Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гребной спорт




Занятия гребным спортом наверняка доставят удовольствие любому человеку, однако двигатель­ная активность подобного рода особенно хороша для лиц с поражением нижних конечностей, по­скольку гребля и парусный спорт способствуют увеличению силы верхних конечностей. Основ­ными проблемами здесь являются модификация оборудования, посадка и высадка, поддержание сидячего положения и удержание равновесия. Ли­ца с когнитивными нарушениями в данном слу­чае требуют тех же модификаций обучения, что и при занятиях плаванием: упрощение, показ и повторение. Лица с нарушениями зрения должны сначала пройти подготовку на суше, а затем полу­чить возможность потренироваться на мелководье или в бассейне. Такие практические занятия на суше важны, поскольку очень трудно занимать­ся обучением человека, который требует исполь­зования тактильного моделирования (положить руки на инструктора, показывающего движения, чтобы ощутить их), если обучение происходит в лодке, в которой нельзя перемещаться свободно по соображениям безопасности. Для занятий сле­пых гребцов идеальными являются двухместные каяки, поскольку позволяют им заниматься вме­сте со зрячим партнером.

Гребцы с нарушениями двигательной функ­ции часто нуждаются в модификациях, связанных с необходимостью добираться до места занятий. Для лиц, пользующихся инвалидными коляска­ми, костылями или тростями, а также с наруше­ниями равновесия требуются дорожки с твердым покрытием на набережных, включая подходы к лодочным причалам, пирсам и стапелям. В случае отсутствия таких дорожек можно предоставить в распоряжение занимающихся пляжную инвалид­ную коляску. После того как инвалид с наруше­нием двигательной функции доберется до лодки, рекомендуется положить через планширь мат или подушку, надежно закрепить лодку и предусмо­треть план действий по посадке его на борт. Поря­док входа и выхода из лодки можно осуществлять различными способами. Например, инструктор может просто стоять на дне или плавать с лодкой, удерживая ее от переворачивания при усажива­нии в нее инвалида, либо два помощника могут помочь поднять гребца на транспортировочном мате с палубы на дно лодки. Если дно водоема достаточно твердое, можно закатить инвалидную коляску на мелководье, чтобы занимающийся мог из воды перейти в лодку сам или с помощью по­мощников.

Для поддержания инвалидов в сидячем по­ложении в лодке имеется специальное оборудо­вание — сидения с тканевыми спинками, рези­новые покрытия для сидений, препятствующие скольжению, а также материалы, предохраняю­щие от потертостей лиц с повышенной чувстви­тельностью кожи. Для различных потребностей могут быть использованы несколько моделей каноэ и каяков. Чтобы выбрать наиболее опти­мальную модель для занятий, инструктор дол­жен проанализировать движения занимающегося, оценить его способность сохранять равновесие,

когнитивные способности и мышечную силу. При проведении занятий в теплой воде с лица­ми, которым трудно передвигаться самостоятель­но, рекомендуется испйшьзовать открытые каяки с сидением, расположенным сверху. Суда такого типа позволяют легко осуществлять посадку и вы­садку, но при этом имеют высоко расположенный центр тяжести и не допускают изменения сиде­ний (Adaptive Adventures, n. d. ). Лицам, которые нуждаются в адаптации сидений или не могут поддерживать равновесие, лучше всего использо­вать для занятий надувной каяк. Морские каяки также подходят для лиц, нуждающихся в особой форме сидений, поскольку они имеют глубокие посадочные гнезда и выпускаются в разнообраз­ных конфигурациях.

Для адаптации гребного оборудования можно воспользоваться перчатками или мягкими трубка­ми, чтобы обезопасить руки гребца в местах их контакта с веслом. Дополнительные модифика­ции, направленные на повышение эффективно­сти техники гребли, могут включать нанесение краской слов " правое" и " левое" на противо­положных лопастях двустороннего весла или на внутренней части лодки, чтобы помочь занима­ющимся с отклонениями умственного развития; покрытие внутренней части лодки краской, пре­пятствующей скольжению; использование прили­пающих к поверхности ковриков для ванных на дне и сидениях лодки; возможность выбора весел различной длины, а также использование занима­ющимися резиновых или кожаных перчаток для улучшения хвата.

В США основной организацией гребного спорта является Американская ассоциация каноэ (American Canoe Association, АСА). Она спонси­рует деятельность Комитета адаптивной гребли, основной целью которого является пропаганда гребли на каноэ, каяке и сплава на плотах в каче­стве способа проведения досуга для лиц с физиче­скими нарушениями. Кроме того, эта организация считает своим долгом всестороннее вовлечение занимающихся с различным уровнем способно­стей в занятия гребным спортом. Члены Комитета адаптивной гребли АСА публикуют статьи, про­водят встречи с клубами гребли, направленные на содействие включению в их деятельность зани­мающихся с ограниченными возможностями, вы­пускают информационный бюллетень " Adaptive Paddling", а также сотрудничают с дизайнерами в направлении разработки адаптивного обору­дования. В национальном масштабе проводятся практические семинары по адаптивной гребле, предназначенные для того, чтобы предоставить инструкторам по гребле, имеющим сертифика­ты, информацию, необходимую для включения занимающихся с нарушениями в существующие программы занятий (American Canoe Association, 2003). После завершения четырехдневного семи­нара, который включает теоретическое обучение, практические занятия, а также занятия в бассей­не и в открытых водоемах, инструкторы получают возможность проводить занятия по адаптивному плаванию. Принятие новых правил об обеспече­нии доступности лодочных пристаней, развитие новых технологий, а также разработка специаль­ных сидений и весел способствуют увеличению количества инвалидов, которые могут в настоя­щее время заниматься гребным спортом.

Наряду с греблей на каноэ и каяке, стреми­тельно расширяются возможности для занятий парусным спортом, чему способствует появле­ние новых программ и лодок, адаптированных для использования инвалидами. Значительный вклад в развитие адаптивного спорта во всем мире осуществляет Международная ассоциа­ция парусного спорта инвалидов — International Foundation for Disabled Sailing (IFDS, 2002). Она содействует развитию парусного спорта инвали­дов благодаря проведению разнообразных меро­приятий во всем мире и распространению ин­формации о них на своем интернет-сайте, кроме того, информация о прошедших событиях и ста­тьи, посвященные данному виду спорта, печата­ются в бюллетене IFDS, выходящем 6 раз в год. Раз в году IFDS выпускает сборник материалов " World Disabled Sailor", в котором обсуждаются перспективы развития адаптивного парусного спорта в настоящий момент и в будущем. Эта организация проводит Международный чем­пионат по парусному спорту среди инвалидов (World Disabled Sailing championship), который представляет собой отборочные соревнования для участия в Паралимпийских играх. Участни­ков таких соревнований по парусному спорту, как и участников-паралимпийцев по плаванию, разделяют на группы в соответствии с функцио­нальной системой классификации на основании оценки способности удерживать равновесие, функции рук, маневренности, уровня зрения и слуха (International Paralympic Committee, n. d. ). Спортсмены с ограниченными физическими воз­можностями получили право участвовать в сорев­нованиях на Паралимпийских играх в 2000 г. по­сле показательных выступлений в 1996 г. Лица с отклонениями умственного развития могут при­нимать участие в международных соревновани­ях через организацию Специальных Олимпиад, которая включила парусный спорт в программу своих международных игр после 1995 г. Инди­видуальные и специальные олимпийские коман­ды, а также объединенные команды существуют на локальном, национальном и международном уровне. Спортсменов подразделяют на группы в зависимости от возраста, пола и способностей.

На государственном уровне пропагандой и развитием парусного спорта занимается Ассо­циация парусного спорта США. Одна из пер­вых программ адаптивного парусного спорта в США — Программа адаптивного гребного спорта Лэйк-Меррит Управления национальных парков и рекреации Окленда, Калифорния — начала осу­ществляться в 1981 г. Гло Уэбел — координатор программ гребного спорта — стал инициатором создания условий для занятий парусным спортом инвалидов. Еще один пионер и новатор парусно­го спорта — Гарри Горган — основатель органи­зации " Shake-A-Leg" в Ньюпорте, Род-Айленд. Конструкция его судов с адаптированными сиде­ниями оказалась удачной и занимающиеся счи­тают ее эталоном модифицированных парусных судов. Наряду с этим в рамках Национально­го проекта " Доступный океан" (National Ocean Access Project), который в настоящее время связан с инвалидным спортом США, продолжаются ра­боты по совершенствованию доступности парус­ных судов за счет видоизменения традиционного дизайна, в частности установки сидений Кауфма­на и других приспособлений, необходимых людям с ограниченными физическими возможностями. В масштабах страны продолжают расширяться возможности для участия в соревнованиях по па­русному спорту. Профессиональные спортсмены- инвалиды стремятся попасть в состав команды инвалидного парусного спорта США.

Лица с ограниченным возможностями с целью рекреации или участия в соревнованиях занима­ются также греблей академической. На междуна­родном уровне адаптивной греблей академической руководит подкомитет Комиссии гребли для всех (Rowing for All Comission) в составе Международ­ной федерации гребли академической — Federation Internationale des Societes dAviron (FISA). За­дачи подкомитета заключались в составлении международного графика мероприятий адаптив­ной гребли академической, сборе и распростра­нении информации об адаптивной гребле, раз­работке системы классификации и расстановки спортсменов для участия в гонках и обращении к Международному паралимпийскому комитету для включения адаптивной гребли академической в число паралимпийских видов спорта на играх 2008 г. Первый международный чемпионат под управлением FISA был проведен в 2002 г. В настоя­щий момент предусмотрено четыре класса участни­ков соревнований (при этом первые три до сих пор используются на международных соревнованиях).

Класс LTA4+: в лодке четыре спортсмена, которые мсгут использовать для гребли ноги, туловище и руки, плюс рулевой (подвижные си­дения).

Класс ТЛ2Х: в лодке с неподвижными сиде­ниями два спортсмена, которые могут исполь­зовать для гребли туловище и руки.

Класс ТА IX: в лодке с неподвижным сидени­ем один спортсмен, который может использо­вать для гребли только руки.

Класс А: в лодке с неподвижным сидением с поплавками-стабилизаторами один спортсмен

(FISA, 2002).

Ассоциация гребли академической США (U. S. Rowing Association) — национальный руководя­щий орган, регламентирующий соревнования по гребле академической, который является членом FISA. Его комитет по адаптивной гребле академи­ческой активно занимается набором спортсменов для национальной сборной и ставил себе целью участие в соревнованиях по гребле академической на Паралимпийских играх 2008 г. (U. S. Rowing, n. d. ). Одна из наиболее активно выполняющихся программ — Филадельфийская программа гребли академической для лиц с ограниченными возмож­ностями, которая осуществляется на базе секции гребли академической престижного лодочного клуба на р. Скулкилл.

Каждый, кто занимается гребным спортом, должен соблюдать требования безопасности и мак­симально ограничивать возможный риск, однако в случае занятий с некоторыми лицами с нарушени­ями необходимо соблюдать дополнительные меры предосторожности. Те, кто интересуется данным направлением деятельности, может пройти под­готовку для получения сертификата инструктора в Американской ассоциации каноэ (АСА) или по Программе подготовки тренеров I уровня, предла­гаемой Ассоциацией гребли академической США (U. S. Rowing). Планирование обеспечения безо­пасности на любых занятиях гребным спортом должно включать оценку умения плавать, рассмо­трение вопросов, связанных с транспортировкой к

месту занятий, изучение сведений, предоставлен­ных врачами, а также учет особенностей наруше­ний и заболеваний, имеющихся у занимающихся. Наряду с этим важное значение для реализации плана действий в экстренных ситуациях имеют оценка навыков и умений занимающихся на суше и выделение части медицинских сведений, о кото­рых необходимо сообщить остальным участникам занятий. Другие вопросы обеспечения безопас­ности, которые следует продумать, связаны с тем, что слепые или слабовидящие люди будут споты­каться о предметы на палубе лодки или на при­чале; глухие не услышат предупреждающих окри­ков; 'лицам, страдающим недержанием, требуется предоставление возможности для опорожнения кишечника и мочевого пузыря; лицам с нарушен­ной терморегуляцией нужно предусмотреть сме­ну одежды на случай резких изменений погоды; необходимы дополнительные меры страховки для лиц с нарушениями способности удерживать рав­новесие и недостаточной силой рук и кисти при увеличении волнения.

Степень ответственности занимающегося гребным или парусным спортом должна опреде­ляться его функциональными возможностями. Перед прогулкой или путешествием по реке или озеру очень важно провести оценку равновесия, устойчивости и плавучести лодки с занимающим­ся, который на ней будет плавать в неглубокой спокойной воде, а также проверку всего оборудо­вания. Другие элементы обеспечения безопасно­сти включают определение порядка действий при посадке и высадке, количественного соотноше­ния занимающихся и инструкторов, а также, как и в случае любого водного вида спорта, — план действий в экстренных ситуациях. Чтобы выбрать наиболее оптимальную лодку, весла и способ гребли, следует учитывать способность удержи­вать равновесие, силу и выносливость хвата ки­сти, координацию и диапазон подвижности верх­них конечностей. Кроме того, следует обращать внимание на зрение и слух, способность самосто­ятельно принимать решения, а также понимать причинно-следственную связь.

Занятия по ознакомлению с правилами по­ведения на воде должны включать инструктаж по мерам обеспечения безопасности, а также использованию индивидуальных спасательных средств, включая правильное использование спа­сательного жилета. После такого занятия обуче­ние можно продолжить теоретическим изучением плавательного средства, приемов и правил его ис­пользования на суше, затем перейти к практическим занятиям в бассейне и в открытых водоемах при спокойной воде и закончить обучением в открытых водоемах с подвижной водой. Заня­тия по изучению плавательных средств должны включать ознакомление с используемой термино­логией, проведение исследования лодки слепы­ми занимающимися, изучение порядка посадки в лодку и высадки из нее, а также техники гребли и управления. Спортсмены и инструкторы долж­ны совместно заниматься модификацией обору­дования, используя для этого в качестве основы имеющееся дополнительное оборудование.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...