Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности организации автоматизированных рабочих мест




Наряду с традиционными рабочими местами работников управленческого труда все большее распространение полу­чают в настоящее время автоматизированные рабочие места (АРМ). Организация их имеет свои особенности в отноше­нии планировки служебных помещений и компоновки рабо­чих мест, их оснащения и обслуживания [5].

Основным элементом АРМ работников управленческого труда является дисплей, который позволяет человеку вести диалог с ЭВМ и другими пользователями. Поэтому при организации рабочего места необходима оптимизация предметно-­пространственной среды, в которой осуществляется оператор­ная деятельность с учетом взаимодействия работника и ЭВМ.

Компоновка рабочих мест, оснащенных терминальными средствами, зависит от типа пользователя (профессиональ­ный и непрофессиональный оператор), характера оператор­ной деятельности, комплектности применяемых технических средств, а также вида и содержания выполняемой работы. По каждому типу рабочего места может быть несколько компоновочных решений, отличающихся размещением элементов рабочего места (экран, клавиатура и зона для записей или прочтения документов) относительно пользователя. Например, если работа заключается в вводе и контроле исход­ных данных, экран с клавиатурой целесообразно размещать на одной линии, а документы слева; если в процессе работы производятся длительные записи и корректировка докумен­тов, клавиатура смещается вправо, а документы располага­ются перед экраном.

При осуществлении компоновки элементов рабочих мест рекомендуется учитывать непреложное эргономическое тре­бование располагать элементы компоновки с учетом желания u удобства пользователя. Фиксированную компоновку, при­емлемую для всех пользователей, делать нецелесообразно, так как оптимальный вариант создается путем экспериментального отбора с учетом субъективных особенностей пользова­теля и особенностей содержания работы.

АРМ различаются по их функциональным возможностям, структуре и техническому оснащению. По этим признакам выделяют три типа АРМ, строящихся на базе микроЭВМ: одноаппаратные, многоаппаратные (ЭВМ с развитым составом, устройств) и классы микроЭВМ группового пользования.

МикроЭВМ служат основой образования персонально­-профессиональных ЭВМ (ППЭВМ), позволяющих реализо­вать автоматизированное выполнение широкого набора управ­ленческих задач. На базе ППЭВМ могут быть созданы АРМ экономистов, нормировщиков, бухгалтеров и других работни­ков функциональных служб. На рис. 12 приведены варианты компоновок рабочих мест, оснащенных микроЭВМ или видео­терминальными устройствами ЭВМ других систем..

Площадь помещения с терминальными средствами рас­считывается на основе специальных норм (СМ-512-78). Рас­чет ведется с учетом площади, необходимой для размещения самого устройства, и площади зоны обслуживания для каж­дого устройства. Учитываются также площади, необходимые для размещения вспомогательного оборудования, площади для проходов и проездов, а также резервные площади (при­мерно 25%). Высота помещения должна быть не менее 2,5 мот технологического пола.

 

а

 

б

 

 

в

 

Рис. 12. Компоновка рабочих мест, оснащенных микроЭВМ

 

а - одноаппаратное рабочее место с модульным терминалом;

б - многоаппаратное рабочее место с терминалом: 1 - дисплей, 2 - клавиатура, 3 - печатающее устройство, 4 - накопитель памяти;

в - многоаппаратное рабочее место со средствами обработки графической информации: 1 - алфавитно-цифровой дисплей, 2 ­клавиатура, 3 - графический дисплей, 4 - печатающее устройство,

5 - накопитель памяти, 6 - графопостроитель.

 

Р а з м е щ е н и е оборудования должно обеспечивать сво­бодный подход к оборудованию коллективного пользования. Рекомендуется устанавливать ширину проходов между сто­лами с дисплеями в 550 мм, между отдельно стоящими в ряд столами - 700, между столом и оборудованием - 550 мм, ширину прохода (из расчета двух человек) - в 800 мм.

Помещение для отдела ремонта и эксплуатации терминальных средств целесообразно разместить рядом с помеще­нием терминальных средств, площадь его должна быть не менее 32 кв. м при высоте 2,5 м.

Оснащение АРМ зависит от типа рабочего места (одноаппаратное, многоаппаратное, залы с АРМ общего пользования). В табл. 10 приведен перечень оборудования и оргоснастки одноаппаратного рабочего места.

Таблица 10

Оснащение одноаппаратного рабочего места

 

Наименование оборудования и оргоснастки   Модель Габариты, мм
1. стол рабочий РМГ 016.00.00.00-02 1132*692*720…750
2. подкатная тумба РМГ 021.00.00.00 427*631*653
3. стул подъемно-поворотный ОИ. 1572.01 -
4. ППЭВМ Применяются различные модели -
5. подставка под ноги - (50…130)*300
6. набор канцелярских принадлежностей - -

 

Для оснащения многоаппаратного рабочего места необ­ходимы дополнительные устройства: монитор, функциональная клавиатура, устройство внешней памяти, вывода информации, печатающие устройства, планшетные графопострои­тели и др. Мебель комбинируется из универсальных элемен­тов. Например, для АРМ по обработке текстов рекомендует­ся использовать специальные столы с углублениями (такие же, как и для установки пишущих машин).

В классах (залах) с АРМ общего пользования может быть сосредоточено несколько однотипных рабочих мест, оснащенных ППЭВМ, используемых для информационно-вычислительных работ. Они, как правило, не имеют группового управления и никакого дополнительного оснащения не требуют. Если в зале сконцентрированы многоаппаратные рабо­чие места, их оснащение аналогично рассмотренному выше. Если в зале реализуется принцип терминальной станции, в нем создается рабочее место диспетчера.

АРМ на базе ЕС ЭВМ (терминальный абонентский пункт и терминальная станция) имеют свои особенности в плани­ровке и оснащении рабочих мест пользователей, с которыми можно ознакомиться в специальной литературе [6].

При разработке локальных проектов организации труда (применительно к конкретным организационно-техничес­ким условиям) для специалистов, рабочие места которых оснащены ППЭВМ, полезно использовать комплекс типо­вых решений по АРМ. Это позволит в значительной сте­пени сократить время на разработку проектов и обеспе­чить научно обоснованное решение вопросов. Комплекс типовых решений по АРМ включает три вида документов: 1) сведения, относящиеся непосредственно к организации рабочего места и условиям труда; 2) пакет типовых реше­ний по организации процессов труда пользователей АС (формируются применительно к видам работ); 3) должно­стной регламент пользователя (подробная должностная инструкция).

Таким образом, типовой комплекс решений по АРМ ох­ватывает более широкий круг организационных вопросов, чем организация рабочих мест, и если все предусмотренные документы будут разработаны, по существу это будет ком­плексный проект организации труда.

 

7.3. Условия труда

Условия труда - это совокупность элементов (факторов) производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на функциональное состояние организма человека ­ здоровье, работоспособность, удовлетворенность трудом и его эффективность.

Можно выделить следующие группы факторов условий труда:

1) санитарно-гигиенические, характеризующие микроклимат (температуру, влажность и скорость движения возду­ха), освещение, шум, вибрацию и сопряженную с освещением окраску служебных помещений и оборудования;

2) эстетические, включающие цветовую отделку интерьеров, озеленение служебных помещений, использование в интерьерах помещении произведении живописи и произведений прикладного искусства;

3) психофизиологические, связанные с осуществлением мер психофизиологического характера, обеспечивающих условия высокоэффективной деятельности и сохранения здоровья служащих (постепенное вхождение в труд, ритмизация! труда, нормальное чередование труда и отдыха, смена форм деятельности, активные формы труда и отдыха и ряд других факторов);

4) социально-психологические, связанные с осуществле­нием мер, направленных на формирование психологической готовности человека к работе с новой техникой, к различно­го рода нововведениям (снятие психологических барьеров), с созданием нормального психологического климата в кол­лективе, установлением нормальных взаимоотношений ру­ководителей и подчиненных и, в частности, с использовани­ем выработанных наукой и практикой принципов общения руководителей с подчиненными.

Условия труда как рабочих, так и управленческого персо­нала регулируются едиными законодательными актами, нор­мативами, стандартами. Вместе с тем содержание элементов условий управленческого труда имеет свою специфику, обус­ловленную его особенностями.

Работа по созданию благоприятных условий управленче­ского труда должна носить комплексный системный харак­тер. Начало их формирования закладывается при проектиро­вании предприятий и учреждений. Это относится прежде всего к санитарно-гигиеническим и эстетическим условиям труда, которые формируются под влиянием проектируемой техники и технологии, архитектурно-строительного оформ­ления зданий, внутреннего размещения служебных подраз­делений и оборудования, рабочей мебели и т. п. На этом эта­пе проектируются вентиляция, кондиционирование воздуха, освещение служебных помещений в соответствии с санитар­ными и строительными нормами.

Не менее важна разработка мер по формированию и улуч­шению условий труда на уже действующих объектах. Здесь работу следует вести по всему комплексу элементов условий труда, но особое внимание надо уделить психофизиологиче­ским и социально-психологическим факторам, формирую­щимся под влиянием выполняемой работы, межличностных отношений, т. е. факторам, которые на этапе проектирова­ния предприятий не могут быть учтены.

Поскольку в современных условиях хозяйствования все большее значение придается активизации человеческого фак­тора, роль социально-психологических условий труда также повысится, ибо они способствуют усилению социальной мо­тивации труда, стремлению к большей творческой отдаче специалистов.

Комплексный подход к обеспечению благоприятных ус­ловий труда отражен в специальных межотраслевых требо­ваниях и нормативных материалах, которые следует учи­тывать при проектировании новых и реконструкции дей­ствующих предприятий, технологических процессов и обо­рудования [7].

 

Санитарно-гигиенические условия труда

Как уже отмечалось, санитарно-гигиенические условия труда включают микроклимат (температуру, влажность и ско­рость движения воздуха), освещение, шум и вибрацию.

Микроклимат в помещениях влияет на работоспособ­ность, производительность труда и здоровье работников, о чем особенно явно можно судить по уровню простудных за­болеваний. При установлении нормального микроклимата следует руководствоваться действующими нормами метеоро­логических условий. Поскольку температура, влажность и скорость движения воздуха зависят от наружных метеоусло­вий, а также работы средств отопления и вентиляции, нормы на эти параметры производственной среды различаются для холодных и теплых периодов года, для помещений с разным уровнем избыточного тепла (табл. 11).

 

Таблица 11

Нормы температуры, относительной влажности и скорости

движения воздуха в рабочей зоне*

 

Характеристика производствен. помещений Холодный и переходной периоды года (температура воздуха ниже 10*С) Теплый период года (температура воздуха выше 10*С)
Температура *С Относительная влажность, % Скорость движения воздуха, м/с Температура, *С Относит. влажность, % Скорость движ. Воздуха
Помещение с избытком тепла:            
Незначительным (23,26 Вт/м3 и менее)   17-22 Не более Не более 0,3 Не выше Не более   0,3-0,5
Значительным (более 23,26 Вт/м3)   17-24   То же   То же   То же Не более   0,3-0,7

___________________

* См.: Нормы метеорологических условий в рабочей зоне производствен­ных помещений СССР.

 

Наиболее оптимальной считается температура в служеб­ном помещении в пределах 18-20°С, а влажность воздуха, более 60% уже неблагоприятна.

Из приведенных в табл. 11данных видно, что уровень тем­пературы связан с влажностью воздуха. Приболее низких температурах допускается большая влажность, при высоких влажность воздуха должна быть ниже. В физиологическом плане большая влажность при высокой температуре оказывает гнетущее воздействие. Психологически при одной и той же температуре влажный воздух кажется жарким, сухой ­холодным. Минимальная влажность не должна быть ниже25-30%, нормальная - в пределах 40-60%. По мнению фи­зиологов, понижение или повышение температуры воздуха в служебном помещении на 10-12°С снижает производитель­ность труда на 15% и более.

Необходимо сказать несколько слов о курении. От курения страдают не только легкие, но и глаза. Часто бывает, что некоторые некурящие предпочитают даже сменить работу, чем выносить постоянный чад. Против постоянного дыма от курения бессильна самая совер­шенная вентиляция. Поэтому курению в служебных помещениях и вообще в рабочем здании надо сказать решительное "нет".

В служебных помещениях необходимо добиваться кон­диционирования воздуха, т. е. одновременного регулиро­вания его температуры, влажности, чистоты и воздухооб­мена. Особенно оправданно кондиционирование в летние месяцы, а точнее во всех случаях, когда температура в помещении достигает 270С и выше. Полное кондициони­рование воздуха повышает производительность на 15%, од­новременно значительно сокращаются простудные заболе­вания.

В большинстве видов умственной деятельности активно участвует зрение (чтение, письмо). По данным исследова­ний НИИ труда, с помощью зрения человек получает до80-90% информации. Усиление напряжения зрения – один из основных факторов утомления. Неслучайно нормы ос­вещенности в различных странах неоднократно пересмат­ривались в сторону увеличения. В настоящее время нормы освещенности (СН-2445-71) дифференцированы по выполняемым видам работ. Наибольшая норма установлена для работников конструкторских бюро, машинописных и ма­шиносчетных бюро, наименьшая - в приемных и комна­тах ожидания (табл. 12). При установлении рациональной освещенности рабочих мест следует руководствоваться спе­циальными нормативно-методическими рекомендациями, утвержденными Минздравом [8]. Недостаточное освеще­ние служит причиной преждевременного утомления. Осве­щение считается нормальным, если позволяет длительное время работать без напряжения зрения. Расчеты зарубеж­ных специалистов показывают, что между освещенностью и производительностью труда существует прямая зависи­мость.

 

Таблица 12

 

  Помещения   Наименьшая освещенность, люкс Поверхности, к которым относятся нормы освещенности
При люминесцентных лампах При лампах накаливания
Административно-конторские помещения и кабинеты, рабочие комнаты для конторских занятий*     0,8 м от пола в горизонтальной плоскости
Машинописные и машиносчетные бюро     То же
КБ и чертежные бюро     То же
Залы заседаний     То же
Приемные и комнаты ожиданий     То же
Архивы 1) на рабочих столах 2) на стеллажах             То же   2м от пола в вертикальной плоскости

 

_______________________

 

* Требуется дополнительное местное освещение.

 

Освещение может быть естественным и искусственным. Е с т е с т в е н н о е о с в е щ е н и е наиболее благоприятно, но возможность его использования ограничена продолжительностью светового дня, зависит от погоды, а также от удаленности рабочего места от окон. Свет должен падать сверху с левой стороны, что особенно важно для служащих, выполняющих письменную работу за столом или чертежной доской, для машинисток допустимо освещение справа.

Естественное освещение наиболее благоприятно для глаз. Поэтому надо как можно более длительный период пользоваться только им. Но необходимо следить, чтобы естественное освещение обеспечивало освещенность, соответствующую нормам. Для исключения контрастности.

остекления с окружающим фоном (потолком, полом) необходимо устанавливать на окнах жалюзи или завешивать окна светорассеивающими шторами. Стекла окон всегда должны быть чистыми.

Основные требования, которые предъявляются к рациональному и с к у с с т в е н н о м у о с в е щ е н и ю, заключают­ся в том, чтобы оно было достаточным по уровню освещенности и равномерности освещения, а также обеспечивало равномерное распределение света в помещении, защиту глаз от слепящего светового потока.

В служебных помещениях чаще всего используется ком­бинированное освещение - сочетание общего и местного. За счет общего освещения обеспечивается равномерное осве­щение всего помещения, за счет местного - достигается рас­четная освещенность в рабочей зоне.

Предпочтительным вариантом общего освещения явля­ется потолочное, при котором отраженный свет создает равномерную освещенность. Светильники предпочтитель­но располагать вдоль рабочих мест, чтобы избежать слепя­щих бликов.

При устройстве местного освещения лучше применять поворачивающиеся, передвижные лампы на гибком шланге или на специальных шарнирах; мягкий, не слепящий свет должен падать на рабочее место слева; мощность ламп реко­мендуется не менее 50-70 Вт.

Преимущество местного освещения в том, что лампа небольшой мощности может обеспечить высокую и равно­мерную освещенность рабочей поверхности и обеспечить любое направление светового потока. Однако применение одного местного освещения нежелательно, так как это свя­зано с необходимостью адаптации зрения из-за резких контрастов в освещенности рабочей зоны и всего помеще­ния.

Во всех помещениях желательно устанавливать лампы люминесцентного свечения, которое более экономично, спо­собствует повышению зрительного восприятия благодаря тому, что его спектральный состав близок дневному свету, увеличивает остроту зрения и снижает утомляемость глаз, улучшает эстетическую обстановку, создавая мягкое освеще­ние, близкое к дневному. Спектр люминесцентных ламп так­же богат ультрафиолетовым излучением и благоприятно влияет на организм, если применяются лампы из специального стекла, не задерживающего эти лучи.

Люминесцентное освещение позволяет увеличить освещенность в 2-2,5 раза по сравнению с лампами накаливания при одинаковом расходе электроэнергии.

Освещенность рабочих помещений с дисплеями рекомен­дуется в пределах 300-500 лк. В поле зрения работающего с дисплеем не должны находиться окна и осветительные приборы. Нельзя располагать АРМ так, чтобы свет падал из-за спины. Светильники должны быть с рассеивателями, отра­жение на экране от источника света снимается установкой защитных экранов. Яркость свечения экрана не должна быть меньше освещенности рабочей поверхности с документами, поскольку скачки яркости при смене полей зрения (с доку­мента на экран и наоборот) должны быть минимальными.

В тесной связи с установлением рациональной освещен­ности должно решаться цветооформленuе помещений, так как существует определенная зависимость между цветом и воз­никновением зрительного утомления.

Рациональная окраска служебных помещений выполняет три функции: физиологическую, психологическую и эстети­ческую.

Физиологическая функция цвета заключается в его воз­действии на нервную систему человека. В поле зрения работающего должны быть цвета средневолновой части спектра, благоприятно действующие на нервную систему, а также улучшающие освещенность за счет высокого коэф­фициента отражения света. Поэтому для окраски стен служебных помещений целесообразно применять салатный, светло-бежевый, светло-зеленый, светло-голубой цвета, коэффициенты, отражения которых равны соответственно 0,7; 0,62; 0,42; 0,45.

Психологическая функция цвета заключается в его воздействии на психологическое состояние человека: одни цвета (яркие, сочные) бодрят, другие (голубой, зеленый) - успокаивают, холодные цвета (синий, голубой, фиолетовый) - вызывают ощущение прохлады даже в теплых помещениях, теплые (желтый, оранжевый, желто-зеленый, красный) - способствуют ощущению теплоты в прохлад­ном помещении.

Эстетическая функция цвета заключается в его воздейст­вии на гармоничное восприятие помещения, создание кра­сивого, благоприятного для работы цветового фона.

При выборе цвета для окраски помещения надо исходить из содержания трудовой деятельности, расположения слу­жебного помещения по отношению к сторонам света (юг, север и т. п.), географического расположения предприятия. Так, при однообразной работе оправданна окраска стен по­мещения и мебели в яркие бодрящие тона, а при работе, требующей активного внимания, целесообразна более спо­койная окраска в голубые, голубовато-зеленые цвета. В та­кие же тона рекомендуется окрашивать стены при любом характере деятельности в помещениях, окна которых выхо­дят на солнечную сторону, и, наоборот, в более теплые тона (желтовато-бежевый, слоновой кости, светло-желтый) в ком­натах, выходящих на север или северо-восток. В служебных помещениях центральных и северных районов потолки ре­комендуется окрашивать в белый цвет, в южных - в светло-­голубой [9].

Шум в помещениях снижает внимание и работоспособ­ность, не дает возможности сосредоточиться. Применитель­но к умственному труду допустимая громкость шума уста­новлена в диапазоне 50-75 децибел в зависимости от харак­тера работы и наличия источников шума [10].

Основными источниками шума в служебных помещениях являются используемые машины, громкие разговоры и теле­фонные переговоры, передвижение стульев, хлопанье дверь­ми, излишние хождения, звуки, проникающие с улицы и из других помещений. Против источников шума с улицы почти ничего нельзя предпринять, можно лишь перевести работ­ников в другое помещение или держать окна, выходящие на улицу, закрытыми. С шумом, возникающим в самом помещении, можно бороться, используя разные методы.

Прежде всего это строительные меры, направленные в основном не на устранение шума, а на его поглощение. Наи больший эффект дает использование звукопоглощающих (акустических) материалов для облицовки стен (акустичес­кая штукатурка, перфорированные панели с подклейкой тка­нью или рыхлым звукопоглощающим материалом, древес­новолокнистые плиты и др.), устройство звукопоглощаю­щих подвесных потолков. (Для сравнения отметим, что акустические материалы поглощают 70% звука и отражают 30%, стекло отражает 97,2%, цемент - 98,8%.) Использование акустических материалов наиболее целесообразно в помещениях, где работает много машин (машиносчетные, машинописные, копировальные бюро и т. д.). Исследования показали, что количество ошибок, допускаемых операторами машин в помещении после акустической его облицовки, сократилось более чем в 2 раза, повысилась на 8,8% производительность труда [11].

Поглощения шума можно также добиться организацион­но-техническими мерами: устройством приспособлений, устраняющих хлопанье дверьми, установкой амортизаторов (прокладки под машинки, резиновые про кладки на ножки стульев и других подвижных предметов), установкой глушителей на телефонные аппараты, обивкой дверей звукопоглощающими материалами, укладкой ковровых дорожек, занавешиванием окон, выделением специальных помещений для бесед и т. п.

Созданию благоприятной среды в служебных помещени­ях в определенной мере способствует ее э с т е т и з а ц и я. Разработка практических мер по эстетизации должна быть не просто направлена на создание красивого интерьера, а предусматривать психологическое воздействие светоцветового климата, форм живой природы (озеленение), а также средств визуальной информации (различного рода наглядные пособия, экспонаты, доски объявлений) на стимулиро­вание работоспособности. В связи с этим эстетическое оформление служебных помещений надо поручать специалистам соответствующего профиля.

Помощь в осуществлении этой работы могут оказать ме­тодические материалы специальных организаций.

 

Психофизиологические условия труда

Психофизиология выработала ряд правил и требований, которые необходимо соблюдать для обеспечения высокоэф­фективной деятельности и сохранения работоспособности работников на длительный период.

1. В работу надо входить постепенно. Время, необходимое для вхождения в процесс труда, называется периодом врабатываемости. Это время формирования доминанты, обеспечивающей конкретный вид трудовой деятельности. Длительность периода врабатываемости различна в зависи­мости от состояния организма человека, переутомления, со­стояния санитарно-гигиенических условий труда, сложности выполняемой работы. Обычно он длится 15-20 мин., но может доходить и до 45-60 мин. Сокращение длительности вра­батываемости добиваются организационными мерами: вве­дением распорядка рабочего дня, упорядочивающего контак­ты с руководителем и другими служащими во времени, про­думыванием порядка выполнения работы на предстоящий день.

2. Работу следует начинать с выполнения более простых ее элементов с постепенным переходом к более сложным.

3. Необходимо соблюдать размеренность и ритм в рабо­те. Ритмичный труд более производителен и менее утоми­телен по сравнению с неритмичным. Следовательно, орга­низационные меры, обеспечивающие ритмизацию труда ра­ботников в течение рабочего дня, недели, месяца, - улуч­шение оперативного планирования, упорядочение инфор­мационного обслуживания во времени, разработка и вве­дение распорядков рабочего дня - способствуют устране­нию помех, отвлечений и упорядочивают распределение различных работ по часам рабочего дня (дням недели), выделение, в частности, времени на выполнение наиболее творческой работы.

Следует иметь в виду, что от неритмичности более всего страдает творческая работа, поскольку она требует сосредо­точенности. Отвлечения, помехи, всякое отступление от про­думанного ритма приводят к тому, что аналитическая и кон­структивная работа откладывается или ее выполнение пере­носится на вечерние, сверхурочные часы, когда продуктив­ность значительно ниже; Вместе с тем при организации тру­довых процессов следует избегать жесткой временной регла­ментации работ, требующих творческого подхода, если это не вызывается какими-либо особыми условиями. Психоло­гически жесткая регламентация может повлечь стремление к упрощению задачи, снижению творческого начала и дать нежелательный результат - снижение уровня прогрессивнос­ти, оригинальности решений.

4. Надо обеспечить нормальное чередование труда и отды­ха, а также форм деятельности. Это требование основано на учете закономерностей работы головного мозга: умственный процесс должен развертываться длительно. В силу сложившей­ся доминанты процесс мышления может продолжаться и во время перерывов, и после окончания рабочего дня. В связи с этим большое значение для профилактики утомления имеет разработка рационального режима труда и отдыха.

Режим труда и отдыха предполагает установление общей величины внутрисменных перерывов на отдых, их распреде­ление в течение рабочего дня, а также установление формы отдыха - активной или пассивной.

Общее время на отдых методическими рекомендациями НИИ труда [12] предполагается рассчитывать по показателю утомления (снижения работоспособности), который опреде­ляется по данным физиологических исследований и может изменяться от 1 до 100 отн. ед. За названными пределами нормального восстановления работоспособности не проис­ходит. Диапазон изменения работоспособности для разных видов труда неодинаков. Для видов умственного труда он составляет от 10 до 54 отн. ед.

Для определения суммарного времени на отдых в диапазо­не утомления 10-50 отн. ед. можно воспользоваться формулой

Т = О,58У,

где Т - общее время на регламентированный отдых, мин; У - показатель утомления, отн. ед.

По данным НИИ труда, для сменных мастеров с загружен­ностью от 0,75 до 1,2 показатели утомления составляют: 23; 28; 33 и 50 ед., а рассчитанное по указанной формуле время на отдых - соответственно от 13 до 30 мин, для специалистов тех­нического и экономического профиля - 20-25 мин, для технических исполнителей 25-36 мин. К этому времени всем работникам, независимо от вида труда, добавляется. 10-15 мин в смену на личные надобности.

При распределении времени на отдых в течение рабо­чего дня можно ориентироваться на типовые внутрисменные режимы труда и отдыха с учетом специфики деятельности [13].

Продолжительность и частота перерывов в основном за­висят от характера деятельности. Так, при работах, требую­щих большого внимания и напряжения зрения (например, операторы счетно-вычислительных машин), необходимы пе­рерывы длительностью 5 мин через каждый час работы, у машинисток - 3-4 мин через 45 мин работы, при постоян­ной сидячей работе (большинство специалистов) по 5-8 мин через каждые 2 ч работы.

Поскольку функциональное назначение перерыва - пре­дотвращать нарастание утомления, по рекомендации физио­логов его нужно устанавливать в период, предшествующий началу падения работоспособности. Это в равной мере относится к первой и ко второй половине рабочего дня. Преждевременный перерыв (т.е. в период стабильной рабо­тоспособности) может сбить установившийся ритм работы и, следовательно, даже принести вред, а запоздалый - не вы­полнит своего главного назначения.

Форма отдыха может быть пассивной (отдых сидя или с минимальной активностью) и активной (различные формы производственной гимнастики).

Для работников умственного труда предпочтительна активная форма отдыха. Как утверждают специалисты, проведение производственной гимнастики помогает не только снять развивающееся в процессе труда утомление, но и заставляет включить в активную деятельность опорно-двигательный аппарат, мышечную и вегетативные системы, т. е. органы и системы, которые в процессе умственной деятельности оказываются наименее нагруженными.

В режиме труда и отдыха работников умственного труда рекомендуется использовать систему Физкультурно-оздоровительных мероприятий, включающую в зависимости от особенностей деятельности вводную гимнастику, физкультурные минутки, микропаузы активного отдыха. Большое значение имеет подбор упражнений. Схемы подбора комплексов для вводной гимнастики, физкультпауз есть в специальной лите­ратуре.

Включение производственной гимнастики в режим труда и отдыха помогает сохранить работоспособность, здоровье, а, кроме того, является неотъемлемой частью культуры труда [14].

К активному отдыху относится и смена форм деятельно­сти. Ее использование зависит от характера и организации трудового процесса. Чтобы смена форм деятельности выпол­няла роль активного отдыха, необходимо учитывать ряд фи­зиологических требований:

  • наилучший результат достигается при смене интенсивной работы на менее интенсивную, работы высокого темпа - на работу менее высокого, сложной - на простую, монотон­ной - на более разнообразную;

· чередуемые работы должны отличаться по рабочей позе и, главное, по содержанию нагрузки;

· смена форм деятельности в качестве активного отдыха дает лучшие результаты у работников молодого возраста; с возрастом эффект положительного влияния снижается;

  • работы, требующие длительного врабатывания, целесооб­разно заменять другими, приурочивая их смену к началу оп­ределенного периода в работе (после обеденного перерыва, после выходного дня, начало нового рабочего дня), тогда переход к новой работе совпадает с периодом врабатывания и не нарушается создавшийся ритм жизненных функций.

Разработка психофизиологических условий труда для ра­ботающих на ПЭВМ и видеотерминалах (ВДТ) должна учи­тывать их специфику: высокую монотонность труда при вво­де информации, высокое нервно-эмоциональное напряже­ние, возникающее в результате жестких лимитов машинного времени, зависимости человека от ЭВМ и особенностей партнерства с ней, при работе в системе редактирования и др. Для профилактики отрицательных последствий монотон­ности рекомендуется ограничивать темп ввода информации. Допустимым уровнем темпа считается не более 40000 мелких движений кистей рук в смену [15].

Режим труда этой категории работников должен предус­матривать ограничение работы за ВДТ - не более 50% рабо­чего времени [16].

Нельзя не отметить здесь и социально-психологические проблемы, связанные с применением в труде новых техниче­ских средств: формирование психологической готовности человека к работе с новой техникой, снятие так называемых психологических барьеров (тревога из-за облучения и ухуд­шения зрения при работе за ВДТ, невосприятие новой тех­ники из-за неуверенности в своих возможностях и способ­ностях работать на новой технике, необходимость получения новых знаний и др.), необходимость преодоления устойчи­вой удовлетворенности прежней организацией трудового процесса и опасения п о т е р я т ь с введением новой техни­ки достигнутый работником статус, занимаемую должность и социальное положение.

В преодолении указанных барьеров специалисты в об­ласти психологии труда отводят особую роль руководите­лям, которые должны параллельно с внедрением новой техники позаботиться о подготовке сотрудников к работе в новых условиях, убедить в преимуществах ее, показать, что ПЭВМ и ВДТ расширяют способности и возможности че­ловека. Так, применение дисплеев развивает и увеличивает объем памяти, ускоряет мыслительные процессы. Более подробно с мерами по снижению психологической и со­циальной напряженности в связи с введением новой техники можно ознакомиться в методических рекомендациях НИИ труда [17].

При анализе состояния условий труда на предприятии оценивается степень реализации санитарно-гигиенических норм, системы стандартов и техники безопасности, психо­физиологических, эстетических, эргономических и социаль­но-психологических требований к условиям труда.

 

 

Глава 8.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...