Технологии дифференциации и
Индивидуализации обучения Современное общество предъявляет к выпускнику общеобразовательной школы довольно высокие требования. В связи с этим педагогический процесс стоится так, чтобы каждый школьник имел возможности максимально реализовать себя. В массовой школе невозможно создать условия для каждого ребёнка, поэтому учитываются типологические особенности групп учащихся, то есть учащиеся делятся на группы по какому-то определённому признаку. Такая технология получила название дифференциации. Дифференциация обучения – форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности. Что же служит основанием для дифференциации? Главным основанием служит разница в развитии детей, которая влияет на успешность обучения в школе. Можно выделить две сферы человека, наиболее влияющие на обучение: мотивационная сфера (развитие познавательных потребностей) и интеллектуальная сфера (уровень умственного развития человека). Познавательные потребности формируются у учащихся под действием социальной среды, родителей, сверстников, школы, средств массовой информации и т.д. Ю.К. Бабанский, обобщая работы некоторых авторов (Т.А. Ильиной, Г.И. Щукиной, И.Унт и др.), выделил следующие группы мотивов: - познавательные мотивы: а) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации учащихся на овладение новыми знаниями и характеризующиеся глубиной интереса к знаниям; б) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации учащихся на усвоение способов добывания знаний; в) мотивы самообразования. - социальные мотивы: а) широкие социальные мотивы – чувство долга и ответственности в учении;
б) узкие социальные мотивы – завоевание авторитета у окружающих; в) мотивы социального сотрудничества – стремление к взаимодействию в учебе. Рассматривая познавательные мотивы, можно говорить об уровне готовности к усвоению, о желании и возможности познания. Стимулируя познавательные потребности учащегося, можно существенно влиять на его обучение. Развитие интеллектуальной сферы – центральное звено психического развития ребёнка. Чем выше уровень сформированности мыслительной деятельности учащегося, тем глубже, содержательнее усвоение знаний. Интеллектуальная сфера включает в себя такие важные элементы как мышление, внимание и память человека. Без их развития невозможно усваивать знания. Развитию этих элементов способствует природа, заложившая способность человека к развитию. Но в полной мере они развиваются под действием социальных факторов. Внимание во многом зависит от мотивации учения, поэтому так важно поддерживать внимание учеников во время обучения. Память участвует непосредственно в процессе познания, накапливая знания. Важно развивать разные виды памяти, чтобы они дополняли друг друга. Мышление помогает обрабатывать полученную информацию, анализируя, синтезируя, сопоставляя, систематизируя её. У каждого человека по-разному развиты все эти элементы интеллектуальной и мотивационной сфер. Все элементы взаимодействуют, связаны между собой. Уровень этого взаимодействия и позволяет разделять учащихся на группы. Разные авторы выделяют разное количество критериев умственного развития школьников. По два критерия выделяют А.А. Бударный и И.М. Чередов. И.Унт и Ю.К. Бабанский выделяют до 7-8 критериев. Разница заключается в том, что в содержание критериев входят все элементы мотивационной и интеллектуальной сфер человека. Можно остановиться на критериях, выделенных И.М. Чередовым:
Обучаемость – фонд предшествующих знаний, способности в области анализа, синтеза, выделения существенного, уровни проявления самостоятельности мышления, владения и оперирования навыками умственной деятельности и учебного труда. Учебная работоспособность - физиологическая способность, отношение к учению, сознательность, настойчивость. Исходя из уровня развития этих критериев, можно разделить учащихся на четыре группы: I высший уровень – обучаемость высокая, работоспособность высокая. II высокий уровень - обучаемость высокая, работоспособность средняя; обучаемость средняя, работоспособность высокая. III средний уровень – обучаемость высокая, работоспособность низкая; обучаемость низкая, работоспособность высокая; обучаемость средняя, работоспособность средняя; IV низкий уровень – обучаемость средняя, работоспособность низкая; обучаемость низкая, работоспособность средняя; обучаемость низкая, работоспособность низкая. Таким образом, сгруппировав учащихся по уровням развития, можно добиться большей эффективности в процессе обучения. Опираться при организации деятельности нужно на уже сформированные элементы, развивать при этом те, которые недостаточно сформированы. Дифференциацию различают как внутреннюю и внешнюю. Внутренняя дифференциация – это деление детей внутри класса на группы по уровню их интеллектуального развития. В педагогической практике обычно делят на три группы (высокий, средний, низкий). При планировании и организации деятельности детей на уроке для каждой из групп может быть предложено задание разного уровня сложности, могут применяться разные методы обучения при объяснении, закреплении, контроле. Внешняя дифференциация – это деление учащихся на основе не только интеллектуального развития, но и по интересам к какому-либо виду деятельности, к предмету. В современных школах можно наблюдать формирование классов, ориентированных на изучение гуманитарных, математических, естественных областей знаний, ориентированных на получение допрофессиональной подготовки по какой-либо профессии и т.д. Внешнюю и внутреннюю дифференциацию можно наблюдать параллельно.
Индивидуализация обучения При делении учащихся на группы по типологическим признакам можно встретить детей, которые выпадают из групп, так как у них ярко проявляются индивидуальные черты. Это может быть очень высокое или очень низкое интеллектуальное развитие, интерес к какой-либо узкой сфере деятельности, к какому-то одному предмету, особенности характера школьники и т.д. К таким учащимся требуется индивидуальный подход. Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация всегда относительна, так как в массовой школе нет условий для организации индивидуального обучения постоянно, оно существует эпизодически, как того требует обстановка. Часто учитываются какие-то отдельные особенности личности, тогда как другие упускаются. Иногда происходит учет некоторых свойств или состояния личности лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика. Многие учителя всё же много внимания уделяют индивидуальной работе с учащимися. При этом большим вниманием пользуются дети, которые по разным причинам не усваивают учебный материал вместе со всеми. Гораздо меньшим вниманием пользуются ученики, которые опережают в своём развитии своих сверстников. Это может привести к тому, что ребёнок, не получая толчка к дальнейшему развитию, может постепенно сравняться с остальными.
Вопросы: 1. Какая связь между терминами «индивидуальный подход» и «педагогический такт»? 2. Как вы считаете, необходима ли дифференциация обучения в современной школе? 3. Как связаны внутренняя и внешняя дифференциации обучения? 4. Каковы условия индивидуализации обучения?
Литература 1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. – М., 1992. 2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., 1979. 3. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. – М., 1984. 4. Клаус Г. Введение в дифференцированную психологию учения. – М., 1987. 5. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1988. 6. Российская педагогическая энциклопедия. - Т.1. – М.,1993. 7. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|