Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «Образования имен существительных




с суффиксом -ница - со значением вместилища»

Цели:

1. Обогащение и активизация словаря по теме «Посуда».

2. Формирование навыка выделения морфемы -ница из слов.

3. Осуществление синтеза (склеивания) морфемы, закрепление данной модели словообразования.

4. Формирование навыка произнесения и практического применения слов сложной слоговой структуры.

5. Развитие внимания, памяти, мышления, тактильного восприятия.

6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: посуда, продукты питания, мяч, картинки с изображениями посуды, продуктов питания, картинка - символ частицы - ница-, картинки с изображениями молочницы, лимонницы, капустницы, Масленицы, грибницы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Игра «Волшебный мешочек».

Л о г о п е д. Нам по почте прислали волшебный мешочек!

Давайте определим на ощупь, что лежит в волшебном мешочке.

Дети по очереди определяют,  что лежит в волшебном мешочке и достают по одному предмету - хлеб, сахар, сухарь и т.д.

Л о г о п е д. Как назвать все эти предметы? (продукты питания)

 

II.  Основная часть.

Игра «Посуда».

Л о г о п е д. Для каждого продукта есть своя посуда. Хлеб хранится в хлебнице. Сахар хранится в сахарнице. Сухари - в сухарнице. Конфеты – в конфетнице.

На столе логопеда стоит эта посуда.

Л о г о п е д. Подойдите к моему столу и положите каждый продукт в свою посуду.

Дети раскладывают продукты.

Л о г о п е д. А что осталось пустым? Это селедочница! Как вы думаете, для чего она?

Логопед повторяет названия посуды, выделяя голосом частицу -ница.

Л о г о п е д. Я открою вам секрет. Часто в названии посуды для продукта есть частица -ница-. Эта частица помогает нам придумывать большие слова из маленьких.

Логопед показывает детям символ частицы - паровозик, на котором написано: НИЦА.

Игра «Запомни».

Логопед выставляет на доске в линейку картинки: сухарь, салат,  хлеб, сахар, суп и просит детей назвать картинки.

Л о г о п е д. А теперь внимательно послушайте и расставьте картинки в следующем порядке. Сахар, суп, салат,  хлеб, сухарь.

Дети выполняют задание. Порядок расстановки меняется 4-5 раз.

Игра «Назови посуду».

Л о г о п е д. А теперь поучимся составлять слова из данных картинок и символа нашей частички - ница -.

Логопед вызывает 2 детей к доске: одному дает в руки картинку, другому - символ частицы.

Л о г о п е д. Было слово суп, добавим частицу - ница - получилось слово супница! Что означает это слово?

Аналогично проводится работа с другими картинками.

Физкультминутка.

Мыть посуду - не пустяк.   Блюдца мокрые скользят, Дети шагают на месте. Повороты вправо-влево
Ложки, падая, звенят,  Помогая нашей маме, Мы посуду моем сами. Руки на голове, трясут головой.   «Моют» посуду
Сами чашки вытираем,      Сами ставим их на полки, «Вытирают». Тянуться «к полкам»
Сами дружно подбираем   На полу потом... осколки.   (Т. Петухова) Садятся на корточки

 

Игра «Выбери продукты».

Логопед раскладывает на ковре картинки: лимон, хлеб, сухарь, капуста, сахар, суп, селедка, салат,  молоко, масло и просит детей выбрать те картинки с продуктами, если в названии посуды для них есть частица -ница-.

(Я выбрал сахар, потому что посуда для сахара называется сахарница.)

По ходу выполнения задания, если ребенок выбрал картинку неправильно, логопед объясняет его ошибку (логопед объясняет значение слов и показывает картинки с изображениями лимонницы, капустницы, Масленицы, грибницы, молочницы).

Игра с мячом «Что для чего».

Л о г о п е д. Я буду кидать каждому мяч и называть продукт,  а вы должны назвать посуду для этого продукта. Например: сухари - сухарница.

Селедка –

Сахар –

Конфеты - и т.д.

Игра «Исправь ошибку».

Логопед приглашает детей к столу, где заранее была создана путаница (продукты разложены не в свою посуду) и просит детей исправить ошибки и сказать, что куда нужно положить. (Сахар положим в сахарницу...)

Игра «Хлопни, если неправильно».

Л о г о п е д. А теперь сыграем в такую игру. Я называю разные предметы посуды, если вы услышите, что я назвала не посуду, то должны хлопнуть в ладоши и объяснить, в чем я ошиблась!

Сахарница, конфетница, лимонница (хлопок - ответ ребенка: лимонница - это бабочка) и т.д.

 

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

 


 

ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Тема: «Животные жарких стран и их детеныши»

Цели:

1. Уточнение представления детей о диких животных жарких стран.

2. Обогащение и активизация словаря по теме.

3. Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных.

4. Формирование навыка выделять самый существенный признак предмета.

5. Закрепление навыка согласования имен существительных с числительными в роде, числе, падеже.

6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

7. Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

Оборудование: контурные изображения животных, фигурки животных, разрезные картинки, игра «Кого вылечил доктор Айболит?», мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Л о г о п е д. Животные жарких стран заболели! Доктор Айболит спешит им на помощь! А Вы хотите помочь доктору Айболиту побыстрее добраться до животных? Тогда давайте выполним несколько заданий! Итак, первое задание!

Игра «Собери картинку».

Логопед раздает детям разрезные картинки с изображением диких животных жарких стран (из 6-8 частей).

Л о г о п е д. Перед вами лежат картинки. Соберите их и узнайте, какие животные заболели!

Дети выполняют задание.

Л о г о п е д. Поднимите руки те, у кого получились травоядные животные жарких стран. Давайте назовем их (бегемот, слон, жираф, носорог...). У кого были хищники? Назовите их (тигр, пантера, лев, гепард...).

II.  Основная часть.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...