Элементы поперечного профиля
Разрез дороги плоскостью, перпендикулярной к ее оси, называется поперечным профилем дороги (рис. 2). Одним из основных элементов поперечного профиля дороги является земляное полотно. Земляное полотно — сооружение, на котором расположена проезжая часть дороги. Проезжая часть, предназначенная для движения автомобилей, как правило, имеет дорожную одежду, устраиваемую из различных строительных материалов.
8 7 6 5 4 4 5 6 7
Рис.2 Поперечный профиль автомобильной дороги в насыпи: 1 — проезжая часть; 2 — обочины 3- земляное полотно, 4 — кромка проезжей части, 5 — бровка земляного полотна, 6 — откос насыпи,7 — дно кювета, 8 — внешний откос кювета
Верхний слой дорожной одежды, находящийся непосредственно под воздействием колес автомобилей, называется дорожным покрытием. По сторонам проезжей части размещаются обочины, повышающие прочность края дорожной одежды и обеспечивающие безопасность движения. В зависимости от рельефа местности земляное полотно устраивают в уровне поверхности земли, в насыпи (см. рис. 2) или в выемке (рис. 3).
Рис.3 Поперечный профиль автомобильной дороги I категории в выемке: 1 — разделительная полоса, 2 — проезжая часть; 3 —обочины, 4 — кромка проезжей части; 5 — бровка земляного полотна; 6 —внутренний откос. 7 —внешний откос выемки; 8 —банкет, 9 — забанкетная канава, 10 — кавальер
Кроме насыпей и выемок, земляное полотно включает в себя боковые канавы (кюветы) для осушения дороги и отвода от не- нее воды и резервы — неглубокие выработки вдоль дороги, из которых был взят грунт для отсыпки насыпи. Боковые резервы, так же как и кюветы, являются средством водоотвода.
При устройстве выемок грунт обычно используется для возведения смежных насыпей и лишь в исключительных случаях, когда из-за дальности возки использовать в насыпи его нецелесообразно, грунт вывозят за пределы полосы отвода или отсыпают сбоку выемки в призмы правильной формы, называемые отвалами, или кавальерами. Кавальеры размещают на расстоянии не менее 5 м от откоса выемки, их высота не должна превышать 3 м. При размещении земляного полог на косогоре для отвода воды от полотна с нагорной стороны устраивают кюветы, нагорные канавы, кюветы-резервы и другие водоотводные сооружения. Проезжие части автомобильных дорог I категории на косогоре могут быть устроены в разных уровнях (рис. 4). Линии, отделяющие проезжую часть от обочин, называются кромками проезжей части. Расстояние между кромками проезжей части определяет ширину проезжей части дороги. Линии, отделяющие обочины от внутренних откосов земляного полотна, называются бровками земляного полотна: соответственно расстояние между бровками земляного полотна называют шириной земляного полотна. Высота насыпи или глубина выемки определяется расстоянием от бровки земляного полотна до поверхности земли на оси дороги.
Рис. 4 Автомобильная дорога со ступенчатым размещением проезжих частей на косогоре
Крутизна откосов должна обеспечивать устойчивость земляного полотна и способствовать обеспечению безопасности движения. Крутизна откосов характеризуется отношением высоты откоса к его горизонтальной проекции — заложению (рис.5) и может быть выражена
При прохождении дороги через населенные пункты ее поперечный профиль имеет свои конструктивные особенности. В небольших населенных пунктах сельской местности для лучшего обеспечения съезда с дороги автомобильную дорогу строят в небольших насыпях (0,2—0,3 м). Поперечные профили городских улиц и дорог, размеры отдельных элементов и общая ширина устанавливаются в зависимости от величины города, категории улиц и дорог, интенсивности движения всех видов городского и транзитного транспорта и пешеходов, а также преобладающей этажности застройки, способа отвода поверхностных вод и т.д. (рис. 6).
Ширину улиц между фасадами домов («красную линию») принимают обычно в пределах: 30—50 м для общегородских и 25—35 м для районных магистральных улиц; при наличии скоростного транзитного движения — в пределах 100 м с выделением отдельных проезжих частей для пропуска скоростного движения. Городская улица имеет проезжую часть для движения автомобилей и других видов транспорта, тротуары для пешеходов и озелененные полосы для изоляции пешеходов и застройки от уличного движения. Кроме того, городская улица может иметь трамвайные пути, расположенные в пределах проезжей части или на обособленном полотне.
Под улицей размещаются подземные коммуникации: кабели электрического тока, телефонно-телеграфные линии, водопровод, газопровод, канализация и т. д. В больших городах для удобства эксплуатации подземные сети размещают в общих бетонных коллекторах-тоннелях.
Лекция 5 Проезжая часть. Обочины Полоса проезжей части, занимаемая автомобилями, движущимися один за другим и в одном и том же направлении, называется полосой движения. Так как движение обычно происходит в обе стороны, то для безопасности в большинстве случаев проезжую часть дороги устраивают шириной не менее чем в две полосы движения. Движение автомобилей по дороге обычно происходит с различными скоростями. Легковые автомобили, движущиеся с большой скоростью, обгоняют медленно движущиеся грузовые автомобили. Для обгона автомобиль должен выехать на левую полосу встречного движения, обойти обгоняемый автомобиль и снова выйти на правую полосу. На обычной дороге в две полосы движения обгон возможен лишь в том случае, если свободна полоса встречного движения. Отсюда следует, что обгон на дороге в две полосы движения возможен лишь при малой интенсивности движения. Очевидно, что при большой интенсивности и разнородном по скорости потоке движения необходимо предусмотреть четырехполосные проезжие части по две полосы движения в каждом направлении.
Чтобы устранить возможность выезда на полосу встречного движения, на дорогах первой категории устраивают разделительную полосу (см. рис.3). Ширина разделительной полосы 5 м и более (рис.7). Рис.7 Конструкция разделительных полос: а-со сплошным крупнозернистым слоем; б-с прерванным крупнозернистым слоем; в-с отводом воды дренажем; 1-грунт земляного полотна; 2-крупнозернистый хорошо дренирующий слой; 3-основание из щебня или грунта, обработанного вяжущими материалами; 4-цементобетонное покрытие;5- растительный грунт;6-краевая полоса; 7-крупнозернистый дренирующий материал; 8-дренажная трубка; 9-продольная дрена;10-труба для отвода воды
В настоящее время разделительную полосу, как правило, устраивают без окаймления возвышающимся бордюрным камнем, наезд на который при обгонах или вынужденных маневрах сопряжен с опасностью возникновения дорожно-транспортного происшествия. В случае устройства возвышающегося бордюра рядом с ним укладывают краевую полосу шириной 0,5—0,75 м или бордюр делают скошенным с заложением 1: 10 или 1: 5. Ширину полосы движения устанавливают в зависимости от скорости движения и габаритов автомобилей по ширине. Недостаточная ширина полосы не обеспечивает безопасного движения с расчетными скоростями, избыточная ширина увеличивает стоимость одного из самых дорогостоящих элементов автомобильной дороги — дорожной одежды. Необходимая и достаточная ширина проезжей части при двухполосном движении определяется из условия (рис.8)
b (3) где а - ширина кузова автомобиля (грузового — 2…2,6 м, легкового- 1,75…2 м); с- ширина колеи автомобиля (грузовою—1,7…1,8 м, легкового—1,5 м); х — половина величины зазора безопасности между кузовами встречных автомобилей, м; у — величина предохранительной полосы между колесом автомобиля и кромкой проезжей части, м
a xx
Рис.8 Схема для определения ширины проезжей части дороги
Необходимая величина зазора между кузовами встречных автомобилей пропорциональна скорости движения и может быть определена из формулы
Х = у = 0,5 + 0,005 , (4) где v — скорость автомобиля, км/ч.
Отсюда ширина проезжей части
b=а+с+2+0,02 . (5)
При расчете ширины проезжей части необходимо учитывать состав движения и скорости легкового и грузового автомобилей. При наличии двухполосного движения в одном направлении и возможности обгона легковыми автомобилями грузовых, величина зазора между краем кузова и краем полосы движения со стороны обгона принимается
х=0,035+0,005 . (6)
Основные параметры проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог приведены в табл.3.
Таблица 3 Основные параметры проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог
Число полос движения на дорогах первой категории устанавливается в зависимости от интенсивности движения и рельефа местности: четыре полосы при интенсивности 7000…20000 авт/сут в равнинной и пересеченной местности и при 7000…17000 в горной местности; шесть полос при интенсивности 20000…40000 авт/сут в равнинной и пересеченной местности и при 17000…35000 авт/сут в горной местности. При смешанном составе потока автомобилей для грузового движения в сторону подъема с уклоном более 30%0 при длине участка подъема свыше 1 км и интенсивности движения более 2000 авт/сут на дорогах II и III категорий предусматривается устройство дополнительной полосы проезжей части шириной 3,5 м на всем протяжении подъема. Ширину проезжей части дорог в пределах средней части вогнутых кривых, сопрягающих участки продольных уклонов с алгебраической разностью более 60 , увеличивают для дорог II и III категорий на 0,5 м, а для дорог IV и V категорий — на 0,25 м с каждой стороны по сравнению с нормами, приведенными в табл. 3. Для стока воды поверхность проезжей части устраивают выпуклой или односкатной. Выпуклое очертание поперечного профиля проезжен части чаще выполняют по дуге параболы (рис. 9, а). Уравнение параболы представляется в следующем виде
, ммммм (7) где (f-стрела выпуклости проезжей части, т.е. превышение осевой точки над кромками): р - расчетный параметр.
Рис.9 Поперечные профили проезжей части Отношение стрелы выпуклости f к половине ширины проезжей части b/2 характеризует ее поперечный уклон, который выражается десятичной дробью или в промилле (). Средний уклон проезжей части определяется по формуле
. (8)
При выпуклом очертании поперечного профиля проезжей части сопряжение наклонных прямых (рис. 9,б) возможно круговой кривой длиной 2 м. Радиус сопрягаемой кривой определяют по приближенной формуле . (9)
При односкатном профиле проезжей части (рис. 9, в) поперечный уклон . (10)
Поперечные уклоны обеспечивают отвод поверхностных вод с проезжей части, в то же время большие поперечные уклоны создают и некоторые трудности для движения автомобилей. Происходит смещение автомобилей в сторону уклона, занос и даже опрокидывание автомобиля при обледенелом или грязном покрытии. Поэтому поперечные уклоны, по условиям водоотвода должны быть наименьшими. В зависимости от типа покрытия поперечные уклоны проезжей части устраивают в пределах от 15 до 40 %0. Обочины служат для укрепления кромки проезжей части (рис. 10), кроме того, они улучшают безопасность движения. В случае необходимости автомобили могут съезжать на них с проезжей части. Обочины служат также для временной остановки автомобилей, для размещения дорожных машин и строительных материалов при ремонтных работах. Обочины устраивают шириной от 1,75 до 3,75 м. В горной местности, как исключение, на дорогах I и II категорий допускаются обочины шириной 1,5 м, а на дорогах остальных категорий - 1 м.
А Б
Рис.10 Укрепленные обочины на автомобильной дороге: А — обочина; Б — проезжая часть: 1- слой дерна толщиной 6-8см; 2- слой щебня толщиной 10 см; 3-бетонная плита толщиной 10 см; 4 - слой цементобетонный толщиной 10 см
Поперечные уклоны обочин при двускатном поперечном профиле устраивают на 10—30%0 больше поперечных уклонов проезжей части в зависимости от климатических условий и типа укрепления их поверхности. Оптимальное использование ширины проезжей части автомобилями достигается только при наличии укрепленных (на ширину 1,5—1,8 м) обочин. При неукрепленных грязных обочинах ближайшие к ним полосы проезжей части шириной до 0,8—1,2 м и более не используются, так как водители, опасаясь заноса при случайном заезде, стремятся вести автомобиль ближе к оси проезжей части. Обочины укрепляют щебнем, гравием, шлаком, вяжущими и другими материалами. По краям проезжей части рекомендуется устраивать краевые полосы шириной 0,75 м на дорогах I и II категорий и 0,5…0,3 м на дорогах III—V категорий. С точки зрения улучшения транспортно -эксплуатационных показателей дорог и повышения безопасности движения устройство краевых полос равноценно уширению проезжей части на ту же величину. Для предотвращения заноса автомобилей при заезде с высокой скоростью краевые полосы необходимо устраивать из материалов, обеспечивающих такое же сцепление колеса автомобиля, как и на проезжей части дороги. Применяемые ранее ребристые краевые полосы в настоящее время не рекомендуются, поскольку они ухудшают эффективность использования проезжей части.
Лекция 6 ПЛАН ДОРОГИ Элементы плана дороги Для перевозки грузов и пассажиров с наименьшей затратой энергии двигателями и минимальной стоимостью дорога должна быть проложена на местности по наикратчайшему расстоянию, т. е. по прямой линии, соединяющей заданные пункты. Однако различные препятствия (населенные пункты, озера, реки, болота, овраги и т. п.) заставляют в ряде случаев отклоняться от кратчайшего расстояния (воздушной линии) и выбирать для проложения дороги наиболее удобные места в обход препятствий. Этим объясняется, что автомобильная дорога обычно состоит из ряда прямых участков, сопряженных кривыми, обеспечивающими плавный переход автомобилей с одной прямой на другую. В период изысканий на местности и при проектировании на топографических картах намечают ось дороги, называемую трассой дороги. Графическое изображение проекции трассы дороги на горизонтальную плоскость называется планом трассы (рис. 11). Изменение направления трассы характеризуется углом поворота, который образуется продолжением первоначального направления трассы и новым ее направлением (рис. 12,а) Основные элементы угла поворота следующие: точка В — вершина утла поворота; угол — угол поворота; R — радиус кривой; К — длина кривой; Т — тангенс — длина касательной, т. е. расстояние от начала или конца кривой до вершины угла поворота; Б — биссектриса—расстояние от вершины угла поворота до середины кривой. Элементы кривой определяются по формулам: ; ; ; пппппппппп
Рис. 12. Элементы угла поворота: а — закругление без переходных кривых; б — закругление с симметричными переходными кривыми
Криволинейные участки, особенно с малыми радиусами, снижают качество трассы, ухудшают условия движения автомобилей, так как усложняется управление автомобилем. При движении по кривой возникает центробежная сила, стремящаяся сместить автомобиль во внешнюю сторону кривой. В населенных пунктах, в лесу, в выемке не всегда обеспечивается видимость. Для безопасности и удобства движения кривые вписывают возможно большими радиусами. Радиусы кривых в плане рекомендуется назначать от 3000 м и более для дорог I категории и от 2000 м и более для дорог остальных категорий. При таких радиусах кривых влияние центробежной силы невелико и безопасность движения с расчетной скоростью обеспечивается без усложнения конструктивных элементов дороги. Назначение радиусов кривых более 2000 м даже для дорог низших категорий оправдывается тем, что при повышении в будущем интенсивности движения и перевода дороги в более высокую категорию не потребуется перестройки земляного полотна. Однако назначение больших радиусов не всегда и не везде возможно. При технико-экономическом обосновании разрешается принимать минимально допустимые радиусы кривых в плане:
Категория дороги... I II III IV V Наименьшие радиусы кривых в плане, м... 1000 600 400 250 125
На кривых с радиусами менее 2000 м исходя из условия безопасности и комфортабельности движения следует применять переходные кривые, обеспечивающие плавное изменение направления движения автомобиля от прямолинейного к движению по круговой кривой. При быстром переходе автомобиля с прямой на кривую центробежная сила в короткий промежуток времени достигает высокого значения, что соответствует боковому удару. Наибольшее применение имеют переходные кривые, разбиваемые по клотоиде с уравнением (рис. 12,б) где С — параметр клотоиды; R- радиус круговой кривой; L- длина переходной кривой. Длина переходных кривых назначается в зависимости от радиуса кривой в пределах от 30 до 120 м. При вписывании переходных кривых круговая кривая смещается несколько к центру кривой. Все разбивочные элементы переходных кривых можно получить из специальных таблиц 1. В зависимости от условий проектирования кривых в плане для наилучшего вписывания трассы дороги в рельеф местности Moгут применяться следующие типы закруглений: с круговой кривой и симметричными переходными кривыми одинаковой длины (см. рис. 12,б); с круговой кривой и несимметричными переходными кривыми разной длины; из сплошных симметричных переходных кривых; из сплошных несимметричных переходных кривых. При приложении трассы стремятся добиться гармоничного сочетания дороги с окружающим ландшафтом. Согласование дороги с ландшафтом имеет не только эстетическое значение, по и очень важно для повышения безопасности движения. Меняющиеся пейзажи, новые виды привлекают водителя и позволяют в большей степени сохранить его внимание в сравнении с однообразным придорожным ландшафтом. В равнинной местности при отсутствии существенных препятствий дорога может быть проложена прямолинейными участками большой длины в несколько километров. Однако длина прямых участков не должна превышать 4—4,5 км, так как движение по длинным прямым сопряжено с прогрессирующей усталостью и притуплением внимания, особенно водителей медленно движущихся грузовых автомобилей, а 1 Ксенодохов В.И. Таблицы для проектирования и разбивки клотоидной трассы автомобильных дорог. М, Транспорт, 1969. 269с. водителей легковых автомобилей - с потерей контроля за скоростью, что является причиной повышенной аварийности. План трассы является одним из основных технических документов проекта дороги. Трассу в плане изображают жирной линией с разбивкой на километры и пикеты (участки длиной 100 м), указывают номера углов поворота, румбы и длины прямых участков. В отдельных таблицах указывают пикетажные значения вершин углов поворота и все элементы кривых (см. рис. 11). По обе стороны от трассы дороги принятыми условными знаками изображают основные элементы рельефа, земельные угодья, водотоки и водоемы, населенные пункты, линии связи, другие пути сообщения и т.д.; указывают границы землепользователей, положения реперов.
Лекция 7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|