Сущ-ть, сод-е и пр-пы технолог-го процесса
Торгово-технологический процесс – комплекс взаимосвязанный торговых и технологических операций по доведению товаров до конечного потребителя с сохранением качества, минимальными затратами труда и времени, высокой культурой обслуживания. Торговые операции связаны главным образом со сменой формы собственности – операции по изучению спроса, составление заявок, рекламная деятельность и т.д. Технологические операции связаны с обработкой товарных потоков: приемка, хранение, размещение. ТТО можно разделить на: Основные – связанные со спросом, формирование ассортимента, Вспомогательные – связанные с обработкой товарных потоков На характер ТТпроцесса влияют факторы: 1)Спрос и предложение товара, 2)Степени готовности товара к продаже, 3)Состояние товарных запасов, 4)Системы товароснабжения, 5)Тип и специализация магазина, 6)Степень хоз. самостоятельности Три основные схемы ТТпроцесса: 1) Поступление товаров – приемка товаров – подача в торговый зал (самый экономичный, эффективный и наиболее широко используемый) (для продовольственных товаров) 2) Поступление – приемка – хранение – подача в торговый зал (для непродовольственных товаров) 3) Поступление – приемка – хранение – подготовка – подача в торговый зал (по сложноассртиментным товарам) Принципы ТТП: 1) Создание максимальных удобств покупателя при выборе товара, 2)Экономия времени покупателя, 3)Рациональное использование торговой площади и торгового оборудования, 4)Создание благоприятных условий труда для работников магазина, 5)Обеспечение сохранности количества и качества товаров, снижение товарных потерь, 6)Применение эффективных технологий товароснабжения, планировки, выкладки, 7)Достижение высокой социальной и экономической эффективности магазина
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМКИ ТОВАРОВ В МАГАЗИНЕ Приемка товаров – один из важнейших элементов ТТП, от состояния кот. во многом зав-т кач-во обслуживания покуп-лей. Осущ-ся в соотв-ии с Положением «о приемке товаров по кол-ву и кач-ву (2003)», с Положением «о поставках тов-в», с уставами и правилами перевозки грузов разл. видами транспорта. Различают приемку по кол-ву (соотв-е реально поступивш. товара с указанным в накладной) и по кач-ву (проверка соотв-я товаров физ.-хим. св-м, внешнего вида и т.д.) Процесс приемки вкл-т в себя: 1) Проверку трансп-х ср-в и сопроводит-х док-в, 2)Приемка по кол-ву и кач-ву, 3)Документ. оформл-е приемки, 4)Принятие на учет В положении «О приемке товаров» четко определены обязанности продавца (поставщика) (нормы и правила упаковки, маркировки, обеспечение комплектности, правильность оформл-я отгрузочных документов, выполнение правил погрузки\разгрузки и тд.) и покупателя (сроков доставки, целостности трансп-х ср-в). Приемка по кол-ву и кач-ву может осущ-ся на складе продавца, покупателя или в месте вскрытия трансп-х ср-в. При несоотв-ии кол-ва и кач-ва товаров данным сопровод-х док-в покупатель обязан уведомить поставщика. В уведомлении указывается наименование товара, номера документов, количество недостающих товаров, указывается состояние пломб, время двухсторонней приемки, основные недостатки качества. Это уведомление 24 часа по всем товарам и немедленно по скоропортящимся отправляется поставщику. Представитель одногороднего поставщика должен явиться в течение 1 дня (4 часа по скоропортящимся), иногородние – в 3-хденвный срок не считая дороги. При неявке представителя поставщика количественная приемка может осуществляться: с компетентным товароведом другого юридического лица, другого контролирующего органа с участием органов контроля качества, с выделенным органом власти, с представителем общественности, самим покупателем
сроки приемки: по количеству – товары без тары, в поврежденной таре, и по весу брутто в исправной таре – в момент приемки от продавца или перевозчика; товары в исправной таре, по весу нетто и количеству товарных единиц в таре – со вскрытием тары в течении 10 дней и 24 часа по скоропортящимся товарам с момента доставки. по качеству: товары из другого населенного пункта – 20 дней, 24 часа по скоропортящимся, от иногор-го – 10 дней, 24 часа в случае обнаружения недостачи: приостановить приемку, обеспечить сохранность товара, уведомить поставщика, оформить акт о недостаче, Приемка товаров и по количеству и по качеству оформляется актом приемки. Их все должны подписать все участвующие в приемке, утверждаются руководителями торговой организации. ХРАНЕНИЕ После проведения количественной и качественной приемки товары направляются или в торговый зал, или в места хранения. Хранение – составная часть торгово-технологического процесса, цель – повышение эффективности, сохранение принятого количества и качества товара, более эффективное использование складских и торговых площадей, хранение является одним из благоприятных условий для торгового персонала. Хранение должно быть организовано с учетом торгового соседства, санитарных правил, норм пожарной безопасности. Ответственными за это являются материально ответственные лица (зав отделом и т.д.).
Для сохранения товаров в магазинах должны быть проведены организационные, технические (выбор видов, типов оборудования, выбор режимов хранения), санитарно-гигиенические мероприятия.
Процесс хранения: 1) размещение на хранение (группировка товаров по режимам хранения, с учетом потребительских свойств, соблюдение товарного соседства) способы хранения: · сортовой · партионный · партионно-сортовой (внутри партии по сортам) · по наименованию 2) укладка на хранение: навалом, в подвешенном состоянии и т.д. 3) создание соответствующих режимов (соблюдение сроков) 4) наблюдение и поддержание режимов хранения
ПОДГОТОВКА К ПРОДАЖЕ подготовка товара к продаже – распаковка, очистка, комплектование, утюжка..
количество и состав этих операций зависит от ассортимента, степени заводской подготовки к продаже.
В процессе подготовки совершаются общие и специфические операции: 1) общие – распаковка, проверка маркировки, проверка внешнего вида, сортировка, облагораживание 2) специальные (для них необходимо специальное оборудование) · по большинству продовольственных товаров: фасовка, штрихкодирование, оформление ценников. Фасовка осуществляется фасовочными агрегатами, технологическими линиями, машинами. Она должна осуществляться в соответствующие фасовочные материалы. При фасовке важное значение имеет необходимая дозировка. Перемаркировка – разработка собственных штрихкодов. Она может включать кроме штрихкодирования радиочастотные метки. · по непродовольственнымтоварам: рассортировка по размерам, ростам, очистка, утюжка, настройка + оформление ценников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|