Подростковые заболевания тазобедренного сустава
Подростковые заболевания тазобедренного сустава Юношеский остеохондроз головки бедренной кости (LCPD) - болезнь Легга-Кальве-Перте- са и соскальзывание верхнего эпифиза бедренной кости (SCFE) - два распространенных заболевания тазобедренного сустава, которые встречаются у детей и подростков, преимущественно мужского пола. Болезнь Jlerra—Кальве—Пертеса характеризуется дегенерацией головки бедренной кости. Это заболевание, которым страдают дети в возрасте от 3 до 12 лет, сопровождается болями, некрозом и регенерацией, часто с определенной степенью остаточной деформации (Stopka, Todorovich, 2005). Соскальзывание верхнего эпифиза бедренной кости включает подвывих или проскальзывание головки бедренной кости в области эпифизарной (ростовой) пластинки. Болезнь обычно проявляется у детей в период быстрого роста в возрасте от 10 до 16 лет (Stopka, Todorovich, 2005). Это заболевание напоминает болезнь Осгуда—Шлатте- ра, которая обсуждалась ранее, тем, что в обоих случаях происходит эпифизеолиз или дегенерация эпифизарной (ростовой) пластинки. Однако в отличие от болезни Осгуда—Шлатгера, при которой происходит дегенерация апофиза (ростовой пластинки) бугристости большеберцовой кости, при SCFE дегенерации подвергается ростовая пластинка по всей поверхности головки бедренной кости. При LCPD и при SCFE большое значение для снижения уровня повреждений имеет ранняя диагностика. Однако ранний диагноз может представлять проблему, поскольку в обоих случаях патологические процессы затрагивают центральную часть бедренной кости, в которой болевые ощущения не столь ощутимы. В действительности относительно внутренние боли при этом распространяются в область колена, как в случае травмы других внутренних органов. Поэтому у детей, которые жалуются на неспецифическую общую боль в коленях, всегда следует проводить исследование тазобедренных суставов (хотя бы рентгенографическое), чтобы исключить возможность LCPD и SCFE. Если оставить эти заболевания без внимания до момента, когда учащийся не сможет нагружать сустав, поражение станет столь тяжелым, что в большинстве случаев полное восстановление будет возможно только при условии хирургического вмешательства. Например, при SCFE потребуется остеотомия тазобедренного сустава, то есть восстановление формы сустава (с его разрезанием и последующим закреплением фиксирующих спиц на период лечения). Задача учителя физкультуры в такой ситуации очевидна: при жалобах учащегося на диффузные неспецифические боли в коленном суставе, не связанные с явными причинами, его следует направить на обследование к специалистам.
После постановки диагноза лечение должно быть направлено на профилактику дальнейшего развития заболевания, ограничение нагрузки на суставы путем использования костылей, фиксирующих и ограничивающих подвижность устройств, а также в случае показаний на проведение хирургической операции. Несмотря на необходимость соблюдения этих указаний, в это время очень важны занятия безопасными специально подобранными физическими упражнениями. В частности, рекомендовано выполнение всех упражнений, которыми ребенок может успешно и результативно заниматься в ортопедических устройствах. Противопоказаны те виды двигательной активности, которые могут ухудшить состояние тазобедренного сустава. Лечение сустава должно выполняться путем устранения давления на головку бедра и вертлужную впадину. Насколько это возможно необходимо поддерживать и развивать силу, выносливость, гибкость, координацию и равновесие. Для повышения мотивации, уверенности в себе и укрепления общего состояния здоровья важное значение имеет принятие в полном объеме программы лечения, включающей постельный режим, перемещение на инвалидной коляске или с использованием фиксаторов в сочетании с предложением возможности безопасных и мотивирующих занятий двигательной активностью (Stopka, Todorovich, 2005).
Нарушения, обусловленные расстройствами питания и избыточной массой тела У большинства людей понятие расстройства питания ассоциируется со страдающим ожирением человеком, который собирается поглотить четвертую порцию завтрака со шведского стола. В действительности существует два типа отклонений, имеющих отношение к нарушениям питания и контролю массы тела: избыточная масса тела и недостаточная масса тела, и оба они представляют значительную угрозу для здоровья школьников. Нарушения питания могут быть единственным заболеванием ребенка либо сопровождать другое заболевание или нарушение.
Недостаточная масса тела Лишь недавно термины " нервная анорексия" и " булимия" стали знакомы широкому кругу людей. Школьный персонал и преподавательский состав, включая учителей физического воспитания, должны понимать, что для решения проблем, связанных с этими нарушениями, необходимы объединенные скоординированные усилия родителей, учащихся, врачей и школьного персонала. Нервная анорексия — предубеждение, связанное со стремлением сохранить стройную, худощавую фигуру, которое проявляется в преднамеренном ограничении рациона питания и может сочетаться с чрезмерно интенсивными занятиями физическими упражнениями. Такие люди обычно имеют показатели массы тела и роста на 15 % ниже, чем у остального населения, искаженное представление о форме тела, а у женщин часто развивается вторичная аменорея. Кроме того, у женщин наблюдается комплекс симптомов, которые врачи называют " женской спортивной триадой", включающей расстройства питания, аменорею и остео- пороз. Возрастание частоты нагрузочных переломов у таких больных связано с третьим элементом этой триады (Rencken et al., 1996). На начальных стадиях ни родители, ни школьник могут не знать о возникновении нарушений питания. По мере их развития у школьника нарастает истощение и чувство голода, однако он не признает существование нарушения. К нервной анорексии нельзя относиться легкомысленно, поскольку уровень смертности лиц с таким диагнозом составляет от 5 до 15 %. Смерть обычно наступает в результате сердечной недостаточности или сердечной аритмии, обусловленной нарушением водно-солевого баланса.
Булимия — заболевание, связанное с нервной анорексией, оно включает навязчивое поглощение пищи в больших количествах в сочетании с последующим ритуальным очищением желудка или кишечника путем самостоятельно вызванной рвоты или применения слабительных препаратов. Это заболевание встречается у молодых девушек и женщин-спортсменок, а также у мужчин гимнастов и борцов, которые прибегают к таким приемам, чтобы удержаться в своей весовой категории '(Arnheim, Prentice, 2000). Эти приемы могут привести к нарушению водно-солевого баланса, нарушениям функции печени и почек, разрыву желудка, разрушению зубов и эзофагиту. Цель лечения, которая заключается в стимуляции увеличения массы тела, в таких условиях проста по сути, но сложна в исполнении. Для начала лечения может потребоваться госпитализация (в медицинском или психиатрическом отделении) на короткий срок до двух недель или более продолжительный период до нескольких месяцев или даже года. Лечение заключается в изменении поведения, использовании витаминных и минеральных добавок, правильно подобранной диеты и психотерапевтических мероприятий для учащегося и его семьи. Очень часто нарушения питания сопровождаются снижением самооценки, чувством вины и повышенной тревожностью. Учитель физического воспитания может быть одним из первых, кто сумеет распознать описанные нарушения. Учащиеся с анорексией или булимией обычно достаточно покладисты и могут добиваться высоких результатов на занятиях физкультурой. Озабоченность стройностью своей фигуры, заметная потеря массы и активные занятия аэробными упражнениями могут указывать на необходимость направления ученика к соответствующему специалисту. Независимо от стадии развития нарушения питания у школьника необходимо контролировать занятия физическим воспитанием, чтобы обеспечить адекватный уровень физической нагрузки. Нельзя допускать того, чтобы занятия физическим воспитанием или связанные с ними мероприятия приводили к возникновению дефицита энергии в организме, а именно превышению энерготрат над потреблением энергии с пищей. Повышение физической подготовленности должно представлять собой постепенный процесс, в котором увеличение мышечной силы должно предшествовать попыткам тренировки кардиореспираторной выносливости. В данной ситуации применимы меры предосторожности и противопоказания к занятиям физическими упражнениями для учащихся с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, которые будут обсуждаться в дальнейшем. Парные и индивидуальные виды спорта, некоторые с определенными модификациями, позволят заниматься с подходящей интенсивностью физической нагрузки и будут способствовать социальному взаимодействию. Приоритетом для учащихся с булимией и анорексией должно быть повышение самооценки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|