Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика избирательной системы КНР




 

Первый официальный закон о выборах во Всекитайское Собрание народных представителей и местные Собрания народных представителей был принят в 1953 г. До этого на местах созывались конференции представителей всех слоев населения, большая часть делегатов которых не избиралась, а посылалась общественными организациями или назначалась местными народными правительствами и военно-контрольными комитетами. Закон 1953 г. устанавливал многостепенную избирательную систему с наличием ограничительных цензов по классовому признаку и неравным представительством городского и сельского населения. Но органы, избранные по этому закону, действовали недолго: в КНР началась череда деструктивных политико-идеологических кампаний. Уже с 1958 г. стало проявляться резкое снижение роли представительных органов. С 1958 по 1964 гг. новые выборы в них вообще не проводились. В это же время не собирались даже сессии ВСНП, избранного до начала «большого скачка».

В 1978 г., вслед за новой Конституцией КНР, был принят и новый закон о выборах. Он отменил ограничения для участия в выборах по классовому признаку, а вот неравное представительство городского и сельского населения в законодательных органах сохранилось. Новым для КНР было установление системы выборов на альтернативной основе, т.е. требования, чтобы число кандидатов превышало число подлежавших окончательному избранию. Отныне у китайских избирателей появлялся шанс выбирать «своего» представителя, но … только если он стоял на нужной политической платформе, т.е. коммунистической.

Таким образом, произошли изменения в избирательной политике. Выборы в период маоизма вообще не предусматривали тайного голосования и альтернативности и представляли собой определенный ритуал. Напрямую избирались только депутаты районного звена. Принятый в 1979 г. Закон о выборах ввел прямые выборы депутатов еще нескольких уровней, вплоть до окружного уровня, заменил тайным голосованием публичное выражение поддержки кандидата и установил, что количество кандидатов должно превышать (в полтора раза) число мандатов. Отныне не все «официальные» кандидаты проходят в законодательные собрания, хотя и доныне партийные организации проводят значительную предварительную работу в поддержку намеченного ими претендента. Увеличивается на выборах число беспартийных кандидатов, а также «самовыдвиженцев». Дело в том, что победа на выборах в определенной степени демонстрирует поддержку населением, а поражение свидетельствует, что у кандидата не «сложились отношения» с электоратом.

Новые процедуры выборов позволяют партийным органам выяснить, кто из местных чиновников насколько популярен, а также разнообразить кадровый резерв из числа местных лидеров. При этом не следует преувеличивать демократизм современных избирательных процедур, ибо они никак не затрагивают прежний порядок формирования Собраний народных представителей провинциального звена и самого ВСНП. Даже на низовых уровнях не допускается наличие кандидатов в депутаты, стоящих на откровенно антикоммунистической позиции. А соперничество претендентов имеет место только на уровне районов и округов.

Тем не менее, курс на большую демократизацию низовых выборов продолжает сохраняться в качестве одной из задач реформирования политической системы КНР. Этот курс был одобрен еще в 1987 г., когда ВСНП после почти годового обсуждения приняло временный вариант закона о сельских комитетах. Через одиннадцать лет после этого, в 1998 г. был утвержден доработанный закон, определявший сельские комитеты как «автономные массовые организации самоуправления», которые формируются на выборной основе с обязательным участием двух и более кандидатов на трехлетний срок и подотчетны совету, состоящему из всех совершеннолетних жителей данного села.

Принятие в 1987 г. подобного закона было обусловлено не столько искренним желанием КПК начать демократизацию, сколько более важными для нее обстоятельствами. Партии надо было справиться с ситуацией, которая стала складываться в деревне в ходе деколлективизации: народные коммуны были распущены и заменены районными органами власти, а земля и другие средства производства поделены между крестьянскими хозяйствами. По мере того, как крестьяне приобретали экономическую самостоятельность, возможности власти контролировать и держать их в послушании, соответственно, ослабевали. В деревне усилилось социальное напряжение. Возрождение сельских комитетов было, таким образом, средством сделать китайскую деревню более управляемой, поскольку крестьяне «собственноручно» избранной власти будут подчиняться более спокойно, чем назначаемой.

Общепризнанно, что выборы являются действием граждан по избранию лиц на общественно-государственные посты согласно особо утвержденному способу.

Избирательная система – это целый ряд правил и норм, определяющих отношения между гражданами и государственной властью и придающих государственной власти законный характер путем избрания гражданами лиц на общественно-государственные посты.

Избирательная система Китайской Народной Республики – это система избрания и выдвижения народных депутатов различных ступеней. Система избрания и выдвижения народных депутатов различных ступеней включает в себя обычные местные выборы, а также выборы народных депутатов от воинских частей, избрание и выдвижение в депутаты Всекитайского Собрания народных представителей от Особых административных районов и от провинции Тайвань. Обычные местные выборы применяются во время местных выборов народных депутатов в обычных административных районах и районах национальной автономии.

Все граждане Китайской Народной Республики, достигшие 18 лет, независимо от национальной и расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образователь-ного ценза, имущественного положения и оседлости, имеют право избирать и быть избранными.

Право избирать и быть избранными имеют также:

1) лица, приговоренные к тюремному заключению, подлежащие задержанию и надзору, но не лишенные политических прав;

2) лица, которые содержатся под стражей, находятся под следст-виием, привлекаются к суду или ожидают судебного приговора, но не лишены избирательного права решением прокуратуры или суда

3) лица, выпущенные на поруки до решения суда или живущие под надзором;

4) лица, приговоренные к трудовому перевоспитанию;

5) лица, подвергшиеся наказанию в виде задержания.

Во время прямых выборов право избирать и быть избранным может быть приостановлено решением прокуратуры или суда на время заключения по отношению к тем лицам, которые заключены под стражу по обвинению в совершении преступления, угрожающего государственной безопасности или другого серьезного уголовного преступления, и находятся под следствием, в процессе судебного расследования или ожидания судебного приговора. Лица, лишенные политических прав согласно закону, не имеют права избирать и быть избранными.

Гражданин становится избирателем только после прохождения, согласно закону, регистрации, проверки ценза, внесения в списки и обнародования этих списков. Регистрация избирателей проводится под руководством избирательных комиссий по избирательным районам.

Перед каждыми выборами проводится регистрация граждан, достигших 18 лет после прошлой регистрации, а также граждан, которым возвращены политические права по истечении срока их лишения. Избиратели, поменявшие свое местожительство после регистрации, должны быть внесены в списки избирателей по новому местожительству. Из списков избирателей вычеркиваются умершие и лица, лишенные политических прав.

Списки избирателей должны быть обнародованы избирательной комиссией за 20 дней до даты выборов. Лица, не согласные с опубликованным списком избирателей, могут обратиться с жалобой в избирательную комиссию. Избирательная комиссия обязана вынести решение по жалобе в течение трех дней. Если подавший жалобу недоволен решением избирательной комиссии, он может подать в суд за пять дней до дня выборов, суд обязан вынести вердикт до даты выборов. Приговор суда является окончательным.

Законом предусматривается, что никто и никогда не вправе расследовать каким бы то ни было способом действия избирателей во время выборов. Все без исключения выборы проводятся путем тайного голосования. В случае, если избиратель по причине неграмотности или физического недостатка не может самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, он может попросить другого избирателя сделать это.

Все без исключения выборы в Собрания народных представителей различных ступеней являются мажоритарными, то есть победителем (депутатом) становится кандидат, набравший большинство голосов.

Прямые выборы возглавляют избирательные комиссии соответст-вующей ступени, посредственные выборы возглавляют Постоянные комитеты Собраний народных представителей той же ступени. Выборы депутатов в Собрания народных представителей от воинских частей возглавляют избирательные комиссии различных ступеней. Выборы депутатов во Всекитайское Собрание народных представителей от Специальных административных районов возглавляет Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей. Он образует выборное собрание Специального административного района, затем выборное собрание избирает Президиум, который и руководит работой собрания.

Выборы депутатов во Всекитайское Собрание народных представителей от провинции Тайвань проводятся и утверждаются Постоянным комитетом ВСНП, а Постоянные комитеты Собраний народных представителей провинций, автономных районов и городов центрального подчинения и воинские части организовывают выдвижение кандидатур путем консультаций.

Полномочия избирательных комиссий во время прямых выборов заключаются в следующем. Они призваны:

1) руководить выборами в Собрания народных представителей соответствующей ступени;

2) утверждать дату выборов;

3) проводить регистрацию избирателей, проверять мандаты изби-рателей, публиковать списки избирателей;

4) рассматривать жалобы лиц, несогласных со списком избира-телей и принимать по ним решения;

5) ведать разделом избирательных районов, определять нормы представительства избирательных районов;

6) сводить воедино и публиковать списки кандидатов в депутаты, согласно мнению большинства избирателей утверждать и публиковать официальные списки кандидатов в депутаты;

7) назначать представителей для руководства голосованием на избирательных участках или выборных собраниях;

8) определять, действительны ли итоги выборов, публиковать списки избранных депутатов;

9) рассматривать жалобы и обвинения по поводу незаконных действий на выборах.

Нормы представительства во Всекитайское Собрание народных представителей, в Собрания народных представителей провинций, автономных районов, уездов и автономных уездов определяются Постоянными комитетами Собраний народных представителей соответствующей ступени по следующему принципу: численность населения, представляемого каждым депутатом от села, должно в четыре раза превышать численность населения, представляемого каждым депутатом от города (поселка).

Нормы представительства в Собрания народных представителей районов национальной автономии определяются следующим образом:

1) если общее количество населения одной национальности в районе компактного проживания превышает 30 % общего числа населе-ния данного района, то количество населения, представляемого каждым депутатом от этой национальности, должно быть примерно равным количеству населения, представляемого каждым депутатом в местное Собрание народных представителей данного района.

2) если общее количество населения одной национальности в районе компактного проживания составляет более 15 %, но менее 30 % от общего количества населения данного района, то количество населения, представляемого каждым депутатом от этой Националь-ности, может быть соответственно уменьшено, по сравнению с количеством населения, представляемого каждым депутатом в местное Собрание народных представителей, но число депутатов от этой национальности не должно превышать 30 % от общего числа депутатов данного района.

3) если общее количество населения одной национальности в районе компактного проживания составляет менее 15 % от общего количества населения данного района, то количество населения, представляемого каждым депутатом от этой национальности, может быть уменьшено наполовину, по сравнению с количеством населения, представляемого каждым депутатом в местное Собрание народных представителей; в тех автономных уездах, где национальное население особенно малочисленно, численность населения, представляемого каждым депутатом от этой национальности, по решению Постоянного комитета Собрания народных представителей провинции или автономного района может быть меньше половины. От совсем малочисленных национальностей должен быть избран по меньшей мере один депутат.

4) представители национальных меньшинств, проживающие разбросанно, также принимают участие в выборах депутатов в Собрания народных представителей. Количество населения, представляемого каждым депутатом от этих национальных меньшинств, может быть уменьшено, по сравнению с количеством населения, представляемого каждым депутатом в Собрание народных представителей данного района.

Нормы представительства в местные Собрания народных представителей от воинских частей утверждаются Постоянными комитетами Собраний народных представителей тех провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, городов и уездов, где расквартированы эти войска. Нормы представительства во Всекитайское собрание народных представителей от Вооруженных сил решаются Постоянным комитетом ВСНП, распределение нормы относится к компетенции Высшей избирательной комиссии Вооруженных сил.

Нормы представительства во Всекитайское собрание народных представителей от Особых административных районов и провинции Тайвань утверждаются Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей.

Форма прямых выборов применяется при выборах в Собрания народных представителей уездов, районов, волостей и поселков. Избирательный район – это основная единица, учреждаемая во время прямых выборов, в которой избиратели непосредственно избирают депутатов. Избирательный район является также местом, где депутаты поддерживают связь с избирателями. Избирательный район делится на несколько избирательных групп. Масштабы избирательных районов определяются по принципу: от каждого района избирается от одного до трех депутатов.

Количество населения, представляемого каждым депутатом городского и поселкового избирательных районов должно быть примерно равным, также примерно равным должно быть количество населения, представляемого каждым депутатом от сельского избирательного района.

Разделение избирательных районов может производиться по жилищным кварталам, а также по производственным, учрежденческим и рабочим единицам. Избиратели производственных (рабочих, учрежденческих) единиц в городах и поселках обычно участвуют в выборах по месту работы.

При сельских выборах в уездные Собрания народных представителей в один избирательный район обычно включают несколько сел; большое село или небольшая волость могут образовать избирательный район отдельно.

При сельских выборах в волостные и поселковые Собрания народных представителей избирательный район состоит обычно из нескольких избирательных групп, большие избирательные группы или небольшие села могут образовать избирательный район отдельно.

Кандидаты в депутаты уездных и волостных Собраний народных представителей выставляются от избирательных районов. Кандидаты в депутаты могут выдвигаться различными партиями и общественными организациями отдельно или сообща, а также избирателями в количестве не менее 10 человек. Однако число кандидатов, выставленных сообща каждым избирателем, не должно превышать норму представительства данного избирательного района.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...