Вовлечение лиц с ограниченными возможностями в занятия водными видами двигательной активности
ВОВЛЕЧЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ЗАНЯТИЯ ВОДНЫМИ ВИДАМИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Вовлечение лиц с ограниченными возможностями в занятия водными видами двигательной активности вместе со сверстниками требует от учителя изучения результатов оценки навыков ученика, а также анализа целей программы, класса или занятий, в которые он будет включен. Очевидно, что условия занятий водными видами двигательной активности отличаются от условий занятий в спортзале или на спортплощадке. Даже если ученик и занимается в школе по общей программе физического воспитания, группа разработки IEP перед началом совместных занятий водными видами должна ответить на ряд вопросов, в число которых необходимо включить такие: Насколько цели и задачи обучения учащегося могут быть реализованы в ходе выполнения программы занятий водными видами двигательной активности? Способен ли ученик выполнять правила и требования общей программы водных видов, чтобы не подвергать при этом риску других занимающихся? Имеется ли в программе соответствующая возрастная группа? Обеспечивают ли предполагаемые условия занятий эмоциональную и физическую безопасность? Является ли способность участия в совместных занятиях водными видами двигательной активности единственной целью их включения в программу обучения? Позволяют ли такие занятия реализовать другие цели, помимо учебных (например, проведения досуга или терапевтического воздействия)? (Ситуация, описывающая процесс включения ученика с ограниченными возможностями в занятия водными видами двигательной активности, представлена в практическом примере. ) Определяющим фактором успешного вовлечения учащихся-инвалидов в общую программу занятий водными видами является инструктор. Чтобы выбрать подходящие условия занятий и программу обучения необходимым навыкам, инструктор должен поработать вместе с учениками и опекающими их лицами. Исследования показывают, что инструкторы водных видов спорта более охотно занимаются с детьми, имеющими нарушения средней тяжести, и что для успешного участия во всех инклюзивных программах они должны проявлять осознанную потребность в получении знаний, связанных с организацией и реализацией учебно-тренировочного процесса в адаптивных водных видах спорта, а также с оборудованием для занятий адаптивным спортом (Conaster et al., 2000). В настоящий момент в США существуют две официальные государственные программы подготовки специалистов по адаптивным водным видам спорта: " AAHPERD- AAALF Aquatic Council Teacher of Adapted Aquatic Credential" и " YMCA Swim Lessons for Individuals with Disabilities Instructor Certification".
Практический пример Подводное плавание Условия: школьница с множественными физическими нарушениями в рамках учебной программы физического воспитания была включена в общую программу занятий водными видами двигательной активности 6-го класса. Этот класс проходит обучение навыкам подводного плавания, однако эта девочка не обладает необходимыми навыками для участия в занятиях. Учащийся: девочка 12 лет при наличии спастического церебрального паралича не имеет никаких когнитивных расстройств и пользуется инвалидной коляской с электроприводом. Она может контролировать положение головы и закрывать рот при попадании воды на лицо, держаться за бортик бассейна и пользоваться руками для плавания на спине модифицированным стилем. Практическое решение. Учитель может предложить следующие модификации учебных занятий. • В занятиях должен принимать участие дополнительный инструктор, прошедший подготовку по адаптивному плаванию.
Пока весь класс будет учиться выполнять ныряние из положения стоя и стоя на коленях, ученица будет тренироваться сидеть на краю бассейна в спасательном жилете с максимальной поддержкой. В присутствии помощника в воде инструктор помогает ученице упасть в воду и перевернуться на спину. Во время занятий подводным плаванием девочка может заниматься нырянием с поверхности воды в глубоком конце бассейна с помощником, который будет помогать ей передвигаться под водой и переворачиваться на спину после всплытия на поверхность. Выполнение целей IEP, связанных с обучением плаванию, будет осуществляться в мелкой части бассейна. Во время занятий следует обращать внимание ученицы на выполнение заданий, связанных с подводным плаванием (например, поддержание обтекаемого положения тела), а не на подводном плавании как таковом.
Еще один фактор, определяющий успешность инклюзивной программы водных видов двигательной активности, — это соответствие необходимых для занятий навыков и программ или занятий, в которых ученик будет участвовать. Занимающиеся должны иметь минимальный уровень развития базовых навыков, а также обладать несколькими обязательными навыками для безопасных и успешных занятий совместно с остальными учениками. Обязательным условием является наличие социальных и когнитивных навыков, а также готовность к занятиям в воде, что в совокупности имеет жизненно важное значение для обеспечения целостности и обучения группы, в которой занимаются здоровые дети и инвалиды. Следует также принимать во внимание состояние здоровья. Некоторые заболевания и нарушения, в число которых входят и перечисленные далее, могут потребовать проведения занятий в более изолированных условиях. • Открытые язвы, в частности пролежни. • Неконтролируемые эпилептические припадки, требующие срочного удаления из бассейна и последующей чистки бассейна после каждого припадка. • Зависимость от трахеотомической трубки или вентилятора, что может потребовать проведения занятий на мелководье, участия квалифицированных медицинских специалистов, тщательной изоляции электрических проводов и занятий в спокойной воде без брызг.
• Нейромышечные заболевания, требующие проведения занятий при температуре воды, которая будет недоступной в условиях обычного бассейна. • Неврологические расстройства, требующие постепенного перехода от температуры воды к температуре воздуха вследствие нарушений функции системы терморегуляции. • Повышенная чувствительность к инфекциям, требующая проведения занятий в более стерильных условиях. • Аллергия на хлор, требующая проведения занятий в бассейне с другими системами очистки воды. • Расстройства поведения, например, неконтролируемая агрессия, угрожающая безопасности остальных учеников. • Гемофилия, которая может потребовать проведения занятий в спокойной воде, ограничения возможностей контакта с другими занимающимися и оборудованием, а также изменение температуры в бассейне из-за наличия артрита. • Отслоение сетчатки, при котором необходимо избегать ударов и попадания в лицо или голову брошенных предметов. Навыки поведения в воде являются обязательным условием успеха занятий водными видами двигательной активности. Независимо от того, насколько просты эти умения (например, способность удерживаться за край бассейна, закрывать рот, когда кто-то плещет водой в лицо, или не пить воды из бассейна), они могут оказаться необходимыми для обеспечения безопасности и успеха занятий в составе обычного класса. Часто для обучения обязательным навыкам требуется использование вспомогательных услуг. В отличие от наземных видов двигательной активности, некоторые школьники с нарушениями не могут безопасно участвовать в занятиях водными видами двигательной активности вместе со своими здоровыми сверстниками вследствие отсутствия способностей. Например, если весь учебный модуль проходит в бассейне для подводного плавания, а ребенок напуган необходимостью погружения под воду, его опекун и сам занимающийся должны обсудить с инструктором, что необходимо, желательно и доступно для этого ученика.
Повысить эффективность совместных занятий можно за счет использования модификаций оборудования, правил, методов обучения и условий занятия. Многие предложения и рекомендации были приведены в этой главе по ходу изложения информации. Здесь мы представим другие подходы, которыми также можно попытаться воспользоваться. • Предложить занимающемуся альтернативную двигательную активность вместо плавания, которым он не может заниматься (например, ученик вместо подводного плавания может выполнять прыжки " бомбочкой" ). • Использовать помощника инструктора для оказания физической поддержки во время инклюзивного занятия водными видами двигательной активности. (Программа " AAALF Teachers of Adapted Aquatics" позволяет пройти обучение и получить диплом помощника учителя по адаптивным водными видам двигательной активности. ) • Предложить временные занятия по отдельной программе небольшой группе занимающихся или в индивидуальном порядке в случае, когда навыки инклюзивной группы не соответствуют целям или способностям этой группы учеников или отдельного ребенка. • Направить ученика заниматься с учителем адаптивного плавания в другую часть бассейна. • На занятиях в бассейне использовать помощь специально обученных учеников или помощников учителя адаптивного плавания (например, для повторения указаний или оказания положительного подкрепления).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|