Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути оптимизации выполнения домашних




Задания учащимися

Домашняя работа (ДР) – форма самостоятельной работы учащихся, составная часть процесса обучения.

Главная цель ДР – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся; подготовить к восприятию нового учебного материала, а иногда и для самостоятельного решения посильной познавательной задачи.

ДР выполняет определенные дидактические функции. Наиболее важные среди них следующие:

- закрепление знаний, умений, полученных на уроках;

- расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе;

- формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений;

- развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося;

- выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сборов и подготовка учебных пособий, таких как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки, статистические данные и т.п. для изучения новых тем на уроках.

ДР учащихся отличается от классной содержательной стороной деятельности. Дома учащиеся сталкиваются с необходимостью самостоятельного познания с использованием разнообразных источников, при этом они должны уметь отобрать нужную информацию, выделить и записать главное, выбрать наиболее рациональные приемы закрепления материала, самостоятельно определить степень своей готовности к уроку; уметь рационально планировать работу (время выполнения задания; темп и ритм работы, т.к. им приходится ежедневно готовиться к 3-5 учебным предметам).

Работа школьника дома всецело зависит от его внутренних побудительных сил, отношения к учебному труду. Систематичность и высокое качество выполнения домашнего задания (ДЗ) обеспечиваются, как правило, познавательным интересом к учебному предмету, чувством дома и ответственности за работу перед школой, родителями, обществом. Формируя стойкую положительную мотивацию к выполнению ДЗ, учитель обеспечивает и воспитание у учащихся стремления самостоятельно совершенствовать свои знания, в том числе и для самообразования.

Классификация ДР полностью совпадает с классификацией СР учащихся.

Школьная практика показывает, что в ДР учащихся имеются существенные недостатки:

1) многие школьники не умеют расчленять изучаемый материал на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроля за усвоением знаний;

2) многие учащиеся не могут организовывать свое рабочее время, не имеют твердо установленного режима, связанного с выполнением ДЗ;

3) выполнение письменных заданий осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала;

4) перегрузка учащихся ДЗ.

Следовательно, необходимы повышение качества урочных знаний, рационализация объема ДР учащихся и более пристальное внимание учителей к обучению школьников технике домашнего учения – научной организации труда (НОТ).

ДЗ должны даваться с учетом возможностей их выполнения учащимися в следующих пределах: 1 кл. – до 1 ч.; 2 кл. – до 1,5 ч.; 3-4 кл. – до 2-х ч.; 5-6 кл. – до 2,5 ч.; 7 кл. – до 3 ч.; 8-11 кл. – до 4 ч.

Чтобы не перегрузить учащихся ДЗ, их целесообразно строить по принципу "минимум-максимум". Задания–минимум обязательны для всех. Задания-максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.

В практике работы школы сложились некоторые виды инструктажа при задавании уроков на дом: предложение выполнить таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе; разбор наиболее трудных элементов ДЗ и т.д.

Качество и культура учебного труда школьников по выполнению ДЗ включает в себя соблюдение и выполнение ряда правил, основывающихся на психолого-педагогических закономерностях учебно-подготовительной деятельности по овладению изучаемым материалом:

1) процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер, т.е. следует учить уроки не в один присест, а обращаться к их изучению несколько раз в течение некоторого времени;

2) ДЗ необходимо выполнять в день их получения, т.к. усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 10-12 часов после восприятия;

3) приступая к подготовке ДЗ, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изученного материала;

4) если ДЗ включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником;

5) приступая к выполнению практических заданий, следует внимательно просмотреть упражнения, выполненные по изучаемой теме на уроке;

6) между подготовкой ДЗ по отдельным предметам необходимо делать перерывы в 10-12 мин для отдыха и психологического переключения на другой вид деятельности;

7) во время перерывов между подготовкой ДЗ по отдельным предметам нельзя подвергать себя сильным внешним воздействиям (просмотр телепередачи и т.д.);

8) важно, чтобы ДЗ выполнялись ежедневно в одно и то же время и на постоянном месте;

9) после подготовки ДЗ по урокам, которые были сегодня, необходимо сделать 30 мин. перерыв и повторить материал к занятиям на завтрашний день с применением приемов самоконтроля;

10) полезно, чтобы учащиеся непосредственно перед сном уделяли 10 мин. беглому просмотру (повторению) изученного материала по учебникам, не подвергая себя никаким дополнительным раздражителям, в спокойном состоянии ложились спать.

Итак, успех ДР учащихся зависит от следующих основных условий:

- сформированности у учащихся познавательного интереса к выполняемым заданиям и понимания ими цели работы;

- педагогического руководства (инструктаж и т.д.) и контроля со стороны учителей и родителей;

- соблюдения дидактических принципов (например, учета возрастных и индивидуальных особенностей, простоты и т.д.);

- творческого характера ДЗ, сочетания разнообразных типов и видов ДЗ;

- объем ДЗ не должен превышать установленных норм затрат времени;

- создания родителями учащихся необходимых условий для выполнения ДР.

Вопросы:

 

1. Каковы цель и функции домашнего задания?

2. Охарактеризуйте наиболее часто встречающиеся недостатки организации выполнения домашних заданий.

3. Каковы нормы затрат времени на выполнение домашних заданий учащимися 1-11 классов?

4. Какие рекомендации дали бы Вы своим ученикам для успешного выполнения ими домашних заданий?

 

Литература

1. Водейко Р.И. Домашнее задание. - Минск, 1974.

2. Древелов Х. и др. Домашние задание. - М., 1989.

3. Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988 – С. 438-440.

4. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996 – С. 390-392.

5. Российская педагогическая энциклопедия (В 2-х т.). - М., 1993. – Т. 1 – С. 283-284.

6. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 1998 – С.290-291.

7. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1997 – С. 273-287.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...