Специальные рекомендации для определенных видов нарушений
Специальные рекомендации для определенных видов нарушений В предыдущем подразделе описаны общие рекомендации, применимые для всех лиц с ЦП, травматическим поражением головного мозга и ОНМК. Вместе с тем существуют также отдельные рекомендации специально для каждого вида нарушений. Они имеют отношение главным образом к физической подготовленности и двигательным способностям.
Церебральный паралич По данным Winnick и Short, лица с ЦП должны обладать способностью переносить занятия физическими упражнениями со средней интенсивностью нагрузки (аэробные упражнения), иметь состав тела, обеспечивающий нормальное состояние здоровья, и показатели функции опорно-двигательного аппарата (мышечную силу, выносливость и гибкость), которые позволяют им заниматься разными видами спорта и досуговой активности. Способность переносить физическую нагрузку средней интенсивности (70 % максимальной расчетной ЧСС с поправкой на тип упражнения) в течение 15 минут представляет собой общий аэробный норматив для школьников с ЦП (Winnick, Short, 1999, а). Способность выполнить этот общий норматив имеет положительное значение для занятий спортом и досуговой активностью. Имеются также минимальные предпочтительные общие нормативы для состава тела и функции опорно-двигательного аппарата. Неадекватные рефлекторные реакции у лиц с ЦП приводят к ограничению объема аэробной двигательной активности и дисбалансу функционирования мышц и гибкости в различных частях тела. Указанные реакции также могут стать причиной нарушений двигательной координации и способности поддерживать равновесие, что, в свою очередь, приведет к утрате способности достичь приемлемого уровня физической подготовленности, способности к обучению и выполнению определенных двигательных навыков, в частности, необходимых для занятий рекреационной и досуговой активностью. Вследствие ограниченности или избыточности движений дети с ЦП могут затрачивать на выполнение стандартного задания больше энергии по сравнению со здоровыми. Но даже с учетом больших энерготрат у них может наблюдаться снижение физической работоспособности на 50 % по сравнению со сверстниками без нарушений (Laskin, 2003). Кроме того, дополнительные энерготраты требуют более высокого уровня выносливости. Все это может приводить к сокращению продолжительности занятий.
Если ребенок проходит курс терапии в связи с нарушениями рефлекторных реакций, важно, чтобы учитель физического воспитания работал совместно с врачами над подавлением определенных аномальных рефлексов и закреплением реакций выпрямления и поддержания равновесия туловища. Несмотря на то что многие виды физических упражнений помогают развивать рефлексы выпрямления туловища и поддержания равновесия, некоторые из них могут стимулировать аномальные рефлекторные реакции. В число рефлексов, наиболее часто влияющих на способность заниматься физическими упражнениями и осваивать спортивные приемы, можно включить шейный асимметричный тонический рефлекс, шейный симметричный тонический рефлекс, перекрестный разгибательный рефлекс и положительный опорный рефлекс. Шейный асимметричный тонический рефлекс может воспрепятствовать эффективному использованию такого спортивного инвентаря, как биты, ракетки и хоккейные клюшки. Шейный симметричный тонический рефлекс может влиять на возможность выполнения упражнений на роликовых досках в положении лежа или других видов двигательной активности, где требуется прижимать подбородок к груди (например, смотреть под ноги, чтобы контролировать мяч в футболе или ловить брошенный по земле мяч в бейсболе). На способность наносить удары ногой в положении стоя могут повлиять перекрестный разгибательный и положительный опорный рефлексы.
По мере роста ребенка, даже при наличии терапии, неадекватные рефлексы не будут подавляться, поэтому специалисты, ответственные за планирование программы физического воспитания ученика, должны стремиться к развитию у него функциональных навыков, включая спортивные. Формирование таких функциональных навыков, как умение ползать на четвереньках, ходить, бегать и бросать предметы, имеет важное значение для развития более сложных навыков в дальнейшем, поэтому их следует включить в программу обучения ребенка. Периодическое выполнение детьми с ЦП упражнений, которые стимулируют нежелательные рефлексы, не ухудшает их состояния (как считалось ранее), если они уже старше 7—8 лет. Следующие подразделы посвящены таким компонентам, как сила, гибкость, скорость и моторная координация, а также сенсорно-моторным расстройствам в связи с занятиями физическими упражнениями и спортом. Сила При выполнении упражнений, направленных на развитие силы, важно помнить, что у детей с ЦП часто наблюдается дисбаланс мышечного тонуса между сгибателями и разгибателями. У больных со склонностью к спастичности мышцы- сгибатели могут быть непропорционально более сильными по сравнению с разгибателями, поэтому тренировка силы должна быть направлена на укрепление мышц-разгибателей. Например, несмотря на то что у ребенка может быть повышен тонус мышц-сгибателей предплечья, он все равно будет плохо подтягиваться. В такой ситуации не следует продолжать развивать сгибатели предплечья в ущерб разгибателям. Целью должно быть формирование и поддержание равновесия между мышцами-сгибателями и разгибателями во всех областях тела. В случае наличия у лиц с ЦП дисбаланса мышечной силы в различных областях тела предлагается для создания необходимой нагрузки на определенный участок или область тела использовать удерживаемые руками отягощения (гантели) или эспандеры (DiRocco, 1999). Во время силовой тренировки у некоторых детей может наблюдаться возрастание спастичности пораженной конечности или участка тела при нагрузке на контралатеральную неспастическую конечность. Для снижения спастичности предлагается выполнять силовые упражнения не быстро, а со средней скоростью. Предполагается, что повышенная спастичность представляет собой временное явление и должна затихать вскоре после завершения занятия (Baxter, Lockette, 1995). Как бы то ни было, не следует подвергать спастические мышцы нагрузке величиной более 60 % максимальной (DiRocco, 1999).
Интенсивные программы силовой тренировки могут принести пользу детям и подросткам с ЦП. Изокинетические силовые упражнения особенно полезны для развития силы, возможно потому, что они обеспечивают постоянную нагрузку во всем диапазоне подвижности и помогают подавлению резких движений, которые, как правило, избыточны и неконтролируемы. Выполнение конечностями движений по диагонали (например, движение руки через все тело по диагонали) стимулирует согласованную работу мышц. Такие движения являются элементами ряда упражнений на развитие грубой моторики, таких, как выполнение бросков, ударов руками и ногами. Гибкость Следствием недостаточной эластичности мышц верхних и нижних конечностей, а также области бедра, что особенно часто наблюдается у лиц с ЦП, является снижение гибкости. Если это явление оставить без внимания, ограниченный диапазон подвижности может стать причиной контрактур и деформаций костей, поэтому упражнения для развития гибкости должны быть неотъемлемой частью программ занятий физическими упражнениями и спортом. Лицам со спастическим ЦП будет полезной продолжительная (15—20 мин) разминка, состоящая из статических растягиваний (DiRocco, 1999). Инструктор может начать занятие по программе тренировки гибкости с релаксации целевых мышечных групп. Для этого необходимо обучить детей упражнениям для релаксации, которые они впоследствии смогут выполнять самостоятельно. В качестве упражнений для развития гибкости следует использовать статические, а не баллистические растягивания, которые нужно выполнять до и после тренировки на силу и выносливость (Surburg, 1999). Если учащийся занимается баллистическими видами двигательной активности, например, метанием палицы, можно использовать и баллистическое растягивание, однако лишь после статических упражнений на гибкость. Кроме того, при выполнении упражнений на гибкость для наиболее сильно затронутых частей тела желательно заниматься ими регулярно. После выполнения упражнений для развития гибкости рекомендуется увеличить продолжительность растягиваний и уменьшить количество их повторений.
По возможности учащиеся должны делать упражнения для развития гибкости самостоятельно. Этот тип растягиваний (выполняемый без посторонней помощи) называется активным диапазоном подвижности. Если же при выполнении упражнений на гибкость ребенку со спастическим ЦП требуется помощь инструктора или учителя (активные растягивания с посторонней помощью), руки при этом следует располагать на мышце-разгибателе, а не на сгибателе — спастической мышце (Muschett, Wyeth, Richter, 1995). В случае, когда больные вследствие выраженной спастичности или ограниченного моторного контроля не способны выполнять произвольные движения, упражнения для развития пассивного диапазона подвижности (движения, выполняемые полностью учителем или тренером без помощи ученика) могут осуществляться при наличии общего врачебного контроля. Скорость Многие ученики с ЦП сталкиваются с трудностями во время занятий играми и видами спорта, включающими скоростной компонент, поскольку быстрые движения могут активировать рефлекс растяжения. Вместе с тем использование соответствующих тренировочных программ позволяют им увеличить скорость движений. Упражнения для развития скорости, предназначенные для лиц с ЦП, мало отличаются от таковых для здоровых занимающихся, за исключением того, что их следует выполнять чаще (рекомендуются ежедневные занятия). Следует стимулировать учеников с ЦП выполнять движения с максимально возможной скоростью, но при этом следить, чтобы эти движения были контролируемыми, точными и целенаправленными. В число упражнений, включающих скоростной компонент, входят выполнение бросков и ударов мяча ногой на дальность, бег и прыжки. Сначала учащийся должен сконцентрироваться на точности выполнения двигательного паттерна, а затем постепенно увеличивать скорость его выполнения. Для развития скорости движения рук и ног ученику можно предложить выполнять броски мяча (или другого предмета) или удары ногой по мячу по мишени, такие упражнения позволяют развивать скоростные показатели.
Двигательная координация У детей с ЦП часто наблюдается нарушение координации движений (диспраксия), которое может проявляться в различной степени и стать причиной задержки формирования двигательного контроля и двигательного развития. Значительные нарушения координации движений могут приводить к нарушениям способности передвигаться самостоятельно или с помощью вспомогательных устройств, а также потребовать ношения защитного шлема. Поскольку такие дети часто падают, необходимо научить их падать, предохраняя себя от травм. Вследствие нарушения двигательных паттернов и осанки лицам с ЦП часто не удается контролировать равновесие и координацию тела. Научиться этому помогут занятия на полосе препятствий, верховая езда, езда на двух- и трехколесном велосипеде, упражнения на бревне и качающейся доске. Несмотря на нарушения двигательного контроля, лица с ЦП (а также после травматического поражения головного мозга или инсульта) могут научиться выполнять движения более точно. Поскольку детям с ЦП бывает трудно спланировать выполнение точных движений, следует предоставить им больше времени для подготовки к их выполнению. Во многих случаях использование утяжеленного мяча, биты, другого инвентаря помогает избавиться или ослабить тремор или неконтролируемые периодические движения. Дети с ЦП, которые вследствие атетоза, тремора или атаксии характеризуются дефицитом двигательного контроля, могут обладать более высокими показателями при выполнении бросков или ударов мяча на дальность, а также проявлять более свободный паттерн движений во время бега по сравнению с другими учениками, у которых из-за спастичности или ригидности наблюдается ограничение диапазона подвижности. Громкие звуки или стрессовые ситуации повышают уровень электрической стимуляции мышц со стороны головного мозга, что может приводить к увеличению количества аномальных или избыточных движений и, в свою очередь, затруднять выполнение упражнений. Чтобы избавиться от таких явлений, следует научить детей концентрировать внимание на своих действиях. Лица со спастическим ЦП лучше расслабляются при выполнении медленных повторяющихся движений, имеющих определенную цель, тогда как учащиеся с атетоидным ЦП могут добиться лучших результатов, если перед началом движения выполнят упражнения на релаксацию. Условия соревнований, когда требуется достичь победы любой ценой, могут стимулировать аномальные движения, поэтому учащихся следует готовить к этому постепенно. Установлено, что значительную пользу может принести обучение школьников методикам релаксации, позволяющим им сознательно снизить мышечное напряжение и подготовиться к двигательной активности и соревнованиям. Еще один способ помочь больным с ЦП улучшить двигательный контроль и координацию заключается в создании мысленного образа движений или упражнения перед его выполнением. Этот способ называетсяобразным представлением и способствует интеграции мыслей и действий. При двигательной подготовке учащихся с ЦП изучаемые приемы следует разделять на базовые составные элементы и осваивать их последовательно. Такой подход особенно полезен для учащихся с нарушениями координации, которые хотят научиться более сложным моторным навыкам. Вместе с тем ввиду общего отсутствия координации начинать занятия необходимо с изучения простых повторяющихся движений, а не с более сложных, требующих частой смены направления движения. Таким образом, обучение следует начинать с упражнений, которые помогают развивать базовые фундаментальные двигательные навыки и паттерны, такие, как ходьба, бег, прыжки, броски, ловля и др. Сенсомоторные нарушения Одной из причин низких двигательных показателей являются также сенсомоторные нарушения. Следствием таких нарушений является то, что многие дети с ЦП характеризуются нарушениями внимания и легко отвлекаются на окружающие их предметы и людей, поэтому может потребоваться создать для занятий условия, максимально свободные от отвлекающих факторов, особенно в начале обучения. У школьников с ЦП часто встречаются зрительно-перцептивные расстройства, которые негативно влияют на результаты занятий физическими упражнениями и участия в мероприятиях, требующих оценки пространственных взаимосвязей. Сюда можно отнести расположение игроков в командных видах спорта, сохранение положения на стартовой линии во время соревнований по легкой атлетике, а также определение расстояния между объектами, например, между шарами во время игры в петанк. Учащиеся могут испытывать затруднения с точностью при выполнении заданий на точность (метание, броски или удары ногой объектов по определенной мишени), а также упражнений, требующих тонкой двигательной координации (например, в стрельбе пулевой, во время игры в бильярд, при забрасывании удочки во время рыбной ловли).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|