Игровые технологии обучения
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную, коммуникативную, самореализации, игротерапевтическую, диагностическую, коррекции, межнациональной коммуникации, социализации. Игры как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: 1) в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, раздела учебного предмета; 2) как элемента более обширной технологии; 3) в качестве урока или его части (введения, закрепления, объяснения, контроля, упражнения и т.д.); 4) как технологии внеклассной работы (игры типа "Зарница", КТД и т.д.). Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций педагогических игр:
Рассмотрим более подробно технологию деловой игры (ДИ). ДИ используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В учебном процессе применяются различные модификации ДИ: имитационные, операционные, ролевые, деловой театр, психо- и социадрама [3-6]. Схематично технологию ДИ можно представить следующим образом:
Этап подготовки начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план ДИ, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками ДИ. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относится к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения. Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. Различают три способа развития игрового процесса: детерминированный, спонтанный, смешанный (сочетает алгоритмизацию с учетом вероятного характера событий, наиболее присущ ДИ). В зависимости от модификации ДИ могут быть введены различные типы ролевых позиций участников: а) по отношению к содержанию работы в группе – генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, анализатор; б) по организационным позициям – организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор; в) по отношению к новизне – инициатор, осторожный критик, консерватор; г) по методологическим позициям – методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист; д) по социально-психологическим позициям – лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры подразумевает выступления экспертов, обмен мнениями, защиту учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель константирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального мира, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Вопросы: 1. Что включает понятие "игровые педагогические технологии"? 2. По каким основаниям можно классифицировать игровые технологии? 3. Каковы этапы организации условий игры? Литература 1. Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение (В 2-х ч.). - М., 1992. 2. Кларин М.В. Образовательные возможности игры// Сов. педагогика. – 1985, № 3. 3. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М., - Воронеж,1998 – С. 254-258. 4. Российская педагогическая энциклопедия/Под ред. В.В. Давыдова (В 2-х т.). - М., 1993 –Т.1 – С. 336-337. 5. Селвко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998 – С. 50-60. 6. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - М. – Ростов-на Дону, 1999 – С. 445-451. 7. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1999. 8. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. - М., 1994.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|