законодательство и практика // ПДВ. – 1999. – № 5.

Ахметшин Н.Х. Реформа уголовного законодательства КНР // Вестник МГУ. Сер. 13. Востоковедение. – 1999. – № 2.

Берринг Р. Проблема правового государства в Китае. Реферат // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. «Востоковедение и африканистика». – 2005. – № 4.

Гудошников Л., Яковлев М. Обновление законодательства КНР о политико-юридических органах // ПДВ. – 1996. – № 1.

Права человека в Китае //http:// www. china. org. cn.

Свенсон М. Полемика в Китае об азиатских ценностях и правах человека. Реферат // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. «Востоковедение и африканистика». – 2004. – № 3.

Фут Р. Буш, Китай и права человека. Реферат // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. «Востоковедение и африканистика». – 2004. – № 2.

Юридическая жизнь в Китае. – М.: Юридическая литература, 1990.

Тема 9

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КНР

1. Общая характеристика избирательной системы КНР.

2. Порядок проведения выборов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...