Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 25. Физические упражнения вводе. Положительное воздействие занятий адаптивного физического воспитания в воде




ГЛАВА 25

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ВВОДЕ

Моника JIunop        ______

Джек—мальчик 8 лет, которому для занятий физическим воспитанием по общешколь­ной программе требуется полная физическая помощь. Родители Джека обратились в школьный округ с просьбой оценить возможности занятий физическим воспитанием и определить, приносят ли Джеку в настоящее время пользу занятия и оказываемая ему помощь. Родители мальчика заметили, что наибольшую самостоятельность при вы­полнении движений их сын проявляет в бассейне с надетыми поддерживающими сред­ствами, поэтому они попросили при проведении оценки в качестве одного из оценивае­мых компонентов включить и плавание. Во время оценки возможностей участия в наземных занятиях физического воспитания стало очевидным, что Джек не может заниматься двигательной активностью без вме­шательства взрослых. Он оказался неспособным непрерывно выполнять произвольные движения преодолевающего характера и не смог добиться повышения уровня ЧСС без посторонней помощи. В то же время в бассейне Джек при использовании воротника, поддерживающего голову и шею, смог достичь повышения ЧСС на 40 уд мин~1 без помо­щи тренера. Кроме того, он непрерывно двигал руками и ногами в течение 9 минут без всякого побуждения со стороны. На основе этой информации комиссия по разработке IEP приняла решение о том, что с ребенком за счет школьного округа помимо занятий физкультурой по общей программе должны проводиться занятия адаптивным физиче­ским воспитанием в воде.

 

Этот случай показывает, что занятия адаптив­ного физического воспитания в воде могут дополнять программу занятий адаптивного физи­ческого воспитания на суше. Цель этой главы — познакомить читателя с достоинствами программ занятий физическими упражнениями в воде, про­иллюстрировать основные принципы адаптивной физкультуры в воде и предоставить информацию, необходимую для удовлетворения потребностей учащихся с нарушениями в программах занятий физическими упражнениями в воде.

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВОДЕ

Занятия в воде в рамках программы физи­ческого воспитания способствуют повышению

уровня физической подготовленности и развитию двигательных навыков у детей с нарушениями. В истории, рассказанной в начале главы, родители Джека, руководствуясь своими законными права­ми, обратились с просьбой о включении занятий плаванием в индивидуальную программу обуче­ния их сына, поскольку физические упражнения в воде перечислены в качестве компонента физи­ческого воспитания в рамках Закона об образова­нии лиц с психическими и физическими наруше­ниями (IDEA, закон PL 105-17). Администрация школьных округов должна понимать, что физиче­ские упражнения в воде не являются роскошью и не предназначаются в качестве терапевтического средства. Адаптивное физическое воспитание в воде означает изменение условий обучения, навыков, оборудования и методик обучения так, чтобы они подходили для занятий с инвалидами. Адаптивное физическое воспитание в воде включает все ти­пы двигательной активности в воде, в том числе обучение плаванию и соревновательное плавание, гребной спорт, аквааэробику, а также ныряние и подводное плавание с аквалангом (AAHPERD- AAALF, 1996).

Учителя физического воспитания, школьная администрация, родители, персонал, ответствен­ный за предоставление сопутствующих услуг, и учителя специального образования должны иметь представление о пользе занятий физическими упражнениями в воде и их роли в обучении ре­бенка. Положительное физическое и психосоци­альное воздействие занятий физическими упраж­нениями в воде на организм детей с нарушениями более выражено и заметно, чем на организм здо­ровых детей. Благодаря выталкивающей силе, действующей на любое погруженное в воду тело, многие инвалиды, чьи нарушения препятствуют их способности передвигаться самостоятельно на суше, могут самостоятельно двигаться в водной среде без помощи ортезов, костылей, ходунков или инвалидной коляски. Хотя использование те­рапевтического воздействия занятий физически­ми упражнениями в воде не входит в задачи адап­тивного физического воспитания в воде, теплая вода способствует релаксации мышц, увеличению подвижности суставов, повышению мышечной силы и выносливости (Koury, 1996). Плавание укрепляет мышцы, обеспечивающие поддержание осанки, а это необходимо для развития навыков локомоции и контроля объектов. Вода поддер­живает тело, позволяя человеку с нарушениями набраться сил для дальнейшего передвижения на суше. Физические упражнения в воде развивают контроль дыхания и повышают уровень функ­циональных показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Выдувание пузырей в воду, задержка дыхания и ритмичные вдохи—выдо­хи, чередующиеся с гребком, во время плавания улучшают функцию дыхательной системы и мо­торный контроль мышц рта, способствуя разви­тию речи (Martin, 1983; рис. 25. 1). Хорошо продуманные и проведенные занятия в воде оказывают положительное воздействие и позволяют удовлетворить индивидуальные по­требности благодаря созданию условий, способ­ствующих психосоциальному и когнитивному развитию. Когда индивидуум с физическими на­рушениями учится двигаться в воде без посто­ронней помощи, происходит развитие его са­мооценки и самоконтроля. Более того, свобода движений, которую человек получает в воде, поднимает душевный настрой и является стимулом для повышения эффективности других аспектов реабилитации (Koury, 1996).

Рисунок 25. 1 — Упражнения для развития контроля дыхания помогают развивать двигательный контроль мышц рта

 

Мотивационные и терапевтические качества воды создают среду, стимулирующую обучение. Некоторые учителя используют занятия в воде для обучения другим предметам, успешно при­меняя для закрепления когнитивных концепций игры в воде и другие виды деятельности, ориен­тированные на изучение арифметики, произно­шения, чтения и других навыков. Помимо всего прочего, такие занятия помогают занимающимся стать более рассудительными и улучшают их ори­ентацию в окружающем пространстве.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...