Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программы двигательной активности




ПРОГРАММЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Занятия физическими упражнениями и спор­том могут принести пользу всем людям с ЦП, травматическими поражениями головного мозга или перенесшим инсульт. В зависимости от типа и степени физических нарушений, способности осваивать двигательные навыки, уровня заинтересованности и общих учебных задач может по­требоваться внесение в программы двигательной активности определенных изменений и адапта­ции. Планирование и выполнение IEP возможно только при условии учета всех этих факторов.

 

Общие рекомендации

В отношении программ для лиц с ЦП, трав­матическими поражениями головного мозга или перенесших инсульт применимы несколько рекомендаций. Предлагаемые далее рекомендации касаются вопросов обеспечения безопасности, физической подготовленности, двигательного развития, психосоциального развития, а также за­нятий спортом.

 

Вопросы обеспечения безопасности занятий

Все программы должны выполняться в без­опасных, защищенных условиях, где учащиеся могут свободно исследовать возможности своего тела и взаимодействовать с окружением, способ­ствующим их физическому и двигательному раз­витию. Учителя и тренеры должны внимательно наблюдать за играми и выполнением упражнений, особенно лицами, склонными к эпилептическим припадкам или неспособными здраво оценивать ситуацию и собственные силы (например, лица с травматическим поражением головного моз­га). Следует учитывать, что около 60 % лиц с ЦП страдают эпилептическими припадками или про­являют склонность к этому (Laskin, 2003). Мно­гие из таких больных принимают противоэпи- лептические препараты, вызывающие побочные эффекты (замедление физиологической реакции на физические упражнения, повышенная возбу­димость, гиперактивность), которые могут влиять на способность заниматься физическими упраж­нениями и спортом.

Учащиеся с тяжелыми нарушениями нужда­ются в специальном оборудовании, например, костылях, корсажах для поддержания туловища в вертикальном положении, специальных плат­формах со стойками, которые помогают поддер­живать тело вертикально, ортопедических устрой­ствах или системах для выполнения определенных упражнений в положении сидя (рис. 14. 3). Боль­шинству учащихся с легкими нарушениями не требуется никакого специального оборудования. Поскольку многим лицам с физическими нарушениями трудно поддерживать вертикальное положение тела в течение длительного времени, некоторые упражнения можно выполнять в по­ложениях лежа на спине и животе, сидя. Лицам с физическими ограничениями следует рекомендовать как можно чаще менять положение тела не только на уроках физического воспитания, но и в течение дня. Это особенно важно для тех, кто ис­пользует инвалидную коляску.

Вследствие аномального мышечного тонуса и ограниченного диапазона движений многим ли­цам с нейромоторными нарушениями трудно вы­полнять произвольные движения. Учитель может помогать ученику принять положение, необходи­мое для выполнения упражнения, и вернуться на место, физически поддерживать его или помогать ему выполнять прием или упражнение. Кроме того, учителю может потребоваться придать телу ученика нужное положение путем надавливания руками на ключевые точки, например, голову, шею, спину, плечи, локти, бедра, таз, колени или лодыжки. В качестве примера можно привести расположение кистей ученика симметрично по отношению к его локтям для уменьшения сгиба­ния рук в локтевых суставах. Однако подобные приемы следует выполнять только после обучения врачом или физиотерапевтом. Основной целью перемещения, размещения и приведения в вер­тикальное положение лиц с ЦП является непре­рывная стимуляция их стремления к максималь­но самостоятельному выполнению движений. Это достигается путем постепенного уменьшения объ­ема поддержки основных точек тела. Там, где это возможно, учителя должны консультироваться с врачами, чтобы скоординировать такие процеду­ры, особенно в случае проведения занятий с уче­никами, имеющими тяжелые физические нару­шения. Возможные способы обращения с детьми, у которых наблюдаются ассоциированные с ЦП нарушения, прекрасно описаны в работе Finnie (1997). Кроме того, учителя должны вниматель­но наблюдать за тем, какую физическую помощь ученик получает от подготовленных сверстников. Следует отказаться от помощи одноклассников, если она связана с повышенным риском для школьника с нарушениями.

Поскольку нарушения, описанные в данной главе, имеют непосредственное отношение к ме­дицине, очень важно, чтобы учителя физического воспитания и тренеры при разработке программ, направленных на удовлетворение особых потреб­ностей учащихся, обращались за консультацией к специалистам-медикам. Это особенно важно в случаях с травматическими повреждениями го­ловного мозга или теми учениками, кто прохо­дит курс физической реабилитации или трудо­терапии, например, учащиеся с ЦП либо после инсульта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...