Тема: «Образования имен существительных
с суффиксом -ница - со значением вместилища» Цели: 1. Обогащение и активизация словаря по теме «Посуда». 2. Формирование навыка выделения морфемы -ница из слов. 3. Осуществление синтеза (склеивания) морфемы, закрепление данной модели словообразования. 4. Формирование навыка произнесения и практического применения слов сложной слоговой структуры. 5. Развитие внимания, памяти, мышления, тактильного восприятия. 6. Развитие общей моторики, координации речи с движением. Оборудование: посуда, продукты питания, мяч, картинки с изображениями посуды, продуктов питания, картинка - символ частицы - ница-, картинки с изображениями молочницы, лимонницы, капустницы, Масленицы, грибницы. Ход занятия I. Организационный момент. Игра «Волшебный мешочек». Л о г о п е д. Нам по почте прислали волшебный мешочек! Давайте определим на ощупь, что лежит в волшебном мешочке. Дети по очереди определяют, что лежит в волшебном мешочке и достают по одному предмету - хлеб, сахар, сухарь и т.д. Л о г о п е д. Как назвать все эти предметы? (продукты питания)
II. Основная часть. Игра «Посуда». Л о г о п е д. Для каждого продукта есть своя посуда. Хлеб хранится в хлебнице. Сахар хранится в сахарнице. Сухари - в сухарнице. Конфеты – в конфетнице. На столе логопеда стоит эта посуда. Л о г о п е д. Подойдите к моему столу и положите каждый продукт в свою посуду. Дети раскладывают продукты. Л о г о п е д. А что осталось пустым? Это селедочница! Как вы думаете, для чего она? Логопед повторяет названия посуды, выделяя голосом частицу -ница. Л о г о п е д. Я открою вам секрет. Часто в названии посуды для продукта есть частица -ница-. Эта частица помогает нам придумывать большие слова из маленьких.
Логопед показывает детям символ частицы - паровозик, на котором написано: НИЦА. Игра «Запомни». Логопед выставляет на доске в линейку картинки: сухарь, салат, хлеб, сахар, суп и просит детей назвать картинки. Л о г о п е д. А теперь внимательно послушайте и расставьте картинки в следующем порядке. Сахар, суп, салат, хлеб, сухарь. Дети выполняют задание. Порядок расстановки меняется 4-5 раз. Игра «Назови посуду». Л о г о п е д. А теперь поучимся составлять слова из данных картинок и символа нашей частички - ница -. Логопед вызывает 2 детей к доске: одному дает в руки картинку, другому - символ частицы. Л о г о п е д. Было слово суп, добавим частицу - ница - получилось слово супница! Что означает это слово? Аналогично проводится работа с другими картинками. Физкультминутка.
Игра «Выбери продукты». Логопед раскладывает на ковре картинки: лимон, хлеб, сухарь, капуста, сахар, суп, селедка, салат, молоко, масло и просит детей выбрать те картинки с продуктами, если в названии посуды для них есть частица -ница-. (Я выбрал сахар, потому что посуда для сахара называется сахарница.) По ходу выполнения задания, если ребенок выбрал картинку неправильно, логопед объясняет его ошибку (логопед объясняет значение слов и показывает картинки с изображениями лимонницы, капустницы, Масленицы, грибницы, молочницы). Игра с мячом «Что для чего». Л о г о п е д. Я буду кидать каждому мяч и называть продукт, а вы должны назвать посуду для этого продукта. Например: сухари - сухарница.
Селедка – Сахар – Конфеты - и т.д. Игра «Исправь ошибку». Логопед приглашает детей к столу, где заранее была создана путаница (продукты разложены не в свою посуду) и просит детей исправить ошибки и сказать, что куда нужно положить. (Сахар положим в сахарницу...) Игра «Хлопни, если неправильно». Л о г о п е д. А теперь сыграем в такую игру. Я называю разные предметы посуды, если вы услышите, что я назвала не посуду, то должны хлопнуть в ладоши и объяснить, в чем я ошиблась! Сахарница, конфетница, лимонница (хлопок - ответ ребенка: лимонница - это бабочка) и т.д.
III. Итог занятия. Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ Тема: «Животные жарких стран и их детеныши» Цели: 1. Уточнение представления детей о диких животных жарких стран. 2. Обогащение и активизация словаря по теме. 3. Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных. 4. Формирование навыка выделять самый существенный признак предмета. 5. Закрепление навыка согласования имен существительных с числительными в роде, числе, падеже. 6. Развитие общей моторики, координации речи с движением. 7. Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия. Оборудование: контурные изображения животных, фигурки животных, разрезные картинки, игра «Кого вылечил доктор Айболит?», мяч. Ход занятия I. Организационный момент. Л о г о п е д. Животные жарких стран заболели! Доктор Айболит спешит им на помощь! А Вы хотите помочь доктору Айболиту побыстрее добраться до животных? Тогда давайте выполним несколько заданий! Итак, первое задание! Игра «Собери картинку». Логопед раздает детям разрезные картинки с изображением диких животных жарких стран (из 6-8 частей). Л о г о п е д. Перед вами лежат картинки. Соберите их и узнайте, какие животные заболели! Дети выполняют задание. Л о г о п е д. Поднимите руки те, у кого получились травоядные животные жарких стран. Давайте назовем их (бегемот, слон, жираф, носорог...). У кого были хищники? Назовите их (тигр, пантера, лев, гепард...). II. Основная часть.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|