Организация приёмки товаров на складах.
По прибытии товаров вып-ся след-е общие операции: проверка целостности пломб, контейнеров, вагонов; проверка состояния груза (упаковки, укладки, тары и др.); разгрузка; перемещение в зону приемки; распаковка товаров; приемка по количеству; приемка по качеству; распределение по местам хранения. Приемка товаров осущ-ся в соотв-и с Положением о приемке товаров по кол-ву и кач-ву (2008 г.), Положением о поставке товаров в РБ, уставами соотв-щих видов транспорта, правилами перевозок грузов, стандартами и др. нормат. док-ми, если в договоре поставки не установлен иной порядок приемки. 2 этапа приемки: предварительная приемка, при к. грузы в исправной таре прин-ся по кол-ву мест и весу брутто, в откр. таре — по кол-ву внутритарных мест, ед-ц, компл-сти. Штучн. и весовые т-ры прин-ся одновр-но с выгрузкой. Товары без тары, в поврежд-й таре прин-ся но фактич. кол-ву в момент разг-ки трансп-х ср-в, не позднее сроков выгрузки; окончательная приемка пр-ся на складе товаропол-ля по весу нетто и кол-ву ед-ц одновр-но со вскрытием тары, не позднее 24 ч. по скороп-ся и 10 дн - по нескороп-ся тов-м. При несоотв-ии кол-ва тов-в сопров-м док-м: приемка приостан-ся; сост-ся одностор-й акт о выявл-х наруш-х; обесп-ся полная сохр-сть товара; направл-ся извещение пост-ку. Предст-ль одногороднего поставщика д-н явиться не позднее, чем на след. день (по скоропорт-ся т-м — не позднее 4 ч), иногор-го поставщика — не позднее 3 дн с момента пол-я извещения, не считая вр-ни на дорогу. В случае его неявки приемка м. осущ-ся комиссией в составе мат-но ответств-го лица или товароведа, предст-лем орг-в власти, торгово-пром. палаты. После заверш-я оконч. проверки сост-ся развернутый акт в 3х экземплярах (пол-лю, поставщику, бухгалтерии), в к. отраж-ся все моменты, связанные с недостачей.
Приемка товаров по качеству осущ-ся товароведами-бракерами, для к-х на складе д. б. созданы надлежащие усл-я (наличие норм-х док-в, измер-х приборов и т.д.) вплоть до лабораторных испытаний. Приемка по кач-ву на складе осущ-ся: при одногор. п-вке — не позднее 10 дн, по скороп-ся тов-м — 24 ч; при иногор. поставке — не позднее 20 дн, по скороп-ся товарам — 24 часов. Пр-ся сплошная проверка кач-ва, она м. б. и выборочной, если это пред-но стандартами или условиями поставки. По рез-там приемки сост-ся акт приемки или экспертизы, в к. излаг-ся причины и основания перевода товара в низший сорт или его забраковки. При возникн-ии разногласий м/у пост-ком и пок-лем последний пригл-т эксперта. Акты о скр. недостатках сост-ся в теч 24 ч с момента обнар-я. Если дог-м или закон-вом для проверки кач-ва пред-н отбор образцов (проб), то они опечат-ся и снабж-ся этикетками за подписями лиц, уча-щих в отборе. Об отборе образцов (проб) также составляется акт по установленной форме. 33.ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ ТОВАРОВ НА СКЛАДАХ. Орг-я хр-я предп-т вып-е ряда операций: опр-е мест хр-я тов-в (учет физ-хим. св-в тов-в – товарн. соседство); разр-ка и собл-е рац-х схем размещения тов-в на хр-е (для закрепл-я за тов-ми опр. групп, подгрупп и видов пост. мест хр-я (секций, участков, камер, стеллажей и т.д.; индексация – условное цифр. обознач-е мест хр-я тов-в, к. позв-т более операт-но осущ-ть поиск нужных тов-в и учет дв-ния тов. запасов, ускорять комплект-е заказов); укладка на хр-е (выбор сп-ба укладки опр-ся св-ми, формой и массой товаров, упаковкой и др. факторами. Сп-бы укладки: Штабельный способ прим-ся при хр-ии прод. тов-в, в мешках, ящиках, бочках (мука, крупа и т.д.), при хр-ии крупногабар-х тов-в (хол-ки, вел-ды и т.д.). При этом товары укл-ют на подтоварники или поддоны. Методы штаб. укладки: прямая укладка (распол-е каждого верхнего тарного места совпадает с нижним), при перекрестной укладке ящики разл-х размеров верхнего ряда уклад-ся поперек ящиков нижнего ряда; обратная укладка, когда каждый послед-й ряд мешков кладется на пред-й в обр-м напр-нии. Стеллажный способ: товары хр-ся на стеллажах в распакованном виде или во внешней таре (рядами, стопками, десятками и т.д.). Эффективно также стеллажное хранение товаров на поддонах. Хр-е на вешалах (одежда, мясо), навалом (соль, цемент), в закромах и контейнерах (овощи, картофель), рядами (холод-ки, газ. плиты, мебель); опр-е и собл-е реж-в хр-я и охраны тов-в (сп-бы хр-я: по принципу однородности; хр-е товаров в зав-ти от их размера и веса; раздельное хр-е товаров повыш-го и пониженного спроса; раздельное хр-е специф-х товаров); уход за тов-ми (товары, хран-ся на складах, д-ны пост-но осмат-ся с целью предупр-я порчи, повреждения грызунами, молью, при необх-ти перекладываться, проветр-ся, просуш-ся и т.д.); орг-я учета товаров (в процессе технолог-х операций на складах м. возникать товарные потери – естественная и актируемая убыль. Ест. убыль обусловлена усушкой, выветриванием, распылом, утечкой, разливом товаров. На возмещение этих потерь уст-ны нормы ест. убыли, диф-ные по временам года, срокам хранения, видам товаров, видам складского здания (охлаждаемые и неохлаждаемые). Нормы ест. убыли явл-ся предел-ми и списываются с мат-но отв-х лиц только при наличии недостачи в процессе инвентаризации по ценам, по которым товары оприходованы. Размер ест. убыли на i-кладе опр-ся по каждому товару в соответствии с факт. сроком хранения, с учетом объема отпуска и средних остатков за межинвентаризационный период. Актируемые потери возникают в основном в результате небрежного хранения, списываются они за счет виновных материально ответ-шейных лиц.
По отдельным товарам (стекло, фарфор, игрушки, винно-водочные изделия) установлены нормы боя, которые списываются по фактическим потерям, но не выше норм.
34.ОРГАНИЗАЦИЯ ОТПУСКА ТОВАРОВ СО СКЛАДА. Отпуск тов. со склада-заключит. стадия технологич. процесса. ОН предполаг. вып-ие след.операций:1) приемка заказа (путем личной отборки товаров на складах или в залах тов.образцов,через автоматизированные систем передачи данных,устной передачи заказа,по письменному требованию.Она осущ-ся товароведами-реализаторами),2) оформление продажи(отпуска) (путем выписки отборочного листа или распоряжения складу на отборку,передача листа в машиносчетное бюро для выписки счета или товароведом-реализатором передается сразу же в машбюро для выписки счета при проверки товара и заказа с договорами. По сложноассотрим.товаром - в зале образцов. Осущ. показ ассортимента,кот. имеется на складе, прием и оформление заказов. Здесь размещ. раб. места товаров-реализаторов базы. Покупатели, выбрав товар, делают заявку, на основ кот. тов-реализ. оформляет отборочный лист для склада.3) отборка товаров с мест хранения (на основ. отборочного листа или счет-фактуры;различ. ручную (для мелких заявок), механизир. (на крупных складах и для крупн.партий товаров) и автоматизир. (осущ. оператором по пор. программе с исп-ием конвееров,электорштабелеров) отборки. Отборка м. б. индивид. И комплексной.3) подготовка к отпуску (доставка отобранных товаров в зону комплектования заказов и укладке их в инвентарную тару(контейнеры, спец. ящики, в тарное место вкладыв-ся упаковочный лист, тара пломбируется и перемещ-ся в экспедицию,где осущ. комплектование партий для завоза в магазин.
4) отправка покупателям (тов. со склада отправлены покупателю, сданы в экспедицию склада для централиз. доставки или сданы представителю ЖД или водного транспорта для доставки покупателям. 35.УПРАВЛЕНИЕ СКЛАДСКИМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ. Управление технологич. процессом на складе - целенаправленное воздействие на него с целью обеспечения планомерного, ритмичного и бесперебойного товароснабжения розничной сети. Объекты управления – ассортимент тов., хранимых на складе, тов. запасы, условия хранения, тов. потоки, погрузочно-разгрузоч. и транспортные операции. Средства управления: ПК, диспетчерские службы, технологич. карты, технолонич. графика, оператив. планы работы, сетевое планирование и управление. Главная цель – обеспечение планомерного и бесперебойного товароснабжения, кот. включает в себя: управление тов. запасами, ассортиментом, хранением, погрузоч.-разгрузоч. и транспорт. работами, тов. потоками. Управление товарными запасами вкл. их нормирование, регулирование, учет и контроль. Нормирование позволяет разработать и установить оптимальные нормативы тов. запасов. Регулирование – поддерживание тов. запасов на определенном уровне, маневрирование ими. Учет и контроль за тов. запасами ведется на основании действующих форм учета и отчетности. Управление ассортиментом осуществляется коммерческими службами. Важное средство упр. ассортим.- это разработка ассорт-ых перечней. Управление хранением подчинено обеспечению сохранности товаров по кол-ву и качеству, эффективному использованию площади и емкости склада. Управление погрузочно-разгрузочными и транспортными операциями направлено на сокращение времени на выполнение этих работ, простоев и соблюдение ритмичности складских операций. Управление товарными потоками вкл.: разработку схем размещения товаров, закрепление постоянных мест хранения, регулирование движения трансп. средств, разметку размещения штабелей и стеллажей.
35.ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ СКЛАДОВ. Эффективность работы складов моясет определяться по ряду оценочных показателей, основными из которых являются: складской товарооборот; складской грузооборот; коэффициент использования площади склада; коэффициент использования объема склада; производительность труда работников склада; себестоимость переработки 1 т груза; уровень механизации складских работ. Складской товарооборот — количество реализованных складом товаров в стоимостном выражении за определенный промежуток времени (год, квартал, месяц, день). Складской грузооборот — натуральный показатель, характеризующий трудоемкость работы склада. Он определяется количеством переработанных тонн, кубических метров грузов и рассчитывается путем деления складского товарооборота на среднюю стоимость 1 т, 1 м3 груза. В грузообороте различают понятия грузопоток и грузопере- работка. Грузопоток определяется количеством груза, проходящего через участок в единицу времени, и характеризует процесс перемещения грузов не только с количественной, но и с организационной точки зрения. Грузопереработка включает количество перегрузок в процессе перемещения груза. Коэффициент переработки — отношение грузопереработки к грузообороту, характеризует качество технологического процесса (чем он ниже, тем лучше организация технологического процесса). Производительность труда складских работников (П) определяется как отношение товарооборота или грузооборота на одного работника в единицу времени. Себестоимость переработки тонны груза (Сп) представляет совокупность затрат живого и овеществленного труда на складе, свидетельствующий об эффективности применяемых схем технологического процесса. Уровень механизации (Ум) складских работ определяется как отношение объема механизированных работ к общему объему выполняемых на складе работ. Коэффициент использования площади склада — это отношение полезной (предназначенной для хранения) площади к общей площади склада. Коэффициент использования объема склада — это отношение объема стеллажей и штабелей с товарами к общему объему склада. Чем выше эти показатели, тем ниже себестоимость переработки и выше эффективность складского процесса в целом. Окупаемость капитальных вложений (О) определяется отношением общего объема капитальных вложений (К) к среднегодовой прибыли (Пр).
Применение указанных показателей на практике позволяет определить эффективность складских технологических процессов, направления их рационализации, повышения производительности труда, ускорения обращения товаров 37.СУЩ-ТЬ, ФАКТОРЫ И ПОК-ЛИ РОЗН. ТОРГОВОЙ СЕТИ. Розничная торговля (РТ) завершает процесс товарного обращения. Посредством РТ товары доводятся до конечного потребителя. Основным звеном РТ является розничная торговая сеть (РТС). РТС – совокупность торговых объектов, расположенных в пределах определенной территории или находящихся под общим управлением. В состав РТС включаются магазины, торговые центры, палатки, киоски, торговые автоматы и т.д. Основные функции: Изучение потребностей и спроса покупателей, Закупка товаров у поставщиков, Выработка ассортиментной политики, Организация товароснабжения, Приемка, подсортировка, подготовка к продаже, Продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям, Наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах, Обеспечение высокой культуры обслуживания Основные требования, которые предъявляются к РТС: Обеспечение высокой культуры торговли, Снижение издержек обращения, Снижение издержек потребления, Взаимосвязь развития РСТ с другими организациями (предприятиями культурно-бытового и коммунального обслуживания), Тесная связь с градостроительством РСТ характеризуется экономической и социальной эффективностью. Эконом-я эфф-ть хар-ся такими пок-ми, как: численность торговых объектов, количество торговых объектов и количество торговой площади, приходящихся на 1000 жителей, численность населения в среднем на 1 магазин или на 1 м2, удельный вес специализированной торговли, прибыль на 1 м2 торговой площади, средний размер торговой площади магазина. Соц. эфф-ть определяется 3-мя основными пок-ми: радиус обслуживания, затраты времени на обслуживание, показатели завершенности покупки. О кол-м развитии торговой сети судят по пок-лю обеспеченности РТС торговой площадью (1м2) на 1000 жителей. Кач-е состояние РТС определ-ся по след. пок-м: соотношение прод- и непродсети, удельный вес спец. торговли, удельный вес прогрессивных форм торгового обслуживания, соотношение торговых площадей по реализации отдельных групп товаров, соотношение торговых площадей в отдельно стоящих зданиях и встроенных в жилые дома, средний размер магазина. Факторы, влияющие на развитие РТС: экономические (развитие производства, жилищного строительства, социально-культурной сферы рыночных отношений), социальные (доходы населения, спрос, объем и структура розничного товарооборота), градостроительные (величина населения, его плотность, структура, состав, размеры города, размещение предприятий промышленности и социально-культурной сферы), транспортные (направление и интенсивность транспортных потоков) ВИДЫ РТС Торговая сеть (ТС) включает в себя ряд торговых объектов, отличающихся друг от друга формами продажи, объемом деятельности, формами собственности. Виды РТС: 1)по формам продажи товаров: магазинные и внемагазинные; 2) по объему деятельности: розничная торговая сеть и Мелкорозничная торговая сеть; 3) по местоположению (по организации торгового обслуживания): - стационарная (совокупность стационарных торговых объектов, включающих магазины, торговые центры, магазины-склады и др.) Магазины – специально оборудованное торговое здание или часть его, предназначенная для продажи товаров или оказания услуг и имеющее торговое помещение. Преимущество стационарной ТС: широкий ассортимент, применение прогрессивных форм торговли, обеспечение условий для хранения и сохранности товарно-материальных ценностей, обеспечение условий для подготовки товара в продажу, механизация и автоматизация торговых процессов, более высокий уровень культуры обслуживания. Основной недостаток – относительная удаленность торговой сети от населения - нестационарная (совокупность нестационарных торговых объектов). Нестационарные торговые объекты – это объекты без заглубленных фундаментов независимо от присоединения к инженерным коммуникациям и используемых конструкций и габаритов этих объектов. К нестационарной торговой сети относятся мелкорозничная торговая сеть и передвижная торговая сеть. К мелкорозничной торговой сети относятся павильоны (специально оборудованные торговые объекты, имеющие торговый зал и отдельное помещение для хранения товаров), киоски (не имеет торгового зала и помещения для хранения товаров на 1 рабочее место) и палатки (сборно-раздорная легкая конструкция без торгового зала и помещения для хранения товара). Преимущества: высокая подвижность, небольшие затраты на строительство, Недостатки: узость ассортимента, трудности хранения и сохранности товаров, трудоемкость, неудобство в работе персонала, несоблюдение правил торговли. Передвижная торговая сеть подразделяется на развозную (автомагазины, автоцистерны и т.д.) и разносную (в местах массового отдыха, транспорте и т.д.). Также делится на виды: Замещающая – ее необходимость вызвана недостатком стационарной РТС, что характерно для новых жилых районов. Дополняющая – применяется для развертывания уличной торговли с целью максимального приближения к покупателям. - Внемагазинная сеть – вкл-т в себя прямые продажи и дистанционные продажи (дистанц-я торговля). Прямые продажи основаны на индивид-х контактах с потребителями или путем информ-я путем почтовой рассылки, телемагазинов и т.д. таким путем могут продаваться косметика, оздоровительные товары, образовательные товары, бытовые товары. – дистанц-е продажи – вкл-т в себя посылочную торговлю (может осущ-ся как специализ. базами (Белкоопсоюз), так и отдельными предприятиями РТС (универмаги, книжные магазины)), электронная ТС, телевизионная СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ Специализация - это форма разделения труда м\у торговыми объектами по продаже отдельных групп товаров с целью удовлетворения спроса. Значение: оказывает влияние на все стороны деятельности магазина, расширяет и углубляет ассортимент магазина, способствует улучшению работы с поставщиками, обеспечению более высокого уровня культуры обслуживания, расширению дополнительных услуг, и в конечном счете – повышению как экономической, так и социальной эффективности за счет снижения затрат времени на поиск товаров покупателями. 2 направления, по которым осуществляется специализация: 1) по товарно-отраслевому признаку (в этом случае ассортимент ограничивается отдельным видом, группой, подгруппой товаров): 1)предметы одежды, обуви, туалетные принадлежности (ткани, обувь, трикотаж, галантерея, парфюмерия), 2)домашнего и хозяйственного назначения (мебель, электротовары, бытовая техника, хозтовары), 3)культурно-бытового назначения (школьные, канцелярские, музыкальные, фото-, радио- и спорт товары), 4)прочие (цветы, автомобили, топливо) по степени специализации магазины м.б.: узко специализированные – реализуют отдельные товары; специализированные (магазины, торгующие 1 товарной группой); комбинированные (магазины, торгующие несколькими товарными группами); смешанные (магазины со смешанным ассортиментом, несколько товарных групп, объединенных комплексностью спроса); универсальные 2) по комплексности спроса (ассортимент формируется по потребительским комплексам) – магазин товаров для мужчин / рыболовов / детей. преимущества: покупатель лучше ориентируется в РТС города, меньше затрачивает времени на поиск нужной продукции, более полно удовлетворяет спрос. недостатки: такая специализация значительно усложняет деятельность магазина по формированию ассортимента, воздействию на поставщиков, организации контроля качества и в целом процесса продажи. уровень спец-и м.б. определен 3 путями: 1)отношение кол-ва спец-х магазинов к общему кол-ву магазинов * 100%. Определенный таким образом уровень спец-и не в полной мере отражает процесс спец-и, т.к. исследуемые магазины неоднородны по размерам торг. площадей и товарообороту; 2)по товарообороту; 3)отношение торг. площади спец-х магазинов и секций к общей торг. Площади. факторы, влияющие на уровень специализации: хар-р покупат-го спроса (твердосформ-ый или импульсивный), степень сложности ассорт-та (чем сложнее ассортимент, тем более узкая спец-я возможна и целесообразна), размеры торг. предприятий (меньшие размеры требуют большей спец-и), размеры помещений магазина, численность населения города ТИПИЗАЦИЯ Типизация РТС – процесс унификации торговых объектов с учетом их специализации и размера торговой площади; - определение, проектирование и выбор наиболее оптимальных и рациональных типов магазинов с точки зрения их прибыльности, рентабельности и с другой стороны с точки зрения обеспечения культуры обслуживания и создание на их основе новых, более современных с учетом последний достижений торговой и строительной техники, науки. Значение типизации: обеспечивает лучшую управляемость розничной торговой сети, унификация торгово-технологических процессов, снижение расходов по проектированию торговых объектов, снижение затрат на строительство торговых объектов, снижение эксплуатационных расходов тип магазина определяют следующие признаки: 1) ассортиментный профиль (для магазина устанавливается определенный ассортимент; в зависимости от этого магазины м.б. универсальными, специализированными, комплексного ассортимента) 2) типизация размеров магазинов (установление конкретных типоразмеров в зависимости от типа обслуживаемого населения) 3) типизация форм обслуживания (самообслуживание и т.д.) 4) типизация районов деятельности (в этом отношении все торговые объекты разделяются на магазины жилой зоны (в основном продовольственные с небольшим набором необходимых непродовольственных товаров) и магазины общегородского значения (в основном непродовольственные и крупные продовольственные магазины)) все типы магазинов сведены в Номенклатуру типов магазинов. Эта Номенклатура утверждена минторговли в 2003 году. В нее включены около 120 основных типов магазинов, или около 60 дополнительных. Основные типы магазинов предназначены главным образом для нового строительства и частично при реконструкции (переспециализации) торговой сети. Дополнительные применяются при реконструкции. И основные и дополнительные в подразделяются на: - магазины с универсальным ассортиментом: 1) Продовольственные: гипермаркет, супермаркет, универсам, гастроном, дисконтный магазин и продукты; 2) Непродовольственные: универмаг, универмаг «детский мир», товары для детей, дом торговли, торговый Ц - специализированные 1) продовольственные (диетические продукты, детское питание, кондитерский, хлебокондитерский, мясо-молоко, птица, рыба, овощи-фрукты, винно-водочные изделия) 2) непродовольственные (одежда, обувь, ткани, галантерея-парфюмерия, «сделай сам», бытовая химия и т.д.) ТИПЫ И ФОРМАТЫ МАГАЗИНОВ К основным магазинам с универсальным ассортиментом относятся: 1) гипермаркет – торговый объект, реализующий прод- и непродтовары в основном с самообслуживанием. В основном 2 типа: 5000 м2, 7000 м2; радиус обслуживания – до 7 км 2) универмаг –реализует непродтовары универсального асс-та 3) универмаг Детским мир – непродтовары детского асс-та 4) супермаркет – крупный торговый объект, реализующие прод- и непродтовары (размер – 650 - 3,5 тыс м2) 5) универсам – почти идентичен супермаркету (400 – 1,5 тыс м2) 6) гастроном – в основном продтовары (200-1000 м, примерно 10% - непродтовары) 7) продукты – относительно мелкие торг. объекты (100-250 м) 8) дисконтный магазин - реализует прод- и непродтовары массового спроса и отличающийся удобным месторасположением (например, на автозаправках), или удобным режимом магазинов (например, круглосуточные), или пониженными ценами. (от 300м) кроме типов магазинов, предусмотренных номенклатурой существуют следующие: 1) магазины-склады – торговые объекты (1600 м и более), реализующие товары из транспортной тары, могут быть жесткими дискаунтерами (без продавца) или обычными дискаунтерами (с участием продавца). Для них хар-на min торговая надбавка 2) мини - маркеты – небольшие магазины (60-400), традиционный метод либо самообслуживание 3) секонд - хенд –товары с min наценками или продажа тов-в б\у 4) бутик – самые высокие торговые надбавки 5) магазины-салоны 6) стоковые магазины – магазины, кот-е скупают у пром-ти или оптовых баз товары, кот. имеются в остатках (залежалые товары) в зарубежной торговле кроме выше перечисленных получили развитие: 1) конвиньенц-сторы – (20-300 м), «магазины за углом», удлиненные часы работы, удобное расположение 2) супер-сторы – спец-ся по продаже определенных товаров (похожи по размеру на гипермаркеты, но с более узкой спец-ей) 3) супереты – магазины товаров повседневного спроса 4) супер-триады – крупные (9-10 тыс) торговые центры 5) бентамы - =минимаркет 6) орогонтеры – магазины, в которых полностью автоматизированы расчетные операции 7) гарден-центры – магазины для садоводов 8) магазины «убийцы категории» - магазины, которые сочетают специализированную розничную торговлю + большие скидки 42.СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТОРГОВЫХ ФОРМАТОВ Торговые форматы можно классифицировать: 1) по видам (магазины, павильоны, киоски, палатки) 2) по организационно-правовым формам (хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, ИП) 3) по виду ассортимента (универсальные, спец-ные и т.д.) 4) по концентрации капитала (независимые магазины (ИП) и интегрированные структуры) 5) по форме и видам концентрации (торговые объединения, торговые сети, торговые цепи, торговые дома, торгово-финансовые группы (холдинги)) 6) по ценовой политике (для экономных покупателей – дискаунтеры, магазины-склады, мини-маркеты, продовольственные рынки, кеш энд кей, стоковые и секонд хенда; магазины для обеспеченных – бутики, магазины-салоны и т.д.) 7) по территориальной концентрации (изолированные, группового размещения (торговые комплексы)) 8) по местоположению (магазины жилого района, общегородского значения, регионального значения) 40. МЕТОДЫ РАЗМЕЩЕНИЯ РТС В ГОРОДАХ. При размещении РТС необходимо учитывать ряд факторов: градостроительные, транспортные, социальные, экономические основные задачи, кот. решаются при размещ-и РТС: макс-е приближ-е РТС к покупателям, обеспечение необход-го ассорт-та товаров, обеспечение каждому магазину необход-го товарооб-та и прибыли, четкое разгранич-е сферы деят-ти однотипных магазинов в зав-ти от уровня тер-ой концентрации возможны 2 направл-я размещ-я РТС: 1) изолированные торг.точки – пространственно удалены друг от друга: - монопольная изоляция (точка изолированная от всей торговой сети), - операционная изоляция (магазины одного профиля находятся на определенном расстоянии друг от друга). Размещение изолир-х торг. точек м.б. по разным методам: - равномерное размещ-е РТС - на каждый участок города с определ-й численностью насел-я или с определ-й площадью прих-ся определ-е кол-во магазинов, - децентрализ-е (рассредоточ-е) размещение – сложился в городах исторически, по мере строительства города без комплексного плана. В этом случае торг. предприятие max приближено и обслуживает огранич-е кол-во насел-я. Это позволяет избежать большого скопления покуп-лей и перекрещивающихся потоков их движения. Недостаток – препятствие спец-ии ТС. – функцион-е (концентрическое, ступенчатое) – обусловлено главным образом хар-ром спроса на товары: массового спроса, первой необход-ти, периодич-го спроса. В этом случае ТС подраздел-ся на 2 ступени: магазины жилой зоны (прод. торговая сеть с небольшим набором непродтоваров) и общегородская ТС 2) сгруппиров-е торг. точки: - одного профиля (стройрынок), -разного профиля (торг. Центры (ТЦ), торговые комплексы, моллы) ТЦ – сов-ть торг. объектов, реализ-х универсальный асс-т товаров и услуг, располож-х на определ-й терр-ии и находящихся под единым управлением. ТЦ подразде-ся на: местные ТЦ - призваны предоставить комплекс товаров и услуг стандартн. хар-ра и обеспечить min затраты времени. В их состав вкл-ся универсамы, комплексные приемные пункты бытовых услуг. По Номенклатуре МТЦ имеют 5 типов. Могут быть кооперированные (все входящие в состав ТЦ части находятся под одной крышей) и сблокированные. ТЦ общегородского значения -призваны предоставить насел-ю широчайш. выбор товаров и услуг как стандартн., так и избират-го хар-ра. В состав таких центров вкл-ся крупные универмаги, универсамы, спец-е магазины, рестораны и кафе, комбинаты быт. услуг и тд. Торговые комплексы (ТК)– сов-ть торговых объектов, реализ-х универс. асс-т товаров с широким набором услуг и централизующих ф-ии хозуправления. ТК свыше 100 тыс. м называются моллами. ТЦ различ-ся своими концепциями: центры моды, аутлет-центры – реализуют свою продукцию сами промышленные предприятия по самым низким ценам, поуэр-центры – крупные центры, в основе которых лежат крупнейшие специализированные магазины (бытовая техника, садоводство), торгово-развлекательные центры
44. ПЛАНИРОВАНИЕ РТС Планир-е развития и размещ-я РТС явл-ся обяз-м условием, кот. обеспеч-т соблюдение определ-х пропорций м\у ↑ розн-го товарооборота и ↑ кол-ва предприятий розни. торговли, более полное удовлетв-е потр-тей населения в товарах и услугах и повышения уровня торг. обслуживания в целом. При планировании РТС должны решаться задачи: обеспеч-е благоприятных условий для обслуж-я покуп-лей, улучш-е условий работы для персонала, ↑ ур-ня технич. оснащенности магазина, наиболее рацион-е использ-е торг. площадей, рентабельная работа торг. орг-ций. Разработкой планов развития и размещения РТС занимаются: главное управление потребительского рынка мингорисполкома, областные управления потребительского рынка, облпотребсоюзы, райпо Разработка плана развития и размещения РТС состоит из нескольких этапов: 1) анализ состояния действующей торговой сети. Цель – выявление уровня развития РТС и изыскание резервов для эффективного ее использования в будущем. Определяются · коэфф-т плотности ТС (КП) – хар-т отношение кол-ва торг. объектов к численности насел-я или размеру обслуж-й терр-ии ( · пок-ль обеспеч-ти насел-я РТС выраж-ся в пок-ле торг. площади (м2) на 1000 жителей, или наоборот – числ-ть жителей на 1 м2 торг. площади; · уровень специализации РТС · средний радиус обслуживания: , П – площадь обслуж-й магазином терр-ии (для прод. РТС – не более 400-500м) · эфф-ть исп-ия действующей РТС – определяется размером товарооб-та, приход-ся на 1 м2 по всем магазинам исслед-го района. 2) производится анализ эк-х условий развития региона (численность насел-я, его структура, нац-й состав, доходы, инфрастр-ра региона в целом, развитие пром-ти, соц. сферы и т.д.) 3) определение потребности и прироста РТС. методы: · нормативный – устанавл-ся нормы площади на тыс. жителей. П(потр-ть)= ; Н-норматив(260 м2),Ч – плановая числ-ть жителей Необходимый прирост:. · метод технико-экономических расчетов – устанавл-ся нормативы товарооборота на км2. Исп-ся при стабильной экономике · метод экономико-матем-й – устанавл-ся зав-ть темпов развития РТС от отдельных ф-ров (числ-ти насел-я, товарооб-та), на основе которой можно сделать прогноз потр-ти на перспективу 4) выбор типов магазинов – зависят от рез-в анализа состояния обеспеч-ти РТС и осущ-ся на основе Номенклатуры магазинов 5) определение объема, эфф-ти и сроков окупаемости капвложений. ОбъемКапиталовложений= ∆П*цена строительства 1 м2 торговой площади. ЭффективностьК=. Т (окупаемость) = РТС В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В настоящее время имеет место несколько категорий населенных пунктов: райцентры, межхозяйственные центры, местные центры, рядовые населенные пункты. В соответствии с этой градацией строится РТС. 3-хступенчатое построение: 1) ТС рядовых населенных пунктов (магазины товаров повседневного спроса или разъездная торговля) 2) ТС в местных и межхозяйственных центрах (магазины товаров повседневного спроса магазины «продукты», «промтовары», небольшие универсамы и специализированные магазины) 3) ТС районного масштаба (все типы магазинов, предусмотренные номенклатурой основных типов магазинов системы потребкооперации: универмаги (от 600 м кВ), супермаркеты, универсамы и минимаркеты (только размеры на порядок меньше, по сравнению с городской сетью), «промтовары», специализированные магазины, дома торговли, фирменные магазины, дискаунтеры) Принципы планирования идентичны принципам планирования для городов.
46.СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ. Создание и развитие торговых сетей (ТС) является одним из наиболее важных методов управл-я торговым капиталом, кот. позволяет получать эконом-й эффект от масштабов деят-ти. Торговля (особенно розничная) относится к крайне раздробленным отраслям хозяйства, вкл-т мн-во крупных, мелких и средних операторов. Причина раздробл-ти: низкие входные барьеры для бизнеса, недорогое оборудование, разнообразие спроса по асс-ту товара и широкое разнообразие по ценам, географ. ограничение, отсутствие должной экономии крупных одиночных предприятий. ТС – сов-ть торг. орг-ций, расположенных в пределах конкретной территории или наход-ся под общим управлением (до 10 единиц). Торговые цепи – крупные РТС с числом магазинов более 10. В наст. время в эк-ке распр-ны след. формы создания сетей: 1) Горизонт-я интеграция – расширение коммерч. деят-ти за счет слияния или создания новых торговых, производств-х или сервисных предприятий, те. за счет внутреннего роста фирмы. Три формы горизонтальной интеграции: · Многофилиальные компании (корпорат. ТС) – обеспеч-т главные конкурентные преимущества перед независ-ми торг. фирмами за счет увеличения объема продаж и снижения наценок. Осн. признак – жесткая централизация управления контролем за входящими в состав сети объектами: единый центр управления, закупочная политика, централизация коммерческой информации. Осн. формы корп-х ТС: ОАО, корпорации, холдинг-е компании · Добровольные сети (ассоциированная торговля) – способ организации ТС, при кот. независ-е друг от друга торг. объекты вступают в объединение для ↑конкурентоспос-ти и получения большей прибыли. Осн. типы: кооперативная торговля, и так называемые добровольные сети под эгидой оптовой базы · Франчайзинг 2) Вертик-я интеграция – объединение (слияние, кооперация, взаимодействие) функц-но связанных м\у собой производ-лей, посредников и потреб-лей. Головное предприятие может иметь от 10 до сотен входящих в ее состав магазинов, посредников и т.д. три формы: Комбинирование сопряженных производственных и торгово-технологических операций в рамках одной организации; Объед-е самостоятельных торг. и произв-ных предприятий; Неформальные организационные структуры 3) Диверсификация – расширение видов деятельности за счет проникновения крупных фирм в другие отрасли, не связанные с основной деятельностью этой фирмы. Различают внутриотраслевую Д (оптовая + розничная) и межотраслевую (оптовая торговля производство, розничная + энергетика и т.д.) 47.ФРАНЧАЙЗИНГ. ЕГО РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ. Развитие РСТ может осуществляться путем: создания собственных торговых объектов на новой территории; путем покупки отдельных торговых объектов (или компаний), слияния или поглощения; Франчайзинг Франч Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|