Проблема современной практики обучения
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Дидактические основы организации Самостоятельной работы учащихся Самостоятельная работа (СР) – индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. Для проведения классификации СР можно предложить следующие критерии:
При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в основном, вербальный, способ обучения, становится малоэффективным. Жизнь требует от человека приспособления к постоянно изменяющимся и совершенствующимся условиям производства, умения ориентироваться в нарастающем потоке информации. Роль СР школьников возрастает также в связи с изменением целей обучения, его направленностью на формирование навыков творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения. Доля СР в учебном процессе увеличивается от класса к классу: в начальных классах – на нее отводится не менее 20 % учебного времени, в средних – до 50 %, в старших – до 70 %. Организация СР требует соответствующих условий: дидактических пособий (рабочие тетради для младших и средних школьников; книги для чтения, справочники, словари, энциклопедии – для старших); специализированных помещений (для работы больших и малых групп, индивидуальной работы и т.д.), особого расписания (сдвоенных, строенных уроков, свободного дня для работы в библиотеке и пр.). Таким образом, СР – это такое средство обучения, которое: - в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче; - формирует у обучающихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию, необходимый объем и уровень ЗУН для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
- вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач; - является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся в процессе обучения. Основными условиями эффективности реализации всех видов СР является: - постепенность введения разных по степени сложности и стимулированию умственной активности видов СР; - обязательность подготовки учащихся к выполнению заданий (сообщение исходных знаний и обучение общеучебным умениям); - разнообразие видов СР, используемых при преподавании каждого предмета; - подбор заданий, способствующих пробуждению интереса и потребности к их выполнению, содержащих посильные трудности; - ознакомление учащихся с источниками получения необходимой для выполнения задания информации; - творческий, близкий к исследовательскому характер СР; - учет индивидуальных и групповых особенностей обучаемых, индивидуализация заданий их СР; - оказание учителем в случае необходимости помощи (и взаимопомощи) в работе; - обучение учащихся приемам самоконтроля при выполнении работы; - методический контроль за СР и ее эффективная оценка. Вопросы:
1. Что понимается под самостоятельной работой учащихся? 2. Как можно классифицировать самостоятельную работу? 3. Охарактеризуйте значение самостоятельной работы учащихся? 4. Каковы основные условия эффективности самостоятельной работы?
Литература
1. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М., 1061. 2. Ильина Т.А. Педагогика. - М., 1984. – С. 295-297.
3. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Минск, 1999. – С. 314-315. 4. Нильсон О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. - Таллин, 1976. 5. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. – С. 309-328. 6. Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1989. – С. 400-401. 7. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М., 1980. 8. Российская педагогическая энциклопедия (В 2-х т.). - М., 199 – Т. 2 – С. 308-309.
Формирование навыков самообразования как проблема современной практики обучения Самообразование (СО) – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью: приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуре и т.п. В основе СО – непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материал. СО – одно из средств самовоспитания. Основной формой СО является изучение литературы (научной, научно-популярной, учебной, художественной и т.д.) Источником СО служат также прослушивание лекций, докладов, спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок; различные виды практической деятельности – опыты, эксперименты, моделирование и т.д. Усиливает потребность в СО и развитие средств массовой информации. Их развитие, с одной стороны, обогащает процесс СО, с другой – делает человека причастным к совершающимся в мире событиям, вызывает потребность разобраться в них. Направленность на развитие личности, раскрытие способностей человека, творческого потенциала, самовыражение, реализующего его духовный интерес обусловливает особую значимость СО. Школа играет важную роль в формировании навыков СО, т.к. это обязательный компонент современного обучения. Может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в учебном заведении материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в учебном заведении курсов. СО, обогащая учение, находит в нем поддержку, апробируя самостоятельно полученные знания, систематизирует их. Обучение дает возможность обогатить СО коллективным поиском, снять некоторые трудности самостоятельного познания. Развиваясь в системе обучения, СО получает новые стимулы для своего утверждения. Навыки СО вырабатываются в первую очередь в процессе проведения различных видов самостоятельной работы (СР) учащихся, предусмотренных школьными программами (выбор необходимой литературы, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов и др.). Учащиеся пользуются справочной литературой, словарями; в процессе экскурсионной, лабораторий и экспериментальной работы приобретают необходимые для СО умения наблюдать, сравнивать, обобщать жизненные явления.
Исследования ученых-педагогов и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности (СПД) учащихся, соответствующих их учебным возможностям. 1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности. 2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном, не выходящая за пределы уровня памяти. На этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач. 3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индивидуальным и дедуктивным выводам. 4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ, принятие решений, выработка гипотетического аналогового мышления. В соответствии с уровнями СПД учащихся выделяют четыре типа СР: 1) воспроизводящие СР по образцу – необходимы для запоминания способов действия в конкретных ситуациях, формирования умений и навыков и их прочного закрепления; 2) реконструктивно-вариантивный СР на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи позволяют найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, созданию условия для развития мыслительной активности учащихся; формируют основание для дальнейшей творческой деятельности ученика;
3) эвристические СР формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Ученик определяет сам и находит пути решения задачи. Знания, необходимые для решения задачи, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне СПД формируется творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умение, навыки и потребность СО; 4) творческие СР являются венцом системы СПД школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закреплять навыки самостоятельного поиска знаний. Формирование у учащихся умений и навыков СР происходит не только на уроке, развитию навыков СР и СО способствуют внеклассные и внешкольные занятия в различных кружках, клубах, лекциях, техническое творчество, опытническая работа и др. Вопросы:
1. Что понимают под самообразованием? 2. Каковы основные формы самообразования? 3. Что понимают под самостоятельной продуктивной деятельностью учащихся? 4. Каковы основные типы самостоятельной работы учащихся? Литература 1. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. - М., 1984. 2. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. - М., 1983. 3. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. – С. 309-328. 4. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьника в обучении. - М., 1980. 5. Российская педагогическая энциклопедия (В 2-х т.). - М., 1999. – Т. 2 – С. 306-307. 6. Руководство самообразованием школьников/ Под ред. М.Н. Скаткина, Б.Ф. Райсино. - М., 1983.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|