Программы двигательной активности
ПРОГРАММЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Занятия физическими упражнениями и спортом могут принести пользу всем людям с ЦП, травматическими поражениями головного мозга или перенесшим инсульт. В зависимости от типа и степени физических нарушений, способности осваивать двигательные навыки, уровня заинтересованности и общих учебных задач может потребоваться внесение в программы двигательной активности определенных изменений и адаптации. Планирование и выполнение IEP возможно только при условии учета всех этих факторов.
Общие рекомендации В отношении программ для лиц с ЦП, травматическими поражениями головного мозга или перенесших инсульт применимы несколько рекомендаций. Предлагаемые далее рекомендации касаются вопросов обеспечения безопасности, физической подготовленности, двигательного развития, психосоциального развития, а также занятий спортом.
Вопросы обеспечения безопасности занятий Все программы должны выполняться в безопасных, защищенных условиях, где учащиеся могут свободно исследовать возможности своего тела и взаимодействовать с окружением, способствующим их физическому и двигательному развитию. Учителя и тренеры должны внимательно наблюдать за играми и выполнением упражнений, особенно лицами, склонными к эпилептическим припадкам или неспособными здраво оценивать ситуацию и собственные силы (например, лица с травматическим поражением головного мозга). Следует учитывать, что около 60 % лиц с ЦП страдают эпилептическими припадками или проявляют склонность к этому (Laskin, 2003). Многие из таких больных принимают противоэпи- лептические препараты, вызывающие побочные эффекты (замедление физиологической реакции на физические упражнения, повышенная возбудимость, гиперактивность), которые могут влиять на способность заниматься физическими упражнениями и спортом.
Учащиеся с тяжелыми нарушениями нуждаются в специальном оборудовании, например, костылях, корсажах для поддержания туловища в вертикальном положении, специальных платформах со стойками, которые помогают поддерживать тело вертикально, ортопедических устройствах или системах для выполнения определенных упражнений в положении сидя (рис. 14. 3). Большинству учащихся с легкими нарушениями не требуется никакого специального оборудования. Поскольку многим лицам с физическими нарушениями трудно поддерживать вертикальное положение тела в течение длительного времени, некоторые упражнения можно выполнять в положениях лежа на спине и животе, сидя. Лицам с физическими ограничениями следует рекомендовать как можно чаще менять положение тела не только на уроках физического воспитания, но и в течение дня. Это особенно важно для тех, кто использует инвалидную коляску. Вследствие аномального мышечного тонуса и ограниченного диапазона движений многим лицам с нейромоторными нарушениями трудно выполнять произвольные движения. Учитель может помогать ученику принять положение, необходимое для выполнения упражнения, и вернуться на место, физически поддерживать его или помогать ему выполнять прием или упражнение. Кроме того, учителю может потребоваться придать телу ученика нужное положение путем надавливания руками на ключевые точки, например, голову, шею, спину, плечи, локти, бедра, таз, колени или лодыжки. В качестве примера можно привести расположение кистей ученика симметрично по отношению к его локтям для уменьшения сгибания рук в локтевых суставах. Однако подобные приемы следует выполнять только после обучения врачом или физиотерапевтом. Основной целью перемещения, размещения и приведения в вертикальное положение лиц с ЦП является непрерывная стимуляция их стремления к максимально самостоятельному выполнению движений. Это достигается путем постепенного уменьшения объема поддержки основных точек тела. Там, где это возможно, учителя должны консультироваться с врачами, чтобы скоординировать такие процедуры, особенно в случае проведения занятий с учениками, имеющими тяжелые физические нарушения. Возможные способы обращения с детьми, у которых наблюдаются ассоциированные с ЦП нарушения, прекрасно описаны в работе Finnie (1997). Кроме того, учителя должны внимательно наблюдать за тем, какую физическую помощь ученик получает от подготовленных сверстников. Следует отказаться от помощи одноклассников, если она связана с повышенным риском для школьника с нарушениями.
Поскольку нарушения, описанные в данной главе, имеют непосредственное отношение к медицине, очень важно, чтобы учителя физического воспитания и тренеры при разработке программ, направленных на удовлетворение особых потребностей учащихся, обращались за консультацией к специалистам-медикам. Это особенно важно в случаях с травматическими повреждениями головного мозга или теми учениками, кто проходит курс физической реабилитации или трудотерапии, например, учащиеся с ЦП либо после инсульта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|