Действующая Конституция КНР и система конституционных поправок
Конституция 1982 г. содержит Введение и 4 главы, имеющие 138 статей. Главы Основного закона КНР носят следующее название: «Общие положения», «Основные права и обязанности граждан», «Государственное устройство», «Государственный флаг, Государствен-ный герб, столица КНР». Конституция 1982 г. внесла существенные изменения в государственную структуру страны: 1. Был восстановлен пост Председателя КНР, упраздненный Конституцией 1975 г.; 2. Постоянному комитету ВСНП были предоставлены обширные права в области законодательства; 3. Предусматривалось образование Центрального военного совета, который совпадал по персональному составу с военной комиссией ЦК КПК; 4. Было восстановлено волостное звено власти и управления, ликвидированного в ходе «коммунизации» села; 5. Были установлены сроки, ограничившие пребывание некоторых должностных лиц на своих постах; 6. Было принято решение о несовместимости членства в Постоянных комитетах Собраний народных представителей с занятием административных, судебных и прокурорских должностей; 7. В составе правительства вводилась система ревизионных органов (разных ступеней) для усиления контроля над финансами и финансовой деятельностью. Конституция 1982 г. восстанавливала автономные права национальных районов. Среди них: право на издание местных законов, на формирование местных отрядов общественной безопасности и особые финансовые права. Относительно автономий вводилось и следующее новшество, согласно которому председатели автономных областей, начальники автономных округов и уездов должны быть гражданами той национальности, которой и предоставлена территориальная автономия.
Конституция КНР гласила, что Китайская Народная Республика –есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян. Подчеркивалось, что Китай будет длительное время находиться на начальной стадии социализма с китайской спецификой. Коренные задачи государства в Основном законе определялись следующим образом: идя по пути построения социализма с китайской спецификой концентрировать силы на осуществлении социалистической модернизации. Заявлялось, что под руководством Компартии Китая китайский народ всех национальностей в своих действиях руководствуется марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзедуна и теорией Дэн Сяопина, отстаивает демократическую диктатуру народа, социалистический путь, реформы и открытость, а также: - непрерывно совершенствует всю социалистическую систему; - развивает социалистическую рыночную экономику, социалисти-ческую демократию; - оздоровляет социалистическую законность; - опирается на собственные силы; - борется упорно и самоотверженно; - неизменно проводит модернизацию промышленности, сельского хозяйства, обороны, науки и техники, превращая Китай в могучую процветающую демократическую и культурную социалистическую державу. По мнению известного специалиста по правовой и конституционной системе КНР Л.М. Гудошникова (д. ю. н., ИДВ), Конституция 1982 г., хотя и была существенным шагом вперед, но в основном носила скорее восстановительный, чем реформаторский характер. И лишь с принятием поправок 1988, 1993 и 1999 гг. она стала поистине реформаторской. Каждая серия поправок отражала определенный этап в развитии реформирующейся страны. По конституционному регламенту предложения о внесении изменений в Конституцию в ВСНП могут вноситься ПК ВСНП или депутатской группой, состоящей из не менее 1/5 депутатского корпуса.
Оценивая названные поправки, следует отметить, что они в весьма незначительной степени затрагивали политические институты, но зато вносили существенные изменения в общественный строй государства и систему управления экономикой страны. Конституционные поправки 1988 г. касались двух статей (10 и 11) Основного закона и легализовали частные хозяйства и аренду земли. Поправками 1993 г. признавалась и закреплялась система регулируемой государством рыночной экономики, которая была обозначена как «социализм с китайской спецификой». В текст Конституции был также внесен ряд понятий, прочно вошедших в политический лексикон КНР, среди которых – «реформы и открытость», «социализм в модернизованном виде» и др. Из Конституции изымались положения, монопольно закреплявшие плановую систему хозяйства. Отныне ст. 15, которая до этого подчеркивала незыблемость планового регулирования, нацеливала на претворение в жизнь социалистической рыночной экономики, усиление законодательной базы хозяйствования, совершенствование макро-регулирования. Изменения в ст. 16 и 17 устанавливали хозяйственную самостоятельность предприятий государственной и коллективной собственности, они выводились из подчинения государственному плану. Из новаций по политической системе поправки 1993 г. во Введении Конституции закрепляли формулу о «многопартийном сотрудничестве под руководством КПК», а также меняли сроки полномочий Собраний народных представителей уездного звена, которые отныне становились пятилетними. С точки зрения трансформации общественного строя КНР наиболее существенной явилась серия поправок 1999 г. Главное здесь – это определение частного сектора как «важнейшей составляющей социалистической рыночной экономики» (ст. 11). При этом не отменялся контроль государства в отношении частных и индивидуальных хозяйств. Из постатейных изменений экономического характера следует отметить введение иного, чем ранее действовал, принципа оплаты труда. Подчеркивалось, что распределение по труду (социалистический принцип) доминирует, но возможны и другие формы распределения. Данная серия поправок вносила изменения в конституционные положения, которые уже ранее были объектами изменений. Так, утверждение Введения о том, что «Китай находится на начальной стадии социализма» было заменено на следующее: «Китай будет в течение длительного времени находиться на начальной стадии социализма». Во Введение также было внесено упоминание о теории Дэн Сяопина и развитии «социалистической рыночной экономики».
Поправки 1999 г. (первый абзац ст. 5) подчеркивали, что страна управляется согласно закону, и КНР намеревается стать правовым государством. В этой связи отмечается еще одна поправка 1999 г., которая исключала понятие «контрреволюционное преступление» из китайской правовой терминологии. С этого времени в Конституции говорилось лишь о «предательской и прочей преступной деятельности, подрывающей безопасность государства» (ст. 28). Таким образом, заметно, что большинство изменений Конституции КНР 1988, 1993 и 1999 гг. относились к Вводной части и главе об общих положениях. Главный их смысл заключался в закреплении изменений в общественно-экономическом строе страны, в первую очередь, в признании равноправия на длительный срок развития различных форм собственности. Политическая система страны этими поправками практически не подверглась сколько-нибудь серьезным изменениям. Важнейшая серия поправок в Конституцию 1982 г. была принята в марте 2004 г. второй сессией ВСНП 10-го созыва. Они коснулись Введения и ряда статей Основного закона и отражали новый этап не только конституционного, но и государственного развития. Первая из поправок Введения касалась ключевого понятия китайского социализма. Раньше говорилось о «социализме, имеющем китайскую специфику», теперь осталось словосочетание «социализм с китайской спецификой». Далее во Введение, наряду с «идеями Мао Цзедуна» и «теорией Дэн Сяопина», была включена, оцененная как важная, идея «трех представительств». Также во Введении нашла отражение партийная установка последнего времени о необходимости «продвигать гармоничное развитие материальной и духовной культуры». А при оценке состава Единого фронта была названа новая категория участников фронта: «строители дела социализма», которых поместили между «социалистическими тружениками» и «патриотами, поддерживающими социализм». Известно, что появление этой категории «строителей социализма» является развитием концепции «трех представительств» и включает в себя:
1) появившихся в процессе социальных перемен предприни-мателей; 2) управленческий и технический персонал, работающий по найму на предприятиях иностранного капитала; 3) лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; 4) лиц, занятых в посреднических организациях; 5) лиц свободных профессий и 6) другие слои общества, которые заняты «строительством дела социализма». Постатейные поправки 2004 г. затронули несколько важных моментов. Начаты они были со ст. 10, где подчеркивается, что за изъятие или реквизицию земли под общественные нужды и на основании закона, должна производиться компенсация. В прежнем варианте речь шла только о реквизиции без всякой компенсации. В ст. 11 добавлено положение о том, что государство поддержи-вает и направляет развитие необщественного сектора экономики, т.е. индивидуальных и частных хозяйств. Ранее речь шла только об охране их законных прав. Была расширена ст. 13, в которой говорится об охране государст-вом права собственности граждан на законные доходы, сбережения, жилище и т. п. Теперь налицо заметное усиление конституционной защиты этого имущества, равно как и права наследования. В ст. 14 внесено положение о том, что государство создает «соответствующую уровню экономического развития систему социального страхования». Особый резонанс в КНР и за ее рубежами вызвало положение, внесенное в ст. 33, которая открывает главу Конституции об основных правах и обязанностях граждан. Положение это звучит очень просто: «Государство уважает и защищает права человека», но о нем стали говорить как о своеобразном прорыве в развитии прав человека в условиях социализма. Дело в том, что на протяжении длительного времени после образования КНР о «правах человека» в Конституции страны вообще ничего не говорилось, и эта тема считалась табуированной. Еще ряд поправок 2004 г. в Конституции КНР, по оценке Л.М. Гудошникова, хотя и носят частный характер, тем не менее, некоторые из них имеют принципиальное значение. Так, в ст. 59, где названы административно-территориальные единицы, избирающие депутатов ВСНП, внесены теперь и особые административные районы, чего прежде не было. В ст. 67 и 80 понятие «введение военного положения» заменено на «введение чрезвычайного положения». В ст. 98 поправка устанавливает одинаковый пятилетний срок полномочий для всех Собраний народных представителей. Ранее СНП низового уровня избирались через три года.
В название четвертой главы был введен как один из символов КНР Государственный гимн. Ст. 136 утверждает де юре этот важнейший символ государства. Государственным гимном Китайской Народной Республики является «Марш добровольцев» (слова Тянь Ханя, музыка Не Эра). Этот гимн был установлен еще в 1949 г. резолюцией пленарной сессии Народного политического консультативного совета Китая. Его текст менялся во время «культурной революции», но затем был восстановлен в прежнем варианте. Конституционно же был закреплен только в марте 2004 г. Таким образом, основной смысл поправок в Конституцию, внесенных в 2004 г., заключается в усилении защиты государством частной собственности, установлении компенсации за отчуждение частного имущества, расширении социальной базы политического режима за счет включения в понятие «строителей социализма» представителей самых различных слоев китайского общества. Знаковой поправкой является и положение о защите прав человека. Иначе говоря, поправки нацелены на закрепление реалий рыночной экономики, которые имеются в КНР. Интересна для понимания процессов, происходящих в КНР и ее политико-идеологической системе, сама процедура инициирования и обсуждения вариантов очередной группы поправок в Конституцию страны. Вопрос о необходимости внесения новых поправок в текст Основного закона был поднят на ХVI-м съезде КПК (дек. 2002 г.), а о необходимости фиксации защиты прав человека говорилось и на ХV съезде. Но эти предложения приняли форму официального партийного документа только на III Пленуме ЦК КПК 16-го созыва в октябре 2003 г. Таким документом стали «Предложения ЦК КПК относительно частичного изменения содержания Конституции». Но и их появлению предшествовала значительная предварительная работа. В марте 2003 г. Постоянный комитет Политбюро ЦК КПК определил основные направления изменения Конституции и образовал рабочую группу во главе с заместителем Премьера Госсовета, членом ПК ПБ У Банго. В апреле 2003 г. эта группа предложила всем единицам провинциального уровня направить свои предложения по поправкам. В мае-июне 2003 г. рабочая комиссия провела 6 заседаний в форме «круглого стола», на которых заслушивались мнения представителей с мест, от предприятий, министерств и т. д. На основе их предложений был составлен черновой вариант поправок. В августе 2003 г. под председательством Ху Цзиньтао прошло расширенное совещание с большим составом общественности, на котором еще раз были заслушаны мнения. В сентябре У Банго созвал очередное заседание комиссии по поправкам, на котором уже высказывались теоретические работники правовой и экономической науки. И только при учете всех этих многочисленных предложений и высказываний был выработан проект «Предложений ЦК КПК…», который, в свою очередь, неоднократно обсуждался на заседаниях Политбюро и ПК ПБ ЦК КПК прежде, чем были вынесен на III Пленум ЦК, проходивший в дек. 2003 г. После этого «Предложения…» были переданы Постоянному комитету Всекитайского Собрания народных представителей, а затем вынесены на сессию ВСНП и приобрели характер закона, стали официальными поправками в Конституцию КНР 2004 г.
Вопросы и задания: 1. Дайте общую оценку конституционному процессу в КНР. 2. Каковы основные характеристики действующей Конституции КНР? Использованная и рекомендуемая литература: Конституция Китайской Народной Республики 1982 г. с поправками 1988, 1993, 1999, 2004 гг. // www. russian.people.com.cn. Гудошников Л.М. Конституция Китайской Народной Республики в процессе исторических перемен и реформ (К двадцатой годовщине принятия действующей Конституции КНР // ПДВ. – 2002. – № 3. Гудошников Л., Поляков В. Развитие конституционного права Китайской Народной Республики (1988–2004 гг.) // ПДВ. – 2004. – № 4. Гудошников Л.М. Эволюция политических институтов Китая во второй половине ХХ и начале ХХI вв. // Политические системы и политические культуры Востока. – М.: Восток-Запад, 2006. Первый год нового руководства КНР: итоги, проблемы, перспективы. Материалы «круглого стола» редакции журнала «Проблемы Дальнего Востока» // ПДВ. – 2004. – № 3–4. Попов А.П. Политические системы и политические режимы в Китае ХХ века. – М.: «Экзамен», 2007. Тема 8 ПРАВОВАЯ СИСТЕМА КНР 1. Общая оценка состояния правовой системы и правовой культуры КНР. 2. Субъекты правового процесса в КНР. 3. Проблема прав человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|