Травматическое поражение головного мозга и инсульт
Учащиеся с травматическими поражениями головного мозга до получения травмы участвовали в уроках физического воспитания, а также занимались спортом и двигательной активностью так же, как и другие дети. Общеизвестно, что количество познавательных способностей, необходимых для обучения двигательным навыкам, зависит от уровня их сложности. Для обучения лиц с травматическим поражением головного мозга или после инсульта навыкам, которые ранее казались очень простыми, могут потребоваться систематические занятия и тщательно спланированная программа. В зависимости от возраста индивидуума в момент получения травмы он мог уже освоить некоторые навыки (например, бег, броски и ловля предметов), тогда как другие навыки (специальные спортивные) ему только предстояло освоить. Хотя некоторым людям после травматического поражения головного мозга или инсульта удается полностью восстановить двигательные навыки, другие — с более серьезными, неизлечимыми поражениями не смогут этого добиться уже никогда. Чтобы те, кто может восстановиться, смогли это сделать в максимально возможной степени, следует создавать индивидуализированные программы занятий физическими упражнениями и спортом, которые будут проводиться регулярно и с достаточной кратностью. Вследствие присущих им особенностей нарушений данная группа учащихся характеризуется ослабленными мышцами и нарушениями равновесия, поэтому для восстановления функциональной способности поддерживать равновесие тела, ходить, манипулировать предметами, а также мышечной силы необходимы упражнения, виды двигательной активности и тренировочные программы, связанные с окружающими условиями (Carr, Shepherd, 2003). Нарушение способности поддерживать равновесие может в значительной степени препятствовать успешным занятиям многими видами физических упражнений и двигательной активности.
Физическая подготовленность Достижение и поддержание должного уровня физической подготовленности имеет важное значение. Это утверждение особенно справедливо в отношении лиц, получивших тяжелые нарушения вследствие травм головного мозга либо остававшихся долгое время в неподвижности после инсульта. Можно считать, что потребности данной группы учащихся в отношении повышения уровня физической подготовленности практически не отличаются от таковых у лиц с ЦП. Таким образом, учащимся с травматическими поражениями головного мозга и перенесшими инсульт, необходимо заниматься аэробными упражнениями не ниже среднего уровня интенсивности, чтобы поддерживать состав тела, соответствующий нормальному состоянию здоровья, и функции опорно-двигательного аппарата, достаточные для занятий спортом и досуговой активностью. Следовательно, в зависимости от индивидуальных потребностей программа физического воспитания должна предусматривать упражнения, направленные на развитие и поддержание этих компонентов физической подготовленности, связанных с состоянием здоровья. Брокпортский тест физической подготовленности (Winnick, Short, 1999, а) включает показатели и нормативы, которые могут быть использованы в оценке физической подготовленности лиц с рассматриваемыми нарушениями. Для разработки тестов физической подготовленности для детей и подростков с травматическими поражениями головного мозга и перенесших инсульт может быть использован индивидуальный подход. У многих учащихся может наблюдаться повышенная утомляемость, особенно в период возобновления школьного обучения после травмы, поэтому упражнения и виды двигательной активности, направленные на улучшение физической подготовленности, следует вводить в программу занятий постепенно, предоставляя между упражнениями достаточное время для отдыха, особенно, если занятие проходит в конце учебного дня. Для лиц, в течение продолжительного времени пребывавших в неподвижности, аэробным упражнениям должны предшествовать упражнения для тренировки силы и выносливости, выполняющиеся с прогрессивно возрастающей нагрузкой.
Неврологические нарушения, взаимосвязанные с травмой головы, оказывают существенное влияние на способность двигаться самостоятельно. Вследствие этого лица, получившие травму, используют значительные избыточные количества энергии. Соответствующим образом спланированные программы физической подготовки позволяют повысить показатели выносливости сердечнососудистой и дыхательной систем и мышечной силы и благодаря этому повысить уровень энергии, которая может быть с большей эффективностью использована во время занятия двигательной активности (например, спортом, досуговой активностью, задачами повседневной жизни). Кроме того, повышение уровня физической подготовленности увеличивает шансы индивидуума на более полноценную и плодотворную жизнь. Некоторым учащимся из числа тех, у кого проявляются признаки спастичности, потребуется обратить дополнительное внимание на упражнения и виды двигательной активности, направленные на релаксацию и увеличение гибкости. Пациентам с частичным параличом потребуется сохранять оставшиеся функции посредством тренировки силы и выносливости. Упражнения для развития силы и гибкости не станут новыми для лиц, восстанавливающихся после травмы головного мозга или инсульта, поскольку их обычно включают в состав программ физической реабилитации и трудотерапии. Стандартное оборудование спортивного зала является безопасным и удобным для тренировки силы и выносливости, поскольку не требуется размещать дополнительные отягощения на гантелях и штангах. Во время занятий, за исключением упражнения " жим из положения лежа на скамье", лица с физическими нарушениями могут оставаться в инвалидных колясках (хотя перемещение из колясок на тренажер и обратно имеет важное значение и его следует поощрять). Лицам, которые могут самостоятельно или с посторонней помощью покидать инвалидную коляску, полезными будут упражнения на изокинетических тренажерах. Вместе с тем силовые тренажеры могут не подойти в качестве тренировочного оборудования для лиц после травмы головного мозга или инсульта (DiRocco, 1999). Мышечная слабость с одной стороны тела может препятствовать плодотворному использованию силовых тренажеров, поскольку для некоторых упражнений требуется одновременное участие обеих рук или ног. Учитывая этот факт, следует предоставить также возможность для занятий со свободным весом (отягощением), что допускает индивидуальную тренировку конечностей. В случае отсутствия отягощений экономичным способом для проведения силовой тренировки могут стать упражнения с эластичными лентами и жгутами.
Лица с тяжелыми поражениями головного мозга чаще всего ведут сидячий образ жизни, поэтому им следует регулярно заниматься аэробными упражнениями, которые позволяют повысить выносливость сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Такие упражнения могут быть представлены в форме низкоударной (low-impact) аэробики для тех, кто может передвигаться самостоятельно, либо аэробных упражнений, выполняемых в положении сидя, для тех, кто перемещается только с помощью инвалидной коляски. Тем, кто может выполнять упражнения в положении стоя, но имеет при этом ограниченную выносливость, при необходимости должна быть предоставлена возможность использования стационарных объектов для отдыха или в качестве опоры. Особенно рекомендованы для развития физической подготовленности водные упражнения и виды двигательной активности. Рекомендуется, чтобы лица с травматическими поражениями головного мозга или с последствиями инсульта принимали участие в программах, направленных на развитие всех компонентов физической подготовленности. Брок- портское руководство по физической подготовке (Brockport Physical Fitness Training Guide, Winnick, Short, 1999, b) содержит дополнительные предложения в отношении упражнений и видов двигательной активности, предназначенных для повышения уровня физической подготовленности.
Двигательный контроль В зависимости от локализации и тяжести поражения у лиц, перенесших травму головного мозга или инсульт, могут отмечаться затруднения при планировании, выполнении и контроле грубых и тонких моторных движений. У лиц с травматическими поражениями головного мозга обычно наблюдаются сложности с соблюдением последовательности выполнения движений. Это может иметь важные последствия для занятий физическими упражнениями и спортом, особенно, когда требуется использовать сочетание отдельных навыков и приемов, взаимосвязанных друг с другом в определенной последовательности. Лицам, перенесшим травму головного мозга или инсульт, обычно требуется заново осваивать движения и двигательные паттерны, которые они свободно использовали до получения травм. Чтобы облегчить этот процесс, сложные навыки следует разделить на более простые и осваивать их последовательно. Поскольку у таких людей обычно наблюдаются проблемы с обработкой информации, следует предоставить им достаточное время для планирования движений перед их выполнением. У данной группы инвалидов так же, как и у лиц с ЦП, могут наблюдаться нарушения зрительного восприятия. В связи с этим они могут сталкиваться с трудностями во время выполнения упражнений, требующих ориентации в пространстве, а также контроля объектов, в частности, при ловле двигающихся предметов, в выполнении ударов по объекту ногой или рукой. Несомненно, при использовании видов упражнений, требующих контроля объекта, необходим индивидуальный подход. Подросткам с травматическими поражениями головного мозга и перенесшим инсульт необходимо предоставить выбор вида спорта или досуговой активности для изучения на занятиях физического воспитания. Это даст им необходимое ощущение самостоятельности и самоконтроля, а также внесет вклад в процесс социальной адаптации после завершения школьного обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|