Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая оценка состояния правовой системы и правовой культуры КНР




Одним из направлений политического реформирования китайского общества является формирование действенной и соответствующей времени системы права и установление верховенства закона. Это достаточно актуальная задача для китайского руководства, поскольку в предшествующий коммунистический период развития верховенство права в полном смысле этого слова не признавалось, а подход к правовому регулированию соответствовал известному принципу «законно все, что служит делу коммунизма». При таком подходе право рассматривалось как часть политики, призванной укреплять власть партии.

За годы маоизма в Китае немало поэкспериментировали и с правовой системой, и в деле создания «социалистической законности». В 1957 г., через три года после принятия первой Конституции, была развернута борьба против «правого уклона», в ходе которой реформы в юридической сфере были объявлены примером «правобуржуазного мышления». Была прекращена подготовка специалистов и свернуты соответствующие научные исследования. Ученые-правоведы и юристы практики подверглись шельмованию, адвокаты перестали допускаться к судебным процессам. Партийные комитеты взяли судебные процессы под свой полный и прямой контроль. Правовой нигилизм достиг апогея в период «культурной революции», когда «правосудие народных масс» окончательно заменило всякую процедурно-правовую упорядоченность.

Ныне в КНР законность деполитизирована, а верховенство права официально признано, что означает и признание следующего: перед законом все равны.

Правовая реформа началась в 1978 г. Ряд обстоятельств требовали тогда восстановления практически разрушенной судебной системы. Необходимо было пересмотреть сомнительные приговоры, вынесенные в период «культурной революции», продемонстрировав тем самым, что новое руководство не просто хочет восстановить порядок в стране, но и отказаться от старых методов управления, сделать политический курс в стране предсказуемым и достаточно прозрачным. Все это было призвано способствовать улучшению имиджа КНР в глазах иностранных инвесторов.

Уникальная ситуация в правовой сфере заключалась еще и в том, что многие отрасли права вообще отсутствовали (например, в КНР не было уголовного кодекса (УК). После соответствующей работы в 1979 г. на сессию ВСНП были вынесены уголовный и уголовно-процессуальный кодексы (УК и УПК), которые и были приняты Всекитайским Собранием народных представителей.

В 1996–1997 гг. ВСНП утвердил пакеты существенно дополненных и уточненных законов. Исправленный в 1997 г. УК КНР учитывал, в частности, произошедшие в стране и ее экономической жизни изменения, сделавшие возможными такие экономические преступления, которые в дореформенном Китае даже не мыслились. Исключены были весьма неопределенные и расплывчатые статьи, каравшие за «контрреволюционную» деятельность. Поправки к УПК 1996 г. гарантировали обвиняемому право на юридическую защиту на ранних стадиях следствия, что также было немыслимо в 1950-е гг.

В 1978 г. Всекитайское Собрание народных представителей восстановило прокуратуры, упраздненные в 1960-е гг. На них были возложены новые важные обязанности – расследование должностных преступлений и поддержание обвинения в судах, рассматривающих такие дела.

Значительному обновлению подверглось законодательство, регулирующее деятельность судебной, правоохранительной, пенитен-циарной систем. Так, в 1990 г. Госсовет принял Положение о домах предварительного заключения, затем Закон о тюрьмах (1994 г.). В 1995 г. были приняты Законы о народной полиции, о судьях, о прокуратуре.

Общее направление первых двух актов определяется как гуманизация содержания заключенных под стражей и всей системы исполнения наказаний, хотя в целом режим содержания заключенных продолжает оставаться в КНР достаточно суровым. Существенно изменилась терминология нормативных актов о местах заключения. Сняты упоминания о контрреволюционерах, как главной категории уголовных преступников, как это было в предреформенный период. Сами места заключения более не именуются «орудиями демократической диктатуры народа». Но оставлены формулировки о сочетании принципов наказания и перевоспитания, воспитания и труда.

В конце 1970-х гг. основная масса жителей Китая была юридически безграмотна и с недоверием относилась к возможности решить те или иные конфликты в судебном порядке. А в 1980-е гг. власти развернули несколько кампаний, призванных просветить народ относительно содержания важнейших законов и убедить его в идее равенства всех перед законом. Современный Китай достаточно продвинулся за годы реформ в изменении образа мыслей и действий китайцев в отношении закона.

Ныне количество судебных исков, предъявляемых государственным учреждениям и должностным лицам после рассмотрения заявлений граждан, постоянно возрастает.

С точки зрения западных специалистов, в судебно-правовой системе КНР продолжают сохраняться неприемлемые моменты. Первый из них – чрезвычайно широкий перечень преступлений наказывается крайней мерой – смертной казнью. Среди них – контрабанда, изнасилование, кража, торговля «живым товаром», взяточничество, коррупция. Второй момент – это доминирование обвинительного уклона в судебных расследованиях. Подавляющая часть процессов заканчивается вердиктом «виновен». И, наконец, продолжающаяся практика привлечения к наказанию лиц, обвиненных по политическим мотивам, хотя статьи, карающие за так называемую «контррево-люционную деятельность», давно отменены.

Но, тем не менее, прогресс в правовом пространстве КНР несомненен: деятельность властей больше ограничена законом, а граждане полнее им защищены.

По оценкам специалистов, за годы реформ в правоохранительной и судебной системах КНР произошли значительные позитивные изменения. Но вместе с тем, по мере нарастания социальных противоречий, осложняется и задача обеспечения общественного порядка. Быстро увеличивается число имущественных преступлений. Серьезную угрозу для социальной стабильности и уверенности населения в своей безопасности представляют различные тайные общества криминального порядка и преступные группировки. После создания КНР они были практически ликвидированы, но в ходе экономических преобразований вновь возродились. Некоторые подпольные организации открыто вмешиваются в социальные конфликты, предлагают обиженным свою поддержку, манипулируют выборами, проникают в судебные, партийные, государственные органы, вершат собственный суд и расправу, облагают население поборами, предлагают «крышу» предпринимателям, оказывают вооруженное сопротивление органам правопорядка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...