Адаптация навыков плавания в занятиях с инвалидами
АДАПТАЦИЯ НАВЫКОВ ПЛАВАНИЯ В ЗАНЯТИЯХ С ИНВАЛИДАМИ Прежде чем приступить к адаптации навыков плавания, которая позволит удовлетворить индивидуальные потребности занимающегося, инструктор должен проанализировать, почему этот навык необходим, а также как и где его можно использовать. Некоторые пловцы хотят пройти квалификационные тесты по программе плавания Американского Красного Креста, некоторые — повысить уровень кардиореспираторной выносливости или даже вступить в общество пловцов. Столь различные цели занятий плаванием могут потребовать от инструктора использования различных подходов для адаптации стиля плавания и других навыков движения в воде. При адаптации стиля плавания следует учитывать следующие важные моменты: • Какие физические ограничения накладывают нарушения или заболевания, имеющиеся у занимающегося? • Какой способ движения в воде будет наиболее эффективным, учитывая имеющиеся у занимающегося физические ограничения? • Какие движения могут усилить или ослабить боль, ухудшить или улучшить состояние занимающегося? • Каким образом можно адаптировать стиль плавания или навык, чтобы свести к минимуму его отличия от исходного варианта? • Каким инвентарем можно воспользоваться, чтобы облегчить процесс овладения навыком? • Почему занимающийся хочет овладеть данным навыком? Инструктору при этом может понадобиться: • коррекция положения тела занимающегося в воде с помощью поддерживающих средств, • изменить характер толчковых движений конечностей, • адаптировать ритмичность и способ дыхания. Коррекция положения тела занимающегося обычно применяется для лиц с такими нарушениями, как церебральный паралич, инсульт, травматическое поражение головного мозга, спинномозговая грыжа (spina bifida), ожирение, ампутация конечностей, мышечная дистрофия, полиомиелит или травматические поражения спинного мозга. Вследствие отклонений от нормы, связанных с распределением и соотношением мышечной и жировой ткани, у многих больных с физическими нарушениями расположение центра тяжести и центра плавучести может быть смещенным. В таких случаях важно найти наиболее эффективное положение тела и поэкспериментировать с различными плавательными приспособлениями и отягощениями (например, пояс и грузы, прикрепляемые на ноги, надувные нарукавники, пено- полиуретановые плавательные " колбасы", спасательные трубы, спасательные жилеты, пояса для водных лыж). Положение тела, приближенное к горизонтальному, является наиболее обтекаемым и эффективны
Кроме того, может потребоваться изменить характер движений конечностми занимающегося. Типичные эффективные толчковые движения могут оказаться непригодными вследствие контрактур, атрофии мышц или отсутствия конечностей. Следует попытаться изменить идеальное для кроля на груди S-образное положение рук при гребке на модифицированное С- или J-образное положение. Изменение толчковых движений ногами может включать увеличение сгибания ног в коленях при попеременном движении их вверх- вниз, использование скрестного движения ногами " ножницы" во время вдоха при плавании кролем на груди или использование ласт для выполнения волнообразных движений ногами, как в баттерфляе, в сочетании с любым другим стилем плавания. В качестве модификаций типа дыхания можно использовать вдохи в одну сторону, чередование вдохов в разные стороны, дыхание с подниманием головы вперед, переворачиванием на спину для дыхания или дыхание через трубку. Занимающихся можно обучить взрывному дыханию, дыханию только через рот или дыханию с использованием техники закрытой гортани.
К числу нефизических приспособлений можно отнести обучение в последовательности, соответствующей уровню развития, регулярное проведение тренировочных занятий, подробный традиционный или экологический анализ заданий, применение вербальных и визуальных сигналов, повторение указаний и изменение целей занятий. ОРИЕНТАЦИЯ НА ВОДНУЮ СРЕДУ Развитие двигательных навыков в воде основано на готовности занимающегося к освоению этих навыков, к пониманию цели, возможностей практической тренировки, а также способности воспринять комментарии и оценку инструктора. Ориентация занимающегося нацелена на водную среду и другие физические и психологические факторы. Физиологические факторы связаны с тем, как анатомические и физиологические особенности строения организма влияют на способность к обучению (как и что может изучать). Сюда можно отнести влияние нарушений и принимаемых лекарственных препаратов на все системы организма. Занимающийся может оказаться не готов к овладению навыком с неврологической точки зрения вследствие травмы головного мозга, недостаточной зрелости центральной нервной системы или задержки развития. Если инструктор понимает, как нарушение влияет на процесс обучения, и организует учебный процесс в последовательности, соответствующей уровню развития, результативность обучения возрастает (Langendorfer, Bruya, 1995). С психологической точки зрения, каждый индивидуум уникален и обучается в своем собственном темпе в зависимости от ряда психологических факторов. Лица с нарушениями могут иметь особенности психологии, препятствующие приобретению навыков, необходимых для занятий физическими упражнениями в воде. Прежде чем приступать к разработке стратегии обучения, следует проанализировать такие психологические факторы, как тревожность и когнитивная готовность. Тревожность во время обучения плаванию обусловлена, главным образом, страхом и чувством дискомфорта, которые подавляют психологическое привыкание к водной среде. Несмотря на то что новым или напуганным занимающимся требуется определенное время для такого привыкания, для лиц с нарушениями ситуация может оказаться еще более сложной. Плохой контроль дыхания вследствие нарушения функции мышц рта, астмы, повышенного или пониженного мышечного тонуса ограничивает способность к обучению ритмичному дыханию и задержке дыхания. Эти и другие проблемы, например неспособность взяться и удерживаться за стенку бассейна, повышают вероятность того, что страх и тревожность существенно повлияют на готовность к обучению плаванию некоторых инвалидов. Факторы, которые могут вызвать беспокойство у занимающегося, включают страх перед угрозой утопления, предшествующий отрицательный опыт — неожиданные погружения в воду или захлебывание в воде, страх, подкрепленный предупреждениями (например, " Отойди от воды, а то упадешь и утонешь! " ), переворачивание с лодкой, падение при ударе волны или чувство незащищенности, обусловленное ограниченными физическими способностями или незнакомым окружением (Lepore et al., 1998).
Страх стимулирует физиологические реакции, в частности повышение мышечного тонуса, усиление непроизвольных мышечных сокращений и утрату способности держаться на плаву. Страх и чувство опасности препятствуют успешному обучению плаванию. Помочь занимающимся избавиться от прежних страхов и тревог, чтобы они могли овладеть навыками, которые помогут им чувствовать себя в воде безопаснее, — первый шаг в обучении плаванию. Когда занимающиеся освобождаются от страха, они готовы к обучению. Далее приведены рекомендации, взятые из Руководства программы по плаванию и водным видам спорта для родителей, детей дошкольного и школьного возраста (YMCA of the USA, 1999а), которые должны способствовать повышению комфорта и ослаблению страха. Эти рекомендации можно применять для занимающихся любого возраста: • Предоставить дополнительное время для привыкания занимающимся с повышенным уровнем тревожности или страха. • Проявлять терпение, но не потакать.
• Мягко направлять, но не принуждать. • Объяснять все спокойным, тихим, размеренным голосом. • Проводить обучение на небольшой глубине или на постепенно понижающейся плоскости. • Использовать преимущественно несоревновательные виды активности. • Если вода при попадании в глаза вызывает раздражение, предложите занимающимся использовать очки или маску. • В случае беспокойного поведения или плача ребенка отвлеките его внимание ярким инвентарем или обсуждением его любимого блюда. • Чаще называйте занимающихся по имени; улыбайтесь им и хвалите их даже за небольшие достижения в привыкании к водной среде. • В индивидуальном порядке проведите оценку готовности к урокам плавания. Используйте системы оценки, например " Aquatic Readiness Assessment tool" (Langendorfer, Bruya, 1995). Данная система оценки позволяет оценить такие аспекты, как вход в воду, контроль дыхания, плавучесть и положение тела в воде, движения руками, движения ногами, а также совместные движения конечностями. Опасения развеиваются, когда инструктор и занимающийся свободно общаются между собой. Помимо навыков общения, глубокое понимание потребностей учащегося, оказание ему необходимой помощи в раздевалке, помещении бассейна и в самом бассейне также будут способствовать формированию взаимоотношений, основанных на доверии. Умение обращаться со всем специальным инвентарем, инвалидными колясками и поддерживающими устройствами создаст атмосферу эффективности и безопасности, в которой занимающиеся будут чувствовать себя комфортно. Точно так же, твердая и уверенная физическая поддержка, настолько близкая, насколько этого требует безопасность и позволяет удобство занимающегося, является свидетельством внимания и заботы и порождает доверие и взаимопонимание (Lepore et al., 1995). Кроме того, обстановка, в которой инструктор последовательно проявляет свою индивидуальность, применяет гибкие и обоснованные методы поддержания дисциплины, использует успокаивающие устные заверения, а также обеспечивает сбалансированный и контролируемый физический контакт, способствует формированию доверия, ощущения безопасности и психологическому привыканию. Для создания более комфортной обстановки инструктор по плаванию должен использовать интересные виды деятельности, а не однообразные тренировочные упражнения. Игры, музыка и инвентарь помогут боязливому ребенку повысить готовность к принятию условий занятий двигательной активностью в воде. Такие игровые виды деятельности, как собирание цветов, когда пластиковые цветы на разном расстоянии закрепляют на бортике бассейна, помогают боязливому ученику незаметно для себя привыкнуть к обстановке бассейна. К числу других видов двигательной активности можно отнести кадриль и социальные танцы; подвижные обучающие игры; наземные игры и такое упражнение, как бросание баскетбольного или пенополиуретанового мяча в надувные баллоны. Такие занятия позволяют сформировать сферу привычных для занимающегося видов деятельности, от которых инструктор может перейти к заданиям, непосредственно связанным с обучением плаванию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|