Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техника мастерства.




 

Несмотря на то, что существует огромное множество вариантов событий, их число не бесконечно. В искусстве существует треугольник формальных возможностей, который отображает карту вселенной под названием «истории». Он включает в себя все возможные варианты их видения и реальных жизненных ситуаций.

Выше говорилось про классическую структуру. Это история, завершающаяся полным и необратимым изменением, в центре которой находится активный главный герой, идущий к цели против сил антагонизма, в рамках постоянной и причиннообусловленной реальности. Этот набор принципов я называю «архисюжетом» (архи - в смысле старшинства, главенства) и помещаю в верхний угол треугольника.

В левый нижний угол треугольника я поместил все примеры минимализма. Автор начинает с элементов классической структуры, а затем сокращает их, избавляя от излишеств или усекая характерные детали архисюжета. Я называю этот набор минималистических вариантов минисюжетом. Подобная история может быть воплощена на экране столь же хорошо, как архисюжет. Более того, минимализму свойственна простота и экономичность при одновременном сохранении атрибутов классики, что позволяет создать фильм, который доставит удовольствие зрителям.

В правом нижнем углу треугольника находится антисюжет, представляющий собой кинематографический аналог антиромана и театра абсурда. Здесь классический сюжет поворачивается в обратном направлении, вступая в противоречие с традиционными формами и даже высмеивая саму идею формальных принципов. Создателя антисюжета редко интересует минимализм или простота; напротив, чтобы прояснить свои «революционные» замыслы, он дает жизнь фильмам, которым присуща экстравагантность и осознанное преувеличение.

Минимализм и антиструктура не являются независимыми формами, они появились под влиянием классической формы. Мини-сюжет и антисюжет родились из архисюжета — первый сокращает архисюжет, а второй вступает с ним в противоречие. Авангард существует, чтобы противостоять тому, что популярно и носит коммерческий характер, но только до тех пор, пока сам не становится популярным и коммерческим, и тогда он нападает на самого себя.

Если коротко:

· КЛАССИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА, Архисюжет: причинность, закрытая концовка, линейное время, внешний конфликт, один главный герой, постоянная реальность, активный главный герой.

· МИНИМАЛИЗМ, Мини-сюжет: открытая концовка, внутренний конфликт, несколько главных героев, пассивный главный герой.

· АНТИСТРУКТУРА, Антисюжет: случайность, нелинейное время, непостоянная реальность.

Немного конкретики:

1. Открытая концовка подразумевает наличие вопросов без ответов и неудовлетворенных эмоций у зрителей. Закрытая концовка ей противоположна

2. В архисюжете особое внимание уделяется внешнему конфликту. Внутренний тоже может быть, но на вторых ролях. В мини-сюжете главное внимание уделяется тем битвам, которые бушуют в его мыслях и чувствах.

3. Единственному главному герою архисюжета, присущи активность и энергичность. Главного героя мини-сюжета нельзя назвать инертным, но он зачастую лишь реагирует на происходящее и достаточно пассивен.

4. Активный главный герой в погоне за мечтой предпринимает действия, вступая в прямой конфликт с людьми и окружающим его миром. Пассивный внешне не проявляет активности, но стремится решить свои внутренние проблемы, вступая в конфликт с противоречивыми чувствами и особенностями собственного характера.

5. Действие архисюжета начинается в определенный момент, развивается на протяжении более или менее длительного временного промежутка, после чего заканчивается. Наличие ретроспективы помогает зрительскому пониманию сюжета. Антисюжет, напротив, нередко разделен на смещенные во времени фрагменты, что усложняет, если не делает невозможным, понимание происходящего в какой-либо линейной последовательности.

6. В архисюжете особое внимание уделяется цепочкам причинно-следственных связей в их бесконечных взаимосвязях – от очевидного до непостижимого. И даже случайности придают жизни смысл, когда открывается их понимание. В антисюжете, напротив, причинность часто заменяется случайностью, главное внимание уделяется хаосу мироздания, который разрушает цепь причинности и ведет к раздробленности, бессмысленности и абсурду.

Перечисленные выше различия и противопоставления не являются строго определенными. Реальность характеризуется множеством оттенков, и существует очень немного фильмов, которые можно без колебаний поместить в один из углов треугольника. Каждая сторона данного треугольника представляет собой целый спектр структурных вариантов, и сценаристы создают свои истории, двигаясь по этим линиям, смешивая или заимствуя что-то в любом из углов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...