Гребной спорт
Занятия гребным спортом наверняка доставят удовольствие любому человеку, однако двигательная активность подобного рода особенно хороша для лиц с поражением нижних конечностей, поскольку гребля и парусный спорт способствуют увеличению силы верхних конечностей. Основными проблемами здесь являются модификация оборудования, посадка и высадка, поддержание сидячего положения и удержание равновесия. Лица с когнитивными нарушениями в данном случае требуют тех же модификаций обучения, что и при занятиях плаванием: упрощение, показ и повторение. Лица с нарушениями зрения должны сначала пройти подготовку на суше, а затем получить возможность потренироваться на мелководье или в бассейне. Такие практические занятия на суше важны, поскольку очень трудно заниматься обучением человека, который требует использования тактильного моделирования (положить руки на инструктора, показывающего движения, чтобы ощутить их), если обучение происходит в лодке, в которой нельзя перемещаться свободно по соображениям безопасности. Для занятий слепых гребцов идеальными являются двухместные каяки, поскольку позволяют им заниматься вместе со зрячим партнером. Гребцы с нарушениями двигательной функции часто нуждаются в модификациях, связанных с необходимостью добираться до места занятий. Для лиц, пользующихся инвалидными колясками, костылями или тростями, а также с нарушениями равновесия требуются дорожки с твердым покрытием на набережных, включая подходы к лодочным причалам, пирсам и стапелям. В случае отсутствия таких дорожек можно предоставить в распоряжение занимающихся пляжную инвалидную коляску. После того как инвалид с нарушением двигательной функции доберется до лодки, рекомендуется положить через планширь мат или подушку, надежно закрепить лодку и предусмотреть план действий по посадке его на борт. Порядок входа и выхода из лодки можно осуществлять различными способами. Например, инструктор может просто стоять на дне или плавать с лодкой, удерживая ее от переворачивания при усаживании в нее инвалида, либо два помощника могут помочь поднять гребца на транспортировочном мате с палубы на дно лодки. Если дно водоема достаточно твердое, можно закатить инвалидную коляску на мелководье, чтобы занимающийся мог из воды перейти в лодку сам или с помощью помощников.
Для поддержания инвалидов в сидячем положении в лодке имеется специальное оборудование — сидения с тканевыми спинками, резиновые покрытия для сидений, препятствующие скольжению, а также материалы, предохраняющие от потертостей лиц с повышенной чувствительностью кожи. Для различных потребностей могут быть использованы несколько моделей каноэ и каяков. Чтобы выбрать наиболее оптимальную модель для занятий, инструктор должен проанализировать движения занимающегося, оценить его способность сохранять равновесие, когнитивные способности и мышечную силу. При проведении занятий в теплой воде с лицами, которым трудно передвигаться самостоятельно, рекомендуется испйшьзовать открытые каяки с сидением, расположенным сверху. Суда такого типа позволяют легко осуществлять посадку и высадку, но при этом имеют высоко расположенный центр тяжести и не допускают изменения сидений (Adaptive Adventures, n. d. ). Лицам, которые нуждаются в адаптации сидений или не могут поддерживать равновесие, лучше всего использовать для занятий надувной каяк. Морские каяки также подходят для лиц, нуждающихся в особой форме сидений, поскольку они имеют глубокие посадочные гнезда и выпускаются в разнообразных конфигурациях.
Для адаптации гребного оборудования можно воспользоваться перчатками или мягкими трубками, чтобы обезопасить руки гребца в местах их контакта с веслом. Дополнительные модификации, направленные на повышение эффективности техники гребли, могут включать нанесение краской слов " правое" и " левое" на противоположных лопастях двустороннего весла или на внутренней части лодки, чтобы помочь занимающимся с отклонениями умственного развития; покрытие внутренней части лодки краской, препятствующей скольжению; использование прилипающих к поверхности ковриков для ванных на дне и сидениях лодки; возможность выбора весел различной длины, а также использование занимающимися резиновых или кожаных перчаток для улучшения хвата. В США основной организацией гребного спорта является Американская ассоциация каноэ (American Canoe Association, АСА). Она спонсирует деятельность Комитета адаптивной гребли, основной целью которого является пропаганда гребли на каноэ, каяке и сплава на плотах в качестве способа проведения досуга для лиц с физическими нарушениями. Кроме того, эта организация считает своим долгом всестороннее вовлечение занимающихся с различным уровнем способностей в занятия гребным спортом. Члены Комитета адаптивной гребли АСА публикуют статьи, проводят встречи с клубами гребли, направленные на содействие включению в их деятельность занимающихся с ограниченными возможностями, выпускают информационный бюллетень " Adaptive Paddling", а также сотрудничают с дизайнерами в направлении разработки адаптивного оборудования. В национальном масштабе проводятся практические семинары по адаптивной гребле, предназначенные для того, чтобы предоставить инструкторам по гребле, имеющим сертификаты, информацию, необходимую для включения занимающихся с нарушениями в существующие программы занятий (American Canoe Association, 2003). После завершения четырехдневного семинара, который включает теоретическое обучение, практические занятия, а также занятия в бассейне и в открытых водоемах, инструкторы получают возможность проводить занятия по адаптивному плаванию. Принятие новых правил об обеспечении доступности лодочных пристаней, развитие новых технологий, а также разработка специальных сидений и весел способствуют увеличению количества инвалидов, которые могут в настоящее время заниматься гребным спортом.
Наряду с греблей на каноэ и каяке, стремительно расширяются возможности для занятий парусным спортом, чему способствует появление новых программ и лодок, адаптированных для использования инвалидами. Значительный вклад в развитие адаптивного спорта во всем мире осуществляет Международная ассоциация парусного спорта инвалидов — International Foundation for Disabled Sailing (IFDS, 2002). Она содействует развитию парусного спорта инвалидов благодаря проведению разнообразных мероприятий во всем мире и распространению информации о них на своем интернет-сайте, кроме того, информация о прошедших событиях и статьи, посвященные данному виду спорта, печатаются в бюллетене IFDS, выходящем 6 раз в год. Раз в году IFDS выпускает сборник материалов " World Disabled Sailor", в котором обсуждаются перспективы развития адаптивного парусного спорта в настоящий момент и в будущем. Эта организация проводит Международный чемпионат по парусному спорту среди инвалидов (World Disabled Sailing championship), который представляет собой отборочные соревнования для участия в Паралимпийских играх. Участников таких соревнований по парусному спорту, как и участников-паралимпийцев по плаванию, разделяют на группы в соответствии с функциональной системой классификации на основании оценки способности удерживать равновесие, функции рук, маневренности, уровня зрения и слуха (International Paralympic Committee, n. d. ). Спортсмены с ограниченными физическими возможностями получили право участвовать в соревнованиях на Паралимпийских играх в 2000 г. после показательных выступлений в 1996 г. Лица с отклонениями умственного развития могут принимать участие в международных соревнованиях через организацию Специальных Олимпиад, которая включила парусный спорт в программу своих международных игр после 1995 г. Индивидуальные и специальные олимпийские команды, а также объединенные команды существуют на локальном, национальном и международном уровне. Спортсменов подразделяют на группы в зависимости от возраста, пола и способностей.
На государственном уровне пропагандой и развитием парусного спорта занимается Ассоциация парусного спорта США. Одна из первых программ адаптивного парусного спорта в США — Программа адаптивного гребного спорта Лэйк-Меррит Управления национальных парков и рекреации Окленда, Калифорния — начала осуществляться в 1981 г. Гло Уэбел — координатор программ гребного спорта — стал инициатором создания условий для занятий парусным спортом инвалидов. Еще один пионер и новатор парусного спорта — Гарри Горган — основатель организации " Shake-A-Leg" в Ньюпорте, Род-Айленд. Конструкция его судов с адаптированными сидениями оказалась удачной и занимающиеся считают ее эталоном модифицированных парусных судов. Наряду с этим в рамках Национального проекта " Доступный океан" (National Ocean Access Project), который в настоящее время связан с инвалидным спортом США, продолжаются работы по совершенствованию доступности парусных судов за счет видоизменения традиционного дизайна, в частности установки сидений Кауфмана и других приспособлений, необходимых людям с ограниченными физическими возможностями. В масштабах страны продолжают расширяться возможности для участия в соревнованиях по парусному спорту. Профессиональные спортсмены- инвалиды стремятся попасть в состав команды инвалидного парусного спорта США. Лица с ограниченным возможностями с целью рекреации или участия в соревнованиях занимаются также греблей академической. На международном уровне адаптивной греблей академической руководит подкомитет Комиссии гребли для всех (Rowing for All Comission) в составе Международной федерации гребли академической — Federation Internationale des Societes dAviron (FISA). Задачи подкомитета заключались в составлении международного графика мероприятий адаптивной гребли академической, сборе и распространении информации об адаптивной гребле, разработке системы классификации и расстановки спортсменов для участия в гонках и обращении к Международному паралимпийскому комитету для включения адаптивной гребли академической в число паралимпийских видов спорта на играх 2008 г. Первый международный чемпионат под управлением FISA был проведен в 2002 г. В настоящий момент предусмотрено четыре класса участников соревнований (при этом первые три до сих пор используются на международных соревнованиях). Класс LTA4+: в лодке четыре спортсмена, которые мсгут использовать для гребли ноги, туловище и руки, плюс рулевой (подвижные сидения).
Класс ТЛ2Х: в лодке с неподвижными сидениями два спортсмена, которые могут использовать для гребли туловище и руки. Класс ТА IX: в лодке с неподвижным сидением один спортсмен, который может использовать для гребли только руки. Класс А: в лодке с неподвижным сидением с поплавками-стабилизаторами один спортсмен (FISA, 2002). Ассоциация гребли академической США (U. S. Rowing Association) — национальный руководящий орган, регламентирующий соревнования по гребле академической, который является членом FISA. Его комитет по адаптивной гребле академической активно занимается набором спортсменов для национальной сборной и ставил себе целью участие в соревнованиях по гребле академической на Паралимпийских играх 2008 г. (U. S. Rowing, n. d. ). Одна из наиболее активно выполняющихся программ — Филадельфийская программа гребли академической для лиц с ограниченными возможностями, которая осуществляется на базе секции гребли академической престижного лодочного клуба на р. Скулкилл. Каждый, кто занимается гребным спортом, должен соблюдать требования безопасности и максимально ограничивать возможный риск, однако в случае занятий с некоторыми лицами с нарушениями необходимо соблюдать дополнительные меры предосторожности. Те, кто интересуется данным направлением деятельности, может пройти подготовку для получения сертификата инструктора в Американской ассоциации каноэ (АСА) или по Программе подготовки тренеров I уровня, предлагаемой Ассоциацией гребли академической США (U. S. Rowing). Планирование обеспечения безопасности на любых занятиях гребным спортом должно включать оценку умения плавать, рассмотрение вопросов, связанных с транспортировкой к месту занятий, изучение сведений, предоставленных врачами, а также учет особенностей нарушений и заболеваний, имеющихся у занимающихся. Наряду с этим важное значение для реализации плана действий в экстренных ситуациях имеют оценка навыков и умений занимающихся на суше и выделение части медицинских сведений, о которых необходимо сообщить остальным участникам занятий. Другие вопросы обеспечения безопасности, которые следует продумать, связаны с тем, что слепые или слабовидящие люди будут спотыкаться о предметы на палубе лодки или на причале; глухие не услышат предупреждающих окриков; 'лицам, страдающим недержанием, требуется предоставление возможности для опорожнения кишечника и мочевого пузыря; лицам с нарушенной терморегуляцией нужно предусмотреть смену одежды на случай резких изменений погоды; необходимы дополнительные меры страховки для лиц с нарушениями способности удерживать равновесие и недостаточной силой рук и кисти при увеличении волнения. Степень ответственности занимающегося гребным или парусным спортом должна определяться его функциональными возможностями. Перед прогулкой или путешествием по реке или озеру очень важно провести оценку равновесия, устойчивости и плавучести лодки с занимающимся, который на ней будет плавать в неглубокой спокойной воде, а также проверку всего оборудования. Другие элементы обеспечения безопасности включают определение порядка действий при посадке и высадке, количественного соотношения занимающихся и инструкторов, а также, как и в случае любого водного вида спорта, — план действий в экстренных ситуациях. Чтобы выбрать наиболее оптимальную лодку, весла и способ гребли, следует учитывать способность удерживать равновесие, силу и выносливость хвата кисти, координацию и диапазон подвижности верхних конечностей. Кроме того, следует обращать внимание на зрение и слух, способность самостоятельно принимать решения, а также понимать причинно-следственную связь. Занятия по ознакомлению с правилами поведения на воде должны включать инструктаж по мерам обеспечения безопасности, а также использованию индивидуальных спасательных средств, включая правильное использование спасательного жилета. После такого занятия обучение можно продолжить теоретическим изучением плавательного средства, приемов и правил его использования на суше, затем перейти к практическим занятиям в бассейне и в открытых водоемах при спокойной воде и закончить обучением в открытых водоемах с подвижной водой. Занятия по изучению плавательных средств должны включать ознакомление с используемой терминологией, проведение исследования лодки слепыми занимающимися, изучение порядка посадки в лодку и высадки из нее, а также техники гребли и управления. Спортсмены и инструкторы должны совместно заниматься модификацией оборудования, используя для этого в качестве основы имеющееся дополнительное оборудование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|