Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оборудование




Правильно подобранное оборудование и при­надлежности для проведения занятий с инвали­дами имеют существенно большее значение, чем для остальной части населения. Специальное обо­рудование часто требуется для входа в бассейн и выхода из него, обеспечения безопасности заня­тий, поддержания тела в воде в правильном поло­жении, выполнения толчковых движений руками

и ногами, для занятий физическими упражнения­ми и мотивации пловцов.

Наличие возможности для безопасного входа в воду и выхода из нее имеет важное значение для обеспечения доступности обучения плава­нию. Помимо входа, предусмотренного конструк­цией здания, подъемники, складные рампы, лестницы и системы переноса являются важны­ми средствами обеспечения доступности мест занятий, когда такое оборудование не входит в число элементов здания. Подъемники часто явля­ются основным средством доступа в бассейн для лиц с тяжелыми ортопедическими нарушениями. Подъемник представляет собой приводимое в дей­ствие силой сжатого воздуха, воды, механическое или полностью автоматизированное электриче­ское вспомогательное устройство, позволяющее пользователю перемещаться из инвалидной ко­ляски на сидение или в люльку и далее с пола зала бассейна в воду, прикладывая для этого ми­нимальные усилия. В соответствии с последними рекомендациями (АТВСВ, 2004), подъемник дол­жен предусматривать возможность самостоятель­ного управления занимающимся и иметь твердое пластиковое сидение вместо тканевой люльки. Оптимальным вариантом, обеспечивающим само­стоятельное пользование, является расположение на переднем краю сидения ручного управления, которое допускает использование только одной руки, не требует захвата кистью и величины при­кладываемого усилия более 5 фунтов (~2, 3 кг).

Складные рампы и складные лестницы на протяжении многих лет используются для обе­спечения доступа в бассейны, конструкция кото­рых не предусматривает никаких дополнительных средств доступа. Подобные приспособления в нерабочем состоянии занимают дополнительное пространство в зале бассейна и не обеспечивают наиболее самостоятельного доступа (поскольку занимающимся требуется обращаться к персоналу бассейна, чтобы попасть в воду и выйти из нее). Кроме того, портативные устройства чаще выхо­дят из строя вследствие износа при постоянном раскладывании и складывании.

Для лиц с хорошей функцией верхних ко­нечностей, которые не могут воспользоваться ступенями или лесенкой вследствие поражения нижних конечностей, система переноса часто обеспечивает максимально самостоятельный спо­соб доступа в бассейн. Она представляет собой платформу шириной 50—60 см, приподнятую на 40—50 см над полом (см. рис. 25. 3, г). Эта плат­форма соединяется с несколькими " ступенями" (глубиной 35—45 см и шириной 60 см). Занимаю­щийся сначала выходит из инвалидной коляски на платформу, а затем постепенно опускается в воду по ступеням. Для выхода из воды использу­ется обратная последовательность действий.

Еще одним полезным элементом оборудова­ния является водная инвалидная коляска с ободами на колесах для передвижения (особенно если бассейн в качестве основного средства до­

ступа оборудован наклонной мокрой рампой). Рекомендуется, чтобы администрация бассейна предоставляла в распоряжение занимающихся та­кую коляску, поскольку индивидуальные коляски инвалидов не рассчитаны на погружение в воду.

Оборудование для обеспечения безопасности, которое безоговорочно является обязательным для водных программ адаптивного физического воспитания, включает типичное оборудование для проведения спасательных работ на воде, а также нескользкое покрытие для пола, пенопо- лиуретановые коврики с закрытыми ячейками для использования в случае эпилептических припад­ков, а также транспортные маты, чтобы накры­вать водосточные канавки.

Оборудование, используемое для поддержания положения тела в воде, является наиболее приме­чательным из всего, что можно увидеть в водных программах адаптивного физического воспитания. Поддерживающие устройства, применяющиеся в программах плавания для инвалидов, могут вклю­чать индивидуальные поддерживающие устрой­ства, пенополиуретановые трубы — " колбасы", секционные плоты и воротники. Самые разно­образные поддерживающие устройства, включая индивидуальные средства, водные крылья, буи, плавучие гантели и секционные плоты, являются важным вспомогательным средством при работе с занимающимися, которые не могут самостоя­тельно поддерживать надводное положение. Под­держивающие устройства могут использоваться для обеспечения безопасности (если они одобре­ны для использования в качестве спасательных средств), а также для ослабления или устранения страха у занимающихся. Поскольку такие устрой­ства помогают удержаться на воде в устойчивом положении и облегчают движения, они открыва­ют перед лицами с расстройствами двигательной функции новый мир, в котором им доступна сво­бода движений, невозможных на суше.

Несмотря на очевидную пользу поддерживаю­щих устройств, их использование может быть свя­зано с определенными проблемами. Например, они могут ограничивать самостоятельность, ес­ли занимающиеся используют их слишком долго перед тем, как перейти к плаванию без вспомога­тельных устройств. Кроме того, устройства, кото­рые были испытаны для применения здоровыми людьми, часто не могут быть использованы по предназначению занимающимися с нетипичным строением тела, неравномерным развитием мышц или мышечным тонусом, плохим контролем по­ложения головы. Поэтому учащиеся должны ис пользовать поддерживающие устройства только при наличии должного наблюдения, даже если эти устройства и были одобрены для применения соответствующими органами. В целом можно от­метить, что каждый человек с нарушениями име­ет настолько индивидуальные потребности, что очень тяжело использовать какие-либо универ­сальные правила или рекомендации относитель­но обеспечения их безопасности или плавучести. Очень важно знать индивидуальные особенности каждого пловца и его способности, а также про- " вести оценку горизонтальной сбалансированно­сти тела посредством использования поддержива­ющих приспособлений в различных положениях. Выталкивающая сила воды может быть исполь­зована для увеличения или уменьшения нагрузки при выполнении движений либо для поддержки занимающегося (Koury, 1996).

Оборудование, предназначенное для передви­жения в воде, позволяет человеку с нарушениями двигаться так, как это совершенно невозможно для него на суше. На способность передвигаться в во­де влияют отклонения от обтекаемого положения тела, неспособность поддерживать определенное положение тела в горизонтальной и латеральной плоскости, недостаточная сила, ограниченный диапазон подвижности, аномальная плавучесть, а также другие факторы, в том числе слабая коор­динация движений и непропорциональная фор­ма тела, которая может приводить к увеличению лобового сопротивления (USA Swimming, n. d. ). Первым шагом к эффективному передвижению в воде является расположение тела в возможно бо­лее обтекаемом и сбалансированном положении с использованием при необходимости поддер­живающих средств. Если занимающийся и после этого не может передвигаться в воде, нужно по­пробовать воспользоваться другими устройства­ми, например ручными лопатками и ластами для увеличения площади поверхности, выполняющей гребок, и, соответственно, движущей силы. Не за­бывайте о том, что во время официальных сорев­нований использование подобных устройств за­прещено. Инвалиды с ампутацией части или всей руки могут использовать плавательный протез ру­ки или пластиковые лопатки, пристегивающиеся к культе. Идеи в отношении подобных устройств и их применения можно найти в других публика­циях (Paciorek, Jones, 2001; Summerfold, 1993).

Повышенный интерес к занятиям физиче­скими упражнениями в воде привел к увеличе­нию количества разнообразных приспособлений для таких занятий. Подводные тредмилы, аквациклы, тренажерные станции для бассейна и степ-платформы для занятий в воде позволяют осуществлять тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной систем, мышечной силы и выносли­вости. Участники занятий физическими упражне­ниями в воде также используют поддерживающие устройства и устройства для увеличения сопро­тивления воды, разнообразные приспособления, которые можно удерживать в руках, тянуть или толкать, включая лопатки для пальцев и кисти, поддерживающие штанги для сохранения равнове­сия, поддерживающие жилеты и пояса для сохра­нения вертикального положения тела, перчатки с перепонками между пальцами, водонепроницае­мые утяжеления для кисти и лодыжек, трениро­вочные ласты, поддерживающие манжеты, пояса для водных лыж, поддерживающие воротники и пояса для бега в воде.

Мотивирующее оборудование предоставляет всем занимающимся, независимо от возраста, не­обходимый " толчок" для того, чтобы попытаться выполнить задания, которые в ином случае по­казались бы непомерными или скучными. Разли­чия в уровне развития, интересах и способности концентрировать внимание, которыми характери­зуются участники занятий адаптивного физиче­ского воспитания в воде, требуют использования различных подходов к обучению и рекреации. Привлекательное ярко окрашенное оборудование, нетоксичный и прочный инвентарь, игрушки, под­держивающие устройства и мячи помогают реали­зовать программы обучения, ориентированные на получение удовольствия. В число других устройств входят плавательные пояса, шары и другие пред­меты из пенополиуретана, многие из которых предусматривают возможность изменения плаву­чести. Пенополиуретановые " колбасы" — массив­ные, гибкие, плавучие " бревна" — стимулируют исследование водной среды и помогают получить удовольствие от занятий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...