Транспортно-эксплуатационные показатели дорог
Стр 1 из 22Следующая ⇒ Лекция 1 СЕТЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Классификация автомобильных дорог в РК В Республике Казахстан все автомобильные дороги делятся на дороги обшей сети, городские дороги (улицы), дороги сельскохозяйственных и промышленных предприятий. В зависимости от административно-политического, экономического и культурного значения дороги общей сети РК разделяются на следующие группы: общегосударственные, областные, местного значения. Дороги общегосударственного значения предназначены для дальних автомобильных сообщений. Они соединяют между собой крупные промышленные и культурные центры, курорты республиканского значения, а также дорожную сеть РК с магистральными дорогами соседних государств. К таким дорогам относятся автомагистрали: Алматы-Караганда-Астана-Петропавловск-границаРФ,Хоргос-Алматы-Шымкент-граница с Узбекистаном, М36 Алматы-Караганда-Астана-Костанай-граница с РФ и др.Они соединяют также главные административные, культурные, экономические и политические центры республики, областные центры со столицей нашего государства и между собой. Дороги областного значения соединяют районные центры между собой и с центром своей области,с общей сетью дорог, а также с важнейшими станциями или пристанями. Дороги местного значения соединяют районные центры или отдельные сельские населенные пункты,сельхозпредприятия между собой и со станциями железных дорог и пристанями, а также расположенные вблизи этих дорог предприятия со станциями железных дорог, пристанями, дорогами общей сети. Отнесение дорог к той или иной группе является до некоторой степени условным, и при перспективном планировании возможен перевод дорог из одной группы в другую.
Автомобильная дорога может иметь различную степень совершенства в зависимости от ее значения в народном хозяйстве. Чем больше движение автомобилей, образующих транспортный поток на дороге, тем более высокие требования предъявляются к ее техническим качествам. Число автомобилей, проходящих по дороге через данное сечение в единицу времени (сутки, час), называется интенсивностью движения. Интенсивность движения не является постоянной по всей длине дороги. Увеличиваясь вблизи крупных населенных пунктов, железнодорожных станций, она обычно уменьшается в середине участков. Интенсивность движения не остается также постоянной в течение года и даже суток, поэтому плотность движения автомобилей характеризуется среднегодовой суточной интенсивностью. На дорогах, используемых для вывозки сельскохозяйственной продукции в период ее их заготовки, интенсивность движения может превышать среднегодовую Автомобильные дороги в зависимости от интенсивности движения и значения их в общей дорожной сети РК делятся Строительными нормами и правилами (СНиП РК 3.03-09-2003) на пять категорий (табл. 1).
Таблица 1 Устанавливаемая категория автомобильной дороги в зависимости от интенсивности движения
При отнесении дороги к той или иной категории учитывают перспективную (расчетную) интенсивность движения, считая от года ввода дороги в эксплуатацию, на 20 лет вперед. Для каждой категории дороги установлены определенные технические нормативы, на основе которых ведется проектирование всех дорожных сооружений.
Транспортно-эксплуатационные показатели дорог
Основными транспортно-эксплуатационными показателями автомобильных дорог являются, расчетная скорость движения автомобилем, расчетная нагрузка, габариты мостов и тоннелей, пропускная и провозная способность, проезжаемость дороги, а также показатели безопасности движения. Расчетная скорость — это наибольшая скорость, с которой автомобили могут двигаться на всем протяжении дороги безаварийно. По этому показателю расчетами устанавливают остальные технические нормы проектирования. В соответствии со СНиП РК 3.03-09-2003 расчетная скорость устанавливается в зависимости от категории дороги и рельефа местности (см. табл. 2). К трудным участкам пересеченной местности относят рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не более 0,5 км. К трудным участкам горной местности Таблица 2 Расчетные скорости автомобилей в зависимости от категории дороги
Примечание Скорости приведены для расчета элементов плана и продольного профиля; в скобках указаны значения скорости, принятые при расчете элементов поперечного профиля и других элементов, зависящих от скорости движения автомобилей
относятся перевалы через горные хребты и участки горных ущелий с сильно изрезанными склонами. Как видно из табл. 2, для трудных участков в условиях пересеченной и горной местности техническими условиями предусмотрено смягчение требований к назначению элементов дороги при условии снижения расчетной скорости движения. Расчетная нагрузка устанавливается для расчета прочности дорожных одежд и инженерных сооружений, а также проверки устойчивости земляного полотна. Расчетная нагрузка характеризуется нагрузкой на ось и весом расчетного автомобиля, находящегося в колонне, и обозначается HP или буквой Н с определенной цифрой (Н-10, Н-13, Н-30), обозначающей вес в тоннах (тс) автомобиля. Габаритом моста (габаритом приближения конструкции) называется очертание, внутрь которого не должны вдаваться никакие элементы конструкций. Габариты мостов обозначаются буквой Г и числом, соответствующим ширине проезжей части на мосту в метрах. Габарит устанавливается в соответствии с категорией дороги и капитальностью сооружения
Пропускная способность дороги—представляет собой наибольшее количество автомобилей, которые могут пройти по дороге с определенной скоростью. Для безопасности движения расстояние между движущимися друг за другом автомобилями должно быть достаточным для того, чтобы при внезапной остановке впереди идущего автомобиля задний мог быть остановлен водителем. Пропускная способность дороги зависит от числа полос движения, скорости движения транспортных средств и состояния поверхности проезжей части. На протяжении дороги, равном пути движения автомобиля с расчетной скоростью V (км/ч) в течение часа, может разместиться следующее количество автомобилей
,аааааааа (1) где (la+St) — динамический габарит,м, здесь lа — длина автомобиля;St — наименьшее расчетное расстояние между автомобилями.
Эта формула позволяет определить пропускную способность одной полосы движения. Пропускную способность дороги, имеющей несколько полос движения в одном направлении, определяют по формуле
Nдop = NnKп, (2) где N — пропускная способность одной полосы, авт/ч; п — число полос движения по дороге; Кп — коэффициент полосности, зависящий от числа полос.
Провозная способность дороги (грузонапряженность движения) — наибольшее количество тонн грузов, которое может быть перевезено по дороге в единицу времени (час, сутки, год). Провозная способность зависит от пропускной способности дороги и грузоподъемности используемых транспортных средств. При проектировании автомобильных дорог предварительными экономическими обследованиями устанавливается перспективная возможная грузо напряженность движения в тысячах тонн в год, что в итоге определяет интенсивность движения и влияет на установление категории дороги.
Проезжаемость дороги определяется числом дней в году, в течение которых дорога является проезжаемой. Несовершенство дорожных конструкций, особенно дорог низших категорий, может привести к ограничению или к полному прекращению движения транспортных средств в отдельные периоды года, например, по условиям снегозаносов, пучинообразования и др. Безопасность движения обеспечивается, в первую очередь, правильным проектированием автомобильных дорог. Безопасной, удобной и экономичной для движения можно считать только ту дорогу, которая всеми сочетаниями своих элементов и увязкой их с ландшафтом местности как бы подсказывает водителям направление и необходимые режимы движения. Далее рассматриваются вопросы обеспечения безопасности движения при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|