Программированного обучения
Идея программированного обучения (ПРО) была преложена в 50-х годах XX в. американским психологом Б.Ф. Скиннером для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники. В основе ПРО лежат три представления об обучении: 1) как о процессе управления, 2) информационном процессе и 3) процессе индивидуализации. ПРО учитывает законы научения, открыты в психологии бихевиористами. 1) Закон эффекта (подкрепления) – если связь между стимулом и реакцией сопровождается состоянием удовлетворения, то прочность связей нарастает, и наоборот. Следовательно, в процессе обучения нужно больше положительных эмоций и необходимо сразу после каждой учебной реакции давать положительное подкрепление в случае правильного ответа и отрицательное – в случае неверного ответа. 2) Закон упражнений – чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее. В основе ПРО лежит обучающая программа, где строго систематизируются: 1) сам учебный материал (предъявление); 2) действие учащегося по его усвоению; 3) формы контроля усвоения. Учебный материал разбивается на небольшие по объему, логически завершенные учебные дозы. После усвоения каждой фазы ученик отвечает на контрольные вопросы. Структура ПРО выглядит так:
Могут использоваться линейные, разветвленные и адаптивные программы обучения. Б.Ф. Скиннер разработал линейные программы, в которых обучаемый знакомится с каждой порцией материала в заданной последовательности:
А1® А2® А3® А4® и т.д. Н. Краудер разработал разветвленную программу (т.к. предполагал, что обучающийся может допустить ошибку, поэтому ему надо дать возможность уяснить эту ошибку, исправить ее, потренироваться для закрепления материала). А2а
А1 ® А2 ® А3 ® А4 А2б А3а ® А3б ® А3в Работая по разветвленной программе, каждый ученик приходит к заданной цели обучения различными путями в зависимости от своих индивидуальных особенностей, т.к. после каждой учебной дозы в зависимости от характера ответа на контрольный вопрос ученик переходит к следующей учебной дозе, или на боковые "ветки" программы. Адаптивные программы предусматривают возможность перехода на менее или более трудные участки (ветки) программы с учетом предыдущих ответов и ошибок ученика. Таким образом, обучающая программа выполняет ряд функций преподавателя: 1) служит источником информации; 2) организует учебный процесс; 3) контролирует степень усвоения материала; 4) регулирует темп изучения предмета; 5) дает необходимые разъяснения; 6) предупреждает ошибки; 7) обеспечивает обратную связь: внутреннюю (к обучаемому – он сразу видит, верно или неверно он усвоил материал) и внешнюю (к учителю – о ходе усвоения материала каждым учащимся или группой). Разработанная обучающая программа может быть реализована с помощью технического устройства, ЭВМ или программных учебников.
Идеи и принципы ПРО стимулировали развитие и применение ТСО, породили ряд новых технологий (например, блочно-модульный) [2, 5, 6].
Вопросы:
1. Когда и кем впервые была предложена идея программированного обучения? На чем она базировалась? 2. Какова структура программированного обучения? 3. Охарактеризуйте функции программированного обучения. 4. Каковы достоинства и недостатки программированного обучения?
Литература 1. Беспалько В.П. Программное обучение. Дидактические основы. - М., 1971. 2. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкаситого. - М., 1996 – С. 148-159. 3. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996 – С. 357-359, 367-372. 4. Российская педагогическая энциклопедия/ Под ред. В.В. Давыдова (В 2-х т.). - М., 1999 - Т.2 - С. 202-204. 5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998 – С. 96-100. 6. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1998 – С. 202-203. 7. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - М. – Ростов-на-Дону, 1999 – С. 439-433. 8. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программного обучения. - М., 1969. 9. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1997 – С. 261-273.
3.6. Информационные технологии В последние годы понятие "компьютерные технологии" обучения все чаще заменяют термином "информационные технологии" (НИТ – новые информационные технологии). Информатизация образования (ИО), в широком смысле – комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией; в узком – внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах.
ИО – часть процесса информатизации общества, который рассматривают как один из определяющих факторов поворота к высокоорганизованной стадии цивилизации. Информатизацию общества принято связывать с "информационным взрывом", сущность которого состоит в экспотенциальном нарастании количества социально значимой информации (научной, технологической, культурной и т.д.). Социально-экономической предпосылкой "информационного взрыва" является быстрое развитие производительных сил, что приводит к увеличению информационных потоков для осуществления более эффективного управления экономикой, высвобождению людей из сфер производства и создает основу для осуществления более эффективного управления экономикой, высвобождению людей из сфер производства и создает основу для расширения сферы информационного производства. Возникает повышенная потребность в развитии производства информационных средств для создания, передачи, хранения, обработки, тиражирования информации и автоматизации информационных процессов. Такая потребность обусловила возникновение, наряду с традиционными информационными технологиями, базирующимися в основном на "бумажном" (книги, газеты и т.д.) и "пленочном" (фото, кино) представлении информации, НИТ, в основе которых лежат электронные средства информации. Среди последних особую роль сыграли ЭВМ (компьютеры), аудиовизуальные электронные средства (телевидение, видео и др.), а также разнообразные "периферийные" устройства (дисплей, принтер, устройства для преобразования данных из графических и звуковых форм представления информации в числовую и обратно и др.). Иногда используют понятие автоматизированной обучающей системы (АОС) – это комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на базе ЭВМ предназначенный для индивидуализации обучения. С помощью АОС осуществляют: 1) выявление исходного уровня ЗУН учащихся, их индивидуальных особенностей; 2) подготовку учебного материала (объяснительных текстов и иллюстраций по изучаемой проблеме, учебных и контрольных заданий); 3) предъявление учебного материала, адаптацию его по уровню сложности, темпу представления информации; 4) управление познавательной деятельностью учащихся; 5) определение показателей их работоспособности; 6) завершающий контроль качества усвоения; 7) регистрацию и статистический анализ показателей процесса усвоения материала каждым учащимся и группой в целом (характер и время выполнения отдельных заданий, общее время работы, число ошибок и т.д.).
НИТ тесно связаны с программированным обучением [2-6]. НИТ не вытесняют традиционные – количество "бумажной" и "пленочной" информации продолжает нарастать. Но процесс информатизации не сводится к внедрению НИТ. Постепенно складывается многоуровневая система представления информации на различных носителях и в различных знаковых системах, в которых тесно взаимодействуют традиционные и НИТ. В связи с появлением и развитием многочисленных знаковых систем, благодаря которым образуется многокомпонентное "информационное поле", возникает проблема информационной (коммуникативной) адаптации человека в обществе. Среди специфических социально-педагогических проблем центральное место занимает противоречие между темпом приращения знаний в обществе и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Попытки разрешить это противоречие приводят к отказу от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и замещение его специально-детерминированным образовательным идеалом – максимального развития способностей человека с самореализацией. Необходимо при этом обеспечить человеку право выбора направлений образования, что обусловливает введение достаточно ранней дифференциации обучения и создание систем непрерывного образования. Реализовать идею непрерывного образования возможно, лишь подготовив необходимые условия для самообразования: создание организационной и правовой основы для доступа к различным источникам информации, формирование и развитие у человека способностей, связанных с ее поиском, обработкой, восприятием, пониманием, использованием. Человек, не владеющий информационными технологиями, лишается одного из адаптационных механизмов в динамично развивающемся социуме. Возникает проблема формирования и развития информационной культуры индивида. Практика информатизации средних школ поставила ряд проблем. Одной из наиболее острых (помимо материальных и организационных) является проблема "сопротивления учителей" внедрению НИТ в процесс обучения, вызванная противоречием между коллективными формами обучения, характерными для классно-урочной системы, и индивидуализацией обучения, стимулируемой персональными ЭВМ. Другая проблема – вероятное уменьшение межличностных контактов за счет расширения обращения к обезличенной информации. (Эта проблема, в частности, связана с феноменом "хакерства"). Важный круг проблем связан с правовыми основами распространения информации в системе образования: права учащихся на получение информации, защита от использования информации об учащихся другими лицами ему во вред и от несанкционированного доступа к школьным базам данных; авторское право, и, в частности, использование в образовательных целях информации, на которую наложен запрет на бесплатное распространение; защита информации от преднамеренной и не преднамеренной порчи (например, компьютерные "вирусы") и т.д.
Вопросы:
1. В чем состоит суть информации образования? 2. Что входит в понятие автоматизированной обучающей системы? Каковы ее дидактические возможности? 3. Какие педагогические проблемы выявляет практика информатизации школ? Литература 1. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996 – С. 149-157. 2. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996 – С. 249-251, 367-372. 3. Российская педагогическая энциклопедия (В 2-х т.). - М., 1993. Т1, С. 14-16, 374-376, 460-463, 55-556. 4. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 1998 – С. 202-203. 5. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - М. – Ростов-на-Дону, 1999 – С. 453-455. 6. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1997 – С. 261-273.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|