Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Травматическое поражение головного мозга и инсульт




Учащиеся с травматическими поражениями головного мозга до получения травмы участвовали в уроках физического воспитания, а также зани­мались спортом и двигательной активностью так же, как и другие дети. Общеизвестно, что количе­ство познавательных способностей, необходимых для обучения двигательным навыкам, зависит от уровня их сложности. Для обучения лиц с травма­тическим поражением головного мозга или после инсульта навыкам, которые ранее казались очень простыми, могут потребоваться систематические занятия и тщательно спланированная программа. В зависимости от возраста индивидуума в мо­мент получения травмы он мог уже освоить не­которые навыки (например, бег, броски и ловля предметов), тогда как другие навыки (специаль­ные спортивные) ему только предстояло освоить. Хотя некоторым людям после травматического поражения головного мозга или инсульта удает­ся полностью восстановить двигательные навыки, другие — с более серьезными, неизлечимыми поражениями не смогут этого добиться уже никог­да. Чтобы те, кто может восстановиться, смогли это сделать в максимально возможной степени, следует создавать индивидуализированные про­граммы занятий физическими упражнениями и спортом, которые будут проводиться регулярно и с достаточной кратностью.

Вследствие присущих им особенностей нару­шений данная группа учащихся характеризуется ослабленными мышцами и нарушениями равновесия, поэтому для восстановления функциональ­ной способности поддерживать равновесие тела, ходить, манипулировать предметами, а также мышечной силы необходимы упражнения, виды двигательной активности и тренировочные про­граммы, связанные с окружающими условиями (Carr, Shepherd, 2003). Нарушение способности поддерживать равновесие может в значительной степени препятствовать успешным занятиям мно­гими видами физических упражнений и двига­тельной активности.

Физическая подготовленность

Достижение и поддержание должного уровня физической подготовленности имеет важное зна­чение. Это утверждение особенно справедливо в отношении лиц, получивших тяжелые нарушения вследствие травм головного мозга либо оставав­шихся долгое время в неподвижности после ин­сульта. Можно считать, что потребности данной группы учащихся в отношении повышения уровня физической подготовленности практически не от­личаются от таковых у лиц с ЦП. Таким образом, учащимся с травматическими поражениями голов­ного мозга и перенесшими инсульт, необходимо заниматься аэробными упражнениями не ниже среднего уровня интенсивности, чтобы поддер­живать состав тела, соответствующий нормальному состоянию здоровья, и функции опорно-двигательного аппарата, достаточные для занятий спортом и досуговой активностью. Следователь­но, в зависимости от индивидуальных потребно­стей программа физического воспитания должна предусматривать упражнения, направленные на развитие и поддержание этих компонентов физи­ческой подготовленности, связанных с состояни­ем здоровья. Брокпортский тест физической подготовленности (Winnick, Short, 1999, а) включает показатели и нормативы, которые могут быть ис­пользованы в оценке физической подготовленности лиц с рассматриваемыми нарушениями. Для разработки тестов физической подготовленности для детей и подростков с травматическими пора­жениями головного мозга и перенесших инсульт может быть использован индивидуальный подход.

У многих учащихся может наблюдаться по­вышенная утомляемость, особенно в период воз­обновления школьного обучения после травмы, поэтому упражнения и виды двигательной актив­ности, направленные на улучшение физической подготовленности, следует вводить в программу занятий постепенно, предоставляя между упраж­нениями достаточное время для отдыха, особенно, если занятие проходит в конце учебного дня. Для лиц, в течение продолжительного времени пребы­вавших в неподвижности, аэробным упражнениям должны предшествовать упражнения для трени­ровки силы и выносливости, выполняющиеся с прогрессивно возрастающей нагрузкой.

Неврологические нарушения, взаимосвязан­ные с травмой головы, оказывают существенное влияние на способность двигаться самостоятель­но. Вследствие этого лица, получившие травму, используют значительные избыточные количества энергии. Соответствующим образом спланирован­ные программы физической подготовки позволя­ют повысить показатели выносливости сердечно­сосудистой и дыхательной систем и мышечной силы и благодаря этому повысить уровень энергии, которая может быть с большей эффективностью использована во время занятия двигательной ак­тивности (например, спортом, досуговой активно­стью, задачами повседневной жизни). Кроме того, повышение уровня физической подготовленности увеличивает шансы индивидуума на более полно­ценную и плодотворную жизнь.

Некоторым учащимся из числа тех, у кого проявляются признаки спастичности, потребует­ся обратить дополнительное внимание на упражнения и виды двигательной активности, направ­ленные на релаксацию и увеличение гибкости. Пациентам с частичным параличом потребуется сохранять оставшиеся функции посредством тре­нировки силы и выносливости. Упражнения для развития силы и гибкости не станут новыми для лиц, восстанавливающихся после травмы голов­ного мозга или инсульта, поскольку их обычно включают в состав программ физической реаби­литации и трудотерапии.

Стандартное оборудование спортивного зала является безопасным и удобным для трениров­ки силы и выносливости, поскольку не требу­ется размещать дополнительные отягощения на гантелях и штангах. Во время занятий, за исклю­чением упражнения " жим из положения лежа на скамье", лица с физическими нарушениями могут оставаться в инвалидных колясках (хотя переме­щение из колясок на тренажер и обратно имеет важное значение и его следует поощрять). Лицам, которые могут самостоятельно или с посторонней помощью покидать инвалидную коляску, полез­ными будут упражнения на изокинетических тре­нажерах. Вместе с тем силовые тренажеры могут не подойти в качестве тренировочного оборудо­вания для лиц после травмы головного мозга или инсульта (DiRocco, 1999). Мышечная слабость с одной стороны тела может препятствовать пло­дотворному использованию силовых тренажеров, поскольку для некоторых упражнений требу­ется одновременное участие обеих рук или ног. Учитывая этот факт, следует предоставить также возможность для занятий со свободным весом (отягощением), что допускает индивидуальную тренировку конечностей. В случае отсутствия отя­гощений экономичным способом для проведения силовой тренировки могут стать упражнения с эластичными лентами и жгутами.

Лица с тяжелыми поражениями головного моз­га чаще всего ведут сидячий образ жизни, поэто­му им следует регулярно заниматься аэробными упражнениями, которые позволяют повысить вы­носливость сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Такие упражнения могут быть представле­ны в форме низкоударной (low-impact) аэробики для тех, кто может передвигаться самостоятельно, либо аэробных упражнений, выполняемых в по­ложении сидя, для тех, кто перемещается только с помощью инвалидной коляски. Тем, кто мо­жет выполнять упражнения в положении стоя, но имеет при этом ограниченную выносливость, при необходимости должна быть предоставлена воз­можность использования стационарных объектов для отдыха или в качестве опоры. Особенно реко­мендованы для развития физической подготовлен­ности водные упражнения и виды двигательной активности. Рекомендуется, чтобы лица с трав­матическими поражениями головного мозга или с последствиями инсульта принимали участие в программах, направленных на развитие всех ком­понентов физической подготовленности. Брок- портское руководство по физической подготовке (Brockport Physical Fitness Training Guide, Winnick, Short, 1999, b) содержит дополнительные предло­жения в отношении упражнений и видов двигательной активности, предназначенных для повы­шения уровня физической подготовленности.

Двигательный контроль

В зависимости от локализации и тяжести по­ражения у лиц, перенесших травму головного мозга или инсульт, могут отмечаться затрудне­ния при планировании, выполнении и контроле грубых и тонких моторных движений. У лиц с травматическими поражениями головного мозга обычно наблюдаются сложности с соблюдением последовательности выполнения движений. Это может иметь важные последствия для занятий физическими упражнениями и спортом, особен­но, когда требуется использовать сочетание от­дельных навыков и приемов, взаимосвязанных друг с другом в определенной последовательно­сти. Лицам, перенесшим травму головного моз­га или инсульт, обычно требуется заново осваи­вать движения и двигательные паттерны, которые они свободно использовали до получения травм. Чтобы облегчить этот процесс, сложные навыки следует разделить на более простые и осваивать их последовательно. Поскольку у таких людей обычно наблюдаются проблемы с обработкой ин­формации, следует предоставить им достаточное время для планирования движений перед их вы­полнением.

У данной группы инвалидов так же, как и у лиц с ЦП, могут наблюдаться нарушения зри­тельного восприятия. В связи с этим они могут сталкиваться с трудностями во время выполнения упражнений, требующих ориентации в простран­стве, а также контроля объектов, в частности, при ловле двигающихся предметов, в выполнении ударов по объекту ногой или рукой. Несомненно, при использовании видов упражнений, требую­щих контроля объекта, необходим индивидуаль­ный подход.

Подросткам с травматическими поражениями головного мозга и перенесшим инсульт необходи­мо предоставить выбор вида спорта или досуговой активности для изучения на занятиях физическо­го воспитания. Это даст им необходимое ощуще­ние самостоятельности и самоконтроля, а также внесет вклад в процесс социальной адаптации по­сле завершения школьного обучения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...