Удовлетворение особых потребностей занимающихся
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОСОБЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ Для удовлетворения различных потребностей занимающихся в ходе безопасных, результативных, соответствующих возрасту и уровню развития занятий физическими упражнениями в воде требуется знать некоторые особые черты (особенности) обучаемых. В то же время важно помнить, что эти черты применимы не к каждому индивидууму определенной категории. Рекомендации для проведения учебных занятий с лицами, имеющими психические, зрительные нарушения или глухоту, во многом подобны тем, которые используются для проведения занятий на суше, поэтому читатель может обратиться к главам 8-13 и воспользоваться представленной там общей информацией, адаптировав ее к условиям занятий в воде. Рекомендации по обучению плаванию больных церебральным параличом Многие изменения стилей плавания связаны с ограниченным диапазоном подвижности. Попытайтесь в индивидуальном порядке воспользоваться возможностью восстановления функции верхних конечностей, особенно для плавания кролем на груди. • Температуру воды следует поддерживать в пределах 30-32 °С, а температуру воздуха примерно на 4 °С выше. • Следите за тем, чтобы лицо внезапно не погрузилось в воду; больные церебральным параличом обычно плохо откашливаются и не могут хорошо очищать горло от воды. • Занимающимся с контрактурами сгибания кисти рекомендуется воспользоваться лопатками для рук. • Используйте стили плавания на спине, которые исключают необходимость контроля положения головы при ритмичном дыхании. . При выполнении упражнений или плавании в положении на животе следует надевать поддерживающий пояс на грудную клетку под руки (с застежкой на спине), чтобы приподнять верхнюю часть тела и голову над водой.
Для лиц, у которых сохранились примитивные рефлексы, можно использовать следующие рекомендации: • Внезапные звуки, движения или плеск воды могут инициировать резкие рефлекторные движения, которые могут привести к потере безопасного положения занимающегося в воде. Держитесь ближе к голове занимающегося, чтобы при необходимости предотвратить внезапное погружение. • Лицам, сохранившим примитивные рефлексы, следует позволить пользоваться поддерживающими воротниками для удержания головы над водой. • У лиц, сохранивших контроль рефлексов, переразгибание шеи или поворот головы в сторону может повлиять на контроль конечностей. В таких случаях рекомендуйте применять переворот всего тела на спину для восстановления дыхания или использование дыхательной трубки. • Избегайте быстрых движений и внезапных движений конечностей. Для лиц с повышенным мышечным тонусом предпочтительнее использовать медленные движения и спокойные прикосновения. » Следует учитывать возможность внезапных спастических движений при переносе в бассейн и обратно. Используйте для осуществления переноса занимающегося достаточное количество персонала и положите на пол вместе переноса мат. • Предложите занимающимся в положении лежа на спине слегка нагибать голову вперед. Если в положении лежа на спине голова откинута назад, это сопровождается открыванием рта и разгибанием рук. • Удерживайте занимающихся в устойчивом положении, поскольку пребывание тела в воде в неустойчивом положении или ожидание падения приводит к тому, что мышцы туловища чрезмерно напряжены, руки и ноги непроизвольно сгибаются и разгибаются, а рот открывается. • Используйте положения, которые подавляют рефлексы, например, нейтральное или слегка наклоненное в сторону груди положение подбородка и полное расположение головы между плечами. Бедра и колени должны быть слегка согнуты.
• Насколько это возможно, используйте симметричные упражнения (обе стороны тела одновременно выполняют одинаковые движения), например, плавание стилем брасс, на спине или обратный брасс, а также легкие гребковые движения обеими руками или кистями рук для передвижения. • Следует с осторожностью использовать нож- ницеподобные или попеременные гребки ногами, поскольку они могут стимулировать перекрестный разгибательный рефлекс, вызывающий скрещивание ног. В случае скрещивания ног помещайте во время плавания между коленями кусок поролона, не доставляющий неудобства.
Лица с церебральным параличом У лиц с церебральным параличом могут наблюдаться навыки, характер и степень развития которых зависит от типа и тяжести заболевания, а также того, какие части тела им затронуты. Рекомендации для проведения учебных занятий плаванием с больными церебральным параличом представлены в следующих подразделах.
Лица с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата Пациенты с нарушениями функции опорно- двигательного аппарата могут обладать самыми различными возможностями и особенностями. Им также присущи некоторые сходные черты, которые следует учитывать при проведении занятий в воде. У больных из этой группы может быть нарушена способность удерживать равновесие, плавучесть, положение тела и диапазон подвижности. Лица, страдающие артрогрипозом, ампутациями, нанизмом, спинномозговой грыжей (spina bifida), травмами спинного мозга, несовершенным остео- генезом, травматическими поражениями головного мозга, инсультом, заболеваниями опорно- двигательного аппарата, рассеянным склерозом, мышечной дистрофией или злокачественной миастенией, могут воспользоваться рекомендациями, приведенными далее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|