Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специальные рекомендации для определенных видов нарушений




Специальные рекомендации для определенных видов нарушений

В предыдущем подразделе описаны общие рекомендации, применимые для всех лиц с ЦП, травматическим поражением головного мозга и ОНМК. Вместе с тем существуют также отдель­ные рекомендации специально для каждого вида нарушений. Они имеют отношение главным об­разом к физической подготовленности и двига­тельным способностям.

 

Церебральный паралич

По данным Winnick и Short, лица с ЦП долж­ны обладать способностью переносить занятия физическими упражнениями со средней интен­сивностью нагрузки (аэробные упражнения), иметь состав тела, обеспечивающий нормаль­ное состояние здоровья, и показатели функции опорно-двигательного аппарата (мышечную силу, выносливость и гибкость), которые позволяют им заниматься разными видами спорта и досуговой активности. Способность переносить физиче­скую нагрузку средней интенсивности (70 % мак­симальной расчетной ЧСС с поправкой на тип упражнения) в течение 15 минут представляет со­бой общий аэробный норматив для школьников с ЦП (Winnick, Short, 1999, а). Способность вы­полнить этот общий норматив имеет положитель­ное значение для занятий спортом и досуговой активностью. Имеются также минимальные пред­почтительные общие нормативы для состава тела и функции опорно-двигательного аппарата.

Неадекватные рефлекторные реакции у лиц с ЦП приводят к ограничению объема аэробной двигательной активности и дисбалансу функцио­нирования мышц и гибкости в различных частях тела. Указанные реакции также могут стать при­чиной нарушений двигательной координации и способности поддерживать равновесие, что, в свою очередь, приведет к утрате способности достичь приемлемого уровня физической под­готовленности, способности к обучению и вы­полнению определенных двигательных навыков, в частности, необходимых для занятий рекреа­ционной и досуговой активностью. Вследствие ограниченности или избыточности движений де­ти с ЦП могут затрачивать на выполнение стан­дартного задания больше энергии по сравнению со здоровыми. Но даже с учетом больших энерго­трат у них может наблюдаться снижение физиче­ской работоспособности на 50 % по сравнению со сверстниками без нарушений (Laskin, 2003). Кро­ме того, дополнительные энерготраты требуют более высокого уровня выносливости. Все это может приводить к сокращению продолжитель­ности занятий.

Если ребенок проходит курс терапии в связи с нарушениями рефлекторных реакций, важно, чтобы учитель физического воспитания работал совместно с врачами над подавлением опреде­ленных аномальных рефлексов и закреплением реакций выпрямления и поддержания равнове­сия туловища. Несмотря на то что многие ви­ды физических упражнений помогают развивать рефлексы выпрямления туловища и поддержа­ния равновесия, некоторые из них могут стиму­лировать аномальные рефлекторные реакции. В число рефлексов, наиболее часто влияющих на способность заниматься физическими упражне­ниями и осваивать спортивные приемы, можно включить шейный асимметричный тонический рефлекс, шейный симметричный тонический рефлекс, перекрестный разгибательный рефлекс и положительный опорный рефлекс. Шейный асимметричный тонический рефлекс может вос­препятствовать эффективному использованию та­кого спортивного инвентаря, как биты, ракетки и хоккейные клюшки. Шейный симметричный то­нический рефлекс может влиять на возможность выполнения упражнений на роликовых досках в положении лежа или других видов двигательной активности, где требуется прижимать подборо­док к груди (например, смотреть под ноги, чтобы контролировать мяч в футболе или ловить бро­шенный по земле мяч в бейсболе). На способ­ность наносить удары ногой в положении стоя могут повлиять перекрестный разгибательный и положительный опорный рефлексы.

По мере роста ребенка, даже при наличии те­рапии, неадекватные рефлексы не будут подав­ляться, поэтому специалисты, ответственные за планирование программы физического воспита­ния ученика, должны стремиться к развитию у него функциональных навыков, включая спортивные. Формирование таких функциональных навыков, как умение ползать на четвереньках, ходить, бегать и бросать предметы, имеет важ­ное значение для развития более сложных навы­ков в дальнейшем, поэтому их следует включить в программу обучения ребенка. Периодическое выполнение детьми с ЦП упражнений, которые стимулируют нежелательные рефлексы, не ухуд­шает их состояния (как считалось ранее), если они уже старше 7—8 лет. Следующие подразделы посвящены таким компонентам, как сила, гиб­кость, скорость и моторная координация, а также сенсорно-моторным расстройствам в связи с за­нятиями физическими упражнениями и спортом.

Сила

При выполнении упражнений, направленных на развитие силы, важно помнить, что у детей с ЦП часто наблюдается дисбаланс мышечного тонуса между сгибателями и разгибателями. У больных со склонностью к спастичности мышцы- сгибатели могут быть непропорционально более сильными по сравнению с разгибателями, поэто­му тренировка силы должна быть направлена на укрепление мышц-разгибателей. Например, не­смотря на то что у ребенка может быть повышен тонус мышц-сгибателей предплечья, он все равно будет плохо подтягиваться. В такой ситуации не следует продолжать развивать сгибатели предпле­чья в ущерб разгибателям. Целью должно быть формирование и поддержание равновесия между мышцами-сгибателями и разгибателями во всех областях тела. В случае наличия у лиц с ЦП дис­баланса мышечной силы в различных областях тела предлагается для создания необходимой на­грузки на определенный участок или область тела использовать удерживаемые руками отягощения (гантели) или эспандеры (DiRocco, 1999).

Во время силовой тренировки у некоторых детей может наблюдаться возрастание спастично­сти пораженной конечности или участка тела при нагрузке на контралатеральную неспастическую конечность. Для снижения спастичности предла­гается выполнять силовые упражнения не быстро, а со средней скоростью. Предполагается, что по­вышенная спастичность представляет собой вре­менное явление и должна затихать вскоре после завершения занятия (Baxter, Lockette, 1995). Как бы то ни было, не следует подвергать спастиче­ские мышцы нагрузке величиной более 60 % максимальной (DiRocco, 1999).

Интенсивные программы силовой трениров­ки могут принести пользу детям и подросткам с ЦП. Изокинетические силовые упражнения осо­бенно полезны для развития силы, возможно по­тому, что они обеспечивают постоянную нагрузку во всем диапазоне подвижности и помогают подавлению резких движений, которые, как прави­ло, избыточны и неконтролируемы. Выполнение конечностями движений по диагонали (напри­мер, движение руки через все тело по диагонали) стимулирует согласованную работу мышц. Такие движения являются элементами ряда упражнений на развитие грубой моторики, таких, как выпол­нение бросков, ударов руками и ногами.

Гибкость

Следствием недостаточной эластичности мышц верхних и нижних конечностей, а также области бедра, что особенно часто наблюдается у лиц с ЦП, является снижение гибкости. Если это явление оставить без внимания, ограничен­ный диапазон подвижности может стать причи­ной контрактур и деформаций костей, поэтому упражнения для развития гибкости должны быть неотъемлемой частью программ занятий физиче­скими упражнениями и спортом. Лицам со спа­стическим ЦП будет полезной продолжительная (15—20 мин) разминка, состоящая из статических растягиваний (DiRocco, 1999). Инструктор может начать занятие по программе тренировки гибко­сти с релаксации целевых мышечных групп. Для этого необходимо обучить детей упражнениям для релаксации, которые они впоследствии смогут выполнять самостоятельно. В качестве упражне­ний для развития гибкости следует использовать статические, а не баллистические растягивания, которые нужно выполнять до и после трениров­ки на силу и выносливость (Surburg, 1999). Если учащийся занимается баллистическими видами двигательной активности, например, метанием палицы, можно использовать и баллистическое растягивание, однако лишь после статических упражнений на гибкость. Кроме того, при вы­полнении упражнений на гибкость для наибо­лее сильно затронутых частей тела желательно заниматься ими регулярно. После выполнения упражнений для развития гибкости рекомендует­ся увеличить продолжительность растягиваний и уменьшить количество их повторений.

По возможности учащиеся должны делать упражнения для развития гибкости самостоя­тельно. Этот тип растягиваний (выполняемый без посторонней помощи) называется активным диапазоном подвижности. Если же при выполне­нии упражнений на гибкость ребенку со спасти­ческим ЦП требуется помощь инструктора или учителя (активные растягивания с посторонней помощью), руки при этом следует располагать на мышце-разгибателе, а не на сгибателе — спасти­ческой мышце (Muschett, Wyeth, Richter, 1995). В случае, когда больные вследствие выражен­ной спастичности или ограниченного моторного контроля не способны выполнять произвольные движения, упражнения для развития пассивного диапазона подвижности (движения, выполняе­мые полностью учителем или тренером без помо­щи ученика) могут осуществляться при наличии общего врачебного контроля.

Скорость

Многие ученики с ЦП сталкиваются с трудно­стями во время занятий играми и видами спорта, включающими скоростной компонент, поскольку быстрые движения могут активировать рефлекс растяжения. Вместе с тем использование соответ­ствующих тренировочных программ позволяют им увеличить скорость движений. Упражнения для развития скорости, предназначенные для лиц с ЦП, мало отличаются от таковых для здоровых за­нимающихся, за исключением того, что их следует выполнять чаще (рекомендуются ежедневные за­нятия). Следует стимулировать учеников с ЦП вы­полнять движения с максимально возможной ско­ростью, но при этом следить, чтобы эти движения были контролируемыми, точными и целенаправ­ленными. В число упражнений, включающих ско­ростной компонент, входят выполнение бросков и ударов мяча ногой на дальность, бег и прыжки. Сначала учащийся должен сконцентрироваться на точности выполнения двигательного паттерна, а затем постепенно увеличивать скорость его вы­полнения. Для развития скорости движения рук и ног ученику можно предложить выполнять броски мяча (или другого предмета) или удары ногой по мячу по мишени, такие упражнения позволяют развивать скоростные показатели.

Двигательная координация

У детей с ЦП часто наблюдается нарушение ко­ординации движений (диспраксия), которое может проявляться в различной степени и стать причиной задержки формирования двигательного контроля и двигательного развития. Значительные нарушения координации движений могут приводить к наруше­ниям способности передвигаться самостоятельно или с помощью вспомогательных устройств, а также потребовать ношения защитного шлема. Посколь­ку такие дети часто падают, необходимо научить их падать, предохраняя себя от травм. Вследствие на­рушения двигательных паттернов и осанки лицам с ЦП часто не удается контролировать равновесие и координацию тела. Научиться этому помогут за­нятия на полосе препятствий, верховая езда, езда на двух- и трехколесном велосипеде, упражнения на бревне и качающейся доске.

Несмотря на нарушения двигательного кон­троля, лица с ЦП (а также после травматического поражения головного мозга или инсульта) могут научиться выполнять движения более точно. По­скольку детям с ЦП бывает трудно спланировать выполнение точных движений, следует предо­ставить им больше времени для подготовки к их выполнению. Во многих случаях использование утяжеленного мяча, биты, другого инвентаря по­могает избавиться или ослабить тремор или не­контролируемые периодические движения. Дети с ЦП, которые вследствие атетоза, тремора или атаксии характеризуются дефицитом двигатель­ного контроля, могут обладать более высокими показателями при выполнении бросков или уда­ров мяча на дальность, а также проявлять более свободный паттерн движений во время бега по сравнению с другими учениками, у которых из-за спастичности или ригидности наблюдается огра­ничение диапазона подвижности.

Громкие звуки или стрессовые ситуации повы­шают уровень электрической стимуляции мышц со стороны головного мозга, что может приво­дить к увеличению количества аномальных или избыточных движений и, в свою очередь, затруд­нять выполнение упражнений. Чтобы избавиться от таких явлений, следует научить детей концен­трировать внимание на своих действиях. Лица со спастическим ЦП лучше расслабляются при вы­полнении медленных повторяющихся движений, имеющих определенную цель, тогда как учащиеся с атетоидным ЦП могут добиться лучших резуль­татов, если перед началом движения выполнят упражнения на релаксацию. Условия соревнова­ний, когда требуется достичь победы любой це­ной, могут стимулировать аномальные движения, поэтому учащихся следует готовить к этому по­степенно. Установлено, что значительную пользу может принести обучение школьников методикам релаксации, позволяющим им сознательно сни­зить мышечное напряжение и подготовиться к двигательной активности и соревнованиям. Еще один способ помочь больным с ЦП улучшить двигательный контроль и координацию заключа­ется в создании мысленного образа движений или упражнения перед его выполнением. Этот способ называетсяобразным представлением и способ­ствует интеграции мыслей и действий.

При двигательной подготовке учащихся с ЦП изучаемые приемы следует разделять на базо­вые составные элементы и осваивать их после­довательно. Такой подход особенно полезен для учащихся с нарушениями координации, которые хотят научиться более сложным моторным навы­кам. Вместе с тем ввиду общего отсутствия коор­динации начинать занятия необходимо с изучения простых повторяющихся движений, а не с более сложных, требующих частой смены направления движения. Таким образом, обучение следует на­чинать с упражнений, которые помогают развивать базовые фундаментальные двигательные на­выки и паттерны, такие, как ходьба, бег, прыжки, броски, ловля и др.

Сенсомоторные нарушения

Одной из причин низких двигательных показа­телей являются также сенсомоторные нарушения. Следствием таких нарушений является то, что многие дети с ЦП характеризуются нарушениями внимания и легко отвлекаются на окружающие их предметы и людей, поэтому может потребоваться создать для занятий условия, максимально свободные от отвлекающих факторов, особенно в начале обучения.

У школьников с ЦП часто встречаются зрительно-перцептивные расстройства, которые негативно влияют на результаты занятий физиче­скими упражнениями и участия в мероприятиях, требующих оценки пространственных взаимосвя­зей. Сюда можно отнести расположение игроков в командных видах спорта, сохранение положе­ния на стартовой линии во время соревнований по легкой атлетике, а также определение расстоя­ния между объектами, например, между шарами во время игры в петанк. Учащиеся могут испы­тывать затруднения с точностью при выполнении заданий на точность (метание, броски или удары ногой объектов по определенной мишени), а так­же упражнений, требующих тонкой двигательной координации (например, в стрельбе пулевой, во время игры в бильярд, при забрасывании удочки во время рыбной ловли).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...