Глава 3. Технологии обучения
Понятие педагогических технологий Понятие технологии вошло в повседневный педагогический лексикон с начала 1990-х гг. Оно вошло в язык социальных наук и практик, в том числе и педагогическую, из наук и практик научно-технических, производственных. Такой перенос стал возможным в рамках представления о педагогическом процессе (любом другом социальном процессе) как искусственно созданной управляемой системе. С другой стороны, понятие технологии в педагогике стало употребляться в связи с возрастающей ролью информационных технологий в процессе образования. Это редуцировало определение педагогических технологий к применению технических средств в педагогическом процессе. Если обращаться к истокам понятия “технология”, то мы должны зафиксировать, что оно происходит из двух греческих слов - искусство, мастерство и слово, учение. Таким образом, технологию можно определить как осознанное практическое искусство, осознанное мастерство. Технология указывает на конкретные способы и средства осуществления профессиональной деятельности, с другой стороны - на результаты. Степень достижения с помощью указанных средств и действий характеризует мастерство педагога (любого другого профессионала). Помимо этого, технология содержит в себе теоретическое обоснование предлагаемых средств и действий, их непротиворечивость друг с другом и указанным результатом. Понятие “технология” в педагогике может употребляться в четырех смысловых аспектах: · Педагогическая технология. Этот термин включает в себя все средства педагогического взаимодействия. Еще в начале ХХ в. Г. Мюнстерберг в работе “Психология и учитель” вводит понятие “психотехники” и возможности ее использования в педагогическом процессе.
· Технологии обучения - система методов, приемов и действий учителя и учащихся в процессе обучения. · Технологии воспитания - система методов, приемов и действий воспитателя и воспитанников в совместной деятельности, в содержание которой включено освоение норм, ценностей, отношений. · Обучающие технологии - информационные технологии, которые можно использовать для организации процесса обучения. В работах В.П. Беспалько, Б.С. Блума, М.В. Кларина, М.А. Чошанова и др. выделены следующие признаки технологии: · целесообразность, т.е. любая технология должна содержать описание целей и задач, на решение которых направлены проектируемые способы и действия; · результативность - описание результатов; · алгоритмичноть - фиксация последовательности действий учителя и учащихся; · воспроизводимость - систематическое использование алгоритма действий и средств в организации педагогического процесса; · управляемость - возможность планирования, организации, контроля и корректировки действий; · проектруемость: технология создается и реализуется искусственным способом, подлежит модернизации и корректировке с учетом конкретных условий. Массовое распространение технологического подхода к организации педагогического процесса имеет определенные границы. Педагогический процесс включает в свое содержание ряд субъективных моментов и местных особенностей. Вопрос состоит в том, насколько жестко могут быть реализованы проектируемые технологией средства и действия по достижению указанных результатов. Осмысление границ технологического подхода привело к необходимости различения жестких и гибких технологий. Приведем различение этих технологий в таблице по основаниям, которые предложены М.В. Клариным:
Введение в обиход понятия "технология обучения" предполагает осмысление того, каким образом соотносится понятие "метод" и "технология". Это различение мы проводим на основе следующего положения. Метод - путь, способ - содержит в себе модельное описание организации педагогического процесса, в котором указывает на тип деятельности учителя и учащихся. Технология конкретизирует это модельное описание в контексте условий реализации метода. Некоторые технологии могут иметь более сложный тип и содержать описание нескольких методов. Тема технологии обучения остается на сегодняшний день открытой и практически не проработанной. Исходя из этого, трудно определить классификацию технологий. Госстандарт по профессиональному педагогическому образованию выделяет следующие виды технологий обучения: репродуктивные, продуктивные, программированные, алгоритмические, информационные и технологии дифференциации.
Вопросы:
1. Что такое педагогическая технология? 2. Каковы основные признаки педагогической технологии? 3. По каким основаниям различаются жесткие и гибкие технологии? 4. Как соотносятся понятия "метод" и "технология"? Литература 1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. 2. Кларин М.В. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (зарубежный опыт) // Инновационное движение в российском школьном образовании. - М., 1997. С. 336-353. 3. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. С. 126-127. 4. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно - модульного обучения. - М., 1996.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|