Оборудование
Правильно подобранное оборудование и принадлежности для проведения занятий с инвалидами имеют существенно большее значение, чем для остальной части населения. Специальное оборудование часто требуется для входа в бассейн и выхода из него, обеспечения безопасности занятий, поддержания тела в воде в правильном положении, выполнения толчковых движений руками и ногами, для занятий физическими упражнениями и мотивации пловцов. Наличие возможности для безопасного входа в воду и выхода из нее имеет важное значение для обеспечения доступности обучения плаванию. Помимо входа, предусмотренного конструкцией здания, подъемники, складные рампы, лестницы и системы переноса являются важными средствами обеспечения доступности мест занятий, когда такое оборудование не входит в число элементов здания. Подъемники часто являются основным средством доступа в бассейн для лиц с тяжелыми ортопедическими нарушениями. Подъемник представляет собой приводимое в действие силой сжатого воздуха, воды, механическое или полностью автоматизированное электрическое вспомогательное устройство, позволяющее пользователю перемещаться из инвалидной коляски на сидение или в люльку и далее с пола зала бассейна в воду, прикладывая для этого минимальные усилия. В соответствии с последними рекомендациями (АТВСВ, 2004), подъемник должен предусматривать возможность самостоятельного управления занимающимся и иметь твердое пластиковое сидение вместо тканевой люльки. Оптимальным вариантом, обеспечивающим самостоятельное пользование, является расположение на переднем краю сидения ручного управления, которое допускает использование только одной руки, не требует захвата кистью и величины прикладываемого усилия более 5 фунтов (~2, 3 кг).
Складные рампы и складные лестницы на протяжении многих лет используются для обеспечения доступа в бассейны, конструкция которых не предусматривает никаких дополнительных средств доступа. Подобные приспособления в нерабочем состоянии занимают дополнительное пространство в зале бассейна и не обеспечивают наиболее самостоятельного доступа (поскольку занимающимся требуется обращаться к персоналу бассейна, чтобы попасть в воду и выйти из нее). Кроме того, портативные устройства чаще выходят из строя вследствие износа при постоянном раскладывании и складывании. Для лиц с хорошей функцией верхних конечностей, которые не могут воспользоваться ступенями или лесенкой вследствие поражения нижних конечностей, система переноса часто обеспечивает максимально самостоятельный способ доступа в бассейн. Она представляет собой платформу шириной 50—60 см, приподнятую на 40—50 см над полом (см. рис. 25. 3, г). Эта платформа соединяется с несколькими " ступенями" (глубиной 35—45 см и шириной 60 см). Занимающийся сначала выходит из инвалидной коляски на платформу, а затем постепенно опускается в воду по ступеням. Для выхода из воды используется обратная последовательность действий. Еще одним полезным элементом оборудования является водная инвалидная коляска с ободами на колесах для передвижения (особенно если бассейн в качестве основного средства до ступа оборудован наклонной мокрой рампой). Рекомендуется, чтобы администрация бассейна предоставляла в распоряжение занимающихся такую коляску, поскольку индивидуальные коляски инвалидов не рассчитаны на погружение в воду. Оборудование для обеспечения безопасности, которое безоговорочно является обязательным для водных программ адаптивного физического воспитания, включает типичное оборудование для проведения спасательных работ на воде, а также нескользкое покрытие для пола, пенопо- лиуретановые коврики с закрытыми ячейками для использования в случае эпилептических припадков, а также транспортные маты, чтобы накрывать водосточные канавки.
Оборудование, используемое для поддержания положения тела в воде, является наиболее примечательным из всего, что можно увидеть в водных программах адаптивного физического воспитания. Поддерживающие устройства, применяющиеся в программах плавания для инвалидов, могут включать индивидуальные поддерживающие устройства, пенополиуретановые трубы — " колбасы", секционные плоты и воротники. Самые разнообразные поддерживающие устройства, включая индивидуальные средства, водные крылья, буи, плавучие гантели и секционные плоты, являются важным вспомогательным средством при работе с занимающимися, которые не могут самостоятельно поддерживать надводное положение. Поддерживающие устройства могут использоваться для обеспечения безопасности (если они одобрены для использования в качестве спасательных средств), а также для ослабления или устранения страха у занимающихся. Поскольку такие устройства помогают удержаться на воде в устойчивом положении и облегчают движения, они открывают перед лицами с расстройствами двигательной функции новый мир, в котором им доступна свобода движений, невозможных на суше. Несмотря на очевидную пользу поддерживающих устройств, их использование может быть связано с определенными проблемами. Например, они могут ограничивать самостоятельность, если занимающиеся используют их слишком долго перед тем, как перейти к плаванию без вспомогательных устройств. Кроме того, устройства, которые были испытаны для применения здоровыми людьми, часто не могут быть использованы по предназначению занимающимися с нетипичным строением тела, неравномерным развитием мышц или мышечным тонусом, плохим контролем положения головы. Поэтому учащиеся должны ис пользовать поддерживающие устройства только при наличии должного наблюдения, даже если эти устройства и были одобрены для применения соответствующими органами. В целом можно отметить, что каждый человек с нарушениями имеет настолько индивидуальные потребности, что очень тяжело использовать какие-либо универсальные правила или рекомендации относительно обеспечения их безопасности или плавучести. Очень важно знать индивидуальные особенности каждого пловца и его способности, а также про- " вести оценку горизонтальной сбалансированности тела посредством использования поддерживающих приспособлений в различных положениях. Выталкивающая сила воды может быть использована для увеличения или уменьшения нагрузки при выполнении движений либо для поддержки занимающегося (Koury, 1996).
Оборудование, предназначенное для передвижения в воде, позволяет человеку с нарушениями двигаться так, как это совершенно невозможно для него на суше. На способность передвигаться в воде влияют отклонения от обтекаемого положения тела, неспособность поддерживать определенное положение тела в горизонтальной и латеральной плоскости, недостаточная сила, ограниченный диапазон подвижности, аномальная плавучесть, а также другие факторы, в том числе слабая координация движений и непропорциональная форма тела, которая может приводить к увеличению лобового сопротивления (USA Swimming, n. d. ). Первым шагом к эффективному передвижению в воде является расположение тела в возможно более обтекаемом и сбалансированном положении с использованием при необходимости поддерживающих средств. Если занимающийся и после этого не может передвигаться в воде, нужно попробовать воспользоваться другими устройствами, например ручными лопатками и ластами для увеличения площади поверхности, выполняющей гребок, и, соответственно, движущей силы. Не забывайте о том, что во время официальных соревнований использование подобных устройств запрещено. Инвалиды с ампутацией части или всей руки могут использовать плавательный протез руки или пластиковые лопатки, пристегивающиеся к культе. Идеи в отношении подобных устройств и их применения можно найти в других публикациях (Paciorek, Jones, 2001; Summerfold, 1993).
Повышенный интерес к занятиям физическими упражнениями в воде привел к увеличению количества разнообразных приспособлений для таких занятий. Подводные тредмилы, аквациклы, тренажерные станции для бассейна и степ-платформы для занятий в воде позволяют осуществлять тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной систем, мышечной силы и выносливости. Участники занятий физическими упражнениями в воде также используют поддерживающие устройства и устройства для увеличения сопротивления воды, разнообразные приспособления, которые можно удерживать в руках, тянуть или толкать, включая лопатки для пальцев и кисти, поддерживающие штанги для сохранения равновесия, поддерживающие жилеты и пояса для сохранения вертикального положения тела, перчатки с перепонками между пальцами, водонепроницаемые утяжеления для кисти и лодыжек, тренировочные ласты, поддерживающие манжеты, пояса для водных лыж, поддерживающие воротники и пояса для бега в воде. Мотивирующее оборудование предоставляет всем занимающимся, независимо от возраста, необходимый " толчок" для того, чтобы попытаться выполнить задания, которые в ином случае показались бы непомерными или скучными. Различия в уровне развития, интересах и способности концентрировать внимание, которыми характеризуются участники занятий адаптивного физического воспитания в воде, требуют использования различных подходов к обучению и рекреации. Привлекательное ярко окрашенное оборудование, нетоксичный и прочный инвентарь, игрушки, поддерживающие устройства и мячи помогают реализовать программы обучения, ориентированные на получение удовольствия. В число других устройств входят плавательные пояса, шары и другие предметы из пенополиуретана, многие из которых предусматривают возможность изменения плавучести. Пенополиуретановые " колбасы" — массивные, гибкие, плавучие " бревна" — стимулируют исследование водной среды и помогают получить удовольствие от занятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|