Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие рекомендации по обучению




ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ

Каждый человек обладает уникальными осо­бенностями, поэтому индивидуализация является основой для создания безопасных, эффективных и соответствующих поставленным задачам про грамм. Следовательно, никогда не следует допу­скать, что все связанные с нарушением харак­терные признаки будут наблюдаться у всех лиц с однотипным диагнозом. Обобщение служит лишь для того, чтобы представить более обширную ин­формацию, которая может иметь отношение к за­нимающимся с определенным типом нарушений. Каждый учащийся должен быть обучен навыкам безопасного поведения в воде и плавания, чтобы чувствовать себя максимально безопасно и ком­фортно во время занятий. Выбор необходимых навыков и процесс обучения должны быть адап­тированы для удовлетворения потребностей каж­дого занимающегося (Lepore et al., 1998).

До начала обучения учитель должен собрать об ученике сведения из письменных и устных ис­точников, а также результаты наблюдения. Поми­мо ознакомления с предшествующими записями и проведения собеседования с занимающимся и его родственниками или опекунами, необходимо провести оценку текущего уровня его функцио­нальных способностей в воде. Общие рекоменда­ции в отношении обучения включают постанов­ку долговременных целей и краткосрочных задач повышения показателей, проведение анализа за­даний для освоения двигательных навыков, не­обходимых для занятий в воде, определение соответствующих способов подъема занимающе­гося из воды и его транспортировки, определение сигналов и команд, а также разработку методов удержания занимающегося и придания его телу положения, которое бы облегчило обучение. Зна­ние типичных особенностей нормального роста и развития поможет понять различия между дви­жениями, не соответствующими данному уровню развития, и движениями, которые еше просто не сформировались. Например, удар ногами " по- собачьи" — типичное, соответствующее развитию движение для большинства детей, однако после приобретения большего опыта и уменьшения страха, такой тип удара ногами недопустим при выполнении гребка кролем.

Прежде всего необходимо обучить основным навыкам безопасного поведения в воде, таким, как закрывание рта, переворачивание с живо­та на спину, изменение направления движения, вставание после падения в воде, восстановление вертикального положения из положений лежа на животе и на спине, а также использование стенки бассейна в качестве опоры. Все это поможет из­бавиться от страха перед изучением более слож­ных навыков. Уравновешенное положение тела в воде является важным условием приобретения

навыков. Инструктор по плаванию должен пока­зать ребенку с особыми потребностями, как пере­ворачиваться в горизонтальной и вертикальной плоскости, правильно располагать руки, ноги и голову, чтобы обучить его поддерживать тело в воде в устойчивом плавучем состоянии и чувство­вать себя комфортно. В качестве одного из мето­дов обучения поддержанию тела в воде в устой­чивом состоянии, применяющихся в адаптивном физическом воспитании, можно назвать метод Halliwick (Stanat, Lambeck, 2001).

И наконец, повысить эффективность обуче­ния можно благодаря использованию подсказок, связанных с чем-то уже знакомым для занимаю­щихся. Поскольку занятия плаванием проходят в такой уникальной среде, ученикам с наруше­ниями необходимы подсказки, которые отсылают их к ситуациям или предметам, с которыми они уже хорошо знакомы или знают как поступать. В качестве примера можно привести следующую подсказку-сравнение: " двигай своими руками так, будто ты открываешь и закрываешь занавески", которой можно воспользоваться для описания движения рук при ходьбе в воде или выполнении гребков руками.

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ В ВОДЕ

Разработка индивидуальных программ обу­чения начинается с определения навыков, кото­рые требуется изучить занимающемуся, и оценки текущего уровня развития этих навыков. Перед проведением оценки инструктор должен опреде­лить, какие навыки он будет оценивать. Чтобы установить приоритетность навыков, необходи­мо получить у занимающегося или его опекуна ответы на следующие вопросы: Что привлекает школьника в обучении? Каким навыкам безо­пасного поведения в воде его необходимо будет обучить? Где еще занимающийся сможет ис­пользовать приобретенные навыки за пределами класса? Кто из его одноклассников занимается в бассейне? Какое оборудование для занятий име­ет в своем распоряжении семья ребенка? Како­вы потребности занимающегося в медицинском обслуживании, терапии, обучении и проведе­нии досуга? После составления списка всех на­выков, которые могут быть важны для обучения или тестирования занимающегося, инструктор изучает список, чтобы удалить повторения. На­выки, которые чаще всего упоминаются в от­ветах на перечисленные вопросы, должны стать приоритетными при проведении оценки (а затем и при обучении, если обнаружится, что уровень их развития недостаточен). После этого необхо­димо определить набор тестов, которые позволят оценить текущий уровень развития выделенных навыков (Block, 2000).

Инструкторы плавания для оценки уровня на­выков, необходимых для занятий физическими упражнениями в воде, обычно используют кон­трольные списки, построенные на основе учеб­ных планов либо с использованием экологиче­ского подхода, или рубрики (рис. 25. 2). В число качеств, оцениваемых на основе учебных планов, входят те, которые понадобятся занимающемуся для успешного обучения в объединенном классе. Программа обучения Американского Красного Креста, уровни 1—6 (American Red Cross, 2004), Программы обучения плаванию Христианско­го союза молодежи США (YMCA of the USA, 1999), а также программы обучения общества SwimAmerica (SwimAmerica, n. d. ) представляют собой примеры учебных планов, которые ин­структор может использовать в качестве основы для определения навыков и включения в кон­трольный список оценки.

Можно также воспользоваться экологическим подходом. Основанные на использовании данного подхода оценки включают навыки, необходимые занимающемуся в настоящее время и в будущем. Оценка уровня развития навыков такого рода мо­жет включать компоненты оценки, построенной на основе учебных планов, в сочетании с инди­видуальными навыками, не упоминающимися в общей программе обучения, такими, как вход в бассейн и выход из него, необходимая одежда, использование соответствующей терминологии на занятиях плаванием, умение плавать с кругом, использование поддерживающих устройств или удаление воды изо рта. Всему этому необходимо обучить учащихся, однако эти знания не всегда включают в общую программу занятий по плава­нию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...