Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Адаптация навыков плавания в занятиях с инвалидами




АДАПТАЦИЯ НАВЫКОВ ПЛАВАНИЯ В ЗАНЯТИЯХ С ИНВАЛИДАМИ

Прежде чем приступить к адаптации навыков плавания, которая позволит удовлетворить ин­дивидуальные потребности занимающегося, ин­структор должен проанализировать, почему этот навык необходим, а также как и где его можно использовать. Некоторые пловцы хотят пройти квалификационные тесты по программе плавания

Американского Красного Креста, некоторые — повысить уровень кардиореспираторной вынос­ливости или даже вступить в общество пловцов. Столь различные цели занятий плаванием могут потребовать от инструктора использования раз­личных подходов для адаптации стиля плавания и других навыков движения в воде. При адапта­ции стиля плавания следует учитывать следующие

важные моменты:

• Какие физические ограничения накладыва­ют нарушения или заболевания, имеющиеся у за­нимающегося?

• Какой способ движения в воде будет наи­более эффективным, учитывая имеющиеся у за­нимающегося физические ограничения?

• Какие движения могут усилить или ослабить боль, ухудшить или улучшить состояние занима­ющегося?

• Каким образом можно адаптировать стиль плавания или навык, чтобы свести к минимуму его отличия от исходного варианта?

• Каким инвентарем можно воспользоваться, чтобы облегчить процесс овладения навыком?

• Почему занимающийся хочет овладеть дан­ным навыком?

Инструктору при этом может понадобиться:

• коррекция положения тела занимающегося в воде с помощью поддерживающих средств,

• изменить характер толчковых движений ко­нечностей,

• адаптировать ритмичность и способ дыхания.

Коррекция положения тела занимающегося

обычно применяется для лиц с такими нарушени­ями, как церебральный паралич, инсульт, травма­тическое поражение головного мозга, спинномоз­говая грыжа (spina bifida), ожирение, ампутация конечностей, мышечная дистрофия, полиомиелит или травматические поражения спинного мозга. Вследствие отклонений от нормы, связанных с распределением и соотношением мышечной и жировой ткани, у многих больных с физически­ми нарушениями расположение центра тяжести и центра плавучести может быть смещенным. В таких случаях важно найти наиболее эффектив­ное положение тела и поэкспериментировать с различными плавательными приспособлениями и отягощениями (например, пояс и грузы, прикре­пляемые на ноги, надувные нарукавники, пено- полиуретановые плавательные " колбасы", спаса­тельные трубы, спасательные жилеты, пояса для водных лыж). Положение тела, приближенное к горизонтальному, является наиболее обтекаемым и эффективны

 

 

 

Кроме того, может потребоваться изменить характер движений конечностми занимающего­ся. Типичные эффективные толчковые движения могут оказаться непригодными вследствие кон­трактур, атрофии мышц или отсутствия конечно­стей. Следует попытаться изменить идеальное для кроля на груди S-образное положение рук при гребке на модифицированное С- или J-образное положение. Изменение толчковых движений но­гами может включать увеличение сгибания ног в коленях при попеременном движении их вверх- вниз, использование скрестного движения но­гами " ножницы" во время вдоха при плавании кролем на груди или использование ласт для вы­полнения волнообразных движений ногами, как в баттерфляе, в сочетании с любым другим стилем плавания.

В качестве модификаций типа дыхания можно использовать вдохи в одну сторону, чередование вдохов в разные стороны, дыхание с подниманием головы вперед, переворачиванием на спину для дыхания или дыхание через трубку. Занимающих­ся можно обучить взрывному дыханию, дыханию только через рот или дыханию с использованием техники закрытой гортани.

К числу нефизических приспособлений мож­но отнести обучение в последовательности, со­ответствующей уровню развития, регулярное проведение тренировочных занятий, подробный традиционный или экологический анализ зада­ний, применение вербальных и визуальных сиг­налов, повторение указаний и изменение целей занятий.

ОРИЕНТАЦИЯ НА ВОДНУЮ СРЕДУ

Развитие двигательных навыков в воде осно­вано на готовности занимающегося к освоению этих навыков, к пониманию цели, возможностей практической тренировки, а также способности воспринять комментарии и оценку инструктора. Ориентация занимающегося нацелена на водную среду и другие физические и психологические факторы. Физиологические факторы связаны с тем, как анатомические и физиологические осо­бенности строения организма влияют на способ­ность к обучению (как и что может изучать). Сюда можно отнести влияние нарушений и принимае­мых лекарственных препаратов на все системы организма. Занимающийся может оказаться не готов к овладению навыком с неврологической точки зрения вследствие травмы головного моз­га, недостаточной зрелости центральной нервной

системы или задержки развития. Если инструк­тор понимает, как нарушение влияет на про­цесс обучения, и организует учебный процесс в последовательности, соответствующей уровню развития, результативность обучения возрастает (Langendorfer, Bruya, 1995).

С психологической точки зрения, каждый индивидуум уникален и обучается в своем соб­ственном темпе в зависимости от ряда психоло­гических факторов. Лица с нарушениями могут иметь особенности психологии, препятствующие приобретению навыков, необходимых для заня­тий физическими упражнениями в воде. Прежде чем приступать к разработке стратегии обучения, следует проанализировать такие психологические факторы, как тревожность и когнитивная готов­ность.

Тревожность во время обучения плаванию обусловлена, главным образом, страхом и чув­ством дискомфорта, которые подавляют психоло­гическое привыкание к водной среде. Несмотря на то что новым или напуганным занимающимся требуется определенное время для такого привы­кания, для лиц с нарушениями ситуация может оказаться еще более сложной. Плохой контроль дыхания вследствие нарушения функции мышц рта, астмы, повышенного или пониженного мы­шечного тонуса ограничивает способность к обу­чению ритмичному дыханию и задержке дыхания. Эти и другие проблемы, например неспособность взяться и удерживаться за стенку бассейна, повы­шают вероятность того, что страх и тревожность существенно повлияют на готовность к обучению плаванию некоторых инвалидов. Факторы, кото­рые могут вызвать беспокойство у занимающе­гося, включают страх перед угрозой утопления, предшествующий отрицательный опыт — неожи­данные погружения в воду или захлебывание в воде, страх, подкрепленный предупреждениями (например, " Отойди от воды, а то упадешь и уто­нешь! " ), переворачивание с лодкой, падение при ударе волны или чувство незащищенности, обу­словленное ограниченными физическими спо­собностями или незнакомым окружением (Lepore et al., 1998).

Страх стимулирует физиологические реакции, в частности повышение мышечного тонуса, уси­ление непроизвольных мышечных сокращений и утрату способности держаться на плаву. Страх и чувство опасности препятствуют успешному об­учению плаванию. Помочь занимающимся изба­виться от прежних страхов и тревог, чтобы они могли овладеть навыками, которые помогут им чувствовать себя в воде безопаснее, — первый шаг в обучении плаванию. Когда занимающиеся освобождаются от страха, они готовы к обуче­нию. Далее приведены рекомендации, взятые из Руководства программы по плаванию и водным видам спорта для родителей, детей дошкольного и школьного возраста (YMCA of the USA, 1999а), которые должны способствовать повышению комфорта и ослаблению страха. Эти рекоменда­ции можно применять для занимающихся любого возраста:

• Предоставить дополнительное время для привыкания занимающимся с повышенным уров­нем тревожности или страха.

• Проявлять терпение, но не потакать.

• Мягко направлять, но не принуждать.

• Объяснять все спокойным, тихим, разме­ренным голосом.

• Проводить обучение на небольшой глубине или на постепенно понижающейся плоскости.

• Использовать преимущественно несоревно­вательные виды активности.

• Если вода при попадании в глаза вызывает раздражение, предложите занимающимся исполь­зовать очки или маску.

• В случае беспокойного поведения или плача ребенка отвлеките его внимание ярким инвента­рем или обсуждением его любимого блюда.

• Чаще называйте занимающихся по имени; улыбайтесь им и хвалите их даже за небольшие достижения в привыкании к водной среде.

• В индивидуальном порядке проведите оцен­ку готовности к урокам плавания. Используйте системы оценки, например " Aquatic Readiness Assessment tool" (Langendorfer, Bruya, 1995). Дан­ная система оценки позволяет оценить такие аспекты, как вход в воду, контроль дыхания, пла­вучесть и положение тела в воде, движения рука­ми, движения ногами, а также совместные движе­ния конечностями.

Опасения развеиваются, когда инструктор и занимающийся свободно общаются между собой. Помимо навыков общения, глубокое понимание потребностей учащегося, оказание ему необходи­мой помощи в раздевалке, помещении бассейна и в самом бассейне также будут способствовать формированию взаимоотношений, основанных на доверии. Умение обращаться со всем специ­альным инвентарем, инвалидными колясками и поддерживающими устройствами создаст атмос­феру эффективности и безопасности, в которой занимающиеся будут чувствовать себя комфортно. Точно так же, твердая и уверенная физическая

поддержка, настолько близкая, насколько этого требует безопасность и позволяет удобство зани­мающегося, является свидетельством внимания и заботы и порождает доверие и взаимопонима­ние (Lepore et al., 1995). Кроме того, обстановка, в которой инструктор последовательно проявля­ет свою индивидуальность, применяет гибкие и обоснованные методы поддержания дисциплины, использует успокаивающие устные заверения, а также обеспечивает сбалансированный и кон­тролируемый физический контакт, способствует формированию доверия, ощущения безопасности и психологическому привыканию.

Для создания более комфортной обстановки инструктор по плаванию должен использовать интересные виды деятельности, а не однообраз­ные тренировочные упражнения. Игры, музыка и инвентарь помогут боязливому ребенку повы­сить готовность к принятию условий занятий двигательной активностью в воде. Такие игровые виды деятельности, как собирание цветов, когда пластиковые цветы на разном расстоянии закре­пляют на бортике бассейна, помогают боязли­вому ученику незаметно для себя привыкнуть к обстановке бассейна. К числу других видов дви­гательной активности можно отнести кадриль и социальные танцы; подвижные обучающие игры; наземные игры и такое упражнение, как бросание баскетбольного или пенополиуретанового мяча в надувные баллоны. Такие занятия позволяют сформировать сферу привычных для занимающе­гося видов деятельности, от которых инструктор может перейти к заданиям, непосредственно свя­занным с обучением плаванию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...