Сущность алгоритмических технологий
Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютно, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Однако, проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день. Этому и призваны помочь технологизация процесса обучения. Если под технологией понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами, то по сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества: 1) основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема цели не является ведущей, степень ее достижения определяется не точно, "на глазок". В технологии цель рассматривается, как центральный компонент, что позволяет определить степень ее достижения более точно; 2) технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения; 3) технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта; 4) в отличие от ранее использовавшихся методических научных разработок, ориентированных на учителей и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру содержания учебно-познавательной деятельности учащихся. Выполнение учеником любых учебных заданий осуществляется на основе ранее усвоенной информации о способе решения подобных задач. По способу использования усвоенного ранее различают два вида деятельности: репродуктивную (точное воспроизведение уже известного) и продуктивную (переработка известного и создание нового). Освоение деятельности начинается с репродуктивного вида – ребенок осваивает способы деятельности, учится применять их на практике. После этого ребенок начинает самостоятельный поиск других областей применения уже освоенного им опыта, т.е. осуществляется переход к продуктивной деятельности.
В.П. Беспалько [1] предлагает рассматривать освоение как процесс, состоящий из четырех уровней: 1) ученический – простой уровень репродуктивной деятельности; 2) алгоритмический – более сложный уровень репродуктивной деятельности; 3) эвристический – первый уровень продуктивной деятельности; 4) творческий – самый сложный уровень продуктивной деятельности. Сообщающему (объяснительно-иллюстративному) обучению в основном соответствует репродуктивная деятельность учащихся. Основная цель этой технологии обучения – усвоение знаний и их последующее применение на практике, т.е. формирование умений и навыков [3]. Главные методы сообщающего обучения – объяснение в сочетании с наглядностью, инструктаж и т.д. Задача учителя сводится к приложению материала, чтобы учащиеся его поняли и усвоили. Ведущие виды деятельности учащихся – слушание и запоминание, а безошибочное воспроизведение изученного – главная требование и основной критерий эффективности. Это пассивно-созерцательное обучение. Оно требует от школьников более глубокой мыслительной деятельности (анализ, синтез, абстрагирование и т.д.), чем механическое заучивание, но мышление носит воспроизводящий характер. Этапы деятельности преподавателя и учащихся в этом дидактическом процессе выглядит так:
Обязательно-иллюстративное обучение имеет ряд преимуществ: - систематичность; - относительно малые затраты времени; - облегчает учащимся понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Но наряду с этими преимуществами ему свойственны и крупные недостатки – преподнесение "готовых" знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, в результате слабо реализуется развивающая функция обучения – деятельность ученика репродуктивна, т.е. обучение способствует подготовке исполнителя, а не творца. И еще один существенный недостаток – незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Определенную роль при осуществлении репродуктивных методов может играть алгоритмизация обучения, тесно связанная с программированным обучением. Алгоритм – точное предписание о выполнении в указанной последовательности операций (действий), приводящих к решению любой из задач, принадлежащих к некоторому классу (или типу). Предписанные операции (действия) должны быть доступны адресату. Они могут быть как элементарными (простейшими), так и сложными, основанными на элементарных. К алгоритмам предъявляются требования определенности (конструктивности), т.е. однозначности предписанных действий и операций; результативности, предполагающей, что при выполнении конечного числа операций будет получен искомый результат; массовости, означающей, что алгоритм применим к решению целого класса задач. Алгоритмические технологии обучения предполагают выявление алгоритмов деятельности учителя и умственной деятельности учащихся [3,9]. Различают несколько типов алгоритмов. Для учащихся они делятся на две группы: алгоритмы, связанные с изучаемым предметом и позволяющим решать характерные для этого предмета задачи, и алгоритмы учения (усвоения), предписывающие действия, необходимые для усвоения как предметного материала, так намеченных алгоритмов.
Разработка алгоритмов для обучающих базируется на учете закономерностей процесса усвоения, а также требований общей теории управления (обучение выступает как частный случай управления). Деятельность учителя по алгоритмизации деятельности учащихся, т.е. по разделению ее на ряд взаимосвязанных элементов, состоит из следующих операций: выявление состава формируемого умения и представление его учащимся в виде модели, схемы и т.д.; разработку предписания (алгоритма) по выполнению этого умения учащимися, обеспечение у учащихся необходимого уровня учебной мотивации; подбор задач, требующих применение этого умения в различных формах; обеспечение контроля за действиями учащихся и необходимой коррекцией этих действий и др. Во всех сферах деятельности обобщенные предписания позволяют человеку овладеть накопленными в обществе методами деятельности, в том числе мыслительной, что является необходимой предпосылкой его последующей эффективной творческой деятельности. Алгоритмические технологии обучения увеличивают удельный вес самостоятельной работы учащихся и способствуют совершенствованию управления учебным процессом, вооружают учащихся средствами управления своими мыслительными и практическими действиями. Создать универсальный, обобщенный алгоритм обучения невозможно, т.к. построение такого алгоритма требует полного и абсолютного исчерпывающего знания и учета всех законов и условий обучения, всех возможных реакций учащихся на различные внешние и внутренние воздействия. В то же время на основе современной теории обучения могут быть разработаны предписания, отражающие обобщенные приемы педагогической деятельности, усвоение которых позволяет обучающему самостоятельно принимать решения по конкретным педагогическим проблемам.
Вопросы:
1. Каковы преимущества обучения, построенного на основе технологии по сравнению с тем, сто базируется на методике? 2. Охарактеризуйте различия репродуктивной и продуктивной учебной деятельности. 3. Какова роль алгоритмических технологий обучения? Литература 1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. 2. Левтес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М. – Воронеж, 1998. 3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981. 4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под ред. С.А. Смирнова. - М., 1999 – С. 309–323. 5. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996 – С. 364-371. 6. Российская педагогика энциклопедия (В 2-х т.). - М., 1993, Т1 – С. 28-29, 372; Т2 – С. 259. 7. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 1998 – С. 201-204. 8. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. М. – Ростов-на-Дону, 1999 – С. 410, 429-430. 9. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1984.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|