Общие рекомендации по обучению
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ Каждый человек обладает уникальными особенностями, поэтому индивидуализация является основой для создания безопасных, эффективных и соответствующих поставленным задачам про грамм. Следовательно, никогда не следует допускать, что все связанные с нарушением характерные признаки будут наблюдаться у всех лиц с однотипным диагнозом. Обобщение служит лишь для того, чтобы представить более обширную информацию, которая может иметь отношение к занимающимся с определенным типом нарушений. Каждый учащийся должен быть обучен навыкам безопасного поведения в воде и плавания, чтобы чувствовать себя максимально безопасно и комфортно во время занятий. Выбор необходимых навыков и процесс обучения должны быть адаптированы для удовлетворения потребностей каждого занимающегося (Lepore et al., 1998). До начала обучения учитель должен собрать об ученике сведения из письменных и устных источников, а также результаты наблюдения. Помимо ознакомления с предшествующими записями и проведения собеседования с занимающимся и его родственниками или опекунами, необходимо провести оценку текущего уровня его функциональных способностей в воде. Общие рекомендации в отношении обучения включают постановку долговременных целей и краткосрочных задач повышения показателей, проведение анализа заданий для освоения двигательных навыков, необходимых для занятий в воде, определение соответствующих способов подъема занимающегося из воды и его транспортировки, определение сигналов и команд, а также разработку методов удержания занимающегося и придания его телу положения, которое бы облегчило обучение. Знание типичных особенностей нормального роста и развития поможет понять различия между движениями, не соответствующими данному уровню развития, и движениями, которые еше просто не сформировались. Например, удар ногами " по- собачьи" — типичное, соответствующее развитию движение для большинства детей, однако после приобретения большего опыта и уменьшения страха, такой тип удара ногами недопустим при выполнении гребка кролем.
Прежде всего необходимо обучить основным навыкам безопасного поведения в воде, таким, как закрывание рта, переворачивание с живота на спину, изменение направления движения, вставание после падения в воде, восстановление вертикального положения из положений лежа на животе и на спине, а также использование стенки бассейна в качестве опоры. Все это поможет избавиться от страха перед изучением более сложных навыков. Уравновешенное положение тела в воде является важным условием приобретения навыков. Инструктор по плаванию должен показать ребенку с особыми потребностями, как переворачиваться в горизонтальной и вертикальной плоскости, правильно располагать руки, ноги и голову, чтобы обучить его поддерживать тело в воде в устойчивом плавучем состоянии и чувствовать себя комфортно. В качестве одного из методов обучения поддержанию тела в воде в устойчивом состоянии, применяющихся в адаптивном физическом воспитании, можно назвать метод Halliwick (Stanat, Lambeck, 2001). И наконец, повысить эффективность обучения можно благодаря использованию подсказок, связанных с чем-то уже знакомым для занимающихся. Поскольку занятия плаванием проходят в такой уникальной среде, ученикам с нарушениями необходимы подсказки, которые отсылают их к ситуациям или предметам, с которыми они уже хорошо знакомы или знают как поступать. В качестве примера можно привести следующую подсказку-сравнение: " двигай своими руками так, будто ты открываешь и закрываешь занавески", которой можно воспользоваться для описания движения рук при ходьбе в воде или выполнении гребков руками.
ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ В ВОДЕ Разработка индивидуальных программ обучения начинается с определения навыков, которые требуется изучить занимающемуся, и оценки текущего уровня развития этих навыков. Перед проведением оценки инструктор должен определить, какие навыки он будет оценивать. Чтобы установить приоритетность навыков, необходимо получить у занимающегося или его опекуна ответы на следующие вопросы: Что привлекает школьника в обучении? Каким навыкам безопасного поведения в воде его необходимо будет обучить? Где еще занимающийся сможет использовать приобретенные навыки за пределами класса? Кто из его одноклассников занимается в бассейне? Какое оборудование для занятий имеет в своем распоряжении семья ребенка? Каковы потребности занимающегося в медицинском обслуживании, терапии, обучении и проведении досуга? После составления списка всех навыков, которые могут быть важны для обучения или тестирования занимающегося, инструктор изучает список, чтобы удалить повторения. Навыки, которые чаще всего упоминаются в ответах на перечисленные вопросы, должны стать приоритетными при проведении оценки (а затем и при обучении, если обнаружится, что уровень их развития недостаточен). После этого необходимо определить набор тестов, которые позволят оценить текущий уровень развития выделенных навыков (Block, 2000). Инструкторы плавания для оценки уровня навыков, необходимых для занятий физическими упражнениями в воде, обычно используют контрольные списки, построенные на основе учебных планов либо с использованием экологического подхода, или рубрики (рис. 25. 2). В число качеств, оцениваемых на основе учебных планов, входят те, которые понадобятся занимающемуся для успешного обучения в объединенном классе. Программа обучения Американского Красного Креста, уровни 1—6 (American Red Cross, 2004), Программы обучения плаванию Христианского союза молодежи США (YMCA of the USA, 1999), а также программы обучения общества SwimAmerica (SwimAmerica, n. d. ) представляют собой примеры учебных планов, которые инструктор может использовать в качестве основы для определения навыков и включения в контрольный список оценки.
Можно также воспользоваться экологическим подходом. Основанные на использовании данного подхода оценки включают навыки, необходимые занимающемуся в настоящее время и в будущем. Оценка уровня развития навыков такого рода может включать компоненты оценки, построенной на основе учебных планов, в сочетании с индивидуальными навыками, не упоминающимися в общей программе обучения, такими, как вход в бассейн и выход из него, необходимая одежда, использование соответствующей терминологии на занятиях плаванием, умение плавать с кругом, использование поддерживающих устройств или удаление воды изо рта. Всему этому необходимо обучить учащихся, однако эти знания не всегда включают в общую программу занятий по плаванию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|