Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вовлечение лиц с ограниченными возможностями в занятия водными видами двигательной активности




ВОВЛЕЧЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ЗАНЯТИЯ ВОДНЫМИ ВИДАМИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Вовлечение лиц с ограниченными возмож­ностями в занятия водными видами двигатель­ной активности вместе со сверстниками требует от учителя изучения результатов оценки навы­ков ученика, а также анализа целей программы, класса или занятий, в которые он будет включен. Очевидно, что условия занятий водными видами двигательной активности отличаются от условий занятий в спортзале или на спортплощадке. Да­же если ученик и занимается в школе по общей программе физического воспитания, группа раз­работки IEP перед началом совместных занятий

водными видами должна ответить на ряд вопро­сов, в число которых необходимо включить та­кие: Насколько цели и задачи обучения учаще­гося могут быть реализованы в ходе выполнения программы занятий водными видами двигатель­ной активности? Способен ли ученик выполнять правила и требования общей программы водных видов, чтобы не подвергать при этом риску других занимающихся? Имеется ли в программе соответ­ствующая возрастная группа? Обеспечивают ли предполагаемые условия занятий эмоциональную и физическую безопасность? Является ли спо­собность участия в совместных занятиях водны­ми видами двигательной активности единствен­ной целью их включения в программу обучения? Позволяют ли такие занятия реализовать другие цели, помимо учебных (например, проведения досуга или терапевтического воздействия)? (Си­туация, описывающая процесс включения уче­ника с ограниченными возможностями в занятия водными видами двигательной активности, пред­ставлена в практическом примере. )

Определяющим фактором успешного вовле­чения учащихся-инвалидов в общую программу занятий водными видами является инструктор. Чтобы выбрать подходящие условия занятий и программу обучения необходимым навыкам, ин­структор должен поработать вместе с учениками и опекающими их лицами. Исследования пока­зывают, что инструкторы водных видов спорта более охотно занимаются с детьми, имеющими нарушения средней тяжести, и что для успеш­ного участия во всех инклюзивных программах они должны проявлять осознанную потребность в получении знаний, связанных с организацией и реализацией учебно-тренировочного процес­са в адаптивных водных видах спорта, а также с оборудованием для занятий адаптивным спор­том (Conaster et al., 2000). В настоящий момент в США существуют две официальные государ­ственные программы подготовки специалистов по адаптивным водным видам спорта: " AAHPERD- AAALF Aquatic Council Teacher of Adapted Aquatic Credential" и " YMCA Swim Lessons for Individuals with Disabilities Instructor Certification".

Практический пример

Подводное плавание

Условия: школьница с множественными физическими нарушениями в рамках учебной программы физического воспитания была включена в общую программу занятий водными видами двигательной активности 6-го класса. Этот класс проходит обучение навыкам подводного плавания, однако эта девочка не обладает необходимыми навыками для участия в занятиях.

Учащийся: девочка 12 лет при наличии спастического церебрального паралича не имеет никаких когнитивных расстройств и пользуется инвалидной коляской с электро­приводом. Она может контролировать положение головы и закрывать рот при попадании воды на лицо, держаться за бортик бассейна и пользоваться руками для плавания на спине модифицированным стилем.

Практическое решение. Учитель может предложить следующие модификации учебных занятий.

• В занятиях должен принимать участие дополнительный ин­структор, прошедший подготовку по адаптивному плаванию.

Пока весь класс будет учиться выполнять ныряние из положения стоя и стоя на коленях, ученица будет тре­нироваться сидеть на краю бассейна в спасательном жилете с максимальной поддержкой. В присутствии помощника в воде инструктор помогает ученице упасть в воду и перевернуться на спину. Во время занятий подводным плаванием девочка может заниматься нырянием с поверхности воды в глубоком конце бассейна с помощником, который будет помогать ей передвигаться под водой и переворачи­ваться на спину после всплытия на поверхность. Выполнение целей IEP, связанных с обучением плава­нию, будет осуществляться в мелкой части бассейна. Во время занятий следует обращать внимание учени­цы на выполнение заданий, связанных с подводным плаванием (например, поддержание обтекаемого положения тела), а не на подводном плавании как таковом.

                                                                                         

Еще один фактор, определяющий успеш­ность инклюзивной программы водных видов двигательной активности, — это соответствие необходимых для занятий навыков и программ или занятий, в которых ученик будет участво­вать. Занимающиеся должны иметь минималь­ный уровень развития базовых навыков, а также обладать несколькими обязательными навыками для безопасных и успешных занятий совместно с остальными учениками. Обязательным условием является наличие социальных и когнитивных на­выков, а также готовность к занятиям в воде, что в совокупности имеет жизненно важное значение для обеспечения целостности и обучения группы, в которой занимаются здоровые дети и инвалиды. Следует также принимать во внимание состояние здоровья. Некоторые заболевания и нарушения, в число которых входят и перечисленные далее, могут потребовать проведения занятий в более изолированных условиях.

• Открытые язвы, в частности пролежни.

• Неконтролируемые эпилептические припад­ки, требующие срочного удаления из бассейна и последующей чистки бассейна после каждого при­падка.

• Зависимость от трахеотомической трубки или вентилятора, что может потребовать проведе­ния занятий на мелководье, участия квалифици­рованных медицинских специалистов, тщатель­ной изоляции электрических проводов и занятий в спокойной воде без брызг.

• Нейромышечные заболевания, требующие проведения занятий при температуре воды, которая будет недоступной в условиях обычного бассейна.

• Неврологические расстройства, требующие постепенного перехода от температуры воды к температуре воздуха вследствие нарушений функ­ции системы терморегуляции.

• Повышенная чувствительность к инфекци­ям, требующая проведения занятий в более сте­рильных условиях.

• Аллергия на хлор, требующая проведения занятий в бассейне с другими системами очистки воды.

• Расстройства поведения, например, некон­тролируемая агрессия, угрожающая безопасности остальных учеников.

• Гемофилия, которая может потребовать про­ведения занятий в спокойной воде, ограничения возможностей контакта с другими занимающими­ся и оборудованием, а также изменение темпера­туры в бассейне из-за наличия артрита.

• Отслоение сетчатки, при котором необходи­мо избегать ударов и попадания в лицо или голо­ву брошенных предметов.

Навыки поведения в воде являются обязатель­ным условием успеха занятий водными видами двигательной активности. Независимо от того, насколько просты эти умения (например, спо­собность удерживаться за край бассейна, закры­вать рот, когда кто-то плещет водой в лицо, или не пить воды из бассейна), они могут оказаться необходимыми для обеспечения безопасности и успеха занятий в составе обычного класса. Часто для обучения обязательным навыкам требуется использование вспомогательных услуг.

В отличие от наземных видов двигательной активности, некоторые школьники с нарушени­ями не могут безопасно участвовать в занятиях водными видами двигательной активности вместе со своими здоровыми сверстниками вследствие отсутствия способностей. Например, если весь учебный модуль проходит в бассейне для подвод­ного плавания, а ребенок напуган необходимо­стью погружения под воду, его опекун и сам за­нимающийся должны обсудить с инструктором, что необходимо, желательно и доступно для этого ученика.

Повысить эффективность совместных занятий можно за счет использования модификаций обо­рудования, правил, методов обучения и условий занятия. Многие предложения и рекомендации были приведены в этой главе по ходу изложения информации. Здесь мы представим другие подхо­ды, которыми также можно попытаться восполь­зоваться.

• Предложить занимающемуся альтернатив­ную двигательную активность вместо плавания, которым он не может заниматься (например, уче­ник вместо подводного плавания может выпол­нять прыжки " бомбочкой" ).

• Использовать помощника инструктора для оказания физической поддержки во время ин­клюзивного занятия водными видами двигатель­ной активности. (Программа " AAALF Teachers of Adapted Aquatics" позволяет пройти обучение и получить диплом помощника учителя по адаптив­ным водными видам двигательной активности. )

• Предложить временные занятия по отдель­ной программе небольшой группе занимающих­ся или в индивидуальном порядке в случае, когда навыки инклюзивной группы не соответствуют целям или способностям этой группы учеников или отдельного ребенка.

• Направить ученика заниматься с учителем адаптивного плавания в другую часть бассейна.

• На занятиях в бассейне использовать по­мощь специально обученных учеников или по­мощников учителя адаптивного плавания (на­пример, для повторения указаний или оказания положительного подкрепления).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...