Практический пример. Социальная адаптация. ИНСУЛЬТ.Острое нарушение мозгового кровообращения
Практический пример Социальная адаптация Учащийся: Гектор — юноша 16 лет с травматическим поражением мозга. Он пользуется инвалидной коляской и утратил множество спортивных навыков, приобретенных им до получения травмы. Задание: помочь Гектору освоить навыки, необходимые для рекреационной и досуговой двигательной активности, чтобы после наступления зрелого возраста он мог вести здоровый активный образ жизни. Практическое решение. Навыки и виды двигательной активности, которые считаются важными и необходимыми в обычной программе физического воспитания средней школы, могут потребовать переоценки в соответствии с функциональными возможностями Гектора. Для определения требующих изучения функциональных навыков и видов двигательной активности, которые мйгут быть использованы в дальнейшем для рекреации и проведения досуга, учителю физического воспитания понадобится: · войти в состав группы, занимающейся разработкой IEP; · проконсультироваться с врачами и учителями специального обучения; · поговорить с родителями Гектора о том, как они видят его будущее после окончания школы; выяснить у Гектора его интересы и пожелания, касающиеся времяпровождения; найти, получить информацию и посетить общественные ресурсные центры (местный клуб христианской молодежи, центры рекреации и фитнес-центры для взрослых), которые смогут предоставить Гектору услуги после окончания школы; · выполнять программу физического воспитания Гектора хотя бы в одном из таких центров (если это возможно), чтобы помочь ему в последующем процессе социальной адаптации. Учителям и инструкторам рекомендуется несколько стратегий обучения. Нисходящий подход (Driver, Harmon, Block, 2003), акцентирующий внимание на функциональных навыках, представляет одну из таких стратегий. Сперва определяют функциональные виды двигательной активности, которые нравятся учащемуся и которыми он может заниматься в условиях, предлагаемых местным сообществом. После этого инструктор проводит оценку подготовленности ученика, чтобы определить элементы, которые ему необходимо освоить для успешных занятий выбранным видом двигательной активности. В число дополнительных подходов входят использование регулярных напоминаний о заданиях, требующих выполнения; предоставление дополнительного времени для анализа выполненных заданий; более подробное объяснение сложных указаний с помощью их разделения на простые элементы; использование совместных учебных занятий, чтобы ученику не приходилось полностью выполнять задание самостоятельно; обучение его использованию дневника или еженедельника для систематизации информации; разделение заданий на простые самостоятельные последовательные элементы, которые можно впоследствии объединить в единое целое; использование цветных кодирующих материалов для каждого занятия или вида упражнений.
ИНСУЛЬТ. Острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) — инсульт представляет собой повреждение тканей головного мозга вследствие нарушения мозгового кровообращения. Инсульт может привести к серьезным повреждениям областей головного мозга, контролирующих жизненно важные функции организма. В их число входят двигательные способности и двигательный контроль, ощущение и восприятие, общение, выражение эмоций и сознание. В некоторых случаях инсульт может приводить к смертельному исходу. У лиц, выживших после инсульта, могут обнаруживаться различные нарушения, начиная от минимальной утраты функций до полной зависимости от помощи окружающих. В связи с особенностями строения артериальной системы мозгового кровообращения инсульт вызывает частичный или полный паралич левой или правой стороны головного мозга. Он может затрагивать одну конечность (моноплегия), часть тела или полностью одну сторону тела (гемиплегия). Лица с правосторонней гемиплегией, как правило, имеют нарушения речи; у них обнаруживается склонность к медлительности, осторожности и неорганизованности при решении новых или незнакомых заданий. У лиц с левосторонней гемиплегией наблюдаются сложности с выполнением заданий, требующих пространственного восприятия (например, способности оценивать расстояние, размер, положение, скорость движения, форму и соотношение частей и целого) и склонность к переоценке своих возможностей. Они часто пытаются делать то, с чем не могут справиться, и этим подвергают себя опасности. Эта особенность имеет серьезные последствия для занятий спортом, физическими упражнениями, досуговой двигательной активностью.
Инсульт в неонатальный период может проявляться в виде острого гемипареза с эпилептическими припадками либо без них (Yager, 1999). Однако вначале может не наблюдаться никаких заметных неврологических признаков. Они могут обнаружиться только через год после инсульта, в период начала формирования двигательных навыков. Для детей с эпилептическими припадками, как правило, характерен плохой прогноз интеллектуального развития и повышенная склонность к повторению припадков. Вероятность инсульта определяется рядом факторов, в число которых входят неконтролируемая гипертензия (повышенное кровяное давление), курение, сахарный диабет, неправильное питание, злоупотребление наркотиками (такими, как героин и кокаин) и алкоголем, а также ожирение. Многие из этих факторов риска можно контролировать путем изменения образа жизни. За последние несколько лет произошел заметный рост осведомленности о причинах и путях профилактики инсульта, особенно благодаря пропаганде здорового образа жизни. Например, в контролируемом исследовании было показано, что занятия двигательной активностью во время досуга позволяют снизить количество случаев инсульта у пожилых городских жителей США различных национальностей (Sacco et al., 1998). В ходе долгосрочного исследования, проведенного за пределами США, было обнаружено, что двигательная активность ассоциирована со сниженным риском смерти от инсульта у женщин среднего и старшего возраста (Ellekjaer et al., 2000). Благодаря просветительской деятельности и профилактическому лечению многие люди, которые могли погибнуть от инсульта, продолжают жить.
В зависимости от локализации очага поражения последствия инсульта могут напоминать симптомы ЦП или травматического поражения головного мозга. У больных среди прочих отклонений могут наблюдаться когнитивные расстройства и нарушения восприятия, двигательные нарушения, припадки, расстройства общения. Все это обусловливает необходимость комплексного подхода к реабилитации больных после инсульта. В то время как у лиц, перенесших травматические поражения головного мозга или инсульт, может наблюдаться определенное улучшение состояния после восстановления, у лиц с ЦП такого не отмечается. Исследования показывают, что у детей после поражения головного мозга восстановление происходит значительно эффективнее, чем у взрослых.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|