Глава 25. Физические упражнения вводе. Положительное воздействие занятий адаптивного физического воспитания в воде
ГЛАВА 25 ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ВВОДЕ Моника JIunop ______ Джек—мальчик 8 лет, которому для занятий физическим воспитанием по общешкольной программе требуется полная физическая помощь. Родители Джека обратились в школьный округ с просьбой оценить возможности занятий физическим воспитанием и определить, приносят ли Джеку в настоящее время пользу занятия и оказываемая ему помощь. Родители мальчика заметили, что наибольшую самостоятельность при выполнении движений их сын проявляет в бассейне с надетыми поддерживающими средствами, поэтому они попросили при проведении оценки в качестве одного из оцениваемых компонентов включить и плавание. Во время оценки возможностей участия в наземных занятиях физического воспитания стало очевидным, что Джек не может заниматься двигательной активностью без вмешательства взрослых. Он оказался неспособным непрерывно выполнять произвольные движения преодолевающего характера и не смог добиться повышения уровня ЧСС без посторонней помощи. В то же время в бассейне Джек при использовании воротника, поддерживающего голову и шею, смог достичь повышения ЧСС на 40 уд мин~1 без помощи тренера. Кроме того, он непрерывно двигал руками и ногами в течение 9 минут без всякого побуждения со стороны. На основе этой информации комиссия по разработке IEP приняла решение о том, что с ребенком за счет школьного округа помимо занятий физкультурой по общей программе должны проводиться занятия адаптивным физическим воспитанием в воде.
Этот случай показывает, что занятия адаптивного физического воспитания в воде могут дополнять программу занятий адаптивного физического воспитания на суше. Цель этой главы — познакомить читателя с достоинствами программ занятий физическими упражнениями в воде, проиллюстрировать основные принципы адаптивной физкультуры в воде и предоставить информацию, необходимую для удовлетворения потребностей учащихся с нарушениями в программах занятий физическими упражнениями в воде.
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВОДЕ Занятия в воде в рамках программы физического воспитания способствуют повышению уровня физической подготовленности и развитию двигательных навыков у детей с нарушениями. В истории, рассказанной в начале главы, родители Джека, руководствуясь своими законными правами, обратились с просьбой о включении занятий плаванием в индивидуальную программу обучения их сына, поскольку физические упражнения в воде перечислены в качестве компонента физического воспитания в рамках Закона об образовании лиц с психическими и физическими нарушениями (IDEA, закон PL 105-17). Администрация школьных округов должна понимать, что физические упражнения в воде не являются роскошью и не предназначаются в качестве терапевтического средства. Адаптивное физическое воспитание в воде означает изменение условий обучения, навыков, оборудования и методик обучения так, чтобы они подходили для занятий с инвалидами. Адаптивное физическое воспитание в воде включает все типы двигательной активности в воде, в том числе обучение плаванию и соревновательное плавание, гребной спорт, аквааэробику, а также ныряние и подводное плавание с аквалангом (AAHPERD- AAALF, 1996). Учителя физического воспитания, школьная администрация, родители, персонал, ответственный за предоставление сопутствующих услуг, и учителя специального образования должны иметь представление о пользе занятий физическими упражнениями в воде и их роли в обучении ребенка. Положительное физическое и психосоциальное воздействие занятий физическими упражнениями в воде на организм детей с нарушениями более выражено и заметно, чем на организм здоровых детей. Благодаря выталкивающей силе, действующей на любое погруженное в воду тело, многие инвалиды, чьи нарушения препятствуют их способности передвигаться самостоятельно на суше, могут самостоятельно двигаться в водной среде без помощи ортезов, костылей, ходунков или инвалидной коляски. Хотя использование терапевтического воздействия занятий физическими упражнениями в воде не входит в задачи адаптивного физического воспитания в воде, теплая вода способствует релаксации мышц, увеличению подвижности суставов, повышению мышечной силы и выносливости (Koury, 1996). Плавание укрепляет мышцы, обеспечивающие поддержание осанки, а это необходимо для развития навыков локомоции и контроля объектов. Вода поддерживает тело, позволяя человеку с нарушениями набраться сил для дальнейшего передвижения на суше. Физические упражнения в воде развивают контроль дыхания и повышают уровень функциональных показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Выдувание пузырей в воду, задержка дыхания и ритмичные вдохи—выдохи, чередующиеся с гребком, во время плавания улучшают функцию дыхательной системы и моторный контроль мышц рта, способствуя развитию речи (Martin, 1983; рис. 25. 1). Хорошо продуманные и проведенные занятия в воде оказывают положительное воздействие и позволяют удовлетворить индивидуальные потребности благодаря созданию условий, способствующих психосоциальному и когнитивному развитию. Когда индивидуум с физическими нарушениями учится двигаться в воде без посторонней помощи, происходит развитие его самооценки и самоконтроля. Более того, свобода движений, которую человек получает в воде, поднимает душевный настрой и является стимулом для повышения эффективности других аспектов реабилитации (Koury, 1996).
Рисунок 25. 1 — Упражнения для развития контроля дыхания помогают развивать двигательный контроль мышц рта
Мотивационные и терапевтические качества воды создают среду, стимулирующую обучение. Некоторые учителя используют занятия в воде для обучения другим предметам, успешно применяя для закрепления когнитивных концепций игры в воде и другие виды деятельности, ориентированные на изучение арифметики, произношения, чтения и других навыков. Помимо всего прочего, такие занятия помогают занимающимся стать более рассудительными и улучшают их ориентацию в окружающем пространстве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|