Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Традиционные основы и черты китайской политической культуры




Считается, что на становление политической культуры Китая важное влияние оказали два фактора:

1) патриархально-клановая структура общества, в которой роль и ценность личности определялись соображениями ее социальной (клановой) полезности, местом ее в иерархии семейно-родственных связей, а государство представлялось в качестве суперпатримонимии;

2) особенности хозяйственной деятельности, основу которой сос-тавляла необходимость массовых общественных работ по строительству и содержанию аграрной и транспортной инфраструктуры.

Эти два фактора породили такие черты политической культуры, как

1) обязательное подчинение младшего (по возрасту или социаль-ному статусу) старшему;

2) полное превалирование интересов коллектива (общества, семьи, клана, государства) над интересами личности;

3) рутинную социально-политическую пассивность;

4) возможность социального возвышения индивидуума на основе защиты интересов своего социума и при условии его поддержки.

Так, наличие в старом Китае строгой иерархичной лестницы государственных чинов, с присущими каждой из ступени своего набора привилегий и обязанностей, привело к тому, что в сознании китайцев традиционным важным было определить, кто над кем стоит. В результате в политической культуре китайцев отношения между равными вызывают даже больший дискомфорт, чем отношения между выше и нижестоящими. Эта проблема имеет место и сегодня.

Исторически бюрократическая номенклатура в Китае традиционно формировала свой особый элитарный круг, доступ куда, правда, не был ограничен клановыми рамками. Но при этом каждый входивший в него должен был придерживаться строго определенных правил и регуляций, независимо от социального положения. Специфика конфуцианской модели политической культуры состоит в том, что авторитет руководителя (верховного правителя или местного начальника) обусловливается наличием у него высоких добродетелей, а подтверждать это он обязан каждодневной деятельностью на благо других и соблюдением соответствующих должностных ритуалов.

Специалистами признано, что такая модель политической организации породила и закрепила следующие элементы политической культуры:

1) приоритет морально-этических норм управления над формаль-ными и юридическими;

2) довольно высокую степень социальной мобильности при консервации основ сложившейся политической системы;

3) строгое соблюдение служебной субординации;

4) представление о правителе как о высшем воплощении доброде-тели, которая вообще-то и легитимирует его позицию руководителя, и, реализуя которую, он управляет.

Традиционной культурой, фундированной на сущностных компонентах конфуцианства, таким образом, подчеркивается, что главное – это коллектив (общество, государство), а не отдельный индивид, который в конечном итоге рассматривался не как таковой, а как член общества.

Поскольку, в отличие от западной, в китайской традиционной культуре упор делался не на независимое свободное существование индивидуальной личности, а на подчиненность человека обществу и его долга перед общественной группой, то в результате в области политики эта концепция стала теоретической основой автократического правления.

Но не только конфуцианство формировало традиционную политическую культуру. Важное воздействие на нее оказал легизм и его основные доктрины. Среди них:

1) систематическое обновление государственного аппарата путем выдвижения чиновников;

2) концепция равных возможностей, четкая градация внутри самого правящего класса;

3) унификация мышления чиновничества;

4) цензорский надзор, круговая порука и личная ответственность чиновника.

В традиционной политической культуре обнаруживается и влияние даосизма, из которого была заимствована концепция «управление недеянием». Она подразумевала, что правитель должен одним примером собственных достоинств управлять народом, а не навязывать ему свою волю. Тогда и государство будет хорошо управляться собственным порядком.

В литературе политическую культуру Китая нередко называют как «компромиссную». Причиной такого обозначения являются стереотипы социального поведения китайца. Оно (поведение) определяется соотношением двух основных функций:

1) демонстрационной, обусловленной требованиями официаль-ной конфуцианской культуры;

2) латентной, исходящей из стремления к достижению поставлен-ной цели любой ценой.

В относительно стабильной ситуации доминирует демонстратив-ная функция, когда основная часть общества придерживается общепринятой модели поведения. В обстановке кризиса на первый план выступает латентная функция, превращаясь нередко в сильный дестабилизирующий фактор.

Устойчивость традиций способствует сохранению в политической культуре Китая ряда представлений о нормах и формах политической жизни. Одним из таких наиболее устойчивых явлений является институт связей (гуаньси), существование которого связано прежде всего с патриархально-клановым характером китайского общества.

Структура межличностных отношений в традиционном обществе формировалась за счет разделения на своих и чужих в представлении отдельно взятого человека. Граница здесь проходила, в первую очередь, по линии кровного родства. Земляческие связи, в свою очередь, также являлись проекцией кровно-родственных отношений. В подобных условиях порядок поддерживался главным образом за счет устоявшихся морально-этических норм и обычаев. Поэтому основным способом разрешения противоречий были не юридические и судебные нормы (как на Западе), а моральное воздействие на конфликтующие стороны с целью поиска справедливого решения. Отчасти этим объясняется, что в Китае в области юриспруденции существовало такое явление, как особое внимание к уголовным делам и пренебрежение гражданскими. В условиях всеобщего правового индифферентизма институт гуаньси, возможность апелляции к старшему по должности или статусу члену своего социума служила важным средством защиты интересов индивида, социальной или административной единицы.

Гуаньси в Китае до сих пор является существенным каналом социальной коммуникации и не только по горизонтали, но и по вертикали: между высшими и низшими стратами общества, центром и местами, а также инструментом подбора кадров и административного управления.

Система гуаньси буквально пронизывает все сферы китайского общества, начиная с бытовой до политической. Принадлежность к той или иной системе связей определяет и характер воззрений индивида, в том числе и в политической области: любая политическая инициатива китайца сопровождается поиском соответствующей опоры за счет налаживания связей среди людей своего круга. Причем степень личного знакомства практически не важна: первейшую роль играет именно принадлежность к данному социуму.

Издавна частные взаимоотношения с учетом их значимости определяются следующим порядком взаимоотношения: 1) отца и сына; 2) братьев; 3) учителя и ученика; 4) покровителя и покровительствуемого; 5) членов клана и родственников в широком смысле; 6) родственников по брачным связям; 7) названных братьев; 8) начальника и непосредственных подчиненных; 9) уроженцев одного уезда и области; 10) сослуживцев; 11) уроженцев одной провинции; 12) товарищей по школе.

Правда, в последнее время система гуньси вызывает недовольство, как среди рядовых китайцев, так и среди чиновничества. Так, считается, что среди причин массовых выступлений 1989 г. было и возмущение укоренившейся практикой «блата». Китайское руководство выражает готовность бороться с этим «феодальным» пережитком, но гуаньси, как и некоторые другие проявления традиционной политической культуры, невозможно искоренить в одночасье, оно еще долго будет оказывать влияние на политическую жизнь в Китае.

В этом же русле следует рассматривать и упоминавшейся уже институт советников или «старцев», как его называют в самом Китае. Известно, что вышедшие в отставку ветераны КПК из числа крупных руководителей нередко обладают гораздо большим влиянием, чем формальные руководители, более молодые по возрасту. Эта ситуация наблюдается как в провинциальном звене партуправления, так и в высшем эшелоне партийно-политической власти. Причиной тому являются устойчивые личные связи, сформировавшиеся за годы работы в руководстве КПК.

С началом периода открытости в ХIХ в. Китай познакомился и с западными идеями, включая либерализм и социализм в лице марксизма. Последний оказался легко воспринимаемым китайским традиционным обществом. Причина этого – в схожести некоторых марксистских постулатов с элементами традиционной политической культуры китайцев: коллективизм, эгалитаризм, социальный утопизм, легитим-ность свержения «плохой» власти и др.

Таким образом, к числу наиболее устойчивых черт традиционной политической культуры Китая, которые в наибольшей степени воспроизводятся в современном обществе, можно отнести следующие:

1) приоритет государства над обществом;

2) патерналистическое восприятие государства и его верховного правителя;

3) критическое отношение к индивидуалистической ориентации, приоритет коллектива перед индивидом, коллективное существование человека;

4) приоритет морально-этических норм управления над юридичес-кими и формальными;

5) представление о верховном правителе как о воплощении добро-детели;

6) социально-политическая пассивность, готовность участвовать в инициированном сверху движении;

7) безусловное подчинение младшего старшему, строгая иерархия государственных чиновников, большое значение кровно-родственных отношений;

8) компромиссность политического мышления;

9) восприятие себя китайцами как объектами, а не субъектами власти.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...