Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подростковые заболевания тазобедренного сустава




Подростковые заболевания тазобедренного сустава

Юношеский остеохондроз головки бедренной кости (LCPD) - болезнь Легга-Кальве-Перте- са и соскальзывание верхнего эпифиза бедренной кости (SCFE) - два распространенных заболе­вания тазобедренного сустава, которые встре­чаются у детей и подростков, преимущественно мужского пола. Болезнь Jlerra—Кальве—Пертеса характеризуется дегенерацией головки бедренной кости. Это заболевание, которым страдают дети в возрасте от 3 до 12 лет, сопровождается боля­ми, некрозом и регенерацией, часто с определен­ной степенью остаточной деформации (Stopka, Todorovich, 2005).

Соскальзывание верхнего эпифиза бедренной кости включает подвывих или проскальзывание головки бедренной кости в области эпифизарной (ростовой) пластинки. Болезнь обычно проявля­ется у детей в период быстрого роста в возрасте от 10 до 16 лет (Stopka, Todorovich, 2005). Это за­болевание напоминает болезнь Осгуда—Шлатте- ра, которая обсуждалась ранее, тем, что в обоих случаях происходит эпифизеолиз или дегенера­ция эпифизарной (ростовой) пластинки. Однако в отличие от болезни Осгуда—Шлатгера, при ко­торой происходит дегенерация апофиза (ростовой пластинки) бугристости большеберцовой кости, при SCFE дегенерации подвергается ростовая пластинка по всей поверхности головки бедрен­ной кости.

При LCPD и при SCFE большое значение для снижения уровня повреждений имеет ранняя ди­агностика. Однако ранний диагноз может представлять проблему, поскольку в обоих случаях патологические процессы затрагивают централь­ную часть бедренной кости, в которой болевые ощущения не столь ощутимы. В действитель­ности относительно внутренние боли при этом распространяются в область колена, как в случае травмы других внутренних органов. Поэтому у детей, которые жалуются на неспецифическую общую боль в коленях, всегда следует проводить исследование тазобедренных суставов (хотя бы рентгенографическое), чтобы исключить воз­можность LCPD и SCFE. Если оставить эти за­болевания без внимания до момента, когда уча­щийся не сможет нагружать сустав, поражение станет столь тяжелым, что в большинстве случа­ев полное восстановление будет возможно толь­ко при условии хирургического вмешательства. Например, при SCFE потребуется остеотомия тазобедренного сустава, то есть восстановление формы сустава (с его разрезанием и последую­щим закреплением фиксирующих спиц на пери­од лечения). Задача учителя физкультуры в такой ситуации очевидна: при жалобах учащегося на диффузные неспецифические боли в коленном суставе, не связанные с явными причинами, его следует направить на обследование к специали­стам.

После постановки диагноза лечение должно быть направлено на профилактику дальнейше­го развития заболевания, ограничение нагруз­ки на суставы путем использования костылей, фиксирующих и ограничивающих подвижность устройств, а также в случае показаний на про­ведение хирургической операции. Несмотря на необходимость соблюдения этих указаний, в это время очень важны занятия безопасными специ­ально подобранными физическими упражнения­ми. В частности, рекомендовано выполнение всех упражнений, которыми ребенок может успешно и результативно заниматься в ортопедических устройствах. Противопоказаны те виды двига­тельной активности, которые могут ухудшить со­стояние тазобедренного сустава.

Лечение сустава должно выполняться путем устранения давления на головку бедра и вертлужную впадину. Насколько это возможно не­обходимо поддерживать и развивать силу, вынос­ливость, гибкость, координацию и равновесие. Для повышения мотивации, уверенности в себе и укрепления общего состояния здоровья важное значение имеет принятие в полном объеме про­граммы лечения, включающей постельный ре­жим, перемещение на инвалидной коляске или с использованием фиксаторов в сочетании с предложением возможности безопасных и мотивиру­ющих занятий двигательной активностью (Stopka, Todorovich, 2005).

 

Нарушения, обусловленные расстройствами питания и избыточной массой тела

У большинства людей понятие расстройства питания ассоциируется со страдающим ожире­нием человеком, который собирается поглотить четвертую порцию завтрака со шведского стола. В действительности существует два типа отклоне­ний, имеющих отношение к нарушениям питания и контролю массы тела: избыточная масса тела и недостаточная масса тела, и оба они представляют значительную угрозу для здоровья школьников. Нарушения питания могут быть единственным заболеванием ребенка либо сопровождать другое заболевание или нарушение.

 

Недостаточная масса тела

Лишь недавно термины " нервная анорексия" и " булимия" стали знакомы широкому кругу лю­дей. Школьный персонал и преподавательский состав, включая учителей физического воспита­ния, должны понимать, что для решения проблем, связанных с этими нарушениями, необходимы объединенные скоординированные усилия роди­телей, учащихся, врачей и школьного персонала.

Нервная анорексия — предубеждение, связан­ное со стремлением сохранить стройную, худо­щавую фигуру, которое проявляется в преднамеренном ограничении рациона питания и может сочетаться с чрезмерно интенсивными занятиями физическими упражнениями. Такие люди обычно имеют показатели массы тела и роста на 15 % ни­же, чем у остального населения, искаженное пред­ставление о форме тела, а у женщин часто разви­вается вторичная аменорея. Кроме того, у женщин наблюдается комплекс симптомов, которые врачи называют " женской спортивной триадой", вклю­чающей расстройства питания, аменорею и остео- пороз. Возрастание частоты нагрузочных перело­мов у таких больных связано с третьим элементом этой триады (Rencken et al., 1996). На начальных стадиях ни родители, ни школьник могут не знать о возникновении нарушений питания. По мере их развития у школьника нарастает истощение и чувство голода, однако он не признает существо­вание нарушения. К нервной анорексии нельзя относиться легкомысленно, поскольку уровень смертности лиц с таким диагнозом составляет от 5 до 15 %. Смерть обычно наступает в результате сердечной недостаточности или сердечной арит­мии, обусловленной нарушением водно-солевого баланса.

Булимия — заболевание, связанное с нервной анорексией, оно включает навязчивое поглоще­ние пищи в больших количествах в сочетании с последующим ритуальным очищением желудка или кишечника путем самостоятельно вызванной рвоты или применения слабительных препаратов. Это заболевание встречается у молодых девушек и женщин-спортсменок, а также у мужчин гимна­стов и борцов, которые прибегают к таким прие­мам, чтобы удержаться в своей весовой катего­рии '(Arnheim, Prentice, 2000). Эти приемы могут привести к нарушению водно-солевого баланса, нарушениям функции печени и почек, разрыву желудка, разрушению зубов и эзофагиту.

Цель лечения, которая заключается в стиму­ляции увеличения массы тела, в таких условиях проста по сути, но сложна в исполнении. Для начала лечения может потребоваться госпитали­зация (в медицинском или психиатрическом от­делении) на короткий срок до двух недель или более продолжительный период до нескольких месяцев или даже года. Лечение заключается в изменении поведения, использовании витаминных и минеральных добавок, правильно подо­бранной диеты и психотерапевтических меро­приятий для учащегося и его семьи. Очень часто нарушения питания сопровождаются снижением самооценки, чувством вины и повышенной тре­вожностью.

Учитель физического воспитания может быть одним из первых, кто сумеет распознать опи­санные нарушения. Учащиеся с анорексией или булимией обычно достаточно покладисты и мо­гут добиваться высоких результатов на занятиях физкультурой. Озабоченность стройностью своей фигуры, заметная потеря массы и активные за­нятия аэробными упражнениями могут указывать на необходимость направления ученика к соот­ветствующему специалисту. Независимо от ста­дии развития нарушения питания у школьника необходимо контролировать занятия физическим воспитанием, чтобы обеспечить адекватный уро­вень физической нагрузки. Нельзя допускать то­го, чтобы занятия физическим воспитанием или связанные с ними мероприятия приводили к возникновению дефицита энергии в организме, а именно превышению энерготрат над потребле­нием энергии с пищей. Повышение физической подготовленности должно представлять собой по­степенный процесс, в котором увеличение мы­шечной силы должно предшествовать попыткам тренировки кардиореспираторной выносливости. В данной ситуации применимы меры предосто­рожности и противопоказания к занятиям фи­зическими упражнениями для учащихся с забо­леваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, которые будут обсуждаться в дальней­шем. Парные и индивидуальные виды спорта, некоторые с определенными модификациями, позволят заниматься с подходящей интенсивно­стью физической нагрузки и будут способствовать социальному взаимодействию. Приоритетом для учащихся с булимией и анорексией должно быть повышение самооценки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...