Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практический пример. Социальная адаптация. ИНСУЛЬТ.Острое нарушение мозгового кровообращения




Практический пример

Социальная адаптация

Учащийся: Гектор — юноша 16 лет с травматическим поражением мозга. Он пользуется инвалидной коляской и утратил множество спортивных навыков, приобретен­ных им до получения травмы.

Задание: помочь Гектору освоить навыки, необходимые для рекреационной и досуговой двигательной активно­сти, чтобы после наступления зрелого возраста он мог вести здоровый активный образ жизни.

Практическое решение. Навыки и виды двигательной активности, которые считаются важными и необходи­мыми в обычной программе физического воспитания средней школы, могут потребовать переоценки в соот­ветствии с функциональными возможностями Гектора. Для определения требующих изучения функциональных навыков и видов двигательной активности, которые мйгут быть использованы в дальнейшем для рекреации и проведения досуга, учителю физического воспитания понадобится:

· войти в состав группы, занимающейся разработкой IEP;

· проконсультироваться с врачами и учителями специ­ального обучения;

· поговорить с родителями Гектора о том, как они видят его будущее после окончания школы; выяснить у Гектора его интересы и пожелания, касаю­щиеся времяпровождения; найти, получить информацию и посетить общественные ресурсные центры (местный клуб христианской молодежи, центры рекреации и фитнес-центры для взрослых), которые смогут предоставить Гектору услуги после окончания школы;

· выполнять программу физического воспитания Гектора хотя бы в одном из таких центров (если это возможно), чтобы помочь ему в последующем процессе социаль­ной адаптации.

Учителям и инструкторам рекомендуется не­сколько стратегий обучения. Нисходящий подход (Driver, Harmon, Block, 2003), акцентирующий внимание на функциональных навыках, представ­ляет одну из таких стратегий. Сперва определяют функциональные виды двигательной активности, которые нравятся учащемуся и которыми он мо­жет заниматься в условиях, предлагаемых мест­ным сообществом. После этого инструктор про­водит оценку подготовленности ученика, чтобы определить элементы, которые ему необходимо освоить для успешных занятий выбранным видом двигательной активности. В число дополнитель­ных подходов входят использование регулярных напоминаний о заданиях, требующих выполне­ния; предоставление дополнительного времени для анализа выполненных заданий; более подроб­ное объяснение сложных указаний с помощью их разделения на простые элементы; использование совместных учебных занятий, чтобы ученику не приходилось полностью выполнять задание само­стоятельно; обучение его использованию днев­ника или еженедельника для систематизации информации; разделение заданий на простые самостоятельные последовательные элементы, ко­торые можно впоследствии объединить в единое целое; использование цветных кодирующих мате­риалов для каждого занятия или вида упражнений.

 

ИНСУЛЬТ. Острое нарушение мозгового кровообращения

(ОНМК) — инсульт представляет собой поврежде­ние тканей головного мозга вследствие нарушения мозгового кровообращения. Инсульт может при­вести к серьезным повреждениям областей голов­ного мозга, контролирующих жизненно важные функции организма. В их число входят двигатель­ные способности и двигательный контроль, ощу­щение и восприятие, общение, выражение эмоций и сознание. В некоторых случаях инсульт может приводить к смертельному исходу. У лиц, выжив­ших после инсульта, могут обнаруживаться различ­ные нарушения, начиная от минимальной утраты функций до полной зависимости от помощи окружающих. В связи с особенностями строения ар­териальной системы мозгового кровообращения инсульт вызывает частичный или полный паралич левой или правой стороны головного мозга. Он может затрагивать одну конечность (моноплегия), часть тела или полностью одну сторону тела (гемиплегия). Лица с правосторонней гемиплегией, как правило, имеют нарушения речи; у них обнаруживается склонность к медлительности, осторож­ности и неорганизованности при решении новых или незнакомых заданий. У лиц с левосторонней гемиплегией наблюдаются сложности с выполне­нием заданий, требующих пространственного вос­приятия (например, способности оценивать рас­стояние, размер, положение, скорость движения, форму и соотношение частей и целого) и склон­ность к переоценке своих возможностей. Они ча­сто пытаются делать то, с чем не могут справиться, и этим подвергают себя опасности. Эта особен­ность имеет серьезные последствия для занятий спортом, физическими упражнениями, досуговой двигательной активностью.

Инсульт в неонатальный период может про­являться в виде острого гемипареза с эпилепти­ческими припадками либо без них (Yager, 1999). Однако вначале может не наблюдаться никаких заметных неврологических признаков. Они могут обнаружиться только через год после инсульта, в период начала формирования двигательных навы­ков. Для детей с эпилептическими припадками, как правило, характерен плохой прогноз интел­лектуального развития и повышенная склонность к повторению припадков.

Вероятность инсульта определяется рядом факторов, в число которых входят неконтроли­руемая гипертензия (повышенное кровяное дав­ление), курение, сахарный диабет, неправильное питание, злоупотребление наркотиками (такими, как героин и кокаин) и алкоголем, а также ожи­рение. Многие из этих факторов риска можно контролировать путем изменения образа жизни. За последние несколько лет произошел заметный рост осведомленности о причинах и путях про­филактики инсульта, особенно благодаря про­паганде здорового образа жизни. Например, в контролируемом исследовании было показано, что занятия двигательной активностью во время досуга позволяют снизить количество случаев ин­сульта у пожилых городских жителей США раз­личных национальностей (Sacco et al., 1998). В ходе долгосрочного исследования, проведенного за пределами США, было обнаружено, что двига­тельная активность ассоциирована со сниженным риском смерти от инсульта у женщин среднего и старшего возраста (Ellekjaer et al., 2000). Благо­даря просветительской деятельности и профилак­тическому лечению многие люди, которые могли погибнуть от инсульта, продолжают жить.

В зависимости от локализации очага пора­жения последствия инсульта могут напоминать симптомы ЦП или травматического поражения головного мозга. У больных среди прочих откло­нений могут наблюдаться когнитивные расстрой­ства и нарушения восприятия, двигательные на­рушения, припадки, расстройства общения. Все это обусловливает необходимость комплексного подхода к реабилитации больных после инсульта. В то время как у лиц, перенесших травматические поражения головного мозга или инсульт, может наблюдаться определенное улучшение состояния после восстановления, у лиц с ЦП такого не от­мечается. Исследования показывают, что у детей после поражения головного мозга восстановле­ние происходит значительно эффективнее, чем у взрослых.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...