Некоторые упражнения для программ физической реабилитации
Некоторые упражнения для программ физической реабилитации В этом подразделе будут описаны некоторые упражнения для программ физической реабилитации (см. табл. 18. 1 — 18. 4), которые могут оказаться незнакомыми. В таблице 18. 1 упоминают упражнения на качающейся доске. Устройство которое используется для такого рода упражнений, можно приобрести в специализированных магазинах либо легко изготовить самостоятельно. Обычно это круг из клеенной фанеры толщин* около 20 мм и диаметром около 30 с, к центру которого прикреплена половин бильярдного шара или аналогичного деревянного шара. Занимающийся, стоя обеими нога? на доске, пытается балансировать на ней. Данное устройство можно использовать для развит] проприоцептивных качеств после травмы нижних конечностей. Упражнение подходит для тренировки равновесия и проприоцепции у здоров! учащихся и школьников с нарушениями. Разгибания ноги в коленном суставе до крайнего положения упоминались в качестве упражнения для развития силы четырехглавой мышцы бед в программах физической реабилитации при распространенных травмах и заболеваниях коленного сустава (см. табл. 18. 2). В идеальном случае эти упражнения должны выполняться на тренажере для разгибания ноги в коленном суставе, а не с утяжеленной обувью или прикрепленными к лодыжке отягощениями. В последнем случае коленный сустав подвергается растягивающему воздействию, и это может привести к растяжению связок. Выполнение упражнений разгибания ноги до крайнего положения начинают с удерживания приложенной к конечности нагрузки полностью выпрямленной в колене ногой. На следующих занятиях изотонические сокращения следует начинать выполнять конечностью, согнутой под углом 5°. На протяжении нескольких занятий угол разгибания конечности постепенно увеличивается до тех пор, пока занимающийся не сможет преодолевать нагрузку из положения ноги, согнутой в колене под углом 25°.
ДОЛГОСРОЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ БОЛЬНЫХ В этом подразделе будут рассмотрены некоторые заболевания, которые относят в группу долгосрочных нарушений. Это определение предполагает, что заболевание или нарушение сохраняется на протяжении более 30 суток. Этот временной период является в определенной степени произвольным, поскольку растяжение голеностопного сустава третьей степени, к примеру, не может быть полностью излечено в течение 30 суток. Основное внимание здесь уделено нескольким нарушениям здоровья — переломам; распространенным заболеваниям и нарушениям функции коленного и голеностопного суставов, деформациям стопы; подростковым заболеваниям тазобедренного сустава и нарушениям, связанным с расстройствами питания. Вместе с тем изложенные принципы и процедуры могут применяться и в случае интеграции в занятия физического воспитания по общешкольной программе учащихся практически с любыми долгосрочными нарушениями и заболеваниями.
Переломы Переломы костей верхних и нижних конечностей часто происходят в результате несчастных случаев во время занятий физическими упражнениями, например, при приземлении на вытянутую руку. Несмотря на то что предметом рассмотрения этой главы являются, прежде всего, травмы, обусловленные занятиями физическими упражнениями, необходимо помнить о том, что переломы могут быть следствием других ситуаций, в частности, злоупотребления наркотиками или патологических состояний, вызывающих ослабление костей (например, онкологические заболевания).
С точки зрения учителя физического воспитания проведение занятий с ребенком с переломом костей требует решения двух задач: разработки программы для ученика с иммобилизованным гипсовой повязкой местом перелома и оказание помощи в ходе возобновления занятий по общей программе после снятия гипса. Первую задачу можно решать исходя из того, что оставшиеся неповрежденными три конечности могут двигаться как обычно. Ученик с переломом руки способен передвигаться самостоятельно и для него не составит труда поддерживать нормальное состояние сердечно-сосудистой системы. Тренировать силу трех здоровых конечностей можно с минимальными адаптациями или модификациями. При переломе руки от некоторых силовых упражнений придется отказаться, в то же время для развития трицепсов здоровой руки можно воспользоваться другими упражнениями, например, разгибанием руки в локтевом суставе. Подвергать нагрузке травмированную руку следует только с учетом рекомендаций врача и руководствуясь здравым смыслом. Например, любые изометрические упражнения для мышц конечности, зафиксированной гипсовой повязкой, можно выполнять только после разрешения врача. Для изотонических или изометрических упражнений мышц суставов, расположенных выше или ниже участка, на который наложен гипс, также требуется разрешение врача, однако это не означает, что такие упражнения противопоказаны в целом. Участие в уроках физического воспитания зависит от характера двигательной активности, запланированной для данного модуля. Легкоатлетический модуль, посвященный занятиям бегом, практически не требует ограничений для ученика с переломом руки, в то же время в модуле гимнастических упражнений потребуются значительные ограничения. Для учащегося с переломом лучевой кости недоминирующей руки занятия в модуле бадминтона потребуют минимальных изменений. Модуль стрельбы из лука, хотя и предъявляет меньше требований с точки зрения интенсивности нагрузки, требует использования обеих рук, вместе с тем учащийся может воспользоваться арбалетом, для стрельбы из которого достаточно одной руки и который можно установить на подставку. Когда характер двигательной активности во время урока исключает участие школьника вследствие перелома, целью этого урока должно стать сохранение и развитие уровня физической подготовленности оставшихся трех конечностей.
После снятия гипсовой повязки основной задачей учебной программы должно стать возобновление занятий по общей программе. Одним из компонентов этого процесса интеграции может стать помощь в восстановлении диапазона подвижности, гибкости, силы и мышечной выносливости травмированной конечности. Такая помощь может быть очень важной для учащихся из семей с ограниченным достатком, которые не могут воспользоваться в полном объеме необходимой медицинской помощью. В программу можно включить виды двигательной активности и упражнения, описанные в одном из предыдущих подразделов (см. Травмы, связанные с занятиями физическими упражнениями, и упражнения для физической реабилитации). Полная интеграция учащегося в регулярные занятия по программе физического воспитания зависит от ряда факторов: особенностей перелома, степени иммобилизации, длительности восстановительного периода и характера двигательной активности в составе учебного модуля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|