Пути оптимизации выполнения домашних
Задания учащимися Домашняя работа (ДР) – форма самостоятельной работы учащихся, составная часть процесса обучения. Главная цель ДР – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся; подготовить к восприятию нового учебного материала, а иногда и для самостоятельного решения посильной познавательной задачи. ДР выполняет определенные дидактические функции. Наиболее важные среди них следующие: - закрепление знаний, умений, полученных на уроках; - расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе; - формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений; - развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося; - выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сборов и подготовка учебных пособий, таких как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки, статистические данные и т.п. для изучения новых тем на уроках. ДР учащихся отличается от классной содержательной стороной деятельности. Дома учащиеся сталкиваются с необходимостью самостоятельного познания с использованием разнообразных источников, при этом они должны уметь отобрать нужную информацию, выделить и записать главное, выбрать наиболее рациональные приемы закрепления материала, самостоятельно определить степень своей готовности к уроку; уметь рационально планировать работу (время выполнения задания; темп и ритм работы, т.к. им приходится ежедневно готовиться к 3-5 учебным предметам).
Работа школьника дома всецело зависит от его внутренних побудительных сил, отношения к учебному труду. Систематичность и высокое качество выполнения домашнего задания (ДЗ) обеспечиваются, как правило, познавательным интересом к учебному предмету, чувством дома и ответственности за работу перед школой, родителями, обществом. Формируя стойкую положительную мотивацию к выполнению ДЗ, учитель обеспечивает и воспитание у учащихся стремления самостоятельно совершенствовать свои знания, в том числе и для самообразования. Классификация ДР полностью совпадает с классификацией СР учащихся. Школьная практика показывает, что в ДР учащихся имеются существенные недостатки: 1) многие школьники не умеют расчленять изучаемый материал на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроля за усвоением знаний; 2) многие учащиеся не могут организовывать свое рабочее время, не имеют твердо установленного режима, связанного с выполнением ДЗ; 3) выполнение письменных заданий осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала; 4) перегрузка учащихся ДЗ. Следовательно, необходимы повышение качества урочных знаний, рационализация объема ДР учащихся и более пристальное внимание учителей к обучению школьников технике домашнего учения – научной организации труда (НОТ). ДЗ должны даваться с учетом возможностей их выполнения учащимися в следующих пределах: 1 кл. – до 1 ч.; 2 кл. – до 1,5 ч.; 3-4 кл. – до 2-х ч.; 5-6 кл. – до 2,5 ч.; 7 кл. – до 3 ч.; 8-11 кл. – до 4 ч. Чтобы не перегрузить учащихся ДЗ, их целесообразно строить по принципу "минимум-максимум". Задания–минимум обязательны для всех. Задания-максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность. В практике работы школы сложились некоторые виды инструктажа при задавании уроков на дом: предложение выполнить таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе; разбор наиболее трудных элементов ДЗ и т.д.
Качество и культура учебного труда школьников по выполнению ДЗ включает в себя соблюдение и выполнение ряда правил, основывающихся на психолого-педагогических закономерностях учебно-подготовительной деятельности по овладению изучаемым материалом: 1) процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер, т.е. следует учить уроки не в один присест, а обращаться к их изучению несколько раз в течение некоторого времени; 2) ДЗ необходимо выполнять в день их получения, т.к. усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 10-12 часов после восприятия; 3) приступая к подготовке ДЗ, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изученного материала; 4) если ДЗ включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником; 5) приступая к выполнению практических заданий, следует внимательно просмотреть упражнения, выполненные по изучаемой теме на уроке; 6) между подготовкой ДЗ по отдельным предметам необходимо делать перерывы в 10-12 мин для отдыха и психологического переключения на другой вид деятельности; 7) во время перерывов между подготовкой ДЗ по отдельным предметам нельзя подвергать себя сильным внешним воздействиям (просмотр телепередачи и т.д.); 8) важно, чтобы ДЗ выполнялись ежедневно в одно и то же время и на постоянном месте; 9) после подготовки ДЗ по урокам, которые были сегодня, необходимо сделать 30 мин. перерыв и повторить материал к занятиям на завтрашний день с применением приемов самоконтроля; 10) полезно, чтобы учащиеся непосредственно перед сном уделяли 10 мин. беглому просмотру (повторению) изученного материала по учебникам, не подвергая себя никаким дополнительным раздражителям, в спокойном состоянии ложились спать. Итак, успех ДР учащихся зависит от следующих основных условий: - сформированности у учащихся познавательного интереса к выполняемым заданиям и понимания ими цели работы; - педагогического руководства (инструктаж и т.д.) и контроля со стороны учителей и родителей;
- соблюдения дидактических принципов (например, учета возрастных и индивидуальных особенностей, простоты и т.д.); - творческого характера ДЗ, сочетания разнообразных типов и видов ДЗ; - объем ДЗ не должен превышать установленных норм затрат времени; - создания родителями учащихся необходимых условий для выполнения ДР. Вопросы:
1. Каковы цель и функции домашнего задания? 2. Охарактеризуйте наиболее часто встречающиеся недостатки организации выполнения домашних заданий. 3. Каковы нормы затрат времени на выполнение домашних заданий учащимися 1-11 классов? 4. Какие рекомендации дали бы Вы своим ученикам для успешного выполнения ими домашних заданий?
Литература 1. Водейко Р.И. Домашнее задание. - Минск, 1974. 2. Древелов Х. и др. Домашние задание. - М., 1989. 3. Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988 – С. 438-440. 4. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996 – С. 390-392. 5. Российская педагогическая энциклопедия (В 2-х т.). - М., 1993. – Т. 1 – С. 283-284. 6. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 1998 – С.290-291. 7. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1997 – С. 273-287.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|